Раньше я писал обзоры до сборки модели и часто вообще не собирал предмет обзора. Теперь я решил изменить своей многолетней традиции и написать обзор уже после сборки модели и выхода ее итоговой статьи. Так сказать, уже подвести полные итоги по пластику, опираясь на опыт ее постройки. Это первый из серии трех обзоров по подводным лодкам проекта 955 Борей.
Китография
Выход модели от Звезды в начале 2017 года подстегнул интерес к новинке, которую сразу же приобрел из первой партии отливок. Модель от Звезды стала 3-й моделью(пресс-формой) лодки этого проекта в масштабе 1/350. Всего в 350-м масштабе помимо этой модели Владимира Мономаха выходили:
В 2011 г. выходит модель АПЛ Юрий Долгорукий от HobbyBoss (83520)
В 2011 г. выходит модель АПЛ Юрий Долгорукий от Bronco(5022)
в 2012 г. выходит модель АПЛ Александр Невский от Bronco(5023) - перепаковка предыдущей модели с новой декалью
затем модель Юрия Долгорукого от HobbyBossбыла перепакована фирмой Моделист и выпускалась в двух коробках – АПЛ Юрий Долгорукий (135071) и АПЛ Александр Невский (135072)
в 2018 вышла перепаковка модели Мономаха от Звезды - модель АПЛ Юрий Долгорукий (9061). В модели был заменен литник с кормовыми рулями.
Также в масштабе 1/700 выходили:
в 2008 г. смоляная модель от OKBGrigorov - АПЛ Юрий Долгорукий (8700004)
и немного позже вышла пластиковая модель от RiichModels, которая позволяла из коробки построить сразу 2 лодки - АПЛ Юрий Долгорукий и АПЛ Александр Невский
Отсюда видно, что по сути в 350-м есть 3 пресс-формы 3 разных производителей и надо выяснить, кто из них максимально хорош для постройки модели подводной лодки. Ненавистная продвинутомумодельному комьюнити Звездас репутацией "модели для детей в неправильных масштабах", не менее ненавистный за свои косяки и особый взгляд на прототипы китайский HobbyBoss и темная китайская лошадка Bronco? В каждой части будет обзор только одной модели.И начнем с самой свежей из этой троицы - со Звезды. Остальных будем сравнивать уже со Звездой.
Модель
Упаковка
Упаковка у Звезды традиционная для последних лет - узкая прочная картонная коробка в красочной мягкой внешней коробке с боксартом. Повредить содержимое довольно сложно. Внутри в пакетах лежат 4 литника, декаль, инструкция и подставка.
Инструкция
Инструкция черно-белая на 4 страницах формата А4. Есть вопросы к цветам:
Транспортно-пусковой контейнер от ракет надо красить не в черный цвет, а в темно-серый.
внутренности ракетной шахты надо красить не в черный, а в белый цвет
межкорпусное пространство в районе шахт и внутренние части крышек шахт надо красить не в черный, а в салатово-желтый цвет.
детали С5 и С6 надо красить не в белый цвет, а в стальной
носовую часть не надо красить в кирпичный цвет. Так окрашивался только Юрий Долгорукий на момент спуска на воду. Мономах спускался на воду в чисто черном виде.
Также для упрощения сборки лучше отказаться от пункта 4-С и детали А1 и В14, а также А2 и В13 надо собирать между собой до склейки половин корпуса. А пункты 2-А и 3-А (сборка импеллера) выполнить после пункта 6 и окраски всей лодки в целом. Возможно, что где то были опечатки с номерами деталей, но я уже не помню.
Декаль
Декаль как декаль. Дефектов печати нет, переводится хорошо. Бегемот он и в Африке Бегемот. Но придраться можно. Эмблемы с князем на носу и рубке довольно сильно упрощены. Ватерлиния дана декалью из 8 сегментов. Не представляю, как ее ровно перевести и положить на сымитированную внутренней расшивкой в пластике ватерлинию. Проще ее накрасить. Самая большая проблема декали – неверные марки углубления. Оцифровка на них идет сверху вниз, тогда как на прототипе она идет от ватерлинии вверх и вниз. Заштрихованные прямоугольники для мест касания буксиром имеют неверные пропорции. В реальности они меньше по высоте. Белая окантовка кормового аварийного люка слишком большая в диаметре и наползает на штормовые леера, чего не должно быть. Также у этого люка нет второй ориентирной марки для подводного аппарата. Нет еще белых полосок, которые надо наносить на корпус лодки у кормового вертикального руля. И нет белых окантовок для лючков в носовой части лодки. Зато есть ненужные для Мономаха элементы №17, которые были на палубе у Юрия Долгорукого. Элементы №10 и №19 тоже были только на АПЛ Юрий Долгорукий, и их не было на Владимире Мономахе. Элементы №18 надо располагать по фотографиям, в инструкции неверно даны места их размещения. Эмблема на нос лодки хорошо приваривается и распрямляется на поверхности с помощью жидкостей MicroscaleSetи Sol. Чего не хватает в декали – флага. В модели есть флагшток (даже целых 3), можно было бы дать хотя бы 1 декальный флаг.
Литники
В наборе даны 4 литника и подставка. Подставка стандартная для всех моделей, начиная с линкора Севастополь. Всего 100 деталей.
Для модели подлодки это довольно много. Пластик черный. Качество литья конечно доставляет… Первая партия отливок – почти весь корпус с палубой имеет ярко выраженную шагрень, которую надо долго и муторно сошлифовывать. При этом расшивка сделана тонкой и не глубокой. Самая тонкая - на носу, где торпедные аппараты. И при таком вышкуривании расшивка очень сильно пострадает. Расшивка крышек первой же сотрется при обработке швов после сборки половин корпуса. Ее надо предварительно углублять до всех манипуляций с корпусом. При этом сама расшивка местами гуляет – прямые линии сделаны криво, особенно заметно по ватерлинии. Есть усадки пластика – самые заметные – по центру палубы на корме, на рулях и кое-где на корпусе внизу и в местах крепления переборок. Кнехты отлиты в виде конусов, что неверно. А если убирать шагрень и усадки пластика – кнехты пострадают в первую же очередь. В одном месте на днище была глубокая вмятина - возможно отливку после доставания из формы обо что-то приложили случайно.
На насадке импеллера видны следы от дефектов пресс-формы и следы от ее механической обработки. Целую деталь в итоге надо перешлифовывать целиком. На винтах тихого хода наблюдается мелкий облой. На крышках ракетных шахт и крышках люка погрузки торпед присутствуют усадки пластика.
В общем, литье Звезды убивает все то, что они хорошо делают – точную деталировку и аккуратную расшивку.
Корпус
Корпус разделен на 4 детали и палубу. Инструкция предлагает сначала собрать отдельно носовую и кормовые части и потом их состыковать между собой. Этого лучше не делать. Надо состыковывать половинки правого и левого бортов отдельно, а потом уже получившиеся полукорпуса склеивать вместе. Так можно максимально уменьшить проблемы со ступенькой на стыке носовой и кормовой части.
Деталировка корпуса сделана довольно достоверно. Проверить соответствие всех решеток на днище не представляется возможным.Но они больше похожи на настоящие, чем та имитация, что дается в китайских моделях. Решетки можно попробовать заменить на травленые сетки от Eduard, но это не принципиально, так как их практически не видно, когда модель стоит на подставке. Шпигаты выше ватерлинии лишь только намечены в пластике, поэтому их нужно вырезать. Сами шпигаты немного больше по размеру, чем на прототипе.
Верхняя часть корпуса может вставать с небольшими щелями. Про кнехты я уже написал выше. Штормовой леер (поручень на палубе) можно заменить на проволоку. Кнехты, как я выше писал, сделаны не цилиндрами, а в форме конусов, что неверно. Также на кнехтах сверху были шляпки, которых в модели нет. Поэтому все кнехты однозначно надо менять. На корпусе и палубе не хватает некоторых мелких отверстий, которые видны на фотках. Но это не проблема их насверлить самому.
Ватерлиния размечена 2 линиями расшивки. Все было бы хорошо, если бы на носу и на корме линии расшивки не расходились бы на большее расстояние, а на прямых участках на борту линии не гуляли бы.
Рубка
Рубка выполнена в 2 вариантах - с опущенными выдвижными устройствами (ВУ) и поднятыми ВУ. Задняя часть рубки сделана неверно.
Наплыв сверху надо срезать. Задний торец рубки был вертикальным без выступов. Также по левому борту надо просверлить одно отверстие в рубке. Поручни на рубке лучше заменить на проволоку. Имитацию остекления на мостиках сверху надо срезать и можно заменить на пленку от блистеров. Подходит отлично. В крыше рубки можно просверлить отверстия для флагштоков в передней и задней части рубки. Если совсем упарываться, нужно обратить внимание, что глубина мостиков в рубке недостаточна и их надо немного углубить и положить на пол имитацию рустерных решеток. А также убедиться, что вырезы в крыше рубки под выдвижные устройства в поднятом состоянии сделаны правильно.
Винто-рулевая группа
На рулях необходимо не забыть убрать усадки пластика.
На торцы носовых горизонтальных рулей надо сделать тонкие шайбы, которых нет в модели. Все рули в модели можно сделать подвижными. Для этого в наборе прилагаются оси. Верхний угол кормового вертикального руля надо сделать более плавным. Также с него можно срезать пластиковую имитацию огней и заменить ее на кусочки АНО/БАНО от Elf для самолетов в масштабе 1/72. Подходят идеально. По желанию можно сделать из металла "пауки" защиты этих огней. Также у верхнего вертикального руля надо убрать "пятку", которую отлили вместе с его неподвижной частью. Там должна просматриваться ось вращения руля. Самая большая проблема - кормовые горизонтальные рули. Они сделаны неверно и больше чем надо аж на 7 мм каждый. Это хорошо заметно по фотографии лодки в доке, если сравнить пропорции рулей. При постройке модели я рассказал и показал как я их резал, чтобы получить более-менее похожий результат. Также всем рулям необходимо заточить кромки.
Винт импеллера сделан разъемным из двух деталей. Это сильно облегчает его доработку и окраску. Лопасти можно чутка заточить. Перемычки на насадке можно тоже сделать более тонкими. Внешний вид импеллера на текущий момент остается секретным, поэтому каким он является на самом деле - остается только догадываться. К примеру, есть вопрос, а не великоват ли его диаметр, так как верхняя часть импеллера расположена слишком близко к ватерлинии. Чего не наблюдается по фотографиям лодки на ходу. При этом ватерлиния на модели расположена верно. Используя то фото из дока можно заметить, что ватерлиния в модели проходит четко по задней кромке верхнего вертикального руля, тогда как у настоящей лодки ватерлиния пересекает осевую линию корабля в нескольких метрах позади руля. Напрашиваются 2 вывода:
или рули модели слишком далеко смещены в корму к импеллеру (на 3-5 мм)
или диаметр корпуса лодки в районе рулей на корме меньше нужного (примерно на 2-3 мм)
Что именно неверно - сложно сказать. + еще вопрос к диаметру импеллера. Но осадочек остался.
Также в модели даны убирающиеся в корпус винты тихого хода. Сделаны они неплохо. Нет только травленой имитации защитной решетки на самом винте. Но это вопрос уже к производителям афтемаркета, а не к Звезде.
Вооружение и ракетные шахты
В модели можно открыть 2 ракетных шахты и люк загрузки торпед в носу.
В отсеке загрузки торпед нет никакой деталировки, да и непонятно какой она была на самом деле. Поэтому делать его в открытом виде не обязательно. И я решил его закрыть. Ракетные шахты сделаны довольно достоверно. Контейнеры и ракеты довольно похожи, но это не важно, так как видно только их верхушки. Для ракетных шахт есть заглушки, если не делать их открытыми. И эти детали отлично пригодятся, когда придется маскировать открытые шахты при окраске корпуса.
Выдвижные устройства
Звезда дает большой набор выдвижных устройств - 13 штук. В принципе их было и больше. Я насчитывал до 19 штук всего. Но в реальности столько всего одновременно не поднимали. Особенно 3 флагштока в ряд. Обычно всегда был поднят один флагшток.
Перископы (которых 2 штуки - Лебедь-11 и Сигнал-3), флагштоки и тонкие антенны (ПМУ АНИС, ПМУ КОРА) лучше заменить на иглы от шприцов. Так как они на себя не похожи и отлиты грубо. А вот у более крупных выдвижных устройств лучше заменить только штоки. Все штоки имеют следы от форм, поэтому неказисты. И однозначно подлежат замене. Но при этом верхушки Радиана (ПМУ МРКП-58) и ПМУ Синтез имеют неверные пропорции. Это видно при сравнении с оригиналом. В общем, над выдвижными устройствами стоит поработать.
Афтемаркета на модель пока нет. Так что делаем все сами ручками.
хорошая и правдоподобная геометрия модели и деталировки
хорошая и аккуратная проработка деталировки корпуса, палубы и рубки
тонкая расшивка
ватерлиния размечена расшивкой
решетки на днище вполне на себя похожи
аккуратные винты
возможность сделать открытые ракетные шахты, винты тихого хода и люк загрузки торпед
правдоподобная деталировка ракетных шахт и их начинки
хорошая и прочная упаковка
хорошее качество печати декали
Недостатки:
литье с шагренью на всем корпусе
много усадок пластика на всех толстых деталях
дефекты литья и пресс-формы на некоторых деталях
неравномерная, местами кривая и неглубокая расшивка, которая пострадает при ликвидации усадок и шагрени
неравномерная по ширине ватерлиния
неверные марки углубления в декали
неверные пропорции и не совсем точные некоторые элементы декали
ошибки в инструкции в плане цветов, схемы окраски и нанесения мелких элементов декалей
неверная форма задней части рубки
неверные пропорции кормовых горизонтальных рулей (слишком большой размах - аж на 7 мм каждый)
нет торцевых пластин на носовых горизонтальных рулях
кормовой вертикальный руль нужно доработать - убрать пятку и закруглить верх.
неверная форма кнехтов
не прорезанные шпигаты, которые имеют неверные пропорции
некоторые выдвижные устройства требуют замены
Радиан и Синтез имеют неверные пропорции
возможные проблемы с геометрией кормовой части корпуса - более тонкий корпус или смещенные в корму рули
возможно больший диаметр насадки импеллера
нет флага в декали
Ну в общем, список недостатков немалый. Многого можно было избежать.
Источники информации
http://forums.airbase.ru/viewtopic.php?id=70313
Резюме
Когда модель вышла, были ожидания, "что вот она - самая точная и аккуратная модель атомной подводной лодки проекта 955". И так она ею и казалась, пока не началась сборка модели. Скачав многочисленные фотографии лодок этого проекта с форума Авиабазы, стало понятно, что в модели далеко не все гладко. Но Звезда сама первой подложила неприятностей, где их можно было бы избежать - литье, декаль, инструкция. Рули, обводы кормовой части корпуса и импеллер естественно стали жертвой секретности лодки. Но вот все остальное было в открытом доступе не первый год. В целом, модель далека до отличной. Но ее вполне можно назвать хорошей. Но она требует приложения рук, даже если собирать из коробки. И это главная проблема, особенно для новичков. Пока Звезда не решит проблему с электро-эррозионной обработкой пресс-форм, шагрень будет. И как бы хорошо она не делала бы модель, эта шагрень и усадки пластика будут убивать весь кайф от ее сборки. Но как заготовка для постройки отличной и точной модели - Звезда подойдет как нельзя лучше. Ее можно с помощью наждака и шпаклевки довести до приличного уровня. Что и показал опыт моей постройки.
Ждем, что там обнаружится в китайских моделях. Что-то мне кажется, что они вообще больше игрушки, чем модели...
С уважением, Андрей "SilverGhost"
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Привет, брат! Поздравляю с отличнейшей моделью и медальками за неё. Рад, что случай, позволил взглянуть на неё (твою работу) «живьём» - надо чаще встречаться! Я тут тоже отличился и даже в этой тематике впервые взял заказ и без особых требований к качеству сборки и покраски скидал этот пластик за пару вечеров... Пластик мне показался редкостным г., которой крошится и слоится, отливка в общем и целом у этого «огурца» далека от идеала. Как то так...
Привет бро!
Да, качество литья отбивает всякое желание
Но у китайцев оно не сильно лучше - шагрень тоже есть, усадки встречаются и облой
Но при этом неверное все...
Тема: Обзор Звезда 1/350 АПЛ К-551 Владими...(#13727) - обсуждение
Привет, брат! Поздравляю с отличнейшей моделью и медальками за неё. Рад, что случай, позволил взглянуть на неё (твою работу) «живьём» - надо чаще встречаться! Я тут тоже отличился и даже в этой тематике впервые взял заказ и без особых требований к качеству сборки и покраски скидал этот пластик за пару вечеров... Пластик мне показался редкостным г., которой крошится и слоится, отливка в общем и целом у этого «огурца» далека от идеала. Как то так...