Если применять карманный калькулятор в качестве мобильного телефона,
можно найти много поводов для критики
Конфуций
Вероятно, каждый моделист, собирающий технику «начала времен» знает, и хотел бы иметь на полке знаменитую триаду «первых русских танков» – Вездеход Пороховщикова, «бронированный автомобиль» Менделеева и «танк Рыбинского завода». Хотя эти машины не существовали в реальности, в русле современной популярности жанра What If их постройка законом не возбраняется. Сделав пару лет назад Вездеход, решил я попробовать свои силы и с «танком» Менделеева. Базовую информацию почерпнул из известной книги С. Федосеева «Танки Первой мировой войны».
В попытке найти какие-либо дополнительные материалы в Интернете я наткнулся на статью небезызвестного В.О. Шпаковского в «Военном обозрении», называвшуюся «Броневагоны в тренде». Хотя статья военно-историческая, но имеет идеологический посыл и направлена на развенчание «патриотов», сочиняющих сказки про родину слонов. А речь именно о проекте «первого в мире тяжелого танка», созданном сыном великого химика Василием Дмитриевичем Менделеевым. Поскольку машине Менделеева в статье уделено не так уж много места, приведу цитату целиком:
«Вот и все дебаты вокруг «танка Менделеева» из этой же оперы, а причины разного рода несогласий в том, что многие весьма поверхностно знакомы с этой конструкцией. А ведь если подумать, то станет очевидно, что все в этой машине было избыточно. И вес, и броня, и вооружение! «Автор предусмотрел даже переброску танка по железной дороге!» — восхищается некто предусмотрительностью конструктора, но если, опять же, подумать головой, то станет понятно, что ничего он на самом деле не предусматривал. А как с железнодорожных катков его опять на гусеницы ставить? У германского «Тигра» только лишь ради того, чтобы он своим ходом заехал на грузовую платформу и съехал с нее, предусматривались «транспортные» гусеницы, а внешний ряд колес перед этим снимался. А дальше танк ехал, съезжал, «переобувался» (каждая гусеница по 2,5 т!) и шел в бой. На понтон не помещался, опять переобувался, и так далее… А как все это же самое осуществлялось бы на 180-тонной машине? В кого бы на поле боя стреляло его 120-мм орудие? И как этот монстр форсировал бы немецкие противотанковые рвы? Ведь известно, что французские «Сен-Шамоны» очень часто просто останавливались перед широкими немецкими рвами, так как из-за своих «носов» не могли через них перебраться. А у «танка Менделеева» и носа-то никакого не было. Англичане на свои танки ставили огромные фашины, и сбрасывали их в эти рвы. Но тут и фашину-то никуда не «прилепишь». Так что да, приоритет есть: приоритет на фантастический и совершенно неработоспособный и нереализуемый проект!
Впрочем, я думаю порадовать всех тех, кто больше радуется промахам западных инженеров, что и «там» все было в основном точно также. То есть как и в любом обществе люди (и инженеры тоже) делились на умных, посредственных и глупых. И проекты танков поступали изо всех трех этих категорий».
Начав размышлять вслед за автором по поводу «глупого» инженера Менделеева, я наткнулся еще на одну умопомрачительную деталь его проекта. Удивляюсь, что, уделив столько букв железнодорожному вопросу, г-н Шпаковский не обратил на нее внимания. У менделеевского «танка», как известно, имелась пулеметная башенка. Мало того, что на фоне всей остальной могучей брони она защищалась почему-то лишь 8-мм жестянкой и оснащалась всего одним пулеметом, так и еще при сильном обстреле, т.е. в разгар боя, пулемет убирался и башенка втягивалась внутрь корпуса. И я вам могу доложить, что идиотизм Менделеева тут превосходит идиотизм всех остальных авторов танковых фантазий вместе взятых. Ни один из них, какой бы вздор он не предлагал, не догадался до такого – во время боя не использовать, а прятать оружие (да еще такое эффективное в ту эпоху, как пулемет!) внутрь боевой машины. На этой башенке я и задумался. А может быть, идиотизм притаился с противоположной стороны?
Авторы проектов «броневагонов», которых в своей статье «за ушко да на солнышко» вытащил г-н Шпаковский, предлагали их в разгар Первой мировой войны, когда железные, а не бумажные танки уже бороздили просторы Вселенной. Менделеев из их ряда выбивается кардинально, ведь свою машину он начал проектировать в 1911 году. Современному критику почему-то не пришла в голову простая мысль – как мог Василий Дмитриевич создавать проект «танка»?! В 1911 году о том, что через несколько лет начнется мировая война, а в ней появится позиционный тупик, для преодоления которого понадобиться такое боевое средство, как танк, мог бы знать разве что Нострадамус! О каких «немецких противотанковых рвах» за три года до начала войны мог догадываться Менделеев?! Совершенно очевидно, что не мог, не догадывался и вообще, не виноват в мозговых извилинах своих потомков. А ведь разгадка лежала на поверхности! Какого рожна прилепили к машине Менделеева ярлык «танк» и стали носится с ним, «как дурень с писаною торбой» (Гоголь)? Во-первых, Менделеев морской инженер. Во-вторых – та самая убирающаяся башенка. Во время основной фазы боя Менделеев не видел нужды в пулеметном обстреле противника! Давайте подумаем – против кого в 1911 году могла потребоваться 120-мм морская пушка Канэ, броня в 100–150 мм и не нужны пулеметы? И на минуту забудем, что Менделеев был из категории идиотов?
Идеи Василия Дмитриевича Менделеева впоследствии еще не раз посещали головы военных инженеров. Исторический опыт показал, что дредноуты вполне успешно подавляют батареи береговой обороны. Пристрелял берег – и лупи главным калибром, пока все не превратиться в щебень. Конечно, с фортами сложнее, в Дарданелльской операции, например, англо-французам подавить турецкие форты береговой обороны толком не удалось. Но Финский залив не Дарданеллы и все берега фортами не застроишь. В 1911 г. у России после русско-японской войны с флотом беда. А у ее главных противников в Европе – Англии и Германии – два сильнейших в мире флота. И волею Петра Великого основанная столица лежит голенькая на морском берегу. Вот такая ситуация. Какие тут «противотанковые рвы», господин Шпаковский?!
А что если создать батарею береговой обороны из защищенных и подвижных единиц? Переползла, легла на брюхо, выстрелила по десантному кораблю, снова переползла. Угодить в подвижные малоразмерные цели кораблю сложно. Конечно, прямого попадания главного калибра такой «форт» не выдержит, но от осколков и от мелкой-средней корабельной артиллерии броня в 150 мм достаточна. Лучше бы больше, но и так машина тяжелая. Можно бы и пушку мощнее, но – сложнее технически. И убирающаяся башенка тоже говорит в пользу такого предназначения машины Менделеева. Ее основная функция – конечно, наблюдательная. Пулемет тут вторичен – чтобы пострелять по легким десантным плавсредствам, когда противник все-таки начнет высадку. Если бы был задуман танк, то, без сомнения, Менделеев его начинил бы пулеметами как ежа иголками, что и делали все прочие авторы проектов «броневагонов».
Что касается постановки машины Менделеева с железнодорожных катков на гусеничный ход, которой Вячеслав Олегович уделил столько иронии и объема текста, то это, как раз, простая задача, решение которой предусмотрено самой конструкцией машины. Забыл про убирающуюся пневмоподвеску г-н Шпаковский, хотя считает, что не «весьма поверхностно знаком с этой конструкцией». А именно – заехал брюхом на опоры, втянул ходовую часть и меняй себе катки и ставь гусеницу. И ни к чему вся муть про гусеницы на «Тиграх» тут не нужна.
Итак, посмотрим, что, как говорится, в сухом остатке. Вот мнение Шпаковского:
«А ведь если подумать, то станет очевидно, что все в этой машине было избыточно. И вес, и броня, и вооружение!... В кого бы на поле боя стреляло его 120-мм орудие? И как этот монстр форсировал бы немецкие противотанковые рвы?»
Вот только непонятно, зачем господин историк выпустил машину Менделеева в поля? Что в них забыл морской инженер в 1911 году? На известной иллюстрации Михаила Петровского в «Технике-молодежи» действительно показаны «танки» Менделеева, ползущие на окопы с колючей проволокой. Очевидно, эта вольность художника произвела неизгладимое впечатление на В.О. Шпаковского. Против десантных кораблей – все, как говорится, необходимо и достаточно – броня почти как на кораблях, пушка тоже. Вес – вообще производное от этих двух. И больше бы брони и вооружения не помешало, да Менделеев, как разумный и грамотный инженер, пытался обойтись необходимым минимумом. И уж точно ничего «избыточного» здесь не наблюдается.
«Фантастический и совершенно неработоспособный и нереализуемый проект!» – такая оценка дана проекту инженера Менделеева историком Шпаковским.
«Фантастический» – если брать его как проект танка, что вообще-то приписано Менделееву по элементарному недомыслию. Ни о каких танках Менделеев не мог догадываться в принципе и даже озадачиваться такими вещами не мог. Его проект – концепция подвижной защищенной броней батареи береговой обороны, очень здравая в принципе, я уже не буду проводить аналогию с современными «Балами», хотя очень условно можно менделеевскую машину назвать их далеким предшественником. Ничего фантастического в такой концепции не вижу. Никаких фотонных двигателей и лазерных пушек Менделеев не предлагал.
«Неработоспособный» – если ползать по германским противотанковым рвам, то это да, трудно представить (еще очень важно – фашины некуда цеплять!). Но подготовить более или менее ровные площадки в зоне береговой обороны, снабженные рельсовыми путями для быстрой переброски машин, гораздо дешевле, чем строить многочисленные форты. 180 тонн, кстати – вес паровоза и пяти пустых вагонов. В чем проблема неработоспособности, если забить на выдуманные Шпаковским противотанковые препятствия?
«Нереализуемый» ¬– таков последний гвоздь в крышку гроба менделеевского «танка».
Типа производственные возможности царской России не позволили бы реализовать такой проект? Однако они же позволяли строить линкоры целыми сериями? Менделеев изначально планировал использовать мощности кораблестроительных заводов и конструкцию под них подгонял. Отсюда, видимо, и простой коробчатый корпус из корабельной брони, и морская пушка без всяких переделок, пневмосистема, двигатель от подводной лодки и прочие узлы и механизмы, хорошо освоенные кораблестроительной промышленностью. Все тут было реализуемо, если бы захотели реализовывать. Почему не стали – можно судить и рядить как угодно, но в 1916 г. (когда Менделеев обнародовал свой проект) он был, конечно, уже не актуален.
Ну и, наконец, о самом названии машины. «Танком» ее обозвали неразумные потомки. Сам Василий Дмитриевич именовал ее «бронированным автомобилем». Слово «автомобиль», я уверен, он употребил в его исходном значении. С греко-латыни на русский переводится буквально как «самодвижущийся», а если как имя существительное, то «самоход». Как впоследствии и называли на русском языке все подобные объекты.
На мой взгляд, основной конструктивный недостаток машины Менделеева – это гусеничный движитель. Чтобы убирать подвеску внутрь корпуса и при этом оставить там достаточный объем, он спроектировал очень узкие траки (250 мм ширина башмака!). На модели они выглядят просто невероятно субтильно. Давление на грунт должно было быть очень значительным. Совершенно очевидно, что действовать самоход должен был на подготовленных площадках в зоне береговой обороны, на уплотненном и относительно выровненном грунте. А перебрасываться между площадками – по рельсам. В принципе, все это было вполне реализуемо и, все равно, гораздо дешевле и проще, чем строительство фортов.
В заключение этого долгого вступления я выскажу надежду, что хоть немного защитил доброе имя Василия Дмитриевича Менделеева. А касательно его современного оппонента – то говоря словами самого же Шпаковского, не только инженеры, но и историки всегда «делились на умных, посредственных и глупых». Ну а если историк берется исполнять социальный заказ по борьбе с патриотизмом, то как всегда, хоть святых выноси.
Модели «танка» Менделеева не такая уж большая редкость в сети. В масштабе1/72 есть даже страшная смолянаямодель чешской фирмы Kora Models; в 35-м масштабе сделать тираж такого «кирпича» пока никто не решался. Есть самоделки как в «пластиковых» масштабах, так и бумажные. Практически все они почему-то сделаны по некоему рисунку, «выполненному по чертежам изобретателя». Кто и когда сделал этот рисунок неизвестно, но то, что он «чертежам изобретателя» и описанию не соответствует почти во всем, может определить каждый, кто на чертежи и рисунок внимательно посмотрит. Я его полностью проигнорировал. Всем виденным мной в сети моделям присущ один недостаток – они изображают машину в виде глухо запаянной коробки с единственным решетчатым воздухозаборником в левом борту (иногда и в правом?!), амбразурами и кормовой дверью. Кроме того, корпус в сечении дается квадратным (наследие того самого «рисунка»), хотя согласно размерам машины его высота должна быть заметно меньше ширины. Неверно изображают и передний броневой лист, по которому должна скользить вправо-влево маска пушки, а не упираться в клепку. Ствол 120-мм пушки Канэ тоже имел вполне определенную конструкцию, которую в моделях воспроизводят кто во что горазд. Ширина башмака трака была по проекту 250 мм, что в 35-м масштабе будет всего 7 мм. В моделях же изображают широкие гусеницы, что смотрится, конечно, лучше, но проекту не соответствует. В жизни, будучи построенным, самоход Менделеева однозначно должен был иметь массу крышек и люков для доступа к гусеницам и верхней подвеске (расположенным под крышей корпуса), двигателю и прочему оборудованию, для загрузки боекомплекта, отверстия вентиляции, воздуховыброса, выхлопные трубы; наконец, согласно проекту, в небоевой обстановке органы управления размещались на крыше корпуса. Поскольку вдоль бортов снизу доверху все пространство занято подвеской, двигателем и боекомплектом, упомянутое выше хозяйство могло располагаться на крыше – больше негде. В общем, на имеющиеся в сети фото, при всем уважении к авторам моделей, опираться было невозможно.
Более близкую к проекту конструкцию я попытался воспроизвести, пользуясь с одной стороны компоновочной схемой, а с другой – домыслами, основанными по возможности на известных конструктивных аналогах той эпохи, а также большей живописностью, чтобы модель не выглядела унылым кирпичом. Корпус склеен из 2-мм пластика, поскольку для масштабной толщины брони этого мало, пришлось имитировать расшивку на стыках. Согласно проекту, бортовые листы были цельными, в моделях иногда на них изображают расшивку, что неверно. Количество комплектов заклепок и болтов Мастерклуба, ушедших на модель, у меня даже нет охоты припоминать. Интересно, что в большинстве пакетиков количество заклепок было всегда на 10–25% меньше, чем заявлено на этикетке. Для основного каркаса заклепки использовал «линкорные», 1.2 мм, т.к. для 150–100-мм брони (а в масштабе это 4.3–2.9 мм) у более мелких просто не хватило бы длины ножек для приклепывания к уголкам. Дверь и прочие художества (преимущественно на крыше корпуса) – из разных подручных пластиковых деталей или самодельные. Органы управления и кресло водителя позаимствованы от моделей Менга Mk.V и A7V и вынесены на крышу, как подразумевалось проектом для небоевой обстановки. Выхлопные трубы 4-цилиндрового мотора вывел на крышу по образцу первого британского танка Mk.I. Поскольку жалюзи двигателя явно были бы слабым местом на фоне общей мощной бронировки, решил защитить их съемной бронеплитой – это уже целиком моя фантазия на тему. Маска пушки у модели, как и на прототипе, подвижная и съемная. Ствол пушки тоже подвижный и сделан на основе завалявшегося в запасах металлического для ИС-2. Купол башенки и соответствующая ему обечайка на крыше корпуса – 3-D распечатка (нарисовал, чтобы не мучиться с выпиливанием). Колеса тоже нарисовал в 3-D, дал на распечатку, а потом отлил в смоле нужный комплект. Из пластиковых цилиндров склеил на всякий случай (вдруг будет видно откуда-нибудь снизу) и тоже растиражировал простенькую имитацию пневмоцилиндров. Из пластика сделал три трака как мастер-модель, а остальные скопировал в смоле. Их понадобилось не так уж много – с учетом довольно большой длины (соответствующей длине граней ведущих колес). Опорная поверхность гусеницы согласно проекту составляла 12 м, что дало всего 18 траков на борт, достаточных для имитации видимой части гусеницы. Наконец, согласно тексту Федосеева, машина должна была оснащаться семафором, который тоже не преминул сделать из металлических трубок.
Модель красивая, правда всегда думал что у него гусеницы шире.
Что по поводу исторической части - непонятно почему Шпаковский вообще относится к этому проекту как к танку. В первом выпуске "Бронеколлекции М-К", а было это в июле 1990, Барятинский четко назвал его "подвижной огневой точкой"
Mechanik_aviator
Только что прочитал роман Ивана Кошкина "В августе 41-го". Не знаю, тот ли это Кошкин, но очень понравилось, давно не попадалось нормальной современной литературы о войне.
Тема: Самодел 1/35 Танк Менделеева - Антишпаковский