Мне давно хотелось заполучить в коллекцию наследника легендарных «Катюш» - РСЗО БМ-21 «Град». История создания и послужной список у этой машины заслуживают, как минимум, отдельной публикации. Да и недавние события показали, каким мощным огневым средством является БМ-21.
Но производители как-то обходили своим вниманием эту машину. В свое время «Град» выпускала фирма AER-Moldova, но после знакомства с содержимым коробки желание собрать этот агрегат пропало начисто. Кто видел пластик от AER, то поймет, почему…Непроработанная «мелочевка», несоответствие размерам и чертежам и другие «прелести».
Но вот наконец забрезжил свет в конце тоннеля. ICM сделала все таки БМ-21 «Град», и как только модель появилась в продаже, я сразу купил себе заветную коробочку, только вот руки до нее дошли лишь сейчас.
Модель состоит из двух литников. Один литник - всем хорошо известный Урал-375 в качестве базы для боевой части и второй литник, непосредственно боевая часть машины.
Литье боевой части качественное, практически без утяжин и облоя, чего нельзя сказать о первом литнике (вероятно, сказывается износ форм для Уралов).
В качестве основной базы для «градостроительства» отлично подойдут чертежи из М-Хобби №1 за 2002 год. Кроме того в том же М-Хобби было опубликовано несколько валков по этой машине с хорошими фотографиями как и внешнего вида, так и интерьера кабины. Дополнительно можно порекомендовать книгу «БМ-21 «Град» от Russian Motor Books и «Ural 375/4320 in detail» от WWP. Ну и естественно большое число фотообзоров и валков в Интернете, благо, что без этой машины не обходится у нас ни один парад.
Итак, обложившись фото, книго, и Интернет-материалами я приступил к сборке «Града». Начал с ходовой части, где, в принципе, все стандартно и повторяется во всей линейке Уралов от ICM. Но, как говорится, лучшее – враг хорошего…На глаза попалась статья о сборке БМ-21 в 35 масштабе от В.Вильневчица в М-Хобби №4 за 2006 год. Прочитал, посмотрел на свой 72 масштаб, опять прочитал и решил попробовать сделать более подробную деталировку, чем та, которая дается ICM.
Ходовую часть и подвеску оставил без существенных изменений. Добавил шланги для баллона воздушного ресивера, сделал гидроусилитель, тяги рулевого управления, трубопроводы тормозной системы. На бампер добавил дырочку для кривого стартера, подножку и решетку защиты картера (достаточно характерная для «Града» деталь, которой в наборе нет). В процессе понял, что забыл сделать площадки для обслуживания двигателя за бампером, но добавлять их уже не стал…На этом «нижнюю часть» машины закончил.
Приступая к кабине подумал, а не сделать ли ее с открытой дверью со стороны водителя? Решил - надо сделать, тем более, что «загорелся» худо-бедно воспроизвести интерьер внутри. Дверь аккуратно вырезал модельнымножом, зачистил. С помощью дремеля (очень удобная и полезная штука, кстати) ,сделал рельеф внутренней стороны двери ,добавил ручки из тянутого литника. Боковые стекла из набора ставить не стал, уж очень толстые. Вырезал их из тонкого прозрачного пластика. Переделал кресла в кабине, чтобы более-менее походили на оригинал, добавил педали и рычаги управления.
Приборную доску трогать не стал, а вот рулевое колесо заменил на другое, с тремя спицами (пригодилось ненужное от БТР-152).
В кабину добавил токораспределитель, радиостанцию и усилитель мощности. На потолок приклеил передний блок вспомогательного электрооборудования и солнцезащитные козырьки. Все это выточил из пластика и кусочков старых приборных досок от других моделей. Внутренности кабины пришлось красить сразу, ибо потом к ним не подберешься. Сразу сделал и остекление.
Снаружи кабины срезал толстую решетку радиатора и набрал ее заново из полосок «доширачки». Добавил решетки ограждения фар, проводку для фары-искателя, воздухозаборную трубку для воздушного фильтра. По бокам кабины сделал две ручки из проволоки, дворники – тянутый черный литник. Также заново сделал держатели боковых зеркал из проволоки.
На правой задней части кабины внизу добавил инерционный пылеотделитель (сделал из кусочков пластика и литника, трубки-из ПВХ-изоляции). Затем от кабины фронт работ плавно сместилсяв сторону боевой части, площадки и т.д.
Первое разочарование-держатель запасного колеса. Хотел было его выбросить, но потом использовал в качестве материала для нового держателя…
Вся эта ажурная конструкция делалась почти целый день! С ужасом думаю, что же делать с остальными моими Уралами!
Ящик ЗИП по левому борту срезал и полностью переделал, по правому борту добавил выштамповки на боковые поверхности ящика и площадки. Кстати, если собирать модель «как есть», правый ящик упирается в колесо. Мне пришлось срезать его и передвинуть вперед, ближе к держателю «запаски».
На основании поворотной части добавил шильдики и всякую мелочевку, сверяясь с фотографиями реальных машин.
Пакет направляющих оставил без изменений, разве что добавил имитацию желобов из тонюсенькой проволочки. Мучился с этим долго, результатом не очень доволен. Приклеить равно и аккуратно не совсем получилось, ну да ничего, за стеклом шкафа не видно…
Добавил кабель от кронштейна прицела до основания поворотной части. Сделал заново задние фары, но вот брызговики пока клеить не стал. Часть направляющих высверлил, дабы придать машине вид в процессе заряжания. Теперь дело осталось за малым – сделать расчет в 72 масштабе и водителя, но эта тема уже для другой статьи.
Красился БМ-21 «Град» акриловымикрасками «Звезда» и Vallejo, ими же делал «смывку», высветлял и тонировал. Сильно пылить и пачкать ходовую пока не стал, потом как-нибудь сделаю. Декали нанес «родные», из набора, ограничившись передним и задним номерами. Эдакая «обезличенная» боевая машина Советской Армии.
Огромное спасибо фирме ICM за эту модель. Сборка и доводка, а также затраченные усилия стоили того, как мне кажется…
Тема: ICM 1/72 РСЗО БМ-21 Град - Что нам ст...(#1108) - обсуждение
Модель очень понравилась!!!