Привет всем.
Продолжаю выкладывать свои работы 2015-2016 года, которые ранее почти не публиковал.
Сегодня хочу предложить вашему внимаю модель двухместного варианта BAC Lightning T.4 в масштабе 1/48, собранной путем совмещения пластика от Airfix со смоляными наборами.
Прототип в первую очередь привлекателен своим внешним видом. Двухместная кабина с размещением пилотов плечом к плечу заметно изменила стремительный силуэт "Лайтнига", предам ему сходство с пучеглазой лягушкой. Тем не менее самолет смотрится по своему красиво и оригинально. Сама же "спарка" была по сути учебно-боевой машиной и несла полноценное вооружение. Да и двум членам экипажа было куда сподручнее управлять всеми системами перехватчика. Кратко ознакомиться с историей прототипа можно на уголке неба.
Модель была начата еще в то время, когда не существовало готовой спарки от Sword. В качестве исходника был выбран набор F-1/F-3 от Airfix + конверсионный набор от СМК. Основа - хорошая, годная модель конца 90ых годов, ознаменовавшая переход Аирфикса на новый уровень. Внутренняя расшивка, приличная деталировка, да и альтернативы этой модели по сути нет. Сейчас издается в обновленных коробках.
Если набор от Фикса был весьма неплох то конверсионный набор от СМК при ближайшем рассмотрении оказался далек от идеала. Вот тут есть довольно неплохой обзор на этот набор. Хорошее литье из смолы, проработка поверхности на уровне модели, ниши шасси и колеса, фототравление, декаль на три варианта. Казалось бы, какая прелесть. На деле одного литника (с основой приборки и деталью на козырек приборки под фонарем в комплекте нет. В придачу я хотел сделать фонарь открытым, у него довольно ажурная и заметная рама, а в наборе - пустота. И еще по хорошему - геометрия у набора не идеальна, "скулы" кабины идут к носу с изломом, хотя его быть не должно. Было решено заменить конверсионный набор на Неомегу. Увы, Неомега тоже оказалась далека от идеала - расшивка на смоляных деталях была просто ужасной. А вот интерьер кабины - весьма неплох.
В итоге было решено совместить "начинку" от Неомеги со "скорлупкой" от СМК.
Так же были приобретены смоляные сопла от Aires. В качестве источника информации по прототипу использовалась парочка хороших книжек и информация из сети.
Сборка началась с попыток подружить смоляной нос с пластиковым фюзеляжем. Для этого отрезал родную носовую часть. В этом деле помогли пилки от OLFA. Бормашинкой немного уменьшил толщину стенок в районе стыка со смолой, что бы она лучше подходила. Немного повозился с новой частью спарки.
Со смоляных половинок носа от СМК сточил бортовые панели кабины, потому что вся нутрянка будет от Неомеги. Кроме этого подрезал борта кабины и козырек приборной доски, по подобию деталей от Неомеги. Опять же под установку отечесвенной смолы.
Неомеговскую основу кабины пришлось немного подточить с бортов, что бы она влезала в чешскую скорлупку.
Поскольку смоляные половинки носа довольно тонкие,по инструкции клеятся встык, да и интерьер в них входит с натягом - решил усилить стык. Прочности мало не бывает. Усилить его решил проволочными штырями. Насверлил отверстий, вставил отрезки стальной проволоки. Теперь половинки прочно стыкуются насухо и не гуляют.
Затем занялся воздухозаборником, точнее его каналом. Чехи дают новый носовой конус и нишу носовой стойки, но при этом советую лепить все в пустой фюзеляж. Зрелище получается грустное, так как через воздухозаборник видно всю пустоту носа и внутренние стороны деталей. Неомега предлагает оставить родные детали из набора. Это конечно неплохо, но я решил совместить родной канал воздухозаборника(благо сделан он нормально) и смоляную нишу с конусом. Для этого я вырезал стенки родной ниши из деталей канала воздухозаборника и подогнал туда смоляную деталь. С пластикового конуса срезал родной верхний гребень с трубкой Пито(?) и приклеил его на смоляной. Детали половинок канала воздухозаборника пришлось изрядно подточить с внешней стороны, что бы они лучше влезали в смоляные половинки носа. После примерки насухо нашлось еще пара мест, требующих подгонки.
Кроме этого установил смоляные ниши основных стоек в крыльях. Пришлось израдо повозиться, стачивая интури половикни крыльев в местах ниш и срезая стенки родных. В итоге крыло светится, настолько оно стало тонким. Сами же ниши тоже буквально прозрачные, не сточить. Но в конце концов крыло сложилось нормально.
Не удержался, прикинул общий облик самолета, сложив основные детали на скотч.
После этого в работе настала долгая пауза, вызванная необходимостью окончательно подгонять нос к фюзеляжу, выводить стыки и заниматься прочей неприятной работой. Но, тем не менее работа шла.
Кабина была установлена в фюзеляж, а его половинки - склены между собой. Шов между пластиковой и смоляной частью и замазал двухкомпонентной шпаклевкой от Тамии. Приклеил крылья, зашпаклевал швы. А потом долго сидел и покрывался пылью, держа в руках наждачку.
Затем настал черед подгонки вакушного остекления. Тут тоже было весело, поскольку стыкуемость была далека от идеала. По сути пришлось крепить на фонарь двухкомпонентную шпаклевку.
Для этого надо было покрасить саму кабину, что я и сделал. Цвета мешал "на глаз", красил Валлехо и Мастер-Акрилом.
Затем снова последовала долгая шлифовка стыка фонаря, попутно начал восстанавливать экстерьер модели, имитируя различные лючки фольгой-самоклейкой. Тут вылезла еще одна интересная особенность - на всех чертежах нарисованы разные вещи. На фото - тоже другое. Пришлось как-то компилировать информацию с фото и из чертежей.
Так же были переделаны различные мелкие воздухозаборники и выходные отверстия на фюзеляже, расточены всякие дырочки, углубления и тд. А после наненсения грунта модель была проклепана. К сожалению фотографий тех этапов сборки найти не получается. Покраска тоже была полна сюрпризов. В качестве прототипа я решил взять краснохвостую машину из RAF "Firebirds". И если красный цвет от Game Color лег проблем, то с металликом,в качестве которого я решил использовать АК True Metal все было совсем не весело.
Из-за своей основы(то ли воск, то ли ланолин) краска эта не высыхает и не полимеризуется. Из-за этого можно забыть про панельный эффект, маски, смывку на чем-то, отличном от воды и тд. Не помогает даже покрытие в несколько слоев Футуры. Пару раз чуть не испортив модель я решил отказаться от попыток накрасить панели, ограничился только парой лючков. Да и блестит эта краска не многим лучше хороших акриловых металликов, даже не смотря на все глянцевые черные базы и полировки.
В финале сборки перевел декали, установил мелочевку в виде стоек шасси, антенн, ракет и прочего. На стойки шасси добавил проводку, посадочные фары, на законцовки крыльев - БАНО, ПВД - самодельная. Так же сделал посадочные стремянки и заглушку на воздухозаборник. Не все во время сборки получилось так, как я хотел, но и сборку легкой назвать было нельзя.
Окраска под самолет из пилотажной группы RAF Firebirds, 56 squadron, 1963 год.
Спасибо всем за отзывы!
Олег, с цветом на фото беда, уходит в розовый, в живую он куда более насыщенный. Жаль выкинул банку краски, которой красил, был бы хороший пример. С опечатками - соглашусь, заливать статьи на сайт в 3 часа ночи - не лучшая идея.
По "вертикалке" - хорошая трактовка.
DimaADA спасибо за замечания.
С фонарем и правда что-то не так, особо бросается в глаза при виде сзади-сверху, видимо замылился глаз при работе и проглядел этот момент.
Заглушка ВЗ, как и лестницы - съемные, просто так получилось что большая часть более-менее нормальных фото получилась с нею.
Ну а с металликом - совершенно верно.
красивая модель!
есть вопросик - как вы делали штифты на смоле? то есть понятно что высверливается отверстие и в него вклеивается проволка, а вот как точно сделать ответное отверстие?