Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Airfix 1/48 Hurricane Mk.I - Англичанин в финской одежонкеРешение написать статью о своей модели истребителя Hurricane Mk.IA созрело у меня после того, как на сайте появился обзор об одноименной модели, выпущенной компанией ARK-models. Много копий было сломано по этому поводу, но к окончательному выводу о качестве продукции от АРК, мне кажется, так и не удалось прийти. Быть может моя статья по модели от фирмы AIRFIX поможет внести хоть какую-то ясность в этот спор. В начале было слово…то бишь книга. Тоненькая брошюра-триада польского издания «Klub1:72» «Samolony II wojny swiatowej». Там то, я впервые и увидел этот Hurricane Mk.I в финской окраске. Так как он «бился» с темой моей коллекции, решено было собрать модель именно в этой окраске. Откуда мне было знать, что окраска была «слизана» с Харитона с регистрационным номером HС452 и тактическим №5 из финского музея. По крайней мере, об этом в вышеуказанной книжице не говорилось ни слова. Особенно понравилось то, что руль направления на нем установлен явно от другого самолета и был окрашен в стандартные цвета британских RAF. Много позже выяснилось, что в «девичестве» это самолет имел заводской номер RAF не то L2323, не то N2394. Возможно «двойка» имела один из этих заводских номеров, а «пятерка» - другой. Отсюда и путаница. История появления Харрикейнов в финских ВВС крайне запутанна и туманна. Предназначенные для ВВС Польши, партия этих самолетов к моменту падения Польского государства не поспела. Когда же началась другая война, которую у нас называют Финской, а финны Зимней, последние запросили материальную помощь у британцев. И те предложили им Харрикейны из польской партии. В основном это были истребители фирмы Хаукер первой модификации, но мне кажется, продлись эта кампания подольше, в Финляндию пошли бы и «двойки». Этот вывод я делаю из мемуаров советских военных приемщиков, которые уверяют, что среди первых поставленных Харрикейнов II в СССР втречались самолеты на бортах и крыльях которых явно просматривалась под звездами финская свастика. Тем не менее, одну «двойку», с регистрационным номером НС465, финны все же получили. Так выглядит один из вариантов коробки с AIRFIX-овским Hurricane Mk.I . В коробке лежали отливки из типичного для этой фирмы жесткого пластика, который, впрочем, неплохо обрабатывался и хорошо шпатлевался. Правда деталировка была убогой даже для начала 90-х годов. Очень толстый фонарь остекления кабины пилота не оставлял шансов увидеть хоть что нибудь в кабине. Наружный (местами неправильный) крой, толстые задние кромки крыльев и хвостового оперения, мелкая и пустая ниша шасси и прочие недостатки, присущие для ранних моделей AIRFIXа. С этим предстояло как-то бороться. Но тогда эти проблемы меня не очень огорчали, ибо в те стародавние времена о Резинките и тарвленке мы и не мечтали, а делали все сами. Стендом я тогда занимался всего чуть больше года, и поэтому список доработки модели все же пугал своей сложностью. Судите сами: - изготовление кабины «с нуля»; - полная переделка ниш шасси; - замена внешнего кроя на внутренний; - доработка стоек и щитков шасси; - доработка водомаслянного радиатора; - замена фонаря кабины; - нанесение ОЗ и тактического номера с помощью масок; Теперь для многих этот список покажется вполне обычным, но тогда для меня это было довольно сложно. Так работа с масками тогда для меня была совершенно новым делом. Но начнем по порядку. Первым делом, как известно, работа над моделью начинается с поиска материала по прототипу. Поиск дал совсем немного. В моем распоряжении оказалось только два, более или менее, полезных издания по Харрикейну. О польской книжке я уже упомянул. Другим «фолиантом» стала самиздатовская брошюра «Сокол». Помните такую серию брошюрок? Ох, какое это было ценное издание. В основном, информация там была «переперта» на русский с польских и чешских изданий, со всеми ошибками и ляпами западных славян, но зато ее можно было читать без «толмача». В одном из этих была информация об окраске внутренних частей, механизмов и коммуникаций. Очень ценная по тем временам информация.
Начал работу строго по списку. Для начала удалил все выпуклости с внутренних половин фюзеляжа, которые, видимо, признаны были олицетворять некоторые механизмы и органы управления самолета. В результате ревизии имеющейся в наборе начинки кабины в дело было пущена только приборная доска, ручка управления, кресло пилота и бронеспинка. Но и они подверглись основательной переделки, которые свелись к значительному уменьшению толщин вышеуказанных деталей. Раму фюзеляжа склеил из тянутых литников. Потом навешивал на них различные агрегаты и механизмы. Пол кабины из двух полос гофрированной фольги. Ремни тоже из фольги. Да что говорить, все равно ничего этого не видно, потому что фонарь пришлось установить «родной» из набора. Выдавить новый фонарь, как планировал – не вышло. Не получались острые грани на козырьке. Штук шесть испортил – бросил. Теперь бы из пленки-самоклейки наклеил, да поезд, пожалуй, ушел. А вот ниша шасси видна. Тут переделки коснулось практически все, кроме контура самой ниши. Вся деталировка – самодельная. Она конечно бедновата, но на тот момент с информацией было тяжко. Материалы: фольга, пластик, проволока. Значительной переделки коснулись как обводы корзины водомаслорадиатора, так и его начинка. В качестве материалов использовались листовой пластик, проволока, и мелкая сетка.
Кроилась модель удивительно легко благодаря все тому же жесткому пластику. Нужно было только правильно выдерживать угол установки резака и скорость при нарезании. Ощущения при этом такое, как будто режешь оргстекло. При работе над стойками шасси пришлось заменить подкосы. Слишком грубыми они были в наборе. Щитки шасси сточил до приемлемой толщины. Колеса оставил родные. С винтом я согрешил - каюсь! Вместо винта De Havilland Hamilton Type 5/31 с маленьким коком, я установил винт De Havilland Hamilton Type 5/32, который оснащался коком от Spitfire I, у которого планшайба имела чуть больший диаметр, чем диаметр носовой части фюзеляжа Hurricane. Очень уж мне импонировал самолет с коком от Спита. Кстати, на самых поздних Hurricane I устанавливались винты Rotol RX 5/2 и удлиненный кок по типу Hurricane II. Маски делал из Тамиевского скотча, тот который 18мм. Возни с ними было довольно много, потребовалось много терпения и аккуратности. На ОЗ было изготовлено четыре маски, на тактический номер – три. Регистрационный номер подобрал из сухих декалей. Тогда и много продавалось в книжных магазинах. Не совсем, конечно, точен шрифт, но по-моему получилось похоже. Остальные технические надписи – родная декаль. Увлекаться их нанесением не стал, ибо решил что при перекраске самолета в 1942 году в черно-зеленый камуфляж их скорее всего закрасили. Позже выяснилось, что я оказался прав. Хотя нет никакой гарантии, что их не закрасили позже – уже в музее. Зато на РН нанес все те декали что положено. Окрашивалась модель эмалями Tamiya с очень сложной рецептурой. Подбирал по FS и каталогу Humbrol с реальными (не печатными) выкрасками. В итоге голубая краска для нижних поверхностей (FS 35488) удивительным образом похожа на немецкую RLM65 Hellblau. Оливково-зеленая краска (FS 34096) получилась тоже похожа на немецкую, что-то среднее между RLM71 Dunkelgrun и RLM80 Olivgrun. Руль направления окрасил в стандартные цвета камуфляжа RAF - Dark Green и Dark Earth. Тонировалась модель очень жидко разведенным акрилом Tamiya. Увлекался не сильно, как чувствовал, что самолет давно не эксплуатировался. По металлическим листам обшивки прошелся сухой кистью. Где больше, где меньше – но тоже не сильно увлекался, как оказалось зря. Фотографии музейной машины говорят о том, что окраска ее в ужасном состоянии. Вот такая получилась модель английского истребителя в финской одежонке. Теперь, по прошествии стольких лет «вылезли» многие недостатки, и кое-что хочется переделать. Но реализовывать намеченное буду уже на наборе Hasegawa.
|
|
СергейАлексеевич в 30.03.2009 - 14:07 При взгляде на финскую авиацию времён WWII первым что бросается в глаза это ОЗ в виде свастики. На модели она получилась с ошибкой, "солнце" и лучи должны быть более толстыми что-ли. Это хорошо видно на Ваших фото реальных машин. |
Redstar_72 в 30.03.2009 - 16:15 Малыш, отличная работа! Может быть, стОило переделать "полотно" на элеронах и руле направления: эти выступающие нервюры выглядятт не очень правдоподобно.
BatMan, модели лет много (по крайней мере в 1982-м она уже была). Но здесь от исходного пластика мало осталось: модель перекроена, деталировка ниш шасси и кабины (в основном) сделаны с нуля. Вот как выглядит эта модель, собранная из коробки: А вот её обзор: |
engraver в 30.03.2009 - 17:41 Тема: Re: Airfix 1/48 Hurricane Mk.I - Англичанин в финской одежон СергейАлексеевич в 30.03.2009 - 19:07
При взгляде на финскую авиацию времён WWII первым что бросается в глаза это ОЗ в виде свастики. На модели она получилась с ошибкой, "солнце" и лучи должны быть более толстыми что-ли. Это хорошо видно на Ваших фото реальных машин . - Да действительно свастика делится 5/5 .А в остальном очень отлично!!!С уважением engraver! |
Thunderbolt в 30.03.2009 - 20:12 Александр, здравствуйте. Мне очень понравились ниши шасси и качество кроя.
Жаль конечно, что фотографии маловаты. Действительно не всё можно рассмотреть. В целом же классная получилась модель. :grin: |
Малыш в 31.03.2009 - 03:28 Спасибо, братцы за оценку моего труда.
По поводу замечаний - со всеми согласен. Модели уже более 15 лет, теперь бы многое переделал. Что касается мелких фотографий, что поделаешь, размер их ограничени требованиями сайта - не более 100 кб. По окраске лопастей: какова ширина нанесения желтых концов лопастей по требованиям RAF я тогда не знал. Потому отталкивался отамериканского стандарта - 4 дюйма = 101 мм с "копейками", что в 48-м составляет 2,2 мм. Но мне это показалось невыразительным, вот и накрасил 4 мм. Желтое на черном дало увеличивающий эффект. Этого я не учел. |
BatMan в 31.03.2009 - 17:56 Малыш
Александр, учитывая то, что модель собрана в начале 90-х - это еще больше повышает ее ценность... Что касается мелких фотографий, что поделаешь, размер их ограничени требованиями сайта - не более 100 кб. Хм... Размер фото можно было оставить 800*600, а объем уменьшить до 100К. Качество, конечно, ухудшается, но за то детали видны на много лучше... |
Малыш в 01.04.2009 - 02:56 Хм... Размер фото можно было оставить 800*600, а объем уменьшить до 100К. Качество, конечно, ухудшается, но за то детали видны на много лучше...
Спасибо за совет. Следующий раз так и сделаю. Правда еще не представляю как. Но я научусь. |
finikoff в 09.04.2009 - 12:12 Тема: Re: Airfix 1/48 Hurricane Mk.I - Англичанин в финской одежон свои пять копеек внесу, если можно...
достойно сделано Малыш, приятно посмотреть....жаль маловато, без подробностей. по поводу нумерации НС-452 два раза имел повреждения, первая авария (?), вторая имела место при посадке, была повреждена хвостовая часть, после чего был заменен руль направления с НС-455, который был поврежден и к восстановлению не подлежал. С 5-й машина прослужила до августа 44-го, после чего заняло достойное место в музее, причем в окраске тех времен, т.е без восстановления. На руле направления ставился номер последней цифры кода, т.е. позывного, при радиопереговорах, отношения к ангийской маркировке не имел. Обе машины поступили в первой партии в Финляндию, т.е. две из 10-ти в начале 40-го года. ...возможно что HU(изначально)452-й, это был англицкий Z2323(здесь на 100% не уверен, возможен другой вариант), если привязываться к порядковой нумерации англичан |
Малыш в 09.04.2009 - 13:12 finikoff О, спасибо! Ценная ниформация. Как я понимаю, НС-455 был сильно поврежден еще до лета 1942 года, т.е до перекраски в черно-зеленый камуфляж? А 452-й уже был окрашен? Поясните пожалуйста. |
finikoff в 09.04.2009 - 14:15 finikoff О, спасибо! Ценная ниформация. Как я понимаю, НС-455 был сильно поврежден еще до лета 1942 года, т.е до перекраски в черно-зеленый камуфляж? А 452-й уже был окрашен? Поясните пожалуйста.
привет Малыш и всем вам. да, Вы правильно поняли на машине была англицкая схема окраски. С 452-м идентично.Во всяком случае, есть фотки где данная машина без номера на руле, уже в окрашенном варианте по DN-стандарту, так же нанесена новая кодировка HC-452 вот, я уже фотки ранее выкладывал, посмотрите: в этой теме подробнее имеется информация, и мой пост там есть, думаю по полочкам все разложите. Если только вот это добавить, первая авария была 25.09.42 с пилотом L.Jutila, при посадке была серьезно повреждена одна из стоек, пилот остался жив. В конце октября 42-го, отправлен в ремонт. И с марта 43-го вступил в строй. Во время ремонта был окрашен по новому стандарту. Вторая авария в июле 43, в августе 44-го списан. про 455-й попозже дам немного инфы, если кто-нить из уважаемого сообщества не опередит и более подробно распишет. :smile: ну, вот по 455-му;,первая авария имела место в июне 41-го, повреждения довольно серьезные, самолет отправлен на восстановление, и в июле 41-го возвращен в строй. в июле 42-го была сильно повреждена обшивка левого крыла, по видимому в воздушном бою. Самолет врезался в землю. Пилот управляющий самолетом погиб ( P.Aikala). В октябре этого же года списан. Машина налетала всего 38 часов 20 минут. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|