Добавлено: Сб Авг 30, 2014 1:22 am
Заголовок сообщения: Дуббель-шлюпка 1:72. Мелания. С переделками
Решил завести темку на данном форуме, а то что-то тут мало деревянщиков ).
Изначально модель бралась в командировку и планировалось завершить её за 2 недели. Не планировались какие-либо переделки, хотелось сделать из коробки. Но в процессе "сломался" и стал улучшать и переделывать, благо чертежей доступных всего ничего (Ларионова за издательством Гармашева, общая теория от А. Иванова на основе архивных чертежей, чертеж в книге Гребенщиковой Черноморский флот, более позднего периода).
Кит сделан как некая компиляция и доосмысление данного типа судов разработчиками из Мелании. Как следствие все правки и переделки в целом имеют право на жизнь, если они не выбиваются за рамки формата судна. Например можно сделать канонерку при желании, внеся изменения в конструкцию.
Нюансы модели (с которыми столкнулся к данному моменту):
- видно фанеру, причём её количество великовато, как по мне - в первую очередь шпангоуты и внутренняя часть подлегарса.
- почти всё из шпона - клеенное из двух слоёв, как следствие нужно внимательно планировать что и как клеить в местах, где потенциально будет много шлифовки (последняя рейка у киля, часть реек у кормы). Можно перестараться и получить лохмотья клея. Потому все выборки нужно делать с внутренней части.
- положение подлегарса по инструкции само выставляется в пазах на шпангоутах. А по факту заметно гуляет (примерно до 5мм местами). Благо обшивка с явным запасом и получить дырку у киля невозможно.
- от правильного внутреннего позиционирования подлегарса зависит, насколько ровно выйдет палуба кормы и носа. У меня получился завал к обшивке.
- странное отношение к ватервейсам. Во-первых они только снизу, и из сапелли (выбивается визуально напрочь), и их нет на корме и на носу, а по логике должны быть.
- транец изнутри не предполагается к обшивке (мол скамья всё прикроет), а по факту всё видно
- обшивка одинарная, потому нужно быть внимательным на носу, неверно состыкованные рейки могут привести к перешлифовке и проступанию клея.
В данный момент модель находится на стадии рангоута-такелажа, потому будем догонять настоящее
Было переделано:
- привальный брус сделал свой, т.к. комплектный узковат вышел. Причём обидно, буквально на 1мм дали бы толще и вышло нормально. Ибо по инструкции нужно после обшивки сошлифовать фанерку подлегарса снаружи и наклеить шпоновую деталь. Делал из липовой рейки, заодно вышло очень в цвет с внутряшкой. По сути модель получается цвуцветной по дереву
- заклеил напрочь всё фанерное (шпангоуты, подлегарс) внутри березовым шпоном (от баркасика Victory).
- из этого же шпона сделал везде ватервейсы. Ориентировался при этом на работу Галкина Сергея
- заклеил внутреннюю часть транца остатками шпона
- заменил штатные блоки меланиевскими из груши
- канаты начал вить из Гутерманна
- кофель-нагели выточил из латунного прутка, вышло очень даже похоже. Т.к. ножка будет не видна, то ниже рукояти не заморачивался с копийностью
Стартовые этапы фотографировал не всегда, потому часть нюансов опущена опущена (если будут вопросы, с радостью отвечу).
Прошу прощения за качество первых фото, собирал в командировке, фотографировал на телефон
Скелет собирается легко и просто
Малковка на месте обязательна!
Конструкция и впрям самовыравнивающаяся, как и на боте, хотя тут она не такая железобетонная.
На палубу идёт фанера, как следствие она любит при шлифовке лохматиться (
При приклейке транца нужно его правильно выставить, гуляние подлегарсов могут перекосить слегка его.
Хорошо видна не параллельность плоскости подлегарса скелету в корме - потом это мне аукнулось
И в носу. ПЛюс накладка позволяет правильно позиционировать обшивку
Хорошо видны пазы в шпангоутах, в рамках которых подлегарс может гулять вверх-вниз
Я старался позиционировать по верхушкам шпангоутов верхнюю рейку
Отмалкованный скелет обшивался рейками. Обшивка сразу просчитана на компьютере, всё что нужно, клеить поочерёдно с бортов, правильно позиционировать в носу для получения плавной обшивки без лесенки. Изгиб в носу делал по технологии "смочить и под нагревом согнуть". Грел и гнул термоаппликатором с насадками.
После обшивки корпуса сошлифовал фанерный привальный брус (часть фанерного подлегарса) и из доступных реек липы сделал новый, более толстый, чем штатный. Вклеил упоры для банок, сами банки, кормовой и носовой люки, упор под кормовую банку для рулевого. Ну и лесенку
Результат ниже
Вырезал из пластины и отшлифовав, собрал якорный битенг
Добавлено спустя 1 час 7 минут 38 секунд:
Фанерный киль заклеен комплектными накладками из шпона
В фото-инструкции неточность, указаны кницы для скамей под номером 47, а это по сути 51 (в инструкции и партлисте всё верно)
Кницы даны с запасом на случай, если моделист их сломает:
53 - оконечные, даны на 2 больше.
51 дано в 2 раза больше - приклеивал к каждой скамье
Заклеил все торцы шпангоутов шпоном - вроде не осталось мест, где торчит фанерка. Приклеил на место планширь, кормовую скамью - кстати тут пришлось повозиться, подгоняя всё "встык", подрезая и шлифуя.
К слову планширь стоит клеить как можно позже, т.к. за счёт выступания за пределы корпуса выносных уключин их легко сломать (поверьте, я это делал много-много раз ). Корпус при работе хочется ухватить поудобнее, упереть во что-то - ну вы поняли
Якорный битенг сажал на гвоздики.
Мачты делал с запасом по длине, на случай внезапных правок. Благо общая длинна рейки это позволяет. Концы затачивал на токарнике, чтобы было ровно и хорошо.
Планирую отфрезировать пазы под шкивы и поставить честные - ну не нравится мне имитация.
Заменил колечки под флагшток на оковки вокруг топа - подсмотрел на чертежах шебеки. Выглядит имхо более верно (хотя возможно толстовато)
На все банки приклеил кницы - чего добру пропадать и выглядит вполне нормально
Сделал оковку на стойки фальконетов из латунной полоски. Как вариант, можно использовать термоусадочную трубку
Приготовил отверстия под будущие болты - надо же чем-то крепить битенг к палубе
посадил утки на посадочные места, гвоздики не стал чернить, возможно зря
Прикрепил замки для мачт к скамейке, но что-то они мне не нравятся - есть большое желание усилить их полосками поперёк банки
В клюзы вставлял наконечники штыревые из меди (их я потом вытащил и переделал)
Позачернил всякую металическую мелочёвку Black Brass (к слову странно чернит торцы латуни, даже если её зашлифовать . Пропаял якорь-кошку (паял оловом, с горелкой надо учиться на кошках) и тоже зачернил
Пошаманил над рулём
В дальнейшем был эксперимент по обработке пушек и их чернению. Зачистил следы отливок, снял лаковое покрытие. Предварительный "зачищу уголок и зачерню" дал странный результат - тёмно-серое с оттенком в зеленое. В результате оставил идею, оставил комплектные (по уму надо вытачивать новые, т.к. в продаже столько мелких стволов не видел подходящих)
Хорошо видны слои. Буду пробовать убирать финальной шлифовкой. ПРоглаживание утюжком наоборот проявляет клеевой слой (
Столь не любимые мною металлические работы.
Нужно было сделать из имеющихся петель что-то более красивое, чем по-умолчанию. Т.к. они толще по разводке (все идут толщиной под корпус 4мм, а руль у меня 3мм - то ли так задумано, то ли так вышло при резкекомплектовке), неровно согнуты (видно на петле слева на фото ниже). Вообще для желающих сразу сделать хорошо - лучше брать травлёные от Гавриила или Феникса, они продаются отдельными пластинами FFF3060 или FFF3061 (разница в длине петли, 15 или 19мм) - заодно можно сделать 3, а не 2 точки крепления.
Для этого были взяты петли, выпрямлены полностью в полоску и используя трубку диаметром 1.2мм, сформирован изгиб по центру. Далее сформированы плечи по толщине места установки. Полуфабрикат петли зажат в тиски, отрезано 2мм трубки и спаяно оловом. Потом зачищено и зачернено Black Brass.
Вышло так
Накаткой на шайбе из прутка 1мм были сделаны гвоздики. Такая толщина была выбрана из-за диаметра отверстий в родной петле. Иначе стоит делать из 0.7мм - если самодельные или травлёные. Гвоздики садятся внатяг, потому при сборке не применялся клей (не люблю я эти моменты).
Такие вот
Было решено делать имитацию наборности руля, для чего размечена и аккуратно лезвием сделана канавка. С этим моментом кстати вышел казус. Размечал и делал я без учёта отверстий в петлях, потому по закону подлости дырочки попали аккурат в "стык" досок.
Всё было отодрано, дырка запаяна и насверлены правильные отверстия
Верхнюю петлю обрезал и запаял с торца - туда ещё можно вставить гвоздик
Закрепил на корпусе - там всё нормально, родные дырки не попадают в стыки досок
На этом пока работа с петлями завершена. Петли временно висят на рымиках )
И да, немного сточил руль на трапецию в поперечном разрезе.
Раздумываю над:
-руль не имел болтов в торце? Ведь как-то сборная конструкция должна держаться
-что ещё могло быть на руле? Крюки там, колечки...
Взял квадратный пруток 0.8мм и накатал на нём болтов. И вставил для имитации крепления якорного битенга к палубе
Примерил крепление для фальконета
Кофель-нагели
По инструкции предлагается взять гвоздик и что-то с ним сделать, чтобы получить подобие искомого.
Этот вариант конечно же не устроил и на выбор были два варианта: деревянные из зубочисток или металлические из прутка. Признаться честно, захотелось из прутка попробовать и почернить.
Был взят пруток толщиной 1мм (т.к. после стачивания получим практические книжный размертолщины), латунный. Зажат в патрон токарника и при помощи надфилей (круглого, квадратного и плоского) сделана ручка. Т.к. нижняя часть будет в подлегарсе, не стал формировать ножку, ибо она не нужна и точить её сложнее - пруток тонкий и все операции вблизи от патрона проходят.
Высота ручки примерно 3-4мм
Насверлил отверстий и установил по месту пока без клея. К слову при сверловке стоит учесть расположение шпангоутов - можно сделать по инструкции и попасть встык - не навесишь нити.
Далее разметил и приделал ватен-путенсы с юферсами. Опять же на сухую. Гвоздики катал из прутка 1мм
Потом взял пруток 0.9мм из меди и накатал штырьков для весел. Не стал сверлить отверстия насквозь, как предлагает инструкция!!! Сажал на момент-гель - хватает быстро, но есть время подвигать и главное он не тянется паутинкой, как обычный момент. Ставил перпендикулярно горизонту, а не корпусу - показалось это логично и правильно с точки зрения нагрузки в реальной жизни
От запасной пластины травления бота Св. Гавриил была взята оковка на форштевень с целью украсить модель
Прибил оковку
Благодаря Олегу Серегину, известному на Верфи как haron_ul, получил отличные паруса
Пока просто приставил
В данный момент делаю рю, мотаю канаты, обкатывая тросомот и руки ). Также начал переделывать клюзы - изначальные из пистона не очень нравились, делаю из латунной трубки
Добавлено: Чт Апр 23, 2015 12:00 am
Заголовок сообщения:
Много воды утекло, и пришла пора вернуться к модели
Полегоньку вручную точу реи, осталось большое плечо грота. Родной бамбук забраковал напрочь, нашел подходящие шампура из дерева (березы наверное). Изначально планировал совмещать путём выборки паза в одной из половинок, но здраво оценив силы, решил пойти по пути уменьшения сопротивления - сошлифовал места стыка на плоскость.
На верхней части хорошо видно как сошлифовывал
Затем просто нанёс клей и совместив, склеил с дополнительной обвязкой нитками для надёжности. Специально пока не гнул рю и не стягивал вулингами. Гнуть планирую уже после финальной обвязки, чтобы склейка не разошлась от нагрузки.
В целом такелаж решил сделать более подробным, чем штатно даётся. В этом очень помогли советы опытных коллег, фото всяких латинских парусов и Монфельд (спасибо Доктору!). В книге на странице 351 очень подробное и понятное описание латинского паруса.
Блоки куплены и давно новые, правильные от Мелании.
Топы мачт скорее всего переделаю из более светлого дерева, как-то они мне тёмные не нравятся. Шкив попробую всунуть медный.
По ниткам. В скобках указываю измеренную толщину, методика - кладу и сдвигаю лапки до плотного прилегания и лёгкого сминания
0.15мм (0.3)- 10м - для пришивки ликтросов, слаблини. Рыхловатая, левой навивки (Artesania Latina)
0.2мм (0.2) - 20м - в инструкции про них ни слова, просто лежат в коробке. Правой навивки, полиэстер явный (белстит аж ппц), не сильно плотная
0.25мм (0.4) - 1.25м - вулинги, бегучий такелаж. Левой навивки, плотная, но мохнатая жуть
0.5мм(0.7) - 2м - идёт на ликтрос, стоячий такелаж. Кстати родная намотка (левой навивки) выглядит очень даже ничего, плотненько
0.75мм (0.9) - 0.5м на якоря. Тоже довольно плотной (левой) навивки, хотя выглядит рыхловато
Есть ощущение, что после обжига и вощения вполне себе ничегошные нитки, но себе буду делать свои. Кстати эксперимент по навивке 1х3 из Scala360 наконец-то вышел успешным (мотал вручную, но похоже наконец-то уловил суть). Получилось очень плотно - 0.19 (по Доманову)
Первые результаты навивки
Scala360 1x3 бежевые, расчётная толщина 0.19
Scala240 1x3 чёрные, расчётная толщина 0.26
Выложил на Я.диск табличку с расчётами по такелажу и описанием чего и куда идёт. Плюс указал названия снастей (например в инструкции снасть со схемы 5.2 с талями никак не названа, а это фал)
Надеюсь пригодится. В планах указать там реальные размеры каждой снасти для понимания сколько и чего надо покупать, если самому мотать никак
А ещё заказал новые паруса от Олега Серёгина. На модели итогово будут точно новые - они офигенские
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы