Вот такое дело... Недавно в своих закромах попался мне старый добрый По-2 минского розлива конца прошлого века. Многие помнят эту долгожданную в те времена модель и многие с удовольствием ее собирали, тем более что можно было собрать аж ПЯТЬ вариантов!.. Учебный, войсковой, санитарный, поплавковый и санитарный польский. Для нашего модел-прома 80-х это был шедевр... С нашими вариантами У-2, можно сказать, что все понятно - литературы за последние лет 15 вышло много (единственно, жаль, что учебным аэроклубовским У-2 уделено моло внимания), а вот с польским санитаром не все так радужно... В монографиях не больше строчки... Для ликвидации этого пробела в истории легендарного биплана, я несколько вечеров провел в интернете... И вот, что удалось узнать...
Оказывается, что CSS S-13 (от сокращения Centralne Studium Samolotów (CSS) - Исследовательский авиационный институт) это польский санитарный самолет, являющийся польским аналогом нашего По-2С, но не копией.
История S-13 такова... В начале 50-х годов в Польше практически не было санитарной авиации. Для транспортировки больных и раненых применяли несколько устаревших машин разных типов. Кроме того, возникла необходимость организовать медицинскую авиаслужбу и в армии. К 1953 году потребность в санитарном самолете стала настолько огромной, что в польском Исследовательском авиационном институте в Окенце приступили к разработке санитарного самолета на основе CSS-13 (польская лицензионная версия советского По-2, выпускалась с 1948 года). Прототип S-13 был разработан бригадой конструкторского бюро под руководством Тадеуша Солтыка.
Самолет должен был перевозить пилота, врача и одного пациента. Пациент размещался на носилках на задней ферме фюзеляжа по типу санитарных По-2С. Для погрузки пациента санитарный отсек имел откидную крышку с шарнирами по правому борту, причем крышка закрывала и врача. Передняя часть крышки служила фонарем кабины пилота и врача и могла сдвигаться назад по направляющим. Врач сидел спиной по полету, лицом к пациенту. Самолет оснащался аптечкой и кислородным прибором. Для улучшения аэродинамики, двигатель М-11ФР 160 л.с. (по другим данным М-11Д 125 л.с.) оснастили кольцом Тауненда (по факту, на местах службы для упрощения доступа к двигателю кольца Тауненда демонтировались).
Первый полет прототипа, собранного на базе серийного CSS-13 с/н 0341 был выполнен 10 июня 1953 года летчиком-испытателем Антонегом Шиманским. В ходе испытаний выяснилось, что самолет имел слишком заднюю центровку. Причем, по мере выработки топлива, центровка становилась еще более задней - машина становилась неустойчивой и тяжелой в управлении. Для устранения этого недостатка были проведены исследования под управлением инженера Станислава Ласоты. В результате самолет получил горизонтальное оперение большей площади. В таком виде самолет прошел госиспытания и был принят в серийное производство. Первые 9 машин были переоборудованы из учебных CSS-13 (6 CSS-13 и 3 По-2) и еще 50 штук собраны с нуля.
Всего в 1954 - 1955 г на заводе WSK № 4 в Окенце было выпущено 59 самолетов CSS S-13. Из них 19 самолетов поступили в Гражданскую санитарную авиацию, которая базировалась на аэродромах Быдгощ, Познань, Лодзь, Катовице, Краков, Люблин, Белосток, Вроцлав, Варшава. Еще 40 самолетов получила армия.
Кроме того, в 1954 году на базе CSS-13 и S-13 был разработан 3-х местный вариант санитарного самолета для перевозки пациента в положении сидя. Он назывался CSS-13Р и имел регистрацию SP-KPE. Самолет имел полностью закрытую кабину. Самолет был выпущен в единственном экземпляре и служил до 1971 года, однако, не как санитарный, а в качестве аэро-такси для партийной и государственной элиты.
Из-за нехватки санитарных самолетов и увеличения спроса на гражданскую авиацию, было принято решение продолжить производство самолета S-13 на Заводе спортивной авиации № 3 в Познани. В 1956 - 1958 годах путем переделки оставшихся самолетов CSS-13 было собрано еще 38 санитарных самолетов S-13, причем два S-13 переделали из оригинальных советских По-2.
В армии самолеты S-13 послужили совсем недолго. К концу 1959 года они были заменены на санитарную версию советского Як-12. В 1956 - 1958 годах 37 машин S-13 военные передали гражданским (1956 - 12 штук, 1957 - 20 штук, 1958 - 5 штук). В 1958 году в Гражданской санитарной авиации имелось 56 самолетов S-13. По назначению самолеты применялись до 1965 года, а затем использовались для транспортировки лекарств и продуктов питания, особенно во время стихийных бедствий. Единичные экземпляры S-13 летали еще в 70-е годы в качестве легких транспортников. Некоторые S-13 передали в спортивную авиацию. Например, самолет с регистрацией SP-KXF летал в аэроклубе Вроцлава, SP-AXN в аэроклубе Ополе, а SP-AXS трудился в аэроклубе Свидник.
В настоящее время сохранился только один экземпляр CSS S-13 (рег. SP-AXT, с/н 9-3505 выпуска 1955 г.) в музее авиации в польском Кракове.
Увы, это все, что удалось выяснить... С чертежами вообще мрак, только самые простые схемки-боковички... Например мне, как моделисту, интересно - какие изменения были внесены в конструкцию По-2/CSS-13, как выглядела кабина и санитарный отсек?
Очень интересна окраска машин... Известно, что в армии S-13 красились по схеме: верх-темный, низ-светлый... А какие цвета? Как у нас: верх зеленый - низ голубой или верх хаки - низ серый, как было принято у поляков до войны?.. Симметричны ли шаховицы на плоскостях? Были ли варианты многоцветного камуфляжа или какая нибудь дополнительная символика?.. Цвета кабин?
С гражданскими самолетами проще. Выяснилось, например, что в Кракове в 1955-1964 годах трудились 4 S-13: SP-AXA, AXT, AXZ и EXA. Причем SP-AXA прошел ремонт в 1958 году и можно предположить, что изначально он был "военный" - зеленый. Окрас же гражданских санитарок был 2 типов: Синий+белый, а после капремонта голубой+серебристый.
В общем, вопросов еще много...
Коллеги, если у кого есть чертежи или хорошие фото CSS S-13 (особенно армейских), подсобите, плизз...
Это фото, найденные на просторах интернета...
Просмотренная книгография По-2:
Журналы:
М-Хобби: 2014-05, 2011-05, 2007-07, 2007-02, 2006-07, 2001-04, 1999-04.
Мир авиации: 2000-01, 02.
Авиация и время: 2002-05.
Крылья: 2012-07, 08.
Avions №182, 183.
Известные номера из Крыльев Родины и Моделиста-Конструктора.
Книги:
Поликарпов У-2 "Небесный тихоход" Маслов
Po-2 Kagero Topshots
Po-2 MBI
Po-2 Triada
Samoloty w muzeach polskich
P.S. Для полноты картины ищу книги в эл. виде:
Roman Gajos "Ikar i skrzydła Gór Świętokrzyskich"
Иванов В.П, Петров Г.Ф. "Легендарный У-2"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы