Доброго дня всем читающим!
Пару лет назад приобрел в известном онлайн-магазине фигурку Норманнский рыцарь (Хастингс 1066), каталожный номер SM-F18. Выбрал я рыцаря за харизматичную позу и интересное основание в комплекте.
Спустя некоторое время, после утомительных переписок и ожидания я взял в руки заветную коробку. Все эмоции давно улеглись, пришло время здраво и спокойно оценить творчество Андреа.
Поскольку устоявшейся формы обзора фигур на Скале я не нашел, решил построить свое сочинение так: 1. краткая историческая справка 2. историчность 3. техническое исполнение 4. поза и композиция, 5. вывод.
Итак, коль скоро фигурка имеет конкретную историческую привязку по месту и времени, будет не лишним дать очень кратко историческую справку об упоминаемом в названии фигурки событии.
Краткая историческая справка
В январе 1066 г. умирает бездетный английский король Эдуард Исповедник и на престол вступает герцог Уэссекский Гарольд Годвинссон. Этому событию был явно не рад норманнский герцог Вильям Бастард (Незаконнорожденный), троюродный брат Эдуарда который якобы имел обещание покойного короля завещать корону Англии ему. Да и новый король Гарольд, в свое время, на святых мощах поклялся споспешествовать Вильяму в обретении английской короны, в благодарность за освобождение из плена. Обманутый герцог Нормандии решил взять обещанное силой оружия. Собрав войско около 7000 воинов, норманнов и наемников, герцог вторгся в Англию на территорию Восточного Сассекса. Годвинссон только что отбивший нападение норвежского короля Харалда Хардрады, спешно двинулся навстречу новому врагу. 14 октября 1066 года армии встретились у небольшой деревушки Хастингс. В результате битвы, длившейся несколько часов, саксонская армия потерпела поражение, король Гарольд погиб, путь на Лондон для Вильяма был открыт. В конце года Вильям короновался и стал Вильгельмом I Завоевателем, основателем династии Плантагенетов на английском престоле. Битва при Хастингсе и последовавшее за ней воцарение Вильгельма изменили традиционный уклад английской жизни, превратив страну из слабой, во многом страдающей пережитками родоплеменного строя в мощную централизованную феодальную державу, очень скоро ставшей одной из самых сильных в Европе.
Историчность
Традиционно облик норманнского воина принято представлять по известному гобелену из Байе. Сие легендарное полотно (длиной, к слову, 68 м) было вышито при прямом участии Матильды Фландрской – супруги короля Вильгельма, и представляет собой фактически кинохронику событий.
Однако, будем использовать более широкий спектр источников.
Перейдем к делу.
Шлем – по ряду внешних признаков напоминает т.н. шпангенхелм – сегментный шлем раннего типа использовавшийся в Северной Европе до XI в.
Однако, его форма более остроконечная напоминает более сфероконический персидский или русский шлем позднейшего времени, нежели традиционно североевропейский, форма которого ближе к конической. Шлем имеет развитый наносник, отогнутый наружу, что вполне имело место. Кольчуга – представляет из себя рубаху с рукавом ¾ с интегрированным капюшоном. Отсутствует традиционно изображаемый кольчужный клапан, прикрывавший шею и нижнюю часть лица.
Клапан, однако, не являлся непременным дополнением для норманнского доспеха, поэтому признаем кольчугу вполне историчной. Сюрко (матерчатая накидка) – самый спорный элемент фигурки. Во-первых эти накидки получили распространение во второй половине XII в, то есть через 60-70 лет, после интересующих нас событий. Второе – традиционно сюрко имело разрезы внизу спереди и сзади (для конного воина), или справа-слева – для пешего.
На фигуре разрез один – спереди (что говорит о том что мы имеем дело со спешенным всадником), сзади он отсутствует, что непонятно совсем. Иными словами сюрко, учитывая временную и территориальную привязку фигурки – 100% фентези. Кожаные наручи
– смотрятся грозно, но ни на одном из изображений я не встречал подобного элемента защитного вооружения (да еще на застежках))) у норманна в 1060-х годах. 100% фэнтези. Обувь – грубые кожаные сапоги с обмотками, прихваченными кожаными ремнями выглядят вполне исторично. Вооружение воина достаточно аутентично и состоит из прямого обоюдоострого прямого меча с характерным для периода навершием рукояти, каплевидного щита и ножа скандинавского типа (т.н. сакса»),
который, к слову, подвешен к поясу не самым удобным образом для правши. Отдельно следует отметить вполне аутентичный хват щита и чересплечный ремень, часть которого, правда, производитель предлагает сделать самостоятельно. Особо порадовало отсутствие рельефного изображения на щите, поскольку я их часто срезаю и рисую сам.
Итого историчность фигурки не выдерживает даже слабой критики. Минусы за форму шлема, сюрко из будущего, фентезийные наручи. Плюсы за оружие, кольчугу и обувь. Историчность 5 из 10.
Техническое исполнение
Когда тратишь деньги на оригинальное изделие, при том, что пиратка стоит почти на порядок дешевле – ждешь идеала. Но реальность почти всегда отличается от розовых мечтаний, увы.
Коробочка стандартная, боксарт приятный, можно пользоваться при окраске фигуры. На задней части коробки кроме картинки содержится краткая историческая справка о сражении.
В коробке находится набор из шести деталей: основание, туловище с ногами, руки, ножны меча, голова. Все детали, кроме основания были запаяны в полиэтиленовый пакетик.
Производство данной мини-скульптуры Andrea Miniatures начала в 1998 г., о чем свидетельствует клеймо на обратной стороне основания. Видимо, в связи с износом пресс-формы детали на фигуре отлиты с лёгонькой «замыленностью». Границы деталей слегка размыты, не критично, но всё же.
Интересно, что детали были покрыты легким слоем талька или чего-то подобного. Удаляется легко, ничего страшного. Облой на местах стыков пресс-форм, утяжины, смещение половинок пресс-формы отсутствуют в принципе, что существенно экономит время на предпокрасочную подготовку.
Кольчуга слеплена несколько примитивно по сегодняшним временам, но проработана очень хорошо, смазанных участков нет.
Стыкуется фигурка неплохо, все детали без особых проблем становятся на свои места,
но шпаклевка и дополнительная подгонка кое-где будет нужна, отчего немного грустно. В основание воин становится хорошо, держится там за счет веса фигурки даже без клея.
Итог техн.исполнения – Минус за «замыленность», щели при стыковке. Плюсы за отсутствие облоя, литьевых дефектов, неплохую стыкуемость.
Тех.исполнение – 7,5 из 10.
Поза и композиция
Собственно, как я уже писал, основным критерием выбора фигуры стала именно поза и композиция. Харизма зашкаливает. Воин стоит над поверженным врагом, лицо искажено гримасой гнева, корпус развернут влево, щит в боевом положении, рука с мечом отведена назад. В позе чувствуется сила, мощь, жестокость не остывшего от схватки воина.
Основание заслуживает отдельного внимания – это уже нечто среднее между отдельной фигурой и виньеткой. Тут тебе и поверженный в реку враг, изрубленный щит, топор с обломанной рукоятью. Красота, да и только.
Люблю фигуры с настроением, легко читаемой историей.
Поза и композиция 10 из 10.
Вывод
Фигурка является достойным и очень характЕрным представителем продукции Андреа.
С одной стороны скульпторы Андреа (и не только) сильно тяготеют к фентезийности, в погоне за «красивостью» вводя в исторические фигурки элементы снаряжения, одежды и вооружения не характерные для заявленной эпохи, а то и вовсе порождённые богатой фантазией.
С другой стороны фигурки обладают потрясающей харизмой, смотрятся очень целостно и естественно.
В третьих техническое исполнение у западных фирм чаще хорошее.
Норманнский рыцарь отвечает этим свойствам совершенно точно.
Те, кто является приверженцем абсолютной аутентичности никогда не возьмут эту фигурку, если же для покупателя критерием является великолепная работа скульптора, вложившего в фигурку черты характера явно читаемые зрителем – приобретёт и останется доволен. Я доволен.
Спасибо за внимание и терпение всем, дочитавшим до конца.
При написании обзора использовались следующие источники:
Журнал "Солдат на фронте" №17 Средневековый военный костюм в цветных фотографиях
Журнал "Солдат на фронте" №38 Норманнские рыцари саксонские воины и битва при Гастингсе в цветных фотографиях
Журнал "Warrior Series" Norman knight 950-1204AD Osprey Pbls.
Статьи с ресурсов http://swordmaster.org/, https://ru.wikipedia.org
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Уважаемые администраторы Скалы!
Прошу уточнить размещение вышеупомянутой статьи в разделе "Обзоры", подразделе "Разное"
Именно так я и указывал при оформлении статьи.
Данная фигурка мной еще не нарисована.
Спасибо.
Zaets54, спасибо за комментарий. Рад, что обзор понравился. Да, Вы совершенно правы, это просто обзор. Если соберусь нарисовать этого норманна, то выложу сюда. Фото кликабельны,
а по количеству - не очень люблю фотографировать.)))
Тема: Andrea Miniatures 54mm Норманнский р...(#10237) - обсуждение
Уважаемые администраторы Скалы!
Прошу уточнить размещение вышеупомянутой статьи в разделе "Обзоры", подразделе "Разное"
Именно так я и указывал при оформлении статьи.
Данная фигурка мной еще не нарисована.
Спасибо.