Наши проекты:
3D печать и услуги :
Wiki :
Сувениры :
Walkarounds :
ВНИМАНИЕ: Сайт пока работает в тестовом режиме после переезда! Что-то может работать не так как ожидается, проверяем...
В АиК 5/2007 были такие строки:Осенью 1942 г. к ним добавился и один «Си Харрикейн», выпущенный с «САМ- шипа» (оборудованного катапультой транспорта) «Эмпайр Морн», шедшего в составе конвоя PQ-18. Пилот Берр сбил на нем немецкий торпедоносец и сел в Архангельске, где машина и осталась.
Ещё где то встречался его "серийник", но никаких фото и боковиков не встречал.
Так это то же самое что ЭКСМО позже переиздавало
По Барру 18 сентября он сбил He 111 и принудил к посадке He 115 после чего сел в Кегострове
За этот подвиг был возвещен в рыцари ордена британской империи
18.09.42: PQ 18; SS Empire Morn Hurricane [FO Arthur Henry “Jackie” Burr, (DFC), RAF 66513 (KiFA 25.03.45)]; 1150; KG26 He-111 shot down and He-115 forced down on the sea; pilot landed at Archangel safely (Keg Ostrov aerodrome).
Добавлено спустя 36 минут 25 секунд:
А насчёт серийного номера jetac прав
Самолет после списания восстановили и переделали в Sea Hurricane
V6881 I>Sea Ib M III 20MU 7-10-40 253Sq 12-10-40 Damaged by Bf110 f/l nr Ashford CB 1-12-40 FLt RF Watts inj DeH 9-12-40 20MU 8-2-41 22MU 9-2-41 FAA 3-41 880Sq GAL 31-12-41 15MU 17-1-42 76MU 10-6-42 Glasgow 'S.98' 2-7-42 Archangel 22-9-42
В Бегемотовской деке написано, что на этом Хуре установлен ШКАС:
Но вот лично я четко вижу диск:
на мой взгляд это все-таки ДА. Вопрос не праздный, есть дурная мысля запилить такого Хуря.
Приветствую уважаемых разработчиков декали!
С превеликим удовольствием приобрёл её, и соответственно возникли вопросы.
По варианту № 64 Сергей уже озвучил выше - там ДА, а не ШКАС.
А вот по варианту в декали № 55 вопросов сразу несколько:
1) Почему борт №53 окрашен в TLS (DG/DE/S)?
Вслед за Василием Золотовым из книги В.Раткина "Авиация в Сталинградской битве"??
Ведь все остальные сталинградские машины (ещё шесть вариантов, которые у вас фигурируют как из неизвестных частей) из той же 235-й ИАД (первого формирования), 8-й ВА Сталинградского фронта (сначала - Юго-Западного) вы покрасили в Day fighter Scheme (DG/OG/MSG)!!!
Почему это именно 235-я ИАД (будущая 15-я Гв. Сталинградская Краснознамённая ИАД)?
Потому, что летом 1942-го других частей на "Харрикейнах" там (Воронежско-Ворошиловградская и Сталинградская оборонительная операция) тогда не было.
И кстати - товарищи инглезы тоже говорят о Day fighter Scheme (DG/OG/MSG) на "Hurricane" Mk.IIB борт №53.
2) Каким образом цифра 3 под выхлопными патрубками превратилась в грибок???
3) Куда у самолёта исчезли 6xРО под РС-82????
Самолёты были перевооружены по стандартной советской схеме - 2xШВАК , 2xБС (или УБ), 6xРО под РС-82.
4) Красной полосы на коке у борта №53 нет, она начинается за коком на фюзеляже сразу-же за маслотбойником.
5) По атрибутировке фото - указанно что это аэродром Чернянка июль 1942-го, но этот аэродром был одним из многих мест дислокации 436-го ИАП, и судя по всему - в конце июня 1942 года (а не в июле, как следует из подписи в профиле), во время боев в излучине Дона и Волги, т.е. Воронежско-Ворошиловградской операции (по вражьи - операция «Блау»). Так что место привязки фотографий (аэродром Чернянка) скорее всего является предположительным...
Единственно что можно сказать точно - эти два фото 436-го ИАП из личного архива ГРФ В.С. Елисеева.
И самолёт окрашенный в TLS (DG/DE/S) стоит за бортом №53, т.е. третьим в шеренге "Харрикейнов" 436-го ИАП.
Ну и до кучи по самолётам "Харрикейн" из 235-й ИАД:
6) Повреждённые ремонтные самолёты б/н №22 и №26 (варианты 53 и 54 в декали) разобранные для эвакуации, наступающие венгры взяли на ж/д платформах под Россошью прорвавшись в тыл на коммуникации и обрезав железнодорожное сообщение, в период проведения оккупантами операции "Блау".
Предположительно принадлежали либо 180-му ИАП, либо 191-му ИАП.
7) Тоже самое и по истребителям с б/н №21 и №46 (соответственно варианты 51 и 59 в декали) - взяты врагом в пунктах сбора повреждённой техники в разобранном состоянии для последующей эвакуации и ремонта.
Принадлежали 436-му ИАП.
8 ) Тоже самое и по истребителю с б/н №25 (вариант 52 в декали) - взят врагом в пункте сбора повреждённой техники в разобранном состоянии для последующей эвакуации и ремонта.
Предположительно принадлежал либо 180-му ИАП, либо 191-му ИАП.
9) В 235-й ИАД (командир полковник И. Подгорный) в тот период было четыре полка, кроме 436-го ИАП - 46-й ИАП, 180-й ИАП, 191-й ИАП.
Все на "Hurricane"Mk.IIB (12x7,7мм "Browning"), "Hurricane"Mk.IIB советской схемы вооружения (2x20мм ШВАК , 2x12,7мм БС(или УБ), 6xРО под РС-82) и "Hurricane"Mk.IIС (4x20мм "Hispano-Suiza") в общем количестве 45 единиц.
235-я ИАД вошла в состав 8-й ВА 12.06.42 г. и тогда же вступила в бой.
На 30.06.42 дивизия была в том же составе и имела 13 исправных (и 16 неисправных) "Харрикейнов".
А на эту дату из всех фронтовых авиачастей только 235-я ИАД имела истребители этого типа.
На 17.07.42 в дивизии было 5 полков, причем из первоначальных 4 полков осталось только два полка на "Харрикейнах" с 25(6) истребителями, т.к. не позднее 10.07.42 английская матчасть двух "ураганных" полков — 191-го ИАП и 180-го ИАП была потеряна, и сдав остатки техники "братьям по оружию", они ушли в тыл на переформирование.
Вместо них в состав дивизии вошли три новых полка на ЛаГГ-3 — 13-й, 31-й, 156-й, в количестве 27(16) машин.
23.08.42 - последний день боевой деятельности дивизии, сдав остатки материальной части, она была выведена с фронта на переформирование.
За первый период боевых действий летом 1942 года через 235-ю ИАД прошло не менее 91 Hurricane Mk.II.
436-й ИАП (командир майор А.Б. Панов) на 12.06.42 имел 17 Hurricane Mk.II.
С момента прибытия на фронт полк принимал активное участие в боевых действиях и хорошо себя зарекомендовал.
На 30.06.42 в полку оставалось 5(3) самолета, то есть за две недели интенсивных боев он понес наименьшие потери из всех четырех полков дивизии на английской матчасти, потеряв половину машин.
В связи с успешной боевой работой полк постоянно пополнялся самолетами и пилотами за счет "соседей" по дивизии.
Так к началу Сталинградской битвы (17.07.42) только 436-й ИАП как имеющий наиболее опытный летный состав был доукомплектован до полного материального штата, имея в своем составе 19 «Харрикейнов» Mk.IIB перевооруженных на "русский стандарт".
Ещё одним полком, сохранившим к этому времени часть своих английских машин был 46-й ИАП, имевший в своем составе после перевооружения 6(6) "Харрикейнов" Mk.IIB (12xcal.03 "Browning").
19.07.42 — первый день боевых действий 436-го ИАП в Сталинградской битве.
07.08.42 — последний боевой вылет полка в битве.
Официальные потери за почти три недели боев в «Волжском аду» — 12 истребителей, т.е. чуть больше половины парка.
С фронтовыми буднями летчика-истребителя 436-го ИАП, аса В.С.Елисеева (будущего Героя Российской Федерации) можно ознакомиться тут.
В целом за период летних боёв через 8-ю ВА прошло не менее 115 единиц "Hurricane"Mk.II.
10) По поводу самолёта б/н №3 (вариант 56 в декали) летом 1942 года (не осенью!!!) севшего на вынужденную посадку в тылу врага - скорее всего (99%) машина принадлежала 46-му ИАП.
11) Ну и мои общие мысли по поводу начертания бортовых номеров в полках 235-й ИАД:
46-й ИАП - б/н на киле за звездой;
180-й ИАП - б/н на фюзеляже перед звездой, "фигурный" шрифт цифр;
191-й ИАП - б/н на фюзеляже за звездой, "фигурный" шрифт цифр;
436-й ИАП - б/н на фюзеляже за звездой, "прямой" шрифт цифр.
То бишь Nestor правильные вопросы озвучил? Раз возражений нет
Только сейчас это монументальное полотно увидел...
Текста много, но весомых аргументов - мало:
самолет Z2342: - самолеты этого (пятого) блока производились фирмой Hawker с января по июль 1941 г. в то время как серо-зеленая окраска в RAF введена с 15 августа 1941 г. , что исключает ее на этом самолете в принципе.
Тройку на капоте надо очень хотеть увидеть, там скорее сталелитейный ковш (когда рисовал находил плакат с похожим изображением котла), да и ни у одного самолёта из линейки второго номера на капоте нет, так что скорее это индивидуальная эмблема/рисунок.
По РСам трудно сказать, не особо видно есть они на данном самолете или нет. В принципе есть на фото масса перевооруженных Харрикейнов, у которых ШВАКи и УБК есть, а РО - нет.
На фото явно видно, что кок в задней части более тёмного цвета. Остальное расширенное описание, привязке особо не противоречащее. Мной принадлежность к 436 полку взята из книги "Авиация в Сталинградской битве" В. Раткина, если там неверно - ну значит неверно, индивидуально вести исследования по всем вариантам возможности не имею. Хотя информация приведенная тут: https://ava.org.ru/iap/67g.htm книге Раткина не противоречит.
Вопрос к сообществу, а шансы увидеть деколь на "Харрикейн в СССР" в масштабе 172 до мая 2025
года какие-нибудь имеются?
Делать не самые шикарные варианты из обрезков от AML, и пару от Colibri decals не очень весело.
То бишь Nestor правильные вопросы озвучил? Раз возражений нет
Только сейчас это монументальное полотно увидел...
Текста много, но весомых аргументов - мало:
- ну конечно самые весомые аргументы, как всегда у Господа, когда окажемся на том свете, всё и разъяснится.
Хотя сомневаюсь, что тогда нас будут интересовать данные вопросы и темы..
А покамест перейдём к нашим любимым овалам (разноцветным ))))) -
Краткое содержание любимых разноцветных овалов:
1) - красная кольцевая полоса на фюзеляже за маслоотбойником сразу за коком;
2) - тень от вращающихся лопастей винта на белом коке;
3) - РО под РС-82 (шесть штук);
4) - в отличии от истребителя на переднем плане и б/н 53 имеющих тёмные створки шасси, лэндингжеар у третьего самолета действительно другого оттенка, почти одного тона с коком винта, как у Sky. Соответственно он в TLS (DG/DE/S), а первые два в DFS (DG/OG/MSG);
5) - другой серийный номер у "Харрикейна" б/н 53 белый;
6) - предположительные индивидуальные эмблемы/рисунки.
самолет Z2342: - самолеты этого (пятого) блока производились фирмой Hawker с января по июль 1941 г. в то время как серо-зеленая окраска в RAF введена с 15 августа 1941 г. , что исключает ее на этом самолете в принципе.
Этот "Харрикейн" не Z2342.
Почему Василий Золотов его так интерпретировал - совершенно непонятно.
Истребитель б/н 53 белый явно имеет другой серийный номер !!!
В 2013 году я много раз подолгу рассматривал эту фотографию, в том числе и в лупу (это не шутка).
То, что там первая буква Z, а за ней цифра 2 - без сомнения так. Далее идёт цифра наиболее похожая на шестёрку.
Но вот какие две следующие цифры серийника - в точности неясно..
Моя версия, что серийный номер выглядит так - Z2625, хотя вероятность ошибки в двух последних цифрах очень существенна..
Так что аргументация за окраску этой машины в TLS (DG/DE/S) на основании неверной интерпретации художника книги "Авиация в Сталинградской битве" В.Золотова не выдерживает критики.
Тем более по фотографии видно что первые два истребителя в шеренге окрашены в DFS (DG/OG/MSG).
А вот третий в шеренге - явно в TLS (DG/DE/S).
Такое-же консолидированное мнение на тематическом форуме в своё время высказали и британцы.
Труфанов_Сергей писал(а):
Тройку на капоте надо очень хотеть увидеть, там скорее сталелитейный ковш (когда рисовал находил плакат с похожим изображением котла), да и ни у одного самолёта из линейки второго номера на капоте нет, так что скорее это индивидуальная эмблема/рисунок.
- когда обсуждали данный вопрос с Массимо Тесситори, сошлись на версии с цифрой три, тем более что встречались подобные варианты нанесения номера под выхлопными патрубками.
Хотя лично мне тоже больше импонирует версия индивидуальной эмблемы/рисунка. Пусть будет сталелитейный ковш.
Будем считать что предыдущий британский юзер этого "Hurricane"Mk.IIB болел за "Newcastle United Football Club".. )))
Тем более, что похоже индивидуальная эмблема или какой-то рисунок под экзостом есть и у следующего (третьего) самолёта в шеренге, и у шестого - но там кроме светлого пятна ничего не разобрать, может и подкрас.
Труфанов_Сергей писал(а):
По РСам трудно сказать, не особо видно есть они на данном самолете или нет. В принципе есть на фото масса перевооруженных Харрикейнов, у которых ШВАКи и УБК есть, а РО - нет.
- да, такие фото есть.
Но здесь у первой машины в шеренге истребителей 436-го ИАП РО под РС-82 есть.
Есть они и на самолёте летчика того же полка Владимира Степановича Елисеева:
Кстати, самолёт Елисеева также окрашен в TLS (DG/DE/S).
Обратите внимание, что кок винта и нижняя часть фюзеляжа одного тона !
Есть 6хРО под РС-82 и на других истребителях этого же полка:
Так что не будет большим допущением предположить, что все машины 436-го ИАП перед боями прошли однотипную модификацию вооружения по советскому стандарту.
Ну и позже в частях ПВО Сталинградского фронта "Харрикейны" так же проходили подобную модернизацию.
Например:
Лётчики Копейкин, Прозуменщиков, Н.Н. Кузнецов, Павлов (комэск), А.С. Щацкий, Овчинников, 629-й ИАП ПВО, 102-ая ИАД ПВО, Сталинградская область, аэродром в районе озера Баскунчак, декабрь 1942.
"Харрикейн" и его пилот старшина Копейкин Пётр Павлович, 629-й ИАП ПВО, 102-й ИАД ПВО, Сталинградская область, аэродром в районе озера Баскунчак, декабрь 1942.
Труфанов_Сергей писал(а):
На фото явно видно, что кок в задней части более тёмного цвета. Остальное расширенное описание, привязке особо не противоречащее. Мной принадлежность к 436 полку взята из книги "Авиация в Сталинградской битве" В. Раткина, если там неверно - ну значит неверно, индивидуально вести исследования по всем вариантам возможности не имею. Хотя информация приведенная тут: https://ava.org.ru/iap/67g.htm книге Раткина не противоречит.
- ну так это тень от вращающихся лопастей винта на белом коке. Красная облупленная кольцевая полоса на фюзеляже начинается сразу за коком, за маслоотбойником.
По привязке фото всё верно.
Очень хочу построить наш борт, со звёздами и вот вопрос, из декали Бегемот можно ли взять на мою модель 66 вариант окраски, модификация Mk.IIc?
Не силён в матчасти, визуально вроде всё то же самое, что и Mk.IIc trop.
Моя версия, что серийный номер выглядит так - Z2625, хотя вероятность ошибки в двух последних цифрах очень существенна..
Так что аргументация за окраску этой машины в TLS (DG/DE/S) на основании неверной интерпретации художника книги "Авиация в Сталинградской битве" В.Золотова не выдерживает критики.
Это ничего не меняет, машина, если она с номером Z2625, тоже из т.н. Block 5 выпущенного в промежутке с 14 января по 28 июля 1941 г. т.е. ДО введения серо-зеленого камуфляжа. Так что если очень хочется можно его хоть в пустынную окраску красить, но самолет де факто был зелено-коричневый. Можно конечно развивать мысль, что он прошел ремонт с перекраской по новому стандарту, но это чистое и бездоказательное предположение. Нумерация Zxxxx вообще на пятом блоке кончилась, и все машины построенные позже несли уже другой тип номера из двух букв и трех цифр.
Добавлено спустя 16 минут 10 секунд:
Nestor писал(а):
- когда обсуждали данный вопрос с Массимо Тесситори, сошлись на версии с цифрой три, тем более что встречались подобные варианты нанесения номера под выхлопными патрубками
Ну это аргумент из серии "Он сам еще до войны говорил с господином окружным начальником о том, что начальник должен всеми силами поддерживать свой авторитет", Тесстори при все уважении к проделанной им работе, тоже человек, причем в основном работающий по вторичным источникам, поэтому ошибок и неточностей у него хватает.
На самом деле номера на носу у поршневых советских истребителей изредка встречались, но чаще всего на Кобрах, где нос от патрубков свободен, как исключение могу только Як-9 с таким номером вспомнить, но тогда бы и у других самолетов в линейке такое скорее всего было бы.
По остальным доводам - все в той или иной мере спорно, из-за убогого качества фото, аргумент про одинаковые оттенки низа и кока - меня просто изумляет, как такое по такому снимку точно утверждать то можно?). Ну считаете, что были РСы - ставьте, кто же мешает, тем более маркировка на РСы в наборе есть. Картинка в инструкции не догма для религиозного фанатика. Завтра новый пласт архивов копнут - половину переосмысливать придется.
Добавлено спустя 5 минут 56 секунд:
skyhowk писал(а):
Очень хочу построить наш борт, со звёздами и вот вопрос, из декали Бегемот можно ли взять на мою модель 66 вариант окраски, модификация Mk.IIc?
Не силён в матчасти, визуально вроде всё то же самое, что и Mk.IIc trop.
Этот вариант рисовался по раскадровке хроники, а кадры как всегда еще худшего качества чем фотогрфии, но ввиду дефицита советских Mk.IIc решил его дать. Из хроники видно, что машина с "бородой"-фильтром и точно видно обтекатели крыльевых "Испано" (причем из-за низкого качества сами стволы не видно). Так что если есть желание -не вижу препятствий.
Это ничего не меняет, машина, если она с номером Z2625, тоже из т.н. Block 5 выпущенного в промежутке с 14 января по 28 июля 1941 г. т.е. ДО введения серо-зеленого камуфляжа.
Начитался тут недавно всякого у британцев про введение новой схемы, там забавно получается, схему-то ввели, и название новой краске (OG) дали, но краску эту в глаза ещё долго никто не видел. Емнип, у Хантли было, что на производствах рекомендованным миксом красили до апреля 42-го, и только к лету 42-го Оушен Грэй стал более-менее нормально поступать на заводские линии. А кто-то пишет, что микс продолжали переодически использовать ещё и в 43-м.
Это ничего не меняет, машина, если она с номером Z2625, тоже из т.н. Block 5 выпущенного в промежутке с 14 января по 28 июля 1941 г. т.е. ДО введения серо-зеленого камуфляжа. Так что если очень хочется можно его хоть в пустынную окраску красить, но самолет де факто был зелено-коричневый. Можно конечно развивать мысль, что он прошел ремонт с перекраской по новому стандарту, но это чистое и бездоказательное предположение. Нумерация Zxxxx вообще на пятом блоке кончилась, и все машины построенные позже несли уже другой тип номера из двух букв и трех цифр.
- ну как ничего не меняет, серийник-то у этой машины в любом случае не Z2342.
Ну и конечно в пустынную окраску очень хочется окрасить знаменитый "Empire Quill", но не BP176 захваченный немцами у англичан в Египте, а наш краснозвёздный "Hurricane"Mk.IIС "Empire Quill", которого летом 42-го довольные венгры захватили в полосе действия 235-ой ИАД:
И ещё обязательно хочется окрасить "Хабибулинско/Нигматулинский" сталинградский "Hurricane" из фронтовой газеты (на котором правда кроме героического пилота стоящего на крыле у кабины ничего не видно..) в мальтийском пустынно-переходном камо из Dark Green/Middle Stone/Sky, по типу такого:
Труфанов_Сергей писал(а):
Ну это аргумент из серии "Он сам еще до войны говорил с господином окружным начальником о том, что начальник должен всеми силами поддерживать свой авторитет", Тесстори при все уважении к проделанной им работе, тоже человек, причем в основном работающий по вторичным источникам, поэтому ошибок и неточностей у него хватает.
- конечно хватает, все мы люди!
А людям свойственно ошибаться.
Но Массимо палюбому капитальный красаучегЪ!
Труфанов_Сергей писал(а):
На самом деле номера на носу у поршневых советских истребителей изредка встречались, но чаще всего на Кобрах, где нос от патрубков свободен, как исключение могу только Як-9 с таким номером вспомнить, но тогда бы и у других самолетов в линейке такое скорее всего было бы.
Ну у британцев-то цифровые номера на носу бывали (и даже буковки), например вот:
А наши могли сгоряча и не закрасить..
Труфанов_Сергей писал(а):
По остальным доводам - все в той или иной мере спорно, из-за убогого качества фото, аргумент про одинаковые оттенки низа и кока - меня просто изумляет, как такое по такому снимку точно утверждать то можно?). Ну считаете, что были РСы - ставьте, кто же мешает, тем более маркировка на РСы в наборе есть. Картинка в инструкции не догма для религиозного фанатика. Завтра новый пласт архивов копнут - половину переосмысливать придется.
Можно не утверждать, можно сказать - я так вижу.
А РСы на ближнем "Харитоне" там видно.
Насчёт копки нового пласта архивов - это было бы просто замечательно!
Но со временем всё более скептически смотрю на возможность появления новых горизонтов в исторической науке.
Время постепенно уходит, ветераны тоже, из-за пофигизма родственников их архивы утрачиваются.
Да и к деятельности профильных органов - институтов, музеев, архивов - отношусь с каждым годом всё хуже. Чем больше узнаю про них, тем грустнее..
CTS писал(а):
Начитался тут недавно всякого у британцев про введение новой схемы, там забавно получается, схему-то ввели, и название новой краске (OG) дали, но краску эту в глаза ещё долго никто не видел. Емнип, у Хантли было, что на производствах рекомендованным миксом красили до апреля 42-го, и только к лету 42-го Оушен Грэй стал более-менее нормально поступать на заводские линии. А кто-то пишет, что микс продолжали переодически использовать ещё и в 43-м.
А кто-нибудь в курсе, на перевооруженных советских Хурях внешняя пара пулеметов снималась? На фотках их вроде не наблюдается, но полной уверенности у меня нет.
Никаких упоминаний о них не встречал, так что наверно снимали. Убедиться не сложно, если есть документы с расходом боеприпасов полком и там отсутствует данный калибр
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы