Добавлено: Сб Окт 22, 2011 4:18 pm
Заголовок сообщения: Самолёт DKD-IV братьев Dzialowskich, поиск информации!
Здравствуйте коллеги, прошу Вашей помощи в поиске информации на данный самолёт. Инфы очень мало, хотя гугл предоставил порядка 20 фотографий, но совсем не ясно дела обстоят с кабиной. Заранее большое спасибо!
20 фотографий - это колоссальный улов! По некоторым машинам и 5 не наберется. Только в с рубрикой ошиблись - самолет-то польский, и как я знаю, к нам ни один не попал.
Вот статья из книги "польского Шаврова" Анджея Глясса. Перевод мой:
Хорошие результаты самолёта DKD-III на 1-м Национальном конкурсе авиеток (DKD-III под управлением самого конструктора занял 4-е место, получив при этом наивысший балл за взлётно-посадочные характеристики, потолок и время разборки – Прим. Redstar72) побудили Станислава Дзяловского продолжать конструкторские работы. Во 2-й половине 1928 г. Дзяловский разработал проект двухместного спортивного самолёта DKD-IV. Расходы на материалы для его постройки взяла на себя LOPP (Liga Obrony Powietrznej i Przeciwgazowej – нечто вроде польского Осоавиахима, как я понимаю). В сборе средств на покупку двигателя Siemens (55 л.с.) помогли рекламные полёты Дзяловского на DKD-III в городах Краковского воеводства, выпуск специальных значков (стоимостью по 10 грошей) и почтовых открыток. Материалы были куплены в кредит и в рассрочку на предприятиях PZL, PWS и “Plage i Laśkiewicz”.
Дзяловский построил сразу два экземпляра самолёта. Первый (зав.№ 1) имел двигатель Siemens 55 л.с. и назывался DKD-IV bis (первоначально DKD-V); он предназначался для LOPP. Второй (зав. № 2) под названием DKD-IV – для Академического аэроклуба в Кракове, который предоставил для него 45-сильный двигатель Anzani и оплатил стоимость материалов. Кроме двигателя, DKD-IV bis отличался от DKD-IV скошенными законцовками элеронов. Постройка каждого самолёта обошлась в 4000 злотых. В октябре 1928 г. самолёт прошёл статические испытания в присутствии представителя IBTL.
DKD-IV bis № 1 с двигателем Сименс
Оба экземпляра были построены в Парке 2-го авиаполка в Кракове и облётаны в сентябре 1928 г. на краковском аэродроме Раковице незадолго до начала 2-го Национального конкурса авиеток (II Krajowy Konkurs Awionetek). Вес пустого DKD-IV должен был составлять 260 кг, а DKD-IV bis – 280 кг (однако был превышен на 65 кг).
Во 2-м Национальном конкурсе авиеток экипаж DKD-IV (конкурсный номер 15) составили Я. Баргель и женщина-лётчица Ивашкевич, а DKD-IV bis – поручик Качмарчик и брат конструктора Мечислав Дзяловский. При перелёте из Кракова в Варшаву на конкурс оба самолёта получили повреждения: DKD-IV – незначительные, а DKD-IV bis – довольно серьёзные. Однако благодаря помощи работников авиакомпании Aerolot обе машины удалось отремонтировать вовремя. В результате DKD-IV стал победителем конкурса, а DKD-IV bis занял 3-е место. DKD-IV bis изначально имел худшие характеристики из-за плохо отрегулированного двигателя.
DKD-IV № 2 - победитель 2-го Национального конкурса авиеток (1928 г.)
Осенью 1928 года командир 2-го авиаполка хотел заказать для ВВС 25 самолётов DKD-IV, но Департамент Аэронавтики не одобрил заказ. Тем временем первый самолёт из этой серии начали строить. На рубеже 1928-29 гг. Дзяловский закончил его постройку для Краковского аэроклуба; самолёт получил заводской № 3 и двигатель Anzani 45 л.с. От предшественников он отличался модифицированным шасси. После введения новой системы регистрации самолётов в 1929 году DKD-IV получили регистрационные номера: DKD-IV bis № 1 – SP-ABA (позднее изменен на SP-ABX), DKD-IV № 2 – SP-ABL и № 3 – SP-ABY.
Самолёты DKD-IV имели малую эффективность рулей при небольших углах отклонения: из-за плоского профиля оперения рули выходили из «мёртвой зоны» завихрений лишь при отклонении на достаточно большой угол. SP-ABL приобрёл известность после троекратного пролёта лётчика Я. Солтыковского под Демблинским мостом в Кракове 28 января 1930 г.
Самолёт SP-ABA был экспонатом Национальной выставки в Варшаве в 1929 году. В мае 1930 г. лётчик К. Пиотровский совершил на DKD-IV перелёт в Оломоуц и Брно. На SP-ABY с временно установленным рулём направления увеличенной площади выполнялись полёты с акробатом, подвешенным на трапеции.
Самолёты использовались для тренировочных и рекламных полётов (например, во время соревнований по санному спорту в Закопане). Кроме того, они участвовали в «Авиаперелёте Юго-Западной Польши» в 1929 г. (Дзяловский на SP-ABY занял третье место) и в Подгалянском слёте авиеток в г. Новы Тарг 3 августа 1930 г.
В 3-ем Национальном конкурсе авиеток в 1930 г. принял старт подпоручик Ковальчик на DKD-IV bis. Он занял лишь 11-е место из-за аварии, не позволившей ему закончить перелёт.
DKD-IV № 2 в 1934 г. подвергся капитальному ремонту, в ходе которого был переделан в одноместный (переднюю кабину зашили). Кроме того, фюзеляж лишился формообразующей опалубки – полотном обтянули непосредственно ферму, так что борта самолета стали плоскими. В таком виде он эксплуатировался Краковским Аэроклубом с мая 1934 до конца июля 1935 г.
Конструкция самолёта:
DKD-IV – двухместный спортивный самолёт смешанной конструкции, по схеме – моноплан-парасоль.
Фюзеляж ферменной конструкции. Ферма – сварная из стальных труб, расчалена проволокой. Обшивка – полотно поверх деревянных стрингеров; носовая часть и верх фюзеляжа под крылом обшиты листами алюминия. Кабины открытые, с защитными козырьками. Управление самолётом – двойное. С левой стороны фюзеляжа имеется подножка. Шасси двухколёсное, с общей осью, сварное из стальных труб, имеет резиновую амортизацию. Костыль амортизирован.
Крыло – трапециевидное, двухлонжеронное, состоит из двух частей. Конструкция крыла – деревянная, с полотняной обшивкой (за исключением носка, обшитого фанерой). Крыло установлено на фюзеляже с помощью четырёх стальных труб и имеет две пары подкосов, также из стальных труб, расчаленных проволокой крест-накрест. Оперение имеет плоский профиль, каркас из стальных труб и полотняную обшивку. Стабилизатор и киль расчалены проволокой между собой и к фюзеляжу. Управление элеронами – с помощью тяг, идущих под углом от бортов фюзеляжа к крылу, и тросов в крыле. Управление рулями высоты и направления – тросовое.
Двигатель DKD-IV – воздушного охлаждения, 6-цилиндровый звездообразный Anzani мощностью 45 л.с. при 1450 об/мин, массой 72 кг; на DKD-IV bis – 5-цилиндровый Siemens-Halske Sh-4 (55 л.с.). Винт двухлопастный, деревянный, фиксированного шага. Топливный бак в носовой верхней части фюзеляжа. Расход топлива с двигателем Anzani составлял 10,5 л/ч, с двигателем Siemens – 13 л/ч.
Окраска: DKD-IV был окрашен в светлый цвет, а DKD-IV bis – в тёмный.
Технические характеристики: DKD-IV - DKD-IV bis
Размах крыла: 9,0 м (оба)
Длина: 5,5 м - 5,6 м
Высота: 2,28 м - 2,2 м
Площадь крыла: 13,5 м2 (оба)
Масса пустого: 264 кг - 344 кг (после доработок: 318 кг - 374 кг)
Взлётная масса: 548 кг (после переделок) - 616...637 кг
Скорость максимальная, км/ч: 135 - 140
--//-- крейсерская: 126 км/ч (оба)
--//-- минимальная: 75 - 80
Скороподъёмность, м/с: 1,5 - 1,4
Потолок, м: 2270 - 2235
Разбег, м: 90 - 100
Пробег, м: 110 - 160
Разрушающая перегрузка: +6 (оба)
Схема приведена к масштабу 1/48 (при 300 dpi) или 1/72 (при 450 dpi):
Ну что ж, поиск информации мной закончен, вся имеющаяся информация собрана воедино и оформлена в небольшую книгу для печати в формате А4. Может быть кому и пригодится еще))).
Хочу сразу отметить что в книжке нет информации конкретно по двигателю Siemens, только 2 фото (увы, больше ни чего не нашел) двигателя Anzani (так как именно он представлял для меня интерес).
Фотографии, виды окрасок, история, 2 страницы с фотографиями летающей копии DKD-III... ну мало ли, может кому и это тоже пригодится.
Строго не судите, делал по своим нуждам)))
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы