«...А что Турист?
Турист решил посмотреть, что имеет.
Вот и имеет теперь....»(с) «Мама не горюй.»
В 2016 году международное предприятие «NorthStarModels LLC.» выкатило на рынок очередную новинку, набор смоляных колёс для семейства моделей N.A. P-51 “Mustang” в масштабе 1/72. Набор из серии «No masks» / «Easy paint» т. е. шины и диски колёс отлиты раздельно, позволяют окрасить себя сепаратно и после окраски собрать в единую аккуратную деталь.
Для того, чтобы утвердительно заявить является ли этот набор необходимым дополнением к стоковым комплектам или представляет собой лишь курьёзную цацку необходимо оценить его потребительские свойства. В масштабном моделировании важными критериями для подобных релизов являются качество отливок деталей набора, собираемость, соответствие масштабу и своему реальному прототипу.
Вот и приступим. Начнём с оценки результатов труда 3д разработчиков и литейщиков.
Набор отлит из светло-серой смолы (обрабатывается отлично, я проверил), детали размещены на единой площадке. Первое впечатление- очень изящный. Аккуратно выглядят и внешние мелкие подробности и различные углубления. Членение в деталях- грамотное, именно так как необходимо, в соответствии с заявленной производителем возможностью раздельно окрасить и диск колеса и шину. Размер примыканий питателей к деталям минимальный и в правильных местах.
Всё красиво, душа радуется и пока детальки не отделены от общего литника можно приступить к обмерам для проверки копийности.
Обмеры деталей я производил обычным соточным штангелем. Размеры колёс настоящего самоля почерпнул из документа Уильяма Вудэлла «Результаты обмера сохранившихся исторических экспонатов и данные технической литературы по авиационным колёсам». Результаты измерений свёл в табличку, а если в двух словах. По своим габаритным размерам набор соответствует своему масштабу и историческому прототипу. Самую большую разбежку в минус две десятки по диаметру покрышек основных колёс возможно частично списать в погрешность измерений и частично как усадку самой объёмной детали набора.
Теперь можно отделить все мелкие и не очень детальки от литника и протестировать их сопрягаемость. Отливка фронтальной стороны колёсного диска, как я уже сообщал- изящная вещица, с видимыми эмуляциями служебных надписей на спицах, но пространство меж спицами заполнено смоляной плёночкой. Было дело, сию девственную целину вроде как выкрошить не трудно (ну вспомните хотя бы мелочёвку в наборах от «КаЮк») ан нет- заливочка то толстовата оказалась. На скорую руку подчистую удалить невозможно, фактура материала в некоторой степени пластична, из за чего по краям остаётся шелуха и на макрофото выглядит достаточно говённо. А шлифовать тыльную сторону у такой козявки- да нафиг мне это нужно. Отчего в этой детали не получились сквозные отверстия как в отливке той части диска, которая примыкает к стойке шасси? А если приклеить эту деталь как есть на своё место, тогда не будет характерного просвета, присущего колёсам Р-51 и для чего тогда сделана такая шикарная внутренность у колёсика?
Попробуем вставить половинки диска в деталь колёсной шины. Внутренняя сторона, с деталями тормозного механизма, встаёт на предназначенное ей место как положено и я подозреваю, что можно окрасить и боковины диска без опасения, что слой краски не позволит вставить деталь в предназначенное для неё углубление. Внешняя часть диска в предназначенную для неё проточку влезать не пожелала. Я стал разбираться, «кто предатель». Диаметр отверстий под эти детальки с обеих сторон покрышки одинаков. А диаметры внешней и внутренней половинок диска 5.48 и 5.24 мм соответственно (см таблицу) и эти лишние две десятки не допускают вставить одну деталь в другую. Вот такая вот собираемость у основных колёс.
У хвостового колёсика его чудесные по копийности детали сходятся воедино без нареканий. От меня лишь пара советов по сборке. Будете отделять половинки диска от литника, пилите сразу заподлицо к тыльной стороне детали. После отделения подточить что либо будет трудно из за её миниатюрных размеров и края диска очень нежные, замять их очень легко. Второе: во время окраски не окрашивайте боковины деталей диска, только лицевую часть, иначе краска не позволит им встать в колёсико. Лучше после сборки пролить сопряжение смывкой.
И сейчас моё самое любимое: соответствие историческому прототипу.
В поисках необходимой информации я смерчем пронёсся по различным фотобанкам и тематическим ресурсам. Вернувшись с урожаем в пару сотен фотографий самолёта с видимыми на них колёсами, несколькими таблицами и каталогами производителей авиарезины( попутно отмечу, что пилотский мануал не содержит никакой информации по деталям шасси, только принцип действия). Мне теперь известно, что на самолёты Р-51 вне зависимости от модификации устанавливались колёса серии SC 27. В виду ажиотажного спроса на продукцию (а двадцатисемидюймовая резина ставилась не только на «Мустанги») к её производству приложились все заводы РТИ «Североамериканского территориального округа».
Многие предприятия выпускали не только резину но и магниевые диски к этим покрышкам. Диски у разных производителей были похожи, а вот рисунок протектора на покрышках был разнообразный. Я разыскал девять относительно часто встречающихся рисунков. Самый многочисленный из них как раз «даймонд» из набора. Но при кажущемся количественном превосходстве необходимо учесть, что в колёса с этим рисунком было обута только третья часть оказавшихся в объективе Р-51, остальные две трети ездили на других покрышках- какие то встречаются на фото чаще, какие то реже. Около десяти процентов от общего количества фотографий демонстрируют самолёты, обутые в разномастную по рисунку протектора резину на правой и левой стойках шасси. Так что при сборке модели с приглянувшимся вам ноузартом стоит посмотреть на доступные исторические фото. Далеко не все самолёты с громкими именами были обуты в «бриллиантовые» колёсики.
В добавок у покрышек из набора случился какой то загадочный, близкий к прямоугольнику, профиль беговой дорожки. Подобный профиль присутствует на современных шинах SC27. У шин 40-50 годов профиль однозначно имеет форму радиуса.
Пожалуй на этом и закончим. В заключении обзора вынужден с недоумением сообщить, что однозначную оценку этому продукту я дать не в состоянии. Набор был протестирован по четырём параметрам и опираясь на результаты проверки можно подвести итог. Я не хочу упрекать этот релиз в его абсолютной никчемности. Подобное заявление было бы неправдой. Но и рекомендовать его в однозначное использование тоже бы поостерёгся. По моему мнению этому набору необходимы некоторые корректировки. Нужно устранить совершенно неприемлемые ошибки: поправить профиль беговой дорожки у колёс, изменить расположение на мастере внешней половины колёсного диска (разместить её горизонтально, так же как внутреннюю половину) для устранения, либо сведению к минимальной толщине, заливки между спицами. А так же разобраться с размерами сопряжений внешней половины диска и покрышки- одна деталь не входит в другую даже в неокрашенном виде. По протектору особо выступать не стану: судя по тому, что в артикуле набора присутствует литера «а» нам следует ждать последующие выпуски вариантов «в», «с» итд с другим рисунком протектора.
Вот и всё, остаюсь в ожидании модернизированного набора. Как только он появится, сразу же полезу без очереди, а если выйдут несколько с разными рисунками на покрышках тогда - «дайте два!»
Коллегам, для кого выявленные мною неточности не представляют препятствий в их работе над моделями сообщу добрую весть. В виду своей универсальности колёсные шины SC27 из набора могут быть вами использованы не только для модели Р-51, но и в моделях A-36, Р-63, P-36, AT-10, AT-6/SNJ, BT-9, BT-13/SNV, грузовом планере WACO CG-4A, а так же как носовое колесо семейства P-38.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
осталось два кандидата - Рескит и Брассин.
Брассин вообще не вариант, так как в ступице восемь отверстий, вместо десяти. :wink:
Под современку самый самолёт, одной стороной.