Любой аэродром это не только самолеты и летчики, а еще как минимум, обслуживающий персонал, аэродромная техника, различные сооружения, инструменты и приборы. Не исключение и «плавучие аэродромы» - авианосцы. Как правило, модельные фирмы обходят вниманием всю эту аэродромную утварь, хотя даже на полке с моделями будет интересно смотреться самолет с «башмаками» или с лестницей в кабину, с заглушками или с водилом…
...Но лично в моем случае лестница или водило, мне кажется банальным и естественным. Хотелось сделать что-нибудь специфическое, что-нибудь, что встречается только на флоте, но в тоже время связано с авиацией. И вот мой выбор пал на такой интересный агрегат как тягач 3913 с ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
О прототипе
Сам прототип довольно – интересная машина. Как оказалось, всего таких тягачей было сделано на заводе всего 4 штуки, из которых всего 2 дожили до введения крейсера в строй.
По конструкции – вся «начинка» - управление и пр. досталось от КамАЗа. Поворот всех 4-х колес при повороте руля осуществляется одновременно. Сам тягач несущий - рамы нет. Корпус сварен из толстого листового металла в 15-20 мм. Вес составляет 10 тонн. Кресло было сварено из металлических труб, сиденье и спинка – оббиты кожезаменителем, или брезентом.
А вот с габаритными размерами у меня встал серьезный вопрос – в сети и литературе нигде не указано и не вспоминается хоть приблизительных размеров тягача. В ходе сверок по фотографиям были установлены приблизительные габаритные размеры тягача, которые составили:
Длина…….. 4 м (от бампера до бампера)
Ширина …..2,5 м
Высота ……1,3 м (высота корпуса)
Это, пожалуй, все, что я смог найти и собрать за прототип.
О модели
Как и в большинстве случаев аэродромной тематики, производители обошли вниманием столь занимательный и неприметный тягач. Экономически, наверняка его выпуск нецелесообразен в любом масштабе – большинству людей в новинку палубная авиация в принципе, а не только тягачи на каком-то авианосце. Правда «Звезда» дает тягачи в комплекте к своему крейсеру в 720-ом масштабе, но согласитесь, что это не серьезно.
Но это к слову.
Итак, поскольку никто модель не выпускает – стал вопрос о его постройке с ноля. С масштабом я долго не колебался – 1/72. Вся коллекция у меня в 1/72, да и модели, рядом с которыми я хотел бы его видеть, у меня сделаны или ждут своей очереди именно в 72-ом.
В общем, с масштабом ясность как-то была. Да и с чертежами выбирать не приходилось – единственная доступная схема в 3-х видах была дана в журнале М-хобби. Оставался вопрос материала, но и здесь я решил особо не изощряться, а сделать из коробок от дисков (не прозрачных частей).
С основными вопросами вроде как справился. После этого последовало изготовление.
Постройка
Прежде чем начать, я распечатал схему из М-хобби. Постройка стартовала с изготовления крупных элементов конструкции. Для себя технологически я разделил модель 2 половинки, 2 «коробочки».
Постепенно начал дополнять деталями – изготовил крылья, ступеньки, бампера. Уже после этого половинки были соединены воедино. После соединения половинок закончил изготовления крыльев, и сделал подножки. После этого сборка крупных частей, в принципе, была завершена. Модель была прошпаклевана и ошкурена.
После этого заготовка была покрыта базовым желтым цветом в черновом варианте. Целей при этом у меня было несколько – выявить недостатки в шпаклевке, по возможности забить черный и прозрачный цвет пластика, который обязательно «пробивал» бы из-под краски. Уже после высыхания поправил некоторые шероховатости, неровности и трещины, а после приступил к деталировке модели.
Сначала дорезал и поправил уже нанесенные линии расшивки, которых не много. Просверлил отверстия под будущие фары, высверлил и установил «поворотники». Начал работу с проволокой – сделал поручни и начал делать решетку охлаждения.
Принцип изготовления, как решетки, так и поручней предельно прост. Выгибается проволока в виде скобы, а в модели высверливается 2 отверстия, в которые и вставляются концы скобы. И в зависимости от того – поручень это или решетка – скоба вставляется на расстоянии или до упора в модель. Потом, с обратной стороны проволока фиксируется суперклеем, а лишние концы скоб отрезаются.
После изготовления поручней и решеток я добавил «уши» в бамперах для водила. После чего решил покрасить модель в базовый цвет. Но тут краска начала преподносить сюрпризы. То шагрень то «манка» появлялась на модели. Со 2-й попытки был достигнут некоторый компромисс, и модель была окрашена. Хорошо просушив, начал дополнять окраску полосами по бамперу, фартуками на ступеньках и подножке.
А полосы по верху корпуса с первой попытки мне не удалось нанести – хотел аккуратно от руки, но модель маленькая, малейшее дрожание руки заметно, а с кисточкой я еще не так хорошо крашу, да и цвет из разряда тяжело наносимых (кроме красного туда можно отнести белый, серебрянку и др.). Но все ж мне удалось побороть эти полоски трафаретом из малярного скотча. После нанесения полос я еще немного поправил модель кисточкой и приступил к изготовлению мелочевки в кабину.
Было изготовлено сидение, руль, рычаг коробки передач, «мигалка» (раньше ее не ставили, но на фотографиях из крайних походов ТАКР она стала мелькать в кадре).
Уже после этого я приступил к установке колес и фар. Предварительно покрасил колеса и диски. После немного затонировал решетки и потер, попачкал модель.
Собственно на этом постройка модели была завершена.
В итоге могу сказать, что это моя первая модель, изготовленная с ноля. Несколько трудно было в плане информации по прототипу. Конечно, местами вышло не так, как хотелось, но в целом результатом работы я остался доволен. Теперь узналось узнать мнение коллег по поводу этой модели.
При постройке я использовал:
Статью Кулагина К. Наш самый крупный адмирал // М-Хобби. - 2004. - №5. - С. 43-47. http://www.gostorgi.ru/tender/7-214718.html
Фото различных изданий и авторов.
Отдельное спасибо за помощь в постройке коллегам:
Михаилу Готовчиц – Chitz
Михаилу – kochegar
P.S. Сейчас в России собираются строить новый палубный тягач, вот что нашел по характеристикам и цене:
«…Предмет государственного контракта: Аэродромный палубный тягач Аэродромный тягач палубный, для транспортировки ЛА весом до 50 тонн. Макс. тяговое усилие 5443 кг, длина 3251 мм, ширина 1880 мм, высота с кабиной 2134 мм, без кабины 1520 мм, база 2030 мм, макс. скорость 32 км/ч, двигатель турбо-дизель DEUTZ BF4M2012C, мощность 138 л.с., Мкр 550 Нм при 1400 мин-1, АКПП ALLISON AT545, тормоза дисковые гидравлические, стояночный тормоз барабанный, радиатор СО увеличенной емкости, гидравлическая система управления, сцепка "Е-тип", наличие сцепки спереди и сзади тягачадвижение с полной нагрузкой по уклону 4 градуса, дифференту 2,5 градуса, с кабиной, окраска в один цвет, ЭО 12В.
Начальная (максимальная) цена контракта: 26000000.00RUB...»
За подсказу благодарю коллегу AC с форума airforce.ru.
Да и всем остальным, кто помогал и поддерживал меня при постройке.
Спасибо что дочитали до конца.
Кстати, судя по всему, двигатель там стоял Д-240, потому как, имеется в списке машин по этой ссылке:
http://www.gossnab.su/tekhinformatsija/azpi/produktsija_azpi/raspyliteli_azpi/232/
Тема: После 1945 года по настоящее время - СССР/Россия