Добрый день уважаемое моделистское сообщество!
По прошествии около двух лет наконец "дошли руки" до написания статьи о собранных мною двух И-16 тип 5 в 48 масштабе от фирмы "ARK".
Хоть в февральском номере журнала "М-Хобби" за 2021 год и вышла статья про одну из этих моделей, думаю эта статья станет хорошим дополнением к той.
Итак, начну рассказ.......
..... Снова, по непонятной для меня причине, мне захотелось в коллекции заиметь очередные И-16 к уже имеющимуся тип 24!
Это пока единственный тип модели самолета, который у меня планируется быть более чем в одном экземпляре! Это парадокс, но эта модель самолета, как наркотик, если её хоть раз построил, хочется ещё, ещё и…. ещё пожалуйста!
На просторах Интернета можно найти большое количество фотографий и видео по сборке моделей И-16 в 48 масштабе, практически всех модификаций и только тип 5 встречается очень редко. Производители пластиковых моделей почему-то не балуют моделистов этой модификацией, хотя она была самой массовой – построено около 2 695 штук! Только УТИ-4 (тип 15) смог побить этот рекорд, но это был учебно-тренировочный самолет, при этом большое количество собранных машин конструктивно во многом повторяла все тот же тип 5. Серийное производство продолжалось с середины 1935 года по февраль 1938 года. И-16 тип 5 принимал участие во всех войнах и локальных конфликтах 30 - 40 х годов 20-го столетия! «Пятерка» летала в небе Испании, Китая, Монголии, Польши, Финляндии, ну и конечно, приняла участие в Великой отечественной войне!
«Пятерки» так же успели засветиться и в съемках художественного фильма «Истребители», при этом для меня лично именно они стали главными героями фильма.
Всё, выбор сделан, буду строить И-16 тип 5 образца 1937 года от фирмы «АРК»! Таким же способом можно сделать «пятерку» и из модели фирмы «Eduard», но из модели фирмы «ICM» сделать «тип 5» не рекомендую, так как изначально она была сделана под «тип 27/28», и только потом уже из нее постарались сделать «тип 24», да и по точности она не идеальна.
Почему в качестве исходного материала взята модель от фирмы «АРК», а не «Eduard»? Да все очень просто, это самая доступная, в том числе и в ценовом сегменте и по точности, на российском рынке модель! Продается во всех модельных магазинах и магазинах сети «Леонардо», по цене в разы дешевле, чем от «Eduard».
Если кто захочет построить тип 5 ранних выпусков, то можете приобрести конверсионный набор от фирмы "Early Armour Models" для модели от "Эдуарда", хотя если немного постараться, то подойдет и для "ARK".
Многие моделисты при постройке И-16 путаются в его модификациях, т.е. типах, и это не мудрено, потому что И-16 был в советских ВВС самый «модифицированный» или «рестайлинговый», как бы сейчас это назвали, из всех типов самолетов того периода. Да еще капитальные ремонты и полевые модернизации делали из этих типов сплошную солянку. И бывает так, что с первого взгляда по одной фотографии трудно определить, какой это был тип. Поэтому давайте вначале разберемся с основными отличиями пятерки между собой и от более поздних модификаций.
Для начала разберем отличия модификаций самого «тип 5», так как они значительно отличались друг от друга в зависимости от года выпуска. Самыми видными отличиями (с точки зрения моделиста) И-16 тип 5 образца 1937 года, от ранней «пятерки» образца 1935 года, было усиленное крыло,
новый козырек кабины пилота, взятый от «тип 10» : взамен старого сдвижного фонаря
при этом могли применяться два вида прицелов: оптический прицел ОП-1 :
и коллиматорный ПАК-1:
более широкие колеса размером 700 х 150 мм. по опыту боев в Испании,
в отличие от первых серий 700х100 мм.
На пятерках, на которые при ремонте ставили двигатель М-25В, стали устанавливать в нижней части капота воздухозаборник маслорадиатора и, соответственно, выходное отверстие в задней части капота.
Так же на пятерках, доживших до 1941-42 годов, устанавливали под крыльями направляющие для РС-ов (фото 6), тем самым превращая его в легкий ударный самолет.
Отличия «пятерки» от поздних типов (тип 24) выглядят следующим образом: отсутствует правый откидной борт кабины пилота и нет правого люка для отсека радиостанции
у пятерки в центроплане крыла нет закрылка и форма металлических листов обшивки по конфигурации другая в отличии от тип 10 (но об этом я узнал только недавно):
отсутствуют в нижней части капота выколотки под лыжи, и имеется еще два отверстия под выхлопные патрубки
как эта разница нижней части центроплана видна на моделях:
отсутствуют на капоте в лобовой части (ранний тип) верхний и нижний воздухозаборники, на поздних воздухозаборник есть, форма отверстий - ковшей под выхлопные патрубки более длинная и заостренная отсутствуют синхронные пулеметы в верхней части фюзеляжа, и в крыльях установлены длинные элероны. На схематическом рисунке показана разница капотов тип 5 и тип 10. Ну и вид сверху все наглядно показывает.
Фирма «АРК» выпускает модель И-16 от типа 10 до типа 28, а делать я буду И-16 тип 5 с усиленным крылом и новым козырьком образца 1937 года. И мне придется пройти путь по созданию модели от обратного, отсекая все лишнее!
В качестве оригинала я выбрал самолет И-16 тип 5, из состава 13-й Отдельной Эскадрильи 61-й Авиационной Бригады Авиации КБФ ВМФ СССР. Самолет на лыжах с лозунгами на бортах фюзеляжа: «За ВКП(б)!» и «Свободу угнетенным!» майора Губанова Георгия Павловича (лозунги, по одной из версий, были нанесены в ноябре 1939 года). Зима 1939-40 гг., период Советско – Финляндской войны (фото 10). Выбором в пользу этого борта стало то, что у меня уже имеется модель И-16 тип 24 пилота А.А. Коваленко с надписями: «За Сталина!» и «За Коммунизм!», и тоже с бортовым номером 11!
Самым интересным фактом является ещё и то, что в 1941 году уже будучи полковником, Губанов Г.П. будет командовать 72 смешанным авиаполком на Северном флоте, где будет летать будущий дважды Герой СССР Сафонов Б.Ф. и где самолеты И-16 летом 1941 года опять будут носить на своих бортах лозунги «За Сталина!», «За ВКП(б)!», «За Коммунизм!», «За СССР!» и «Смерть фашизму!». При этом стилистика надписей очень похожи на те, что были на самолетах 13 ОА 61 Авиабригады!
И самолет с номером 64, севший на берег озера Суванто (с 1950г. Суходольское озеро) у деревни Рииска (с 1947 года Удальцово) 10 декабря 1941 года и захваченный финскими военнослужащими.
Итак, первым делом начинаю сборку с крыла:
Учитывая то, что я делаю два варианта на лыжах и на колесах, то ниши шасси и купола одной модели, которая на лыжах, закрою, как и было на оригинале - они закрывались металлическими заглушками и поэтому дорабатывать купола шасси нет необходимости. Заглушками будут служить створки шасси, а именно детали за № 29, 30, 24, 25, 26 и 27. Чтобы облегчить установку заглушек, я в нишах наклеил «ограничитель» из тянутого литника с учетом толщины пластика заглушек.
Балая 11
Если моделист планирует делать модель с колесным шасси, то в куполах шасси необходимо прорезать смотровые окна для пилота (их должно быть 3 штуки) и отверстия для троса шасси.
Для придания масштабности с внутренней стороны окошек нужно будет уменьшить толщину пластика, срезав лишнее модельным ножом. После этого необходимо их заклеить тонкой прозрачной пленкой. В нишах шасси необходимо установить трубки силового каркаса и конструкции шасси из тянутого литника соответствующего диаметра.
красная 64
С нижней и верхней половинок крыла я сточил пластик, имитирующий накладные листы, ленты и закрылок центроплана, так как на модели они выглядят грубо и не масштабно. Но перед этим по линиям листов лучше сразу прорезать расшивку, чтобы потом все заново не расчерчивать, также прорезал окна для гильзоотводов пулеметов ШКАС. Обрезанной и заточенной медицинской иглой сымитировал замки «дзус», накатал ревитером клёп. Так как у «тип 5» были длинные элероны, то их пришлось удлинить скрайбером на 11 мм., прорезав расшивку до конца верхней половинки детали крыла. На фото снизу верхние части деталей крыла из набора, снизу - доработанные.
Выколотки на верхних и нижней частях ленты, над узлом крепления лонжерона, восстановил при помощи двухкомпонентной шпатлевки «Тамия». На фото показан результат полностью доработанной нижней части крыла. Цифрами 1 – выколотки на дюралевой ленте, 2- из тонкого пластика необходимо сделать навесы под элерон (производитель их упустил), 3 – гильзоотводы крыльевых пулеметов ШКАС, 4 - выходное отверстие маслорадиатора, которое надо зашпаклевать для № 11, так как оно ставилось только на поздние серии, как у № 64. 5- выхлопные патрубки, которые лучше приклеить до сборки фюзеляжа;
Так как я делаю еще вариант с лыжами, то необходимо сделать из тонкой медной проволоки кольца, имитирующие крепления в крыле для установки амортизаторов лыж. Места их установки показаны на схеме и фото.
Так как самолет № 11 был радиофицирован, то на законцовке правого крыла сделал из медной проволоки крепление для монтажа натяжной антенны.
Из тонкого листа «сыростирола» (я применяю пластиковую крышку от «Доширак») сделал обтекатели дренажных отверстий в нижней части центроплана крыла. Для этого я вырезал 2 квадрата и приклеил их на свертекучий клей «Тамия». Я всем настоятельно рекомендую такие мелкие детали клеить этим клеем, так как он потом не оставляет следов. После высыхания клея, кончиком ножа приподнимаю на необходимую высоту центр накладки и получаем обтекатель.
После того, как крыло было собрано я приклеил пол (деталь В 8), штурвал (деталь В 9) и кресло пилота (детали В 11 и 12) к крылу и стал подгонять позу пилота под фюзеляж модели.
Пилот и его коллега, которые будут участвовать в диораме, взяты из набора модели фирмы «Звезда» СУ-2.
Фото сборки крыла " красная 64".
Так как законцовка И-16 № 64 при посадке была повреждена, то я съимитирровал это повреждение с помощью ножа, стамески и надфиля. После этого место поврежддения кисточкой покрыл жидкоразбавленной шпатлевкой.
Следующий этап сборки - фюзеляж.
В капоте изменил форму отверстий - ковшей для выхлопных патрубков с помощью ножа и надфиля круглого и овального сечения на более заостренные. На фото представленны доработанные детали и "из коробки".
В итоге должно получиться так:
На верхней крышке капота (деталь D 45) сточил обтекатели пулеметов
и в дальнейшем прорезал иглой лючок для заправки масляного бака. Для нижней части капота модели взял деталь C 44 (без выколоток под лыжи). На кольце капота (деталь C 46) необходимо сточить воздухозаборник, охлаждающие трубы синхронных пулеметов и стяжную стальную ленту, а также отрезать лобовую часть капота. Деталь лобовой части капота и жалюзи для моделли под № 11 я взял из набора фототравления от красноярской фирмы « Г.О.Н.З.А» № 48021, так как фирма «АРК» дает вариант с полностью открытыми створками жалюзи. Для модели под № 64 оставил " родную" деталь, так как нос самолета будет в снегу.
Деталь двигателя М-25 с закрытыми или полуоткрытыми створками жалюзи будет не видна, и тратить силы на установку проводки и толкателей нет необходимости, но если решили сделать окна открытыми, то необходимо все вышеперечисленные детали уже изготовить самостоятельно из тянутого литника или проволоки. Я решил сделать створки жалюзи в полуоткрытом положении. Все детали я собрал на цианокрилатный клей и установил на кольцо капота. Качество фототравления выше всех похвал! Для того чтобы лобовая часть капота правильно легла по центру, я насадил её на ось двигателя, который был вставлен в кольцо капота.
Доработка лобовой части капота. 1- отрезан лобовой лист от кольца, 2 – Для ровной установки лобовой части листа необходимо сначала вставить двигатель в кольцо и только потом, одев на ось, приклеивать лист к кольцу, 3 – основные элементы фототравленных деталей от фирмы «Г.О.Н.З.А», из которых собирается кольцо капота.
К внутренней части капота приклеил выхлопные патрубки из набора, предварительно их рассверлив. Потом их устанавливать будет проблематично. Ножом и иглой сделал вентиляционную щель между капотом и фюзеляжем. С правой половинки фюзеляжа сточил крышку радиоотсека, правый откидной борт кабины пилота и другие накладки, а левый откидной борт вырезал, так как в кабине будет фигурка пилота. Делать интерьер кабины в № 11 я не стал, так как все пространство будет занимать пилот. Но просверлил два окна для освещения приборной панели, отверстие под прицел и две ручки для пилота. Из тянутого литника и тонкой пластиковой полоски сделал перед кабиной полозья от сдвижного фонаря. А вот для № 64 интерьер кабины пришлось делать полностью самому. Все показано на фото.
У настоящего И-16 для компенсации крутящего момента винта вертикальное оперение было повернуто на 2 градуса влево от продольной оси самолета. Для этого я отрезал киль, собрал его и в дальнейшем, после сборки половинок фюзеляжа, приклеил его в отклоненном состоянии.
Пока высыхал клей на фюзеляже, я ножом отделил от стабилизатора рули высоты и после их обработки приклеил на штифты медной проволоки при этом отклонил рули вниз.
Набор деталей для сборки модели № 64
Вот так выглядит собранный фюзеляж у № 11
Цифрами показано: 1- вертикальное оперение развернуто на 2 градуса влево, 2- удалены обтекатели фюзеляжных пулеметов, 3- сделаны световые окошки для приборной панели и ручки прорези, 4 - отрезан левый откидной борт, 5 – прорезана вентиляционная щель между капотом и фюзеляжем;
Для лучшего и надежного соединения задней части центроплана крыла с нижней частью фюзеляжа я в нижней части фюзеляжа вклеил пластиковые вставки
После сборки всех узлов в единое целое я притупил к шпатлевке щелей. Но все детали склеились и подошли друг к другу прекрасно, только пришлось щель в нижней части фюзеляжа шпатлевать, но так как мы там провели небольшие подготовительные работы по усилению, то серьезных проблем не наблюдалось.
На И-16 места навесов крепления рулей высоты и руля поворота закрывались пружинными пластинами, которые я тоже сделал из крышки «Доширака»
В верхней части киля модели № 11 просверлил отверстие и вклеил крепление из медной проволоки для антенны. За кабиной пилота я тоже сделал из медной проволоки крепление для натяжной антенны.
Стойки шасси и лыжи.
Стойки шасси я применил из набора, без каких-либо серьезных доработок, а вот лыжи я использовал смоляные от фирмы «Неомега», которые мне подарил прекрасный моделист и хороший человек Борис Потапов, за что ему огромное спасибо! Сейчас их, конечно, достать проблематично, но можно использовать лыжи от модели По-2 фирмы «ИСМ» с небольшими доработками.
Как выглядели оригинальные лыжи и амортизаторы можно посмотреть на фото и схемах:
Крепление для лыж я сделал из пластикового прутка диаметром 0,75 мм., ось сделал из латунной трубочки. Крепления для амортизаторов сделал из пластика и медной проволоки. Вначале сделал по три кольца, но потом изучив хорошо фотографии, ограничился двумя кольцами. Все это добро собрал на цианокрилатный клей.
Здесь необходимо всегда сверяться с историческими фотографиями, так как существовало 2 вида крепления лыж с 2 -мя и 3-мя амортизаторами. Как крепились амортизаторы, показано на схеме выше. Амортизаторы сделал из эластомерной нити для бисероплетения (спандекс без оплетки) диаметром 1 мм., которую я расплёл, до нужного мне диаметра. После этого собрал всю эту конструкцию на цианокрилатный клей из медной проволоки и нитей амортизаторов. Здесь нужно быть очень осторожным и аккуратным, так как нить от клея может изменить свою форму. Крепил амортизаторы я в самую последнюю очередь вместе с натяжной антенной, когда модель была уже готова.
Для модели № 64 шасси было стандартным, все детали взяты из набора. Только щитки загнул, слегка разогрев пластик, как показано на историческом фото. Жаль фото процесса не сохранилось. Окраска модели и сборка.
Первым делом модель № 11 покрыл белым грунтом «Surface Primer» от «Тамии». Модель № 64 загрунтовал серебрянкой. Проверить что лучше. Разницы никакой!
После этого я приступил к прешейдингу, пытаясь темными оттенками как-то разнообразить однотонную окраску модели. На модели № 11 из модельного скотча наклеил полоски и приклеил их в местах крепления обшивки к нервюрам крыла, вертикального и горизонтального оперения, после чего незакрытые места окрасил жидкоразведенной черной краской. Там, где был металл, окрасил серебрянкой, а места соединения листов и агрегатов самолета затемнил тоже черной краской. На модели № 64 сделал все попроще, без скотча.
После этого приступил к основной окраске. И все бы ничего, но в каком году были выпущены эти самолеты неизвестно, вероятнее всего, в течение 1937 года, так как у них уже новые типы козырьков, которые начали ставить с сентября 1937 года, но имеются на фюзеляже рельсы - полозья от надвигаемого фонаря кабины ранних серий ( № 11), а у другого их уже нет. Если вопрос с цветом окраски верхних и боковых поверхностей не стоит, (окрашивались Ишаки в защитный зеленый 3 Б цвет и фото это подтверждает), то по нижним поверхностям вопросы остались. Как они должны были окрашиваться в голубой, серо-голубой, светло-серый или серебристый цвета спорят до сих пор. Согласно книг Михаила Маслова по И-16 и работ Михаила Орлова, и Василия Вахламова пока имеется предположительно вот такая хронология:
с 1934г. по середину 1937г. – зеленый верх, голубой низ;
с середины 1937г. до начала 1938г – целиком серые или серо-серебристые;
с 1938г. по май 1940г. – зеленый верх, серебристый низ;
с мая 1940г – зеленый верх, голубой низ.
Поэтому, чтобы не рисковать, и зная, что у нас на бумаге написано одно, а в жизни происходит совсем другое, я предположил, что моя «Пятерка» № 11 была выпущена в первой половине 1937 года, и за основу окраски я взял зеленый верх и голубой низ, а № 64 вообще сфотографирован в декабре 1941 года и мог спокойно тоже быть перекрашен в голубой низ до войны.
По капоту борта № 11 есть две версии окраски – в зеленый и черный. По фото определить это невозможно, так как капот закрыт чехлом. Я решил закрасить его зеленым.
Цвета я намешивал сам, взяв за основу для голубого цвета Акановскую краску АII-г, и слегка высветлив её, и защитный от фирмы Mr.Hobby. Краски использовал акриловые. Кабину окрасил в светло-серый цвет.
Стойки шасси окрасил вначале в защитный зеленый, но потом, получив информацию от Андрея Аверина, что они должны быть окрашены каретным лаком в черный цвет перекрасил их в черный, слегка высветлив. Лыжи тоже окрасил в защитный зеленый цвет.
№ 64 после этого задул белой акриловой краской, изучая фото заметил, что больших повреждений и выветривания лакокрасочного слоя не было, были только сколы и потертости на выступающих деталях, поэтому прошелся по ним зеленым карандашом.
После этого слегка ободрал краску кончиком модельного ножа на металлических поверхностях, придав самолету бывалый, боевой вид.
Декали использовал от фирмы «Бегемот», и здесь меня ожидал сюрприз. Понадеявшись на производителя, я перевел сразу все надписи и рисунок Ордена Красного знамени на левый борт № 11. После того, как декали были «приварены» жидкостями Set и Sol я обнаружил, что на ордене нет белой подложки. Обидно было, но что делать, обратного пути уже нет. Была идея подкрасить белой краской, но мелкие надписи все равно бы не удались. Тем, кто захочет делать этот борт обратите на это внимание! С моделью № 64 все прошло без замечаний. Потом модель покрыл матовым лаком и нанес следы эксплуатации масляной краской (подтеки масла и жидкостей из-под капота, следы нагара от выхлопных газов). Покрыв модель последним финишным слоем полуглянцевого лака от Mr. Hobby приступил к окончательной сборке модели. Наклеил на капоты из фольги самоклейки ленты, имитирующую стяжную стальную ленту капота. Приклеил колесные шасси и лыжи к стойкам шасси и натянул амортизаторы. За капотом в щель между фюзеляжем вставил 8 колец от шомполов замков Фейри, сделанные из медной проволоки. Приклеил левый откидной борт, козырек кабины, который был окрашен в стальной цвет. С торца козырька лезвием модельного ножа под углом 45 градусов уменьшил толщину кромки, сделав её более масштабной. После этого просверлил отверстие в козырьке и установил смоляной прицел от фирмы «Неомега» в № 11. Воздушный винт (деталь В42) окрасил с передней части в стальной цвет, а с внутренней -- в черный матовый. Кок винта (деталь С47) окрасил в защитный зеленый, натянул антенну и приступил к установке и окраске летчиков. При помощи ножа изменил расположение рук у пилота, а при помощи двухкомпонентной шпатлевки «Тамия» долепил недостающие детали униформы: шарф, плечевые ремни, портупею. От набора ИСМ взял планшет. В руки пилотам вложил стальные кружки, из которых они должны пить горячий кофе в ожидании вылета.
Ну вот модели готовы!
теперь приступаю к изготовлению подставки.
Диорама
Основание диорамы - декоративные рейки, но можно смело использовать рамочку под фотографии. В качестве стенок использую обычные деревянные ученические линейки на 50 см. У таких линеек ширина и толщина больше, что придает прочность подставке. Клеить лучше на клей типа момент, для быстрой фиксации деталей я использую все тот же цианокрилатный клей. Клеить клеем ПВА не рекомендую, так как он водорастворимый и линейки из-за водного раствора может повести, так как они деревянные. После этого заполняю пространство монтажной пеной, в результате подставка получается прочной и легкой
Следующий этап - формирование рельефа местности из окрашенного гипса. Здесь я решил уйти от плоской снежной поверхности и сделать сюжет, когда самолет стоит на замерзшем озере у берега. Такое практиковалось в Зимнюю войну. Тонкий кусок белого пенопласта (остатки от пенопластовой потолочной плитки) будет имитировать береговую линию. Приклеиваю пеньки и ствол поваленного дерева, сделанные из веточки кустарника и примеряю модель № 11 к основанию диорамы.
Текстурной пастой делаю грубые наброски снежного покрова для модели № 64 и тоже примеряю модель.
Текстурной пастой от фирмы «Zip market» делаю земную поверхность на белом пенопласте. Следующий этап - высадка кустарников, которые я сделал из растения Teloxis, которое продается в интернет магазинах для изготовления деревьев. После этого покрываю подставку (предварительно смоченную клеем ПВА, но можно использовать и лак для волос) снегом из набора «ZIP market» «имитация снега» 69090. Пока сохнет клей, размещаю модели и продавливаю ногой от фигурки следы. После этого снег фиксирую лаком для волос. Ну вот кажется и небольшая диорамка готова. Финские солдаты - передалка фигурок от ИСМ и смоляной фигурки английского пилота Бадера. Теперь у меня есть еще два «Ишака» и на снегу!
Хотел бы выразить благодарность Борису Потапову и Андрею Аверину за оказанную помощь в постройке моделей!
Кто смог осилить до конца эту статью - респект и уважуха! Вы сильные и упрямые парни!
Приятного просмотра!
Алексей с удовольствием прочитал статью и посмотрел итоговые фотографии! Даже подумал сделать "11" к уже стоящему на полочке "13". Но после того как тип 29 сделаю.
Roman-Nordв 11.03.2022 - 08:05 Тема: ARK Models 1/48 И-16 тип 5 - Ишаки на снегу в колличестве 2
Салют, всем!
Очень объемная, полная и подробная статья! Результат -прекрасная работа. Заслуженный плюс!
jetacв 11.03.2022 - 10:25 Тема: Re: ARK Models 1/48 И-16 тип 5 - Ишаки на снегу в колличеств
Судя по фото на "64" консоли снизу были белыми
не встречал подобных примеров. в данном случае прекрасно видно (в т.ч. на других ракурсах), что обозначенный стрелками "голубой" - просто более темные копоть и грязь (стабилизаторы же не полностью темнее, а наполовину - как раз по потоку от капота), и только граница от зализа крыла до стабилизатора четко говорит о разной окраске сверху/снизу.
прекрасная статья, спасибо автору за инструкцию к действию!
Ну наконец-то ты "родил" статеечку, Лёша! :mrgreen:
Что сказать - знатно получилось и за это надо похвалить! :cool:
Представляю, сколько ты её загружал - и за это можно было бы "+" присобачить, да не получится... :lol:
Roman-Nord -старался!
rum-ata - буду ждать твоего Ишака!
Test-tehnik - ну про шедевр - это как -то через чур! Так просто мысли в слух!))))
Fitter29 - на очереди еще две статьи, про Фиат 42 и Цессну , надеюсь тоже понравится, правда букв тоже много.
taktik - для учебника - маловато, а вот как реферат- самое то!))))))
Друзья, спасибо! Рад что мой труд не оказался напрасным. Старался кратко, но по существу, выложить свои мысли на монитор)))))
Добавлено спустя 4 минуты 26 секунд:
jetac - полностью с Вами согласен, это грязь и копоть. А если внимательно присмотреться на носок крыла, то там прекрасно просматривается кромка более светлой краски с верхней части крыла. Рад что понравилась статья.
Bertych - да, Альберт, после всех злоключений за последние 2 года, нашел время и пересилил себя. Три раза статья слетала при верстке, но я как Павка Корчагин, все начинал заново!))))) Отправил на сайт еще две статьи.
Три раза статья слетала при верстке, но я как Павка Корчагин, все начинал заново!))))) Отправил на сайт еще две статьи.
Знакомая песня... :mrgreen: Тоже несколько раз огорчался по этому поводу, когда забывал, что надо текст сначала отдельно сделать... :facepalm:
Сейчас надо тоже начинать про шаврушку писать - вчера установил консоли крыла, всё работает! :grin: Осталось пару передних подкосов доделать, кое-какую мелочёвку и мотор. :cool: