Приветствую уважаемое сообщество моделистов!
Попробую рассказать вам свою историю постройки модели Ла-9 в модификации РД.
Если коснуться истории, то с 21 ноября 1947 г по 13 января 1948 г. проходил госиспытания серийный Ла-9 48210509 (Ла-9РД), оснащенный на 51-м заводе двумя автопульсирующими воздушно-реактивными двигателями РД-13 конструкции В.Н.Челомея. Ведущим летчиком-испытателем был И.М.Дзюба. На самолете изменили систему питания топливом, сняли бронеспинку, и две пушки НС-23, усилив конструкцию планера. Прирост скорости составил 70 км/ч. Летчик отмечал сильные вибрации и шум при включении ПуВРД. Подвеска ПуВРД ухудшала маневренные и взлетно-посадочные характеристики самолета. Запуск двигателей был ненадежным, резко снижалась продолжительность полета, усложнялась эксплуатация. Проведенные работы принесли пользу лишь при отработке прямоточных двигателей, предназначавшихся для установки на крылатые ракеты. Самолеты участвовали в воздушных парадах и неизменно своим грохотом производили сильное впечатление на публику. По свидетельству очевидцев в разных парадах участвовало от трех до девяти машин с ПуВРД.
Кульминацией испытаний ПуВРД стал пролет девяти Ла-9РД летом 1947 г. на воздушном параде в Тушино. Пилотировали самолеты летчики-испытатели ГК НИИ ВВС В.И.Алексеенко. А.Г.Кубышкин. Л.М.Кувшинов, А.П.Манучаров. В.Г.Масич. Г.А.Седов, П.М.Стефановский, А.Г.Терентьев и В.П.Трофимов.
Сама идея постройки зародилась после предложения сделать модель в 32 масштабе, и переросла в изготовление самой мастер-модели с расчетом изготовления также Ла-11.
В работе, в основном, опирался на чертежи Н.Гордюкова, за неимением других более подробных, а также различные схемы, техническое описание, ну и помощь друзей. Приведя чертежи в свой масштаб выяснилось, что не без греха они, не сходились ниши шасси, пришлось весь этот узел сопоставлять с реальными фотографиями и рассчитывать новое положение ниш.
Основные отличия Ла-11 от девятки стали: капот с нижним радиатором и отсутствие последнего под фюзеляжем, стойка хвостовой опоры, фара в левой консоли и система подогрева носка крыла, точнее отверстия в крыле для функционирования этой системы. (Отдельная благодарность Мусе Зекорееву за ликвидацию безграмотности)
В настоящее время данные модели доступны в продаже под брендом LEM. Приобрести можно например тут
В кратце о содержимом коробки:
Набор упакован в коробку из плотного картона с боковым изображением Ла-9, с указанием масштаба и названия фирмы изготовителя.
Внутри представлены сами детали расфасованные в полиэтиленовую пленку с «пупырышками» исключающую повреждения при транспортировки, декаль на несколько вариантов в индивидуальном пакете и CD диск с документальными фотографиями прототипа и пошаговой фотосборкой.
Модель отлита из полиуретановой смолы, кремового цвета, поверхность ровная без дефектов, расшивка аккуратная, показаны винты крепления панелей, клепки нет, недоливов нет.
Членение выполнено следующим образом:
половинки фюзеляжа с нишами шасси и кабиной пилота, капот с винтом, консоли, хвостовое оперение, стойки.
Все стойки и подкосы армированные с расчетом на вес модели.
Кабина собирается моноблоком и вклеивается в фюзеляж. Дается пленка с имитацией приборной доски, которую традиционно лучше сточить до приемлемой толщины. Внутреннее убранство представлено бронеспинкой, креслом, прицелом и т.д. Фонарь дается в двух экземплярах.
Ниша также вклеивается в фюзеляж, для ее установки необходимо доработать нижнюю часть фюзеляжа.
Консоли сделаны полыми для облегчения конструкции, также в них делаются вырезы для установки ниш основных стоек шасси.
И далее, по схеме...
Теперь что касается изготовления самой модели, заодно протестируем что получилось.
Собрав и окрасив кабину, последняя была помещена на свое место, бронеспинка не устанавливалась, т.к. решено было построить модификацию РД, также был установлена самодельная антенна радиокомпаса в задней части кабины, что встречается на девятках и видно на фотографии прототипа.
Следует отметить, что все детали были снабжены самодельными штифтами из медной проволоки для надежности крепления.
В процессе сборки переделал капот и пушечные порты, во-первых в мастер-модели сделал не совсем верно форму выреза, ну и в РД не было крайних пушек, их пришлось закрыть.
Трудностей в сборке не возникло, все сошлось на «Ура», кое-где использовал шпатлевку.
Добавил из алюминиевой фольги накладки на центроплане и люк на фюзеляже слева.
Модель загрунтована черным грунтом Mr.Hobby для выявления мелких дефектов смолы, которые исправлены, затем отшлифована «совсем уставшей» наждачкой и окрашена. Натянута антенна из нитки EZ Line. Мачты антенны традиционно выпилены из металла для живучести, просверлен ввод в задней части фонаря. При окраске особое внимание уделено реалистичности выхлопа.
Установлены БАНО от ЭЛЬФа, стяжные ленты на капоте из тойже фольги.
Как говорил выше стойки армированные, только засверлить посадочные места в ниши и готово, подкосы створок основных стоек спаял из проволоки подходящего диаметра.
Декаль из набора отличного качества, тонкая и хорошо переводится без применения каких-либо вспомогательных жидкостей. В декале, кстати, предусмотрен бортовой номер «09» белый для борта И.М.Дзюбы. На капоте имеется характерный знак 21 завода, который мне сделал под заказ по моему эскизу Алексей Бацких за что ему респект.
Автопульсирующие воздушно-реактивных двигателей РД-13 в данном наборе нет, я их добавлял уже по собственной инициативе, но при желании есть возможность приобрести целевой набор Ла-9РД этой же фирмы.
Состоят они из трех частей: передней, центральной и сопла к каждому РД-13 идет пилон.
Окрасил их под горелый металл, с оглядкой на фотографии.
В заключении подтонировал различными смывками без фанатизма и закрыл все полуматовым лаком.
В целом модель оказалась желанной в ряду 32-го масштаба и при ее изготовлении получил массу позитива, чего и вам желаю, благодарю всех за ту или иную помощь при работе над этим аэропланом, Александра и Андрея без которых эта модель не увидела бы свет. Приятного просмотра.
Очень интересная работа. Пожалуй, один из самых редких персонажей в модельном мире. Поздравляю. Из придирок, для 32-го маловато деталей. Хочется тумблеров, шкал приборов, всяких тяг, изоляторов, головок заклепое и т.д.
для 32-го маловато деталей. Хочется тумблеров, шкал приборов, всяких тяг, изоляторов, головок заклепое и т.д.
головки заклепок при относительно кустарном уровне технологии (извините, если кого обидел), может именно из-за размера, вы и не увидите,
потому как в таком случае требуется 100% закатка модели в металл (фольгу) с соответствующе вытекающими трудозатратами ...
тумблеры ? ну тумблеров вам в кабину могут "накидать", хотя, думается это не самоцель исходя из концепции подобных работ и их производителей
и "всяких тяг" - это уже тамигава со n-суммами стоимости допов а-ля aires, смк (уже слабовато даже на сегодня) yauhu, или на худой конец eduard
Благодарю за оценку моих трудов..
Заклепки присутствуют, может не особо они передались на фото, но их и в жизни не особо много, самолет гладкий, не видно даже клепки обычной.
А изоляторы, кстати, имеются...
Ну самоцель конечно передать образ самолета без подробной заделки кабины, хотя она и сделана для своего уровня все основные узлы переданы, приборная доска со шкалами, а доработать никогда нет предела в любой модели.
Тема: LEM 1/32 Ла-9РД(#14197) - обсуждение
Очень интересная работа. Пожалуй, один из самых редких персонажей в модельном мире. Поздравляю. Из придирок, для 32-го маловато деталей. Хочется тумблеров, шкал приборов, всяких тяг, изоляторов, головок заклепое и т.д.