Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малыш

Как-то раз, разделывая Коту горбушу, мы разговорились с ним об эстетике современных боевых ЛА. И, не сговариваясь, пришли к общему мнению, что нынешние самолёты как-то очень уж не самолётные, что ли.

Они, конечно, хорошо летают, наши «Сухие» вообще творят в воздухе незнамо что, но вот их эстетика… Носовые конуса, плавно переходящие в обтекатели сопел, коротыши крыльев, аэродинамика, понятная только специалистам и т.д. Абсурдным финалом стало появление F-117.

Эта шайтан-арба способна как-то держаться в воздухе, только пока исправно работают сложнейшие бортовые компьютеры. Конечно, золотой век авиации 30-х прошлого века остался только в моделях, но ещё в 50-60-х годах того же века самолёты были САМОЛЁТАМИ, а не оптимизированными боевыми комплексами.

На этом фоне очень привлекательно, на наш с Котом взгляд, смотрится шведский JAS-39 “Gripen”. Классическая, можно сказать, консервативная, аэродинамическая схема - бесхвостка с ПГО, изящные, аккуратные формы. И хотя мы с Котом не большие любители современных реактивных ЛА, решили сделать модель этого шведского малыша.

Разработка этого многоцелевого самолёта была начата в 80-х годах прошлого века, после достаточно длительных НИОКР по выбору схемы боевого ЛА, долженствующего заменить «Draken», «Viggen» и составить конкуренцию американскому F-16. Помимо того, что новый самолёт должен был обеспечить потребности шведских ВВС в недорогом многоцелевом комплексе, изначально в разработку был заложен и экспортный потенциал. Шведы поступили по-скандинавски сдержано и разумно – использовав традиционную аэродинамическую схему, насытили её самым современным содержанием, применив последние достижения электроники, материаловедения и технологии. В результате получился небольшой, лёгкий, и относительно недорогой многоцелевой ЛА, способный эффективно выполнять целый комплекс задач – от завоевания превосходства в воздухе, до нанесения ударов по целям, находящихся на различных поверхностях.

Особенностью «Грипена» стало максимальное использование цифровых технологий буквально во всех системах ЛА, что позволило добиться высокой манёвренности, отличных взлётно-посадочных характеристик, что очень важно для тесной Европы, и высокой эффективности применения вооружения. Падкие до образных сравнений журналисты назвали его «цифровым самолётом».

Широкое использование композитов обеспечило снижение веса ЛА и позволило увеличить полезную нагрузку, а богатый ассортимент вооружения сделал «Грипена» привлекательным в глазах потенциальных покупателей. В настоящее время JAS-39 состоит на вооружении не только шведских ВВС, но и поступает в целый ряд европейских стран, в том числе, и из бывшего Варшавского блока (жаль, конечно, что оттуда стали вытесняться наши машины, прежде всего, морально устаревшие МиГ-21, но и американцам со своими «Фалконами» там теперь делать нечего. – прим. Кота).

Модель

Современный «Italeri». Отлично пролитый пластик хорошего качества, аккуратный и подробный внутренний крой, хорошо деталированная навеска. Качественное и разнообразное вооружение, прекрасное остекление пилотской кабины. В общем – твёрдая «четвёрка» (с плюсом. – прим. Кота). Сама кабина простовата, но при наличии фотографий несложно её улучшить, а при наличии денег – купить смоляную. Такую модель хорошо делать тёплыми летними вечерами, после многомесячной борьбы с каким-нибудь А-моделовским монстром, неспешно беседуя с Котом.

Кабина

Собрана по инструкции, только ММ1728 заменена на R43. Кресло окрашено и оттонировано смывкой и сухой кистью. Рукоятка управления, кресло устанавливались на этапе окончательной сборки.

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малыш

Фюзеляж

После установки кокпита и удаления центрующих штырьков, сложился хорошо. Незначительные ступеньки по нижней поверхности удалены шпаклеванием и шлифовкой. Традиционно больное место – сопряжение воздухозаборников и фюзеляжа, в этот раз потребовало совсем небольшого количества шпаклёвки. Отсекатели пограничного слоя раскроены по имеющимся линиям наружного кроя, окрашены, так же, как и внутренние поверхности воздухозаборников. Штанга ПГО удалена до уровня генераторов вихрей ( у Павла Осиповича содрали, хулиганы. – прим. Кота), в месте среза высверлено отверстие 0,55 мм.

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малыш  1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малыш

Удалены также все антенны с фюзеляжа. Конус собран, внутрь вложен попавшийся под руку болтик, и подклеен к фюзеляжу. Имеющаяся в наборе антенна проста, и, если вы хотите делать конус открытым, нужна значительная доработка. Место стыка конуса и фюзеляжа подшпаклёвано, просушено. В кабину набита вата. Для шлифовки использована абразивная губка

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малыш

Вообще, замечательная вещь – ровная, и в то же время, достаточно эластичная. При некотором навыке позволяет выполнить качественное мокрое шлифование практически любых мест конструкции. Восстановлены незначительно повреждённые в местах стыка половин фюзеляжа линии кроя. Очень хотелось не вклеивать сопло, чтобы иметь возможность покрасить и оттонировать его отдельно, не связываясь с масками, но даже при тщательной подгонке не удалось убрать крохотные щели между ним и ХЧФ. Вздохнув, хорошо промазал торцы клеем, и прижал, выдавив колбаску. Срезал резаком через трое суток. Всё отполировано тамиевской полировочной пастой до равномерно-матовой поверхности.

Крыло

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малышСобирается очень хорошо, после удаления штырьков и шлифовки поверхностей склеивания. После высыхания клея – шлифовка, шпаклевание не нужно. Кстати, не удивляйтесь практически полному отсутствию линий кроя – обшивка выполнена из крупных композитных панелей, и линий кроя действительно, очень мало. На АПУ для «Сайдуиндеров» шпаклюются следы толкателей. Собранное и отполированное крыло пристыковывается к фюзеляжу. Здесь самое больное место и большое количество работы по шпаклеванию и выведению профиля сопряжений центроплана и фюзеляжа

Шасси

Двухзвенники всех трёх стоек одинаковые (в жизни – всё-таки различаются), доработаны с помощью резака. Стойки собраны и окрашены. На носовую стойку можно добавить шланги гидравлики. На основных стойках шланги уже имитированы, можно ограничиться их окраской и тонировкой.

Вооружение

Отлито весьма качественно. Стёкла ГСН изнутри окрашены Х-16 и подклеены на окрашенные изделия. «Сайдуиндеры», поскольку традиционный белый цвет надоел, окрашены RSM365 (подтверждается фото), роллероны окрашены, нанесена кольцевая маркировка. Конечно, всё подвесное вооружение и контейнер РЭБ усеяны многочисленными техническими надписями, но даже в моих запасах, собранных за четверть века, как-то не нашлось технички в 1/48 на шведском языке. А ставить англоязычные надписи – слишком заметно. Поэтому пришлось ограничиться покраской, нанесением кольцевой маркировки и тонировкой.

Окраска

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малышИмеющиеся фотографии прототипа, подтверждают соответствие схемы окраски и цветов, предложенных «Italeri». После тщательной полировки всей конструкции, промывания мыльным раствором и проточной водой, все элементы прогрунтованы ММ2748. Перед грунтовкой на место возвращаются все ранее удалённые антенны, штанга ПГО, выполненная из иглы. Брюшко задуто ММ1728, закрыто скотчем и масколом. Верх окрашен ММ1721. Чтобы не превращать модель в одноцветную болванку, предкрылки, управляющие поверхности, некоторые лючки доступа к узлам и агрегатам на фюзеляже, отграничены скотчем и окрашены чуть высветленной RSM8 ММ1721.

Получилось неброско, но аккуратно, и достаточно заметно. Почему-то только на фотографии это не сильно видно. Ниши шасси окрашены RSM8, оттонированы. Сопло окрашено Н27003, через час натёрто щетинкой. Серебристое колечко – из алюминиевой самоклеющейся фольги (кстати, на ракетах – тоже). После просушивания сопло закрывается скотчем, сам планёр и пилоны вооружения задуваются «Humbrol»’вским полуматовым лаком.

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малышВооружение задуто ММ глянцевым лаком. Немногочисленные, но весьма качественные декали переводятся с использованием МикроСет’а, хвостовые номера обрезаны дизайнерским резаком по наружнему и внутреннему контуру после перевода на модель. Ещё слой полуматового лака. На фотографиях машины выглядят очень чистыми, поэтому тонировка свелась к очень умеренной заливке акриловой XF-63 по линиям кроя. Для лучшей «разбегаемости» в тонировочный раствор добавлена капля «Фэри». Стойки шасси, колёса, ниши тонированы смывкой.

Окончательная сборка

Устанавливается кресло пилота, РУС. Остекление кабины крепится на жидкое стекло. Стойки шасси и створки – на место, колёса, и вот уже модель стоит на своих ногах. Навешиваем вооружение, подкрашиваем АНО, ставим хвостовой АНО, и модель готова.

Резюме моё

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малышХорошая, крепкая модель. Даже аккуратно собранная «из коробки» и тщательно покрашенная, вполне уместна в самой приличной коллекции. Сам процесс сборки прост и приятен. Узких мест немного, и все они расшиваются обычными методами. Прекрасная база для супердеталировки. При очень скромной стоимости кит’а может быть рекомендована моделисту любого уровня. Единственное замечание – декаль необходима более подробная.

Резюме Кота

1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малышАй, молодцы шведы! И страна маленькая, и ВВП не на нефтебаксах держится, а поди ж ты, отличную технику делают. Что машины, что самолёты – крепко, надёжно и современно. А всё потому, что котов любят. Мне рассказывал один знакомый Кот, что в Швеции есть закон – кормить котов только нежной норвежской селёдкой, давать им от пуза сгущённых сливок, и вообще, всячески баловать. А коты за это хозяевам помогают, вот и богатеет страна. А модель – конечно, у нас с хозяином есть куда более навороченные, но этого шведа мы делали с удовольствием, болтали и копили силы для борьбы с А-моделовским «Ту-160». И в шкафу этот «Грипен» отлично смотрится. Так что и прототип, и модель мне понравились. Ответственно рекомендую.

» Информация о статье
Vogel в 19.07.2006 - 11:59
Тема: Re: 1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малыш
http://scalemodels.ru/articles/137.html
Здравствуйте Олег!
Модель сделана великолепно. И даже на фотографиях
смотрится очень реалистично. Тонировка вмеру, не портит общее впечатления. Только...какбы сказать....
Вобщем передайте Коту что Швеция добывает нефть в Северном море и у архипелага Шпицберген, и даже немного экспортирует.... Но Кот всегда обьективен в ЛА и я с ним согласен!
Nazar в 19.07.2006 - 12:14
Тема: Re: 1/48 Italeri SAAB Gripen или Шведский малыш
Красаивая модель и отличная статья,поздравляю
Самому всегда нравились шведы J-29,Draken,Viggen и вот теперь Gripen
Жаль Draken в нашем масштаббе отсутствует
Aardvark в 02.08.2006 - 13:42
А вот насчёт Дракона в 48-м, его точно никто не делает?
Вопрос скользкий! :wink:
Поскольку я вседа считал что его делает(делал) Линдберг в 1/48.
Но некоторые говорят что он где-то в 1/65.
Вобщем посмотрите архивы ДИШа, там эта тема обсуждалась.

А теперь-Гриппен.
Рассматривая модельку от Итала в 1/48 я постоянно ловил себя на мысли что я ее уже где-то видел.Потом осенило! А не Италовский ли 1/72 это но пантографированный до 1/48? Очень похоже на это. Ежли это так, то
в 1/72 у этой есть следующие косяки:
1.Неправильное сопло.(ПАРТ и Эдик тоже это подтверждают своей травленкой пытаясь исправить этот недостаток. :lol: )
2. Сравнение с чертежами в АиВ (кто-нибудь знает другие? :? ) показывает что он несколько вытянут по длинне в сердине фюзеляжа, но в сочитании с коротким соплом длинна в норме! :wink:
Повторюсь, все вышесказанное спраедливо если Итал не учел своих ошибок при производстве модели в 1/48.
Насчет, того что самолеты чистые то пожалуй это только на выставках,
а в жизни посмотрите здесь фото (особенно снизу в районе пушки-причем фото плохого качества!)
http://www.ipmsstockholm.org/magazine/2000/04/stuff_eng_detail_gripen_08.htm
http://www.ipmsstockholm.org/magazine/2000/04/stuff_eng_detail_gripen.htm

Пожалуй пока все.
С уважением,Сергей
bronco в 12.08.2006 - 15:24
В общем модель хорошо собрана, хорошо покрашена. Но хоть убейте она не живая. Нет следов эксплуатации.
Хотя это мое мнение, личное и субьективое
Michael_XIII в 18.10.2006 - 10:48
Вот кстати еще весьма достойный Gripen
http://aircraftresourcecenter.com/Gal6/5401-5500/gal5404_Gripen_Muto/gal5404.htm

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy