Очень интересная модель, вполне можно собрать и «из коробки» с минимальными доработками. А из использованного афтемаркета реальную ценность представляет разве что фототравление от «Eduard».
История создания
Истребитель Хейнкель Не-162 появился на свет в результате сколь отчаянной, столь и бесполезной попытки перехватить инициативу и спасти проигрываемую немцами войну в воздухе в конце 1944года.
Сама идея создания «народного истребителя» (Volksjager) возникла у руководства Германии в попытке найти достойный ответ на массированные бомбардировки союзников, для отражения которых у люфтваффе не хватало ни техники, ни, самое главное, опытных пилотов. В этой обстановке и было решено разработать простой и дешёвый в производстве истребитель, которым могли бы управлять неопытные пилоты, даже мальчишки из «гитлерюгенда», выпускники авиашкол. Несмотря на очевидную невыполнимость задачи, по крайней мере, первую часть задания немецким конструкторам выполнить удалось.
Надо отдать должное инженерам фирмы Хейнкель, сумевшим всего за 3 месяца спроектировать практически «с нуля» реактивный самолёт и запустить его серийное производство, и это несмотря на тяжелейшее состояние экономики и ежедневные бомбардировки союзной авиации. Самолёт имел простой по конструкции фюзеляж из лёгких сплавов и деревянное крыло, турбореактивный двигатель BMW003, расположенный над крылом и крепившийся всего на 3-х болтах и вооружение из двух 20 мм. пушек. При всей простоте конструкции, самолёт имел весьма неплохие лётные данные: максимальную скорость в 840 км/ч на высоте 6000м, скороподъёмность в 9,9с. до высоты 6000м и дальность полёта в 620 км. К сожалению (или к счастью) со второй частью задания справиться не удалось. Из за выбранной схемы установки двигателя самолёт оказался неустойчив по тангажу. Самолёт требовал очень аккуратного пилотажа, не допускал никаких резких движений ручки, никаких резких маневров. В сочетании с очень капризным в управлении и крайне ненадёжным, с мизерным ресурсом двигателем, управление этим самолётом требовало большого мастерства пилотирования, и о том, чтобы посадить в кабину этого самолёта вчерашних выпускников авиашкол речь не шла. Во время испытаний данной машины погиб целый ряд опытных лётчиков-испытателей, и «репутация» данной машины в их среде была откровенно плохой, доходило дело даже до прямого отказа подниматься в воздух на данной машине. Не спасало даже впервые применённое именно на этом самолёте катапультное кресло, неоднократно применённое на практике, и далеко не всегда спасавшее пилота, в основном из за недостаточной для раскрытия парашюта высоты.
Тем не менее, несмотря на все недостатки, данный проект был признан победителем проводившегося RLM конкурса и заключен контракт с фирмой Хейнкель на серийное производство в объёме 1000 машин в месяц. Программа серийного производства данной машины была названа “Salamander” (саламандра), что позже привело к путанице в названиях данного самолёта. Сам же Эрнст Хейнкель назвал свою машину ”Spatz” (воробей).
Всего до конца войны были выпущены 116 самолётов He-162.
Пластик
Набор фирмы «Драгон» оставляет в целом благоприятное впечатление. Модель неплохо детализирована, предусмотрена возможность установки раскапотированного двигателя и открытой кабины. В набор входит небольшая пластинка фототравления с деталями двигателя, шасси и кабины пилота. Облой, утяжины отсутствуют. Внутренняя расшивка несколько грубовата, но не критично. Прозрачные детали фонаря средней толщины, требуют дополнительной полировки. Декаль в наборе на два варианта, но предложенные схемы окраски требуют уточнения.
Для дополнительной деталировки модели были приобретены следующие наборы афтемаркета:
1. Смоляное крыло и хвостовое оперение производства “Airwawes”
2. Интерьер кабины, ниши шасси, оружейные отсеки, двигатель и управляющие поверхности из смолы от чешской «Detail Model”.
3. Набор фототравления «Eduard”.
4. Резиновые колёса «Экипаж».
5. Ваку фонарь.
Сразу необходимо сказать, что практически все наборы афтомаркета имели те или иные недостатки, но подробнее об этом позже.
В качестве источников информации о данном самолёте были использованы следующие издания:
Экспринт «Истребитель хейнкель Не 162 «Саламандра»
При изучении чертежей выявилось одно существенное отличие. Если длина фюзеляжа и размах крыла у всех чертежей и модели более или менее совпадают, то размах стабилизатора отличается и даёт три различных варианта! Причём в чешской и, в меньшей степени, в немецкой монографии стабилизатор имеет заметно меньший размах, чем на модели, при этом модель полностью совпадает с чертежами «Экспринтовской» монографии. Поскольку смоляное хвостовое оперение “Airwawes” так же полностью совпадает по размаху с моделью, а найти данные по размаху хвостового оперения реального самолёта не удалось, было принято решение руководствоваться чертежами «Экспринта». В остальном, модель неплохо соответствует всем чертежам.
Сборка
Первоначально планировалось использовать «смолу» Detail Model для дополнительной деталировки, и в том числе - кабины. За набор были заплачены весьма внушительные деньги, и ожидалось, что качество будет соответствовать цене. Как я, наивный, заблуждался!
В смоле были даны боковые панели, точнее, силовой набор и некоторые детали оборудования, трудно опознаваемые и расположенные совсем не в тех местах, что на фотографиях. Боковые пульты отлиты вместе с закабинной перегородкой и неким подобием орудийных стволов в нижней части кабины. Всё это абсолютно не вставало на своё место и выглядело просто ужасно. К этому стоит добавить отвратительное по качеству литьё с многочисленными пузырьками и непроливами мелких деталей. Приборная доска выполнена в смоле заодно с козырьком, закрывающим переднюю часть кабины над приборной доской. Всё это «замыленно», с массой дефектов, и к тому же совершенно непохоже на оригинал. Ниша передней стойки шасси, находящаяся в кабине, просто скопирована с пластиковой детали набора, только с «замыливанием» и дефектами литья. Тоже самое можно сказать и о кресле, подножек нет, а тонкие подлокотники — рукояти, за которые должен был держаться пилот при катапультировании или не пролились, или отломились при транспортировке и были утеряны.
В результате, из всех смоляных деталей были использованы только детали силового набора, по возможности, скорректированные. Боковые пульты были использованы из набора фототравления, как и приборная доска с приборами на плёнке. При этом, козырёк был выполнен заново из кусочков пластика и тянутого литника (труба — окантовка приборной доски). Ниша шасси использована «родная», из набора, окно в ней дополнено окантовкой из фототравления и прозрачной плёнки. Педали — фототравление. Кресло также было использовано «родное», только аккуратно прорезаны изначально сплошные подлокотники и подножки и установлены фототравленные привязные ремни.
Да, забыл, всё таки ещё одна смоляная деталь была использована — ручка управления Закабинная перегородка была выполнена цельной из тонкого полистирола.
Из набора смолы били использованы оружейные отсеки с имитацией казённых частей пушек. На место они встанут только после удаления штатной закабинной перегородки. Качество отливок такое же низкое, многочисленные пузырьки в самых неудобных местах... За шпаклевал и исправил всё, что смог.
Кабина была окрашена водорастворимым «Аканом» в RLM66, “сухой кистью» высветлены грани и выполнена смывка маслом на пинене.
На следующем этапе пришлось заняться нишей основного шасси. В «смоле» ниша так же имеется, однако это просто плохая копия собранной ниши из деталей набора. Всё те же многочисленные дефекты литья. Никакого смысла использовать смоляную деталь нет. «Родная»ниша из набора требует некоторой подгонки «по месту», требуется приклеить по периметру ниши тонкие полоски пластика, для плотного прилегания к стенкам фюзеляжа, и добавить пару фототравленных деталей.
Окончательная сборка фюзеляжа особенных проблем не вызывает, главное, не забыть поместить свинцовый грузик в носовую часть, модель всё время норовит «завалиться» на хвост.
После сборки фюзеляжа пришло время заняться крылом и хвостовым оперением. В наличии имелись смоляное крыло и стабилизатор от “Airwawes”. Смоляное крыло выглядит аккуратнее чем пластиковое, имеет установленные в выпущенном положении закрылки и отклонённые элероны с замечательными тонкими кромками. Надо сказать, что в чешском наборе так же есть управляющие поверхности, но их качество... Крыло встало на своё место «как влитое», а вот со стабилизатором возникли очередные проблемы. Оказалось, что в наборе “Airwawes” вложены две одинаковые, левые шайбы килей! Ну так уж мне не повезло с этим китом К тому же, смоляной стабилизатор порядком «замылен» и требует тщательной подгонки в месте сопряжения с фюзеляжем. В результате, я решил оставить «родной» стабилизатор и шайбы килей от набора «Драгон» и дополнить его отклонёнными рулями высоты от чешского набора. Шайбы килей были дополнены триммерами из обрезков фототравления. На этом с планером модели было закончено, пора заняться двигателем.
Кто бы сомневался, что чехи остались верны себе и снова пошли по пути наименьшего сопротивления, то есть просто скопировали (причём плохо) собранный двигатель из набора «Dragon». Поскольку никакой ценности смоляная поделка не представляла, для доработки был использован «родной» двигатель из набора. В первую очередь была доработана листовым полистиролом в соответствии с фотографиями двигателя слишком «тонкая» в пластике камера сгорания. Далее из тянутого литника и обрезков пластика были изготовлены различные навесные элементы и установлены детали фототравления. Трубопроводы и часть проводки были изготовлены из медной проволоки разного диаметра и тянутых литников. Окрашивался двигатель различными металликами «Акан», тонировался маслом на пинене. Крышки капота были дополнены имитацией силового набора из фототравления.
Детали шасси были дополнены двухзвенниками из фототравления и шлангами гидросистемы из медной проволоки. Щитки шасси «родные», пластиковые, только слегка уменьшена их толщина. Крышки оружейных отсеков смоляные, с зашпаклёванными многочисленными пузырьками.
Установка «вакушного» фонаря особенностей не имеет, нужно только за шпаклевать безобразные дыры от крепления «родного» фонаря и аккуратно выпилить тонкие пазы под новый, более «копийный» шарнир, сделанный из обрезков фототравления. Под лобовым козырьком установлен «смоляной» прицел REVI из набора «Quickboost”.
ПВД — медицинская игла от шприца.
С колёсами от «Экипажа» возникла очередная проблема. Колёса основных стоек шасси «в пластике» выполнены с явным дефектом - «вдавленными» внутрь дисками колёс с внешней стороны. Чехи снова просто скопировали пластик. В принципе, диски можно было доработать фототравлением, но мне они показались не слишком копийными, и было решено воспользоваться колёсами «Экипажа». И если к основным колёсам вопросов нет, то переднее колесо меня удивило. Дело в том, что оно в 1,5 раза меньше в диаметре, чем требуется. Причём «родное», пластиковое колесо вполне копийное. Почему «Экипаж» допустил столь явный ляп, для меня осталось загадкой. Может быть, это просто моё очередное «везение» и в набор попало не то колесо, что нужно?
Ну что же, пора переходить к окраске.
Модель загрунтована автомобильным металликом от «ABRO”, кстати, неплохо держащемся и на смоляных деталях. Окрашивалась модель водорастворимым «Аканом».
Немного скажу про выбор прототипа для модели. Декаль в наборе на 2 варианта, один из которых, а именно машину из 2/JG1, я и попытался изобразить. Но предложенный вариант окраски вызвал у меня некоторые сомнения. В принципе, машина должна была быть окрашена в стандартный для этого типа "половинчатый" камуфляж RLM 81-82-76. Однако, варианты окраски сильно варьировались в зависимости от завода-изготовителя и времени выпуска. Были машины, окрашенные однотонно или вообще окрашенные наполовину. Данная машина испытывалась американцами на авиабазе Эдвардс, и по имеющимся фотографиям этой машины в этот период сложно судить, был ли камуфляж двухцветным. Но хорошо видна другая особенность окраски - широкая полоса RLM 76 на капоте двигателя с обоих сторон. В варианте окраски Dragon эта полоса отсутствует. Сейчас эта машина находится в музее и судя по состоянию красочного слоя - не перекрашивалась, за исключением щитков шасси, они явно выглядят новее, по всей видимости, были просто заменены, они ведь из фанеры. На фотографиях мне нигде не удалось увидеть сочетания двух цветов верхнего камуфляжа, за исключением полосы более светлого зелёного цвета на левом стабилизаторе, впрочем, и место и форма этой полосы не стандартны и это может быть просто игрой света. Возможно, американцы и перекрашивали данную машину перед испытаниями, но при этом добросовестно восстановили все опознавательные знаки, включая свастику (на фотографиях в полёте 46года они есть). Исходя из этих соображений модель и была окрашена однотонно, по состоянию на 46 год.
После завершения окрасочных работ были нанесены небольшие повреждения красочного слоя до металлика механическим способом и модель была покрыта глянцевым акрил-уретановым лаком от «Акан», после чего нанесены декали. После ещё одного слоя глянцевого лака модель была тонирована и выполнена смывка масляными красками на пинене. Выгорание лакокрасочного слоя на верхних поверхностях было имитировано финишным покрытием «Акан». После покрытия модели полуматовым водорастворимым лаком от «MicroScale» на модель были нанесены следы эксплуатации и атмосферных осадков пигментамиTamiya.
Выводы
Очень интересная модель, вполне можно собрать и «из коробки» с минимальными доработками. А из использованного афтемаркета реальную ценность представляет разве что фототравление от «Eduard».
Да уж! Статья вполне может называться "Афтермаркет эпопея!" или же "Осторожно нехорошие чехи!":mrgreen:
Но все же Браво Александр! Вы их всех победили и опять порадовали нас очередной красивой моделью!
Все выглядит очень красиво, но немного портит вид просто гигантская на фоне тонкой кромки ваку фонаря, толщина бортиков кокпита. Понимаю смоляные детали силового набора, но как факт. Ну и немного мутноватый фонарь. А в остальном все супер, спасибо за статью.
P.S. Видел у коллеги данный набор и с тех пор мечтаю о нем. Может у кого лишний завалялси? :roll:
Александр Кучеренков 28.01.2009 - 08:24 Тема: Re: Dragon 1/72 Heinkel Не-162А-2 Spatz - Немецкий воробей
Ну что можно сказать, зер гуд!
Очень здорово всё смотрится. Понравилась и статья, и естес. сама модель.
Отлично 10+
Интересно и поучительно. У меня есть такое "чудо немецкой инженерной мысли" как Мистель-5. Там такой же Хейнкель на спине у Арадо.
К слову, если Хейнкель не продается отдельно, а очень хочется собрать, то в наборе Мистель-5 лежит этот же пластик, притом полностью, включая травло и декаль.
Нет, декаль другая... Не на реальные машины, а "what if".
В моем Мистеле декаль с крестами, свастикой, красной стрелой и белой цифрой "5". Если проблема сделать самому красную единицу, ну тогда декаль другая:)
Добавлено спустя 10 минут 29 секунд:
PS А впрочем, я нашел фото именно этого борта. Так что, никаких "what if".
Тема: Dragon 1/72 Heinkel Не-162А-2 Spatz -...(#1409) - обсуждение
Да уж! Статья вполне может называться "Афтермаркет эпопея!" или же "Осторожно нехорошие чехи!":mrgreen:
Но все же Браво Александр! Вы их всех победили и опять порадовали нас очередной красивой моделью!
Все выглядит очень красиво, но немного портит вид просто гигантская на фоне тонкой кромки ваку фонаря, толщина бортиков кокпита. Понимаю смоляные детали силового набора, но как факт. Ну и немного мутноватый фонарь. А в остальном все супер, спасибо за статью.
P.S. Видел у коллеги данный набор и с тех пор мечтаю о нем. Может у кого лишний завалялси? :roll: