Появление и бурное развитие вертолётной техники на западе, в первую очередь в США, в середине сороковых годов 20 века не осталось незамеченным и в Советском Союзе.
В конце 1947 года задание на проектирование и постройку одновинтового 2-3 местного вертолёта связи получили одновременно 2 КБ – ОКБ А. С. Яковлева, уже имевшее некоторый опыт постройки экспериментальных вертолётов (проект «Ш») и вновь созданное ОКБ М. Л. Миля.
В результате работы конструкторов и инженеров осенью 1948г. на испытания вышли вертолёт Як-100 ОКБ Яковлева и ГМ-1 (в серии Ми-1) ОКБ Миля. Оба вертолёта имели одинаковый двигатель АИ-26Гр, близкие габариты и схожие лётные характеристики.
При этом у ЯК-100 просматривалась схожесть с R-5 Сикорского, однако, схожесть была лишь внешней, конструкции вертолётов достаточно сильно различались.
Оба вертолёта успешно прошли заводские и государственные испытания, показав близкие лётные и эксплуатационные характеристики.
Однако в серию пошёл вертолёт ОКБ Миля, имевший чуть более высокие характеристики.
Существует мнение, что на решение госкомиссии повлиял тот факт, что у ОКБ Яковлева был и без того большой «портфель заказов» на проектирование другой авиационной техники, в то время как проект ГМ-1 был первым для ОКБ Миля и его успех или провал мог сказаться на дальнейшей судьбе всего ОКБ.
Несмотря на то, что проект Як-100 не пошёл в серию, назвать его неудачным нельзя.
Полученный конструкторами опыт был в дальнейшем использован при проектировании тяжёлого транспортного вертолёта продольной схемы Як-24, строившегося серийно.
Модель опытного вертолёта Як-100 в масштабе 1: произведена фирмой Prop&Jet из Нальчика. Модель полностью отлита из полиуретановой смолы и состоит из 35 деталей, включая две детали остекления кабины, отлитые из прозрачной смолы. Качество литья как всегда на высоте, дефекты литья в виде пузырьков воздуха и «недоливов» отсутствуют. Качество проработки внешних поверхностей не требует дополнительной обработки. Из набора можно построить модели обоих выпущенных машин, их отличия между собой отражены в инструкции. Имеется в наборе и небольшой листок декали с красными звёздами, одна из реальных машин их несла.
Интерьер кабины достаточно проработан, развитое остекление кабины позволяет неплохо рассмотреть детали. После сборки интерьер кабины окрашен водорастворимым акрилом от «Акана» в серо-стальной цвет. На данном этапе работы мной была допущена небольшая ошибка, приборную доску я окрасил в светло-серый цвет, тогда как реальная приборная доска должна быть чёрной, что подтверждается фотографиями. В инструкции этот момент не отображён, а фотография попалась мне «на глаза» слишком поздно.
Перед сборкой половин фюзеляжа за перегородкой был закреплён свинцовый груз около 10 гр, для создания правильной центровки модели. Стоит отметить, что груз нельзя приклеивать циакрином и клеями на основе этилацетата и ацетона. Циакрин вступает со свинцом в химическую реакцию с выделением продуктов реакции, которые могут в дальнейшем разрушить модель, а клеи размягчают смолу, что может привести к локальным деформациям соприкасающихся с клеем деталей модели. Я предпочитаю использовать для закрепления свинцовых грузов эпоксидную смолу.
После сборки половин фюзеляжа и небольшой обработки стыков на место устанавливается остекление кабины. Тут требуется определённая аккуратность, чтобы избежать возникновения ступенек в местах соединения с фюзеляжем. Для маскировки остекления перед окраской лучше всего использовать тамиевскй модельный скотч.Иногда применяемые для этой цели жидкие маски на спиртовой основе могут вызвать помутнение прозрачных деталей или их удаление может быть затруднено, не стоит забывать, что остекление сделано из смолы, а не из обычного пластика.
Отдельные крупные подсборки деталей, такие как несущий и рулевой винты, детали шасси, собираются и окрашиваются отдельно.
Корпус модели предварительно загрунтован серой грунтовкой Alclad 2 и окрашен водорастворимым Аканом в защитный цвет 4БО, детали шасси и лопасти винтов – в светло-серый.
После окраски модель дополнена подножками у дверей кабины и антеннами под хвостовой балкой и фюзеляжем. В наборе их нет, но они видны на фотографиях реальной машины.
После окончательной сборки шасси и установки мачты УКВ антенны модель покрыта слоем глянцевого лака «Future» и на неё нанесены декали красных звёзд.
После ещё одного слоя глянцевого лака на модели выполнена смывка жидкостями «AMMO MIG» и нанесён слой финишного полуматового лака на основе всё той же «Future». Износ покрытия и загрязнения сознательно не имитировались, экспериментальные машины имели небольшой налёт и на фотографиях соответствующие следы не видны.
При окончательной сборке смонтированы на свои места несущий и рулевой винты и натянута проволочная антенна из окрашенной металликом рыболовной лески.
Очень симпатичный малыш - мои поздравления.
Антенну стоит переделать: антенный спуск не мог крепиться к мачте, только к антенному тросу после изолятора
С уважением - Олег.
hans1в 23.12.2016 - 15:06 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Яковлев Як-100 (Як-22)
Понравилась работа!
Anonymousв 24.12.2016 - 15:50 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Яковлев Як-100 (Як-22)
"Появление и бурное развитие вертолётной техники на западе, в первую очередь в США, в середине сороковых годов 20 века не осталось незамеченным и в Советском Союзе."
Гуглить Флеттнер, Фокке-Ахгелис, ЦАГИ-1ЭА, Братухин.
А модель получилась очень хорошей.
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Яковлев Як-100 (Як-22)(#10572) - обсуждение
Очень симпатичный малыш - мои поздравления.
Антенну стоит переделать: антенный спуск не мог крепиться к мачте, только к антенному тросу после изолятора
С уважением - Олег.