Здравствуйте, коллеги! Представляю Вашему вниманию модель бронетранспортера ТР-4, производившегося на шасси танка Т-26.
На базе легкого танка Т-26 производилось значительное количество интересных боевых и инженерных машин. Среди них были химические танки, телеуправляемые танки, танки подводного хода, самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи, транспортеры и бронированные транспортеры для перевозки личного состава и грузов. Именно к последней категории машин на базе Т-26 и относится ТР-4.
Бронетранспортеры ТР-4 для испытаний были построены и подготовлены в 1935 году. Транспортер для подвоза артснарядов носил индекс ТР-4-1, ремонтный танк – индекс ТР-4-2. По результатам проведенных испытаний выяснилось, что:
- охлаждение двигателя изменилось в худшую сторону, так как при установке корпуса большего объема пришлось изменить расположение радиаторов;
- увеличившаяся опорная база отрицательно влияет на работу агрегатов;
- корпус увеличенного объема представляет собой хорошую мишень;
- транспортер имеет малую вместимость и может перевести незначительное количество снарядов;
- увеличение массы машины привело к ухудшению проходимости;
- пулестойкость транспортеров ТР-4 слабее, чем у Т-26.
После 1935 года проектирование новых транспортеров на базе Т-26 не проводилось.
Вот такая история…
Мне же данная машина понравилась, прежде всего, своим гармоничным видом. Корпус достаточно пропорционален, а скошенные углы корпуса добавляю шарм.
Для превращения исходного танка Т-26 в ТР-4 был выбран набор от «Звезды». Он имеет доступную цену и достаточную для данной цели детализацию. Также уже имелся положительный опыт работы с данным набором при постройке танка ТПП-2 (http://scalemodels.ru/articles/9910-konversija-zvezda-1-35-tpp-2--malenkijj-ljagushonok.html). В качестве материала для изготовления новых деталей использовались листовой пластик толщиной 0,5 мм (белый) и 1,0 мм (черный) производства «Evergreen» и «Мир Моделей»; жесть от банки газированного напитка; заклепки 0,8 мм из набора «Meng»-set D.
Сам процесс формирования ТР-4 начался с наращивания бортов корпуса, так как верхний бронелист и надмоторная плита у ТР-4 имеют отличный от Т-26 наклон. Изнутри корпуса нарощенные борта укреплены отрезками листового пластика. В процессе обнаружилось, что придется изготавливать «с нуля» указанные выше верхний бронелист и надмоторную плиту. Изменение наклона привело к необходимости их удлинения и детали из набора уже не подходили. «Расшивка» люков надмоторной плиты выполнена модельнымножом.
Следующим элементом изготавливалась бронерубка. Здесь также применялся листовой пластик. К крыше через усилительные элементы (для выставления точного угла) крепились боковые части («двери» на боковых стенках выполнены «расшивкой»), передняя и задняя стенки. Для обеспечения плотного прилегания и максимальной площади клеевого соединения, передняя и задняя грани крыши были скошены в соответствии с углом наклона передней и задней стенки. Аналогично были скошены и нижние грани передней и задней стенок только по отношению к переднему верхнему бронелисту и надмоторной плите. Внутри рубки были изготовлены поперечные распорки, которые обеспечивают необходимую высоту расположения рубки, а ограничители на распорках – позиционирование рубки симметрично по ширине корпуса.
Следует отметить, что рубка получилась только со второго раза. Первый раз ошибся с размерами стенок и все пришлось переделывать.
Можно соединять корпус и рубку.
После их соединения остается изготовить элементы на скосах бортов рубки. Это, пожалуй, был один из самых сложных этапов стройки. Каждый сегмент изготавливался на основе бумажногошаблона, выполненного «с запасом». И именно окончательная подгонка каждого элемента с учетом выполнения скосов для плотного контакта с передней или задней и боковой стенками и заняла достаточно времени. В итоге по причине накопившихся погрешностей были получены не две пары одинаковых элементов, а четыре незначительно, но отличавшихся элемента. После полного высыхания клея производилось «выведение» всех углов рубки.
После формирования формы рубки стройка направилась в сторону добавления более мелких деталей, таких как заклепки по корпусу, ручек и петель люков и дверей.
«Крылья» выполнены из деталей исходного набора, вторая лопата на крышу взята из оставшихся деталей Т-26 от проекта ТПП-2.
Итак, модель подошла к этапу покраски. На фото не представлены собранные элементы гусениц, ведущая звездочка и «ленивец» не приклеены.
Окраска модели аналогична окраске ранее представленной модели ИСУ-152 (http://scalemodels.ru/articles/10822-zvezda-1-35-isu-152-zverobojj.html). При этом была проведена работа для исключения излишнего глянца на модели после покрытия ее матовым ( ) лаком. Перед нанесением пигментов модель в несколько этапов неспешно покрывалась полусухим слоем матового лака XF-86 FLAT CLEAR. Мне кажется, что создание, таким образом, некой искусственной шагрени, позволило повысить матовость поверхности.
Постройка данной модели, как и любое другое получение конверсии своими собственными силам, довольно интересна своим процессом, где что-то приходится придумывать и конструировать «на месте». При этом на процесс постройки требуется чуть больше внутренних сил и терпения. Полученный результат мне нравится.
По модели приму конструктивную критику и отвечу на возникшие у Вас вопросы.
В процессе постройки модели использовался журнал «Бронеколлекция», Специальный выпуск №2, «Легкий танк Т-26». М.Барятинский, 2003 г.;
С уважением, Marakar. P.S. Следующая статья расскажет о постройке одного маленького и очень милого американского трактора.
Тема: Конверсия Звезда 1/35 ТР-4(#10861) - обсуждение
Симпатичная конверсия. Все понравилось, только левую гусеницу ниже ведущего выгнуть бы. Сейчас там обратный провис.