Еще раз спасибо судьям за разрешение принять участие в «групбилде», в этот раз в качестве «поддержки». По разным причинам (работа, семья, переезд…) моя постройка затянулась уже больше чем на год, собственно поэтому я сначала не заявлялся в групбилд, думал, что закончу раньше, потом наоборот понял что не успеваю. Но как раз до 20 марта есть шансы работу закончить, так что «вставляюсь». Олимпийский принцип – «главное участие», как раз отлично работает для таких мероприятий, ну а в следующий раз я постараюсь заявиться вовремя и строить как положено «он-лайн» (Ми-6 для этого уже заготовлен).
Про Ми-24В в сети и СМИ полно всякой информации, так что останавливаться на этом не будем. С конкретным прототипом борта дело хуже, хороших фото Афганского периода не так уж и много, достаточно многие боковики, как я понял изучая фото и схемы окраски, нарисованы «по мотивам», особенно цвета камуфляжа. Так что в конце концов я остановился на сборном образе Афганского борта в типично советском вертолётном камуфляже – салатово-зелёном (серовато-салатовом - хаки, я даже не знаю как это правильно назвать...). О раскраске и особенностях поговорим ниже, тут отмечу только, что бортовой номер подобран по книжке уважаемого Игоря Фролова «Ничья» - на «07» летал его партнёр по шахматам (и не только …) Майор.
Ну закончим оффтоп о лирике, начнём о моделизме. Хороший обзор модели предложен тут: http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1147.html . В принципе там почти всё сказано – аккуратная и хорошо деталированная модель, и по сравнению с тем, что было до неё, почти правильная и похожая на себя. В чертежи из Авиации и Время она хорошо легла, внешнее сравнение с фотками и своими знаниями (я ещё и лётчик-оператор Ми-24В по ВУС) показало хорошее соответствие. Кто-ж знал, что Звезда резко закончит паковать свой прошлый вариант и сделает нынешний шедевр. Несколько существенных замечаний по пластику:
- пол кабины оператора выше, чем он должен быть – примерил – правда. Но решил не лечить, так как это тянуло за собой переделки внутренней компоновки, а в конце концов на собранной модели это не так уж заметно;
- шов на пластике фонаря – легко заполировался банальным последовательным применением нескольких номеров наждачки и зубной пасты в конце. Линзу на боковинах фонаря трогать не стал, хотя конечно вид кабины она искажает сильно;
- в обзоре модели читал критику о неправильном угле хвостовой балки и фюзеляжа. В принципе есть такое дело, и конечно это для вертолёта важный момент. Но с другой стороны он заметен только если знать куда смотреть и знающим людям, а хирургическое вмешательство требует таких затрат, что по-моему оно того не стоит.
- почему-то долго не становился на свое место фонарь и капоты двигателей. Я конечно подозреваю, что собирая фюзеляж с его начинкой я где-то допустил косяк, что повлекло в центральной части фюзеляжа небольшое утолщение и потом ступеньки между фюзеляжем, фонарём и капотами. В конце концов после подгонки все встало на свои места. В остальном модель собиралась достаточно приятно, ещё раз отмечу хороший уровень деталировки мелочей – детали кабины, шасси, НВ, вооружение…
Десантную кабину открывать не собирался, поэтому задул её голубым с имитацией бака и ящика ЗИП на задней стенке серым и зелёным. С кабиной пилотов возился дольше, результат виден на одной из немногих фото процесса. Пользовался цветным травлением от Эдуарда – очень понравилось, горячо рекомендую! При всем мастерстве уважаемых моделистов, так красиво и точно нарисовать приборные доски смогут очень немногие. Мелочи доделывал сам, в основном обращал внимание на характерные и хорошо заметные снаружи детали – вентиляторы, ручки, зеркало у Командира. Со сборкой кресел случился очередной залет – я как-бы хорошо представляю, как должна выглядеть подвесная система парашюта С-4У, подушки на парашют я сделал, а спинки оставил на потом…Потом была борьба с подгонкой фюзеляжа и фонаря, всякие другие заботы, и вот когда я радостно и намертво приклеил фонарь на место я понял, что об этой части я забыл. В итоге то что лежит на сиденьях у лётчиков имеет странный вид, я даже не берусь сказать что это – не то ремни, не то парашют…
Наконец кабина закрылась, фюзеляж, крыло - все собралось сравнительно неплохо, пришло время окраски. Где-то тут в сборке наступила несколько месячная пауза по вышеназванным причинам, за это время появилась Звезда, потом Сергей FSL её собрал…Лично на меня хорошие модели других моделистов всё-таки производят некоторое деморализующее воздействие – смотреть на их произведения очень приятно, но браться за свое, получающееся хуже, желание пропадает. Но в конце концов освободилось время, и после душевного усилия над собой продолжаю.
Грунтовка Тамией, восстановление обшивки и капотов, где они пострадали. Легкая попытка клёпки. Решился на это в первый раз, только в самых характерных местах. Не везде аккуратно получилось, но сама идея понравилась, на следующих моделях буду катать заклёпки обязательно!
Фонарь прикрывал масками от Эдуарда, плюс колорстоп. Маски – мое мнение неплохо, но ожидал большего, они всё-же не совсем попадают в контуры фонаря (или может мои руки такие…). Наступило время окраски. Крашу Ревелом, похожих цветов не нашел, пришлось мешать (салатовый +серый +белый). Так как я уже имел печальный опыт (Ми-8МТ получился слишком «зелёный»), то пока не добился более-менее похожих цветов, до модели не дотрагивался.
С самими цветами – отдельная песня. Во-первых надо учитывать, что цифровая фотография появилась позже, соответственно все что есть в сети – сканы с фото и пленок, а качество цветопередачи было тогда на порядок ниже. Во-вторых фотосъёмка как-то не особо приветствовалась, поэтому не смотря на большое количество людей и техники прошедших через те события фоток не много. В-третьих боковики, кроме нескольких отечественных авторов народ рисует очень сильно наугад. Почему-то в западных источниках массово растиражирована песочно-коричневая раскраска, но ни одного фотоподтверждения тех времён я не видел. Различные варианты серых-зелёных с плавными переходами и т.д. Возможно такие самокрасы и были, но очень врядле что-бы это было в наших ВВС того периода. Из всего этого понял что для Ми-24 ВВС СССР существовало главным образом два типа камуфляжа – салатовый - хаки и серый - хаки, форма пятен опять таки двух основных видов – трилистники или поперечные полосы (это более характерно для экспортных машин, но были и у нас такие экземпляры). На Афганских фото большинство машин в салатово-зелёных тонах (а в ГСВГ серо-зелёные, причём многие очень выгоревшие – либо солнце в Германии такое ядрёное, либо влажный климат так сильно съедал наши эмали), это и определило выбор цветов и схемы. Что-бы получить форму пятен «трилистники», пришлось начать с более тёмных пятен, а потом уже их маскировать кусочками Тамиевской ленты и колорстопа.
После окраски было проведено тонирование (акварель + карандаш), грязнение (копоть надута, плюс Тамиевские сухие грязнилки (пользовался тоже первый раз, остался доволен).
ЭВУ-шки взяты от давно валяющейся старой «Звезды». Опять таки согласен, что они не очень правильные, но правильных пока не добыл, а без них «там» вертолеты не летали…
Я так понимаю, что таким длинным описанием я уже многих утомил, так что завершаю. Крайний залёт случился недавно – план был ставить блоки АСО на борта фюзеляжа, что соответствовало варианту доработанного «под Афган» вертолёта. Но когда размещал звёзды почему-то просчитался с их местом (положил на место характерное для вертолёта без АСО) , а потом АСО-шки залезли прямо на звёзды. Я задавал вопрос о таком варианте на вертолётном форуме, но молчание было мне ответом. Просмотр фото в сети тоже не дал положительного ответа, скорее всего эту доработку производили на АРЗ, где вертолёт перекрашивался, а звёзды наносились выше и ближе к крылу. Пришлось повесить АСО под балку (получился ранний вариант), а заодно переделать сами блоки (первый вариант совсем неаккуратный получился).
Ну вот собственно и всё. Извините за «много букв», но это жалкая попытка сжать то, что у нормальных людей занимает несколько страниц форумной ветки, да ещё и заменить отсутствующие фотографии. Ниже – сегодняшний этап – идёт сборка НВ, вчера гнул лопасти. Ещё сам не понял, как получилось (то кажется ничего, то опять перегнул), прошу табуреток из зала!!!
Добавлено спустя 8 часов 43 минуты 27 секунд:
Это одна из фотографий, на которую ориентировался при выборе схемы и цветов (найден на skywar.ru):
А это один из наиболее похожих в смысле цветов и их описания боковиков (из Палитры Крыла):
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 9:10 am
Заголовок сообщения:
Первое, что бросается в глаза-тубусы ПТУР не были такого цвета никогда-только ХАКИ или близкий к нему) Ребра жесткости на ЭВУ в задней части д б прямыми. И не видно меток на ободах шасси. Да, еще ЯКБ должен быть темнее-почти черный. А в целом вполне смотрибильно
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 10:17 am
Заголовок сообщения:
Kent - спасибо за отзыв! Красные риски нанесу обязательно (какой-же наш ЛА без них!), ЯКБ подчерню. С Штурмами - не попла в цвет, сейчас разберусь с НВ и перекрашу. Ну а ЭВУ - такие они уже будут...Кстати, забыл посмотреть - а как они в новой Звезде?
Добавлено: Сб Мар 12, 2011 10:16 pm
Заголовок сообщения:
Как и остальные участники, я плавно двигаюсь к завершению. Закончил рулевой винт, веду работы над деталями втулки и лопастями, сам вертолёт обрастает антенами:
Добавлено: Вс Мар 13, 2011 8:46 pm
Заголовок сообщения:
Ещё немного ещё чуть чуть...Нахожусь на завершающей стадии - проводка ПОС на НВ, копоть на лопасти и немного добавить на борта, дунуть ещё раз поверх всего лаком. Пока предлагаю предстартовый осмотр (комментарии и предложения приветствуются, в пределах времени и желания постараюсь устранять замечания):
Добавлено спустя 2 минуты 38 секунд:
P.S. Освещение какое было, на парадную фотосессию пойду на солнышко
Добавлено: Вт Мар 15, 2011 9:09 pm
Заголовок сообщения:
Ну вот и я закончил!!! Представляю первый заход, верх и низ будут чуть позже:
Добавлено спустя 5 минут 46 секунд:
tolthe1st - Извините, не ответил - крен смотрел, вроде нет. Если будет, попрошу техников подкачать стойки
Лак - это уже был завершающий слой. Слегка прикрыл стёкла лентой и аккуратненько дунул. До этого фонари пришлось открыть - проверить, нет ли ошибок, может чего краской исправить надо. Ну и терпеть не было сил само собой
Добавлено: Ср Мар 16, 2011 11:25 am
Заголовок сообщения:
Вполне, достойно....покраска-хороша. Может небольшую смывочку на лопасти-для объема? А на основных стойках проводки нет? и можно было украсить РВ парой проводов
Извините, облом и-нета выбил на пару дней из диалога (чуть к окончанию не опоздал ). Всем спасибо за отзывы!
Академик - тонировать старался. Я стараюсь избегать слишком ярких и равномерных тонировок всего подряд, они выглядят красиво, но на мой взгляд не совсем реально.
Kent - Проводка на основных стойках присутствует, но её тами в жизни немного не много (по моему одна трубочка гидравлики на тормоза...), поэтому не очень видно. Вид снизу выкладываю и крупный план - может получится показать. Со смывкой на лопасти - попробую, я их подкоптил и тониронул Тамией "пылью",но смывка конечно не помешает.
Stanip - На грустном опыте прошлой "восьмёрки" (она получилась зелёной, как крокодил Гена ), я понял, что пока я не подберу все цвета на отдельном кусочке пластика, то не буду дуть на модели. Поэтому мешал - дул - смотрел пока не добился похожести. Высокие стойки - согласен. Хобик даёт их очень похожими на реальные, мелко деталированные, но по геометрии это скорее похоже на вертолёт с запущеными двигателями и уже приподнятым "шаг-газом". В идеале их надо-бы конечно подрезать, но в принципе мне и так нравится. Можно сказать, что это вертолёт после вылета, уже пустой, а сами стойки ещё новые и не продавленные амортизаторы - поэтому "сидит" высоко.
P.S. Ещё раз всем СПАСИБО, надеюсь на встречу в новом вертолётном "билде"!
Добавлено спустя 2 минуты 46 секунд:
Извините, а как добавить в название темы - ГОТОВО! (?)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы