Наши проекты:
3D печать и услуги :
Wiki :
Сувениры :
Walkarounds :
ВНИМАНИЕ: Сайт пока работает в тестовом режиме после переезда! Что-то может работать не так как ожидается, проверяем...
Потому что для переделки опытной машины был взят именно серийный Як-9Т №0915389. Т был взят, скорее всего, из-за более простой установки центрального бака, как раз из-за смещенной кабины. РУС крепился на простом Яке к трубе, проходящей через оба лонжерона, что не давало возможности засунуть туда бак. А на Як-9Т РУС крепился к заднему лонжерону и промежуточной опоре, что позволяло воткнуть над радиатором топливный бак. А инфа на УГ, как ты выражаешься , взята неизвестно откуда и, скорее всего, не соответствует действительности. 8-бачных машин с 37мм не было. В руководстве ТД - однозначно идентифицируется как оснащенный МП ШВАК 20 мм. Мы это уже обсуждали в ветке по матчасти ранее и Мансур Мустафин постил документы, касающиеся Як-9ТД.
Добавлено спустя 12 минут 4 секунды:
jetac писал(а):
Определенно ТД со смещенной кабиной обособлен от ДД/Ю
Потому что для переделки опытной машины был взят именно серийный Як-9Т №0915389.
Ок, пусть будет так, в принципе не возражаю.
prokhor писал(а):
В руководстве ТД - однозначно идентифицируется как оснащенный МП ШВАК 20 мм.
Не уточнишь в каком именно, ИТЭ Т/ТД 1945 г? В этой инстр. в прил.2 на стр 121 говорится что Як-9ТД отличается системой бензопитания, и ничем более, а в тексте везде фигурирует пушка 11П, т.е. НС-37. Или я невнимательно пробежался по тексту?
04.44 ЦВМА ф.12 оп.3 д.477 л.325 Отчет военпреда УВВС ВМФ на заводе № 153 за апрель 1944 г.
В мае завод предполагает построить новый тип самолета Як-9ДТ. Этот тип будет выпущен в ограниченном количестве - 80 шт. Представляет собой модернизацию Як-9Д и Як-9Т ...
"завод предполагает построить", "Як-9ДТ", "будет выпущен"- т.е. данный отчете говорится о событиях, которые еще не произошли.
mmoustaf писал(а):
Так, например, в Приказе по 278-й иад № 0265 от 12.11.44 "О движении самолетно-мторного парка в частях дивизии" наряду с рядом "девяток" К, Д, и Т фигурируют Як-9ТД №№ 1170 (1698), 1315, 1281, 1310, 1268 и 1202.
Никто не отрицает сам факт существования ТД, но с-т в каком облике скрывается под этим обозначением?
prokhor писал(а):
Тут и материалы допроса очень говорящие тоже.
Да как сказать...
mmoustaf писал(а):
Протокол допроса пилота Макарова (NARA T321/ 124)
Як-9ТД
"В августе 44-го состоялось перевооружение полка на Як-9ТД (тяжелый дальний истребитель) (емкость топливных баков – 950 л), которые по особой заявке полка были переоборудованы из истребителей Як-9т. Переделка осуществлялась на московском заводе, местонахождение и обозначения которого военнопленному не известны. На том же самом заводе для 21 морского истребительного авиаполка переделывались Як-9д в Як-9Д (объем баков 720 л). В последнее время Як-9Д, хотя и в малых количествах, выпускаются серийно. Они используются прежде всего как истребители-разведчики в авиачастях Красной Армии.
Оборудование самолета отличается от Як-9т внедрением 3 дополнительных баков, находящихся под сидением пилота и в крыле, а также установкой 20-мм пушки вместо 37-мм пушки на Як-9т. Несмотря на упомянутую замену пешки, в сравнении с остальными образцами Як-9 пилотская кабина Як-9ТД сдвинута примерно на 1 метр назад, подобно тому, как это сделано на Як-9т.
Размеры и форма соответствуют остальным образцам Як-9".
Читаю: "В августе 44-го состоялось перевооружение полка на Як-9ТД ... по особой заявке полка были переоборудованы из истребителей Як-9т. Переделка осуществлялась на московском заводе..." "На том же самом заводе для 21 морского истребительного авиаполка переделывались Як-9д в Як-9Д"
Где-то в официальных отчетах есть упоминания о таком переоборудовании? Опять таки про замену на 20 мм пушку со слов Макарова, какая дока на ТД однозначно об этом говорит?
prokhor писал(а):
Как раз согласно февральскому постановлению.
Как по мне так в нем говорится о с-те, за которым в последствие декабрьским постановлением 1944 года было закреплено наименование Як-9Д, а рожден был как тип "Ю".
Добавлено спустя 26 минут 32 секунды:
prokhor писал(а):
И позже мы с прохожим 1917 тоже обсуждали эту тему.
Как я понимаю исходя из этой дискуссии Андрей явно не согласен с твоим мнением что на ТД была ШВАК, да и я не согласен с тем что по твоим раскладам ТД - это раннее обозначение 8-ми бачной 9-ки с ШВАК, которая по 7224сс получила наименование Як-9Д.
Добавлено спустя 16 минут 55 секунд:
Пробежался еще раз по той самой пресловутой ИТЭ Як-9Т/ТД 1945 г. См. глава 5
По тексту пушка МП упоминается в отношении Як-9 (без буквы), не Як-9ТД Тогда как 11П как и положено в связи с Як-9Т. Каких-либо отличий по пушке на ТД от Т не упоминается.
И выглядывающего из кока храповика. ТД выпускались, когда храповики уже вышли из моды и из конструкции и переходник некуда было цеплять
А где временные рамки их выпуска? И зачем тогда для Т описана процедура запуска автостартером? Он моде не подчинялся?
Добавлено спустя 9 минут 25 секунд:
mgolovanov писал(а):
И выглядывающего из кока храповика.
Храповики были на всех самолетах без исключения, до появления Як-9М, а хобот стартера АС был устроен очень просто - штанга с поперечиной, которая цеплялась за зацепы храповика. А такая втулка-удлинитель и нужна была, чтобы пропустить в нее конец ствола 37-мм пушки. Никаким другим типам это было не нужно.
Переходник стартера использовался только для Як-9Т, для ТД не использовался. А нужен он был из-за торчащего ствола 37-мм пушки.
На приведенном тобой фрагменте из ИТЭ текст трактуется далеко не однозначно. "Только для самолётов Як-9Т" по сравнению с чем? В главе 5, повторюсь, в контексте отличия от Як-9 (без буквы), хотя при чем тут он, когда дока по Т/ТД? В п. 21 приведенного тобой фрагмента какая под МП пушка подразумевается? А вот х. з. В главе 5 МП - пушка Як-9 без буквы в контексте отличия от пушки 11П Як-9Т.
Кароче, нифига эта дока не даёт однозначного ответа на вопрос какая пушка на ТД.
Но самое главное, ИМХО, нет 37 мм пушки - нет буковки Т в об-и, она попросту теряет всякий смысл. Т. о. ТД по системам и вооружению становится полностью идентичным 8-ми бачному Д, и с точки зрения эксплуатанта (а эта дока для него) нет никакой надобности ТД от него отличать, сохраняя буковку Т. Логика тут выходит из чата... А имеет смысл, если ТД это 8-бачный Т с 37 мм пушкой.
Но самое главное, ИМХО, нет 37 мм пушки - нет буковки Т в об-и, она попросту теряет всякий смысл. Т. о. образом ТД по системам и вооружению становится полностью идентичным 8-ми дачному Д и с точки зрения эксплуатанта (а эта дока для него) не никакой надобности ТД от него отделять, сохраняя буковку Т. Логика тут выходит из чата...
Логика штука хорошая, но это всегда твоя логика. Вот другая логика - эта инструкция первого издания для Як-9 и Як-9Т подготовлена к новосибирским заводом в конце 1943 года, затем переиздана с дополнением для Як-9ТД до появления официального наименования Як-9Д. То, что дошло до нас - её переиздание 1945 года. А какая логика появления Як-9ТД с 37мм пушкой, если постановление однозначно указывает состав вооружения дальнего истребителя? И где, кроме "УГ" есть иформация о Як-9ТД с 37мм пушкой? Хоть один документ?
Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды:
AndyK писал(а):
Приведенный текст трактуется далеко не однозначно. "Только для самолётов Як-9Т" по сравнению с чем?
Храповики были на всех самолетах без исключения, до появления Як-9М
Позже. Много Як-9М с храповиками еще
prokhor писал(а):
mgolovanov писал(а):
И выглядывающего из кока храповика. ТД выпускались, когда храповики уже вышли из моды и из конструкции и переходник некуда было цеплять
А где временные рамки их выпуска? И зачем тогда для Т описана процедура запуска автостартером? Он моде не подчинялся?
Храповики ставились где-то до конца 1944 года, до этого Як-9Т выпускались с ними. Потом без них (фото выше)
Процедура описана потому, что Як-9Т могли быть и с, и без (как и 9М). А Як-9ТД (по мнению автора документа) - без храповика, потому и переходник втыкать некуда. Инструкция-то 1945 года
Храповики ставились где-то до конца 1944 года, до этого Як-9Т выпускались с ними. Потом без них (фото выше)
Процедура описана потому, что Як-9Т могли быть и с, и без (как и 9М). А Як-9ТД (по мнению автора документа) - без храповика, потому и переходник втыкать некуда
А с чего бы именно ТД был без храповика? Может часть их тоже была с храповиками, а часть без. В какой временной период он выпускался? В документах ТД фигурирует с весны 1944 года. Макаров был сбит 16 сентября 1944. Полк был перевооружен на ТД в августе и фото Як-9ДД (Ю) как раз оттуда. В Паневежисе в 21 иап было 30 самолетов. Номер Ю0115386.
А вот известные номера ТД из ЦВМА. Хорошо попадает в блок номеров и даты.
0115304 ТД №153 01 04 1944 СССР ЦВМА
0115373 ТД №153 01 73 11.07.44 СССР ЦВМА
0115384 ТД №153 01 84 07.10.44 СССР ЦВМА
0215345 ТД №153 02 45 03.45 СССР ЦВМА
0215352 ТД №153 02 52 1944 СССР ЦВМА
0315339 ТД №153 03 39 25.04.45 СССР 61-й ИАП ТОФ
Я всё-таки придерживаюсь мнения, что Ю/ТД/ДД - одно и то же "лицо".
Еще замечу, что индекс "Д" используется 153 заводом до мая 1944 года только для стандартных 4-бачных машин.
А с чего бы именно ТД был без храповика? В какой временной период он выпускался? В документах ТД фигурирует с весны 1944 года.
Я же написал - по мнению автора документа. Вот этого
У вас другие документы - у вас может быть другое мнение. А автор инструкции мог по какой-то причине считать, что ТД был без храповика. И он написал то, что написал
Вообще в этой инструкции много несуразностей, видимо, за образец бралась более ранняя инструкция. Встречаются "Як-9 и Як-9Т", "Як-9Т с винтом ВИШ-105" (а с каким еще?), или вообще вот такое
- у нас Як-9 и Як-9Т или все-таки Як-9Т/ТД? явно кусок о ткуда-то стянут и не отредактирован. И на основании этих несуразностей делать вывод о том, что Як-9ТД был с 20-мм пушкой ШВАК несколько преждевременно
- у нас Як-9 и Як-9Т или все-таки Як-9Т/ТД? явно кусок о ткуда-то стянут и не отредактирован. И на основании этих несуразностей делать вывод о том, что Як-9ТД был с 20-мм пушкой ШВАК несколько преждевременно
Да, много несуразностей. Но вы же с Андреем как-то делаете противоположный вывод. Как у вас получается?
И почему другие источники, приведенные выше, нужно напрочь игнорировать?
21 иап КБФ, Паневежис, сентябрь 1944. Як-9М полк получал в октябре 1944.
Добавлено спустя 38 минут 39 секунд:
Митрофанов Василий Георгиевич
"В начале августа 1944 года мы перебазировались в Паневежис Литовской ССР. Был сделан бросок около 700 километров на юго-запад от Ленинграда. Туда же перелетел 1-й гвардейский минно-торпедный полк под командованием Героя Советского Союза гвардии подполковника И. И. Борзова. Предстояло участвовать в ликвидации окруженной в Либаве Курляндской группировки, насчитывавшей более 30 дивизий — 16-ю и 18-ю армии противника. Задача эта возлагалась на 2-й и 1-й Прибалтийские фронты и Балтийский флот. Авиации КБФ надлежало срывать морские перевозки фашистов: бомбить порты, наносить удары по конвоям и транспортам на переходах, топить вражеские боевые корабли."
"Истребители наши быстро ознакомились с районом полетов, особенностями введенного в строй аэродрома и приступили к выполнению боевых заданий. Часто летали на Либаву. До нее по прямой было 240 километров. Один боевой вылет на Либаву занимал около двух часов. Для Як-9 это была не проблема. Особенно для Як-9Д (дальнего действия), позволявшего летчику находиться в воздухе до 5 часов. Боевая работа в Паневежисе отличалась напряженностью и результативностью. В среднем делали до 6 вылетов в день."
"Одну из них летчики полка во главе с Павлом Ивановичем Павловым одержали в воздушном бою 16 сентября 1944 года. В том бою они сбили 15 ФВ-190 без потерь с нашей стороны. За всю войну это самый результативный в полку воздушный бой. Наши асы настигли врага немедленно после гибели Евгения Макарова в предыдущем вылете того же дня. "
Но вы же с Андреем как-то делаете противоположный вывод. Как у вас получается?
Вывод был аргументирован. Еще байка - ТД все попали к морякам, а им нужны были самолеты с большой дальностью И способные поражать маломерные суда типа торпедных катеров, которые сильно досаждали нашим на Балтике. Значит 37-мм пушка
"..2 сентября 1944 года начальник штаба майор Ю. В. Храмов, назначенный на эту должность 2 месяца назад, вылетел во главе шестёрки "Яков" сопровождать торпедоносцев для нанесения удара по кораблям противника на переходе в море. Через полтора часа произвёл преждевременную посадку на своем аэродроме Лейтенант Сидоровский - ведомый Храмова. Зарулив самолёт на стоянку, Сидоровский торопливо направился на командный пункт. Его доклад командиру был неутешительным. Он видел, как глубоко в тылу противника самолёт с бортовым номером "75" получил повреждение и от мотора потянулись две белые струи. Очевидно, полагал Сидоровский, выливалась вода из радиатора. Развернувшись вслед за ведущим, чтобы сопроводить домой, Сидоровский услышал по радио: "Прощай, Сидоровский !". Через минуту самолёт упал в лес... Над местом падения ведомый сделал 4 виража, но, кроме разбившегося самолёта, ничего не увидел. Никаких признаков, что лётчик жив, и никаких надежд, что мог уцелеть при таком падении."
Храмов Юрий Васильевич нач. штаба 21 иап:
"2 сентября 1944 года я был сбит при полёте на Як-9ДД зенитной артиллерией противника при пролёте линии фронта. Снаряд разбил водяной радиатор, и из разбитого радиатора вытекла вся вода, пришлось совершать вынужденную посадку на лес на территории противника. При посадке на лес получил тяжёлую травму с потерей сознание - ударился о борт кабины головой, и у меня была травма левой височной кости. Когда очнулся и пришёл в себя, направился к линии фронта. Подошёл к ней в ночь с 3-го на 4-е сентября, была полночь 01:30 - 02:00 ночи.
Добавлено спустя 31 минуту 56 секунд:
mgolovanov писал(а):
Вывод был аргументирован.
Чем, интересно? Этой же инструкцией и "мнением" ее автора? То есть в одну сторону это "работает", а в другую нет?
А что-нибудь потвёрже имеется? Вы попадаете в ловушку кажущейся очевидности сегодняшнего дня.
Что значит "ТД все попали к морякам", опять же? Все шесть, обнаруженные в архивах?
Пока, кстати, не нашел ни упоминаний, ни фото Яков с 37 мм в 21 иап на август-октябрь 1944. Продолжаете игнорировать материалы допроса старшего лейтенанта Макарова.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы