Добрый день, коллеги! Представляю вашему вниманию новинку от Звезды, модель транспортного тягача РККА -СТЗ-5.
Еще в далеком 1933 году советским конструкторам стало ясно, что создатьуниверсальный трактор способный работать, как в сельском хозяйстве,так и в армии в качестве транспортного тягача не удается (неудачный опыт с универсальным трактором «Комсомолец»). Поэтому, работы коллективами НАТИ и СТЗ велись сразу по двум направлениям: для сельского хозяйства разрабатывался трактор СТЗ-3, для армии транспортный- СТЗ-5. Прототипом послужил английский трактор «Виккерс-Карден-Ллойд» (отсюда расположение водителя справа).
В начале 1935 года была построена партия опытных образцов СТЗ-5. Эти машины, показанные 16 июля вместе с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 высшему руководству страны во главе с И.В.Сталиным, получили полное одобрение, а в кузове СТЗ-5 члены Политбюро даже проехались по опытному полю НАТИ. 10 декабря 1935 года два СТЗ-5, участвовавших в зимнем пробеге Сталинград - Москва, успешно продемонстрировали в Кремле. Обнаруженные во время испытаний недостатки транспортного трактора устранили к 1936 году. Но на подготовку его к производству, вслед за СТЗ-3, на Сталинградском тракторном заводе ушло два года.
В 1937 году были выпущены первые 173 транспортных СТЗ-5, в 1938-м - 136, в 1939-м - уже 1256 и в 1940 году - 1274.
По состоянию на 1 января 1941 года в артиллерии Красной Армии эксплуатировалось 2839 тягачей СТЗ-5. Сталинградский тракторный завод, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5; за 1942 год - 3359. Даже приближение противника к Сталинграду не остановило столь нужное армии производство. С 23 августа, дня прорыва немцев к заводу, по 13 сентября 1942 года, когда производство было остановлено, с конвейера удалось снять 31 тягач СТЗ-5. Всего завод изготовил 9944 таких машины, из них 6505 - после начала войны.
Конструктивно, машина имела традиционную для транспортных тракторов СССР компоновку с передним расположением двухместной (водитель и командир орудия) закрытой дерево-металлической кабины, установленной над двигателем. За кабиной и топливными баками находилась двухметровая грузовая деревянная платформа с откидными бортами и съемным брезентовым верхом с целлулоидными окнами. Здесь на четырех откидных полумягких сиденьях размещался орудийный расчет, а на полу - боеприпасы и артиллерийское снаряжение.
Двигатель 1МА - типично тракторный, четырехцилиндровый, карбюраторный (от дизеля пришлось отказаться), с зажиганием от магнето, малооборотный и относительно тяжелый, но выносливый и надежный (выпускался до 1953 года). Заводился он и мог работать на бензине (бак - 14 л), переходя потом (после прогрева до 90°) на керосин или лигроин (бак - 148 л), то есть был фактически многотопливным. На картере заднего моста под платформой устанавливался вертикальный кабестан с тросом длиной 40 м для подтягивания прицепов (при раздельном преодолении тяжелых участков), самовытаскивания трактора и буксировки других машин. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые жалюзи в передней и задней части - для организации ее проточной вентиляции; в противном случае летом температура здесь от нагрева массивным двигателем достигала 50°.
Средне-техническая скорость движения тягача с прицепом по шоссе в составе батареи достигала 14 км/ч; по грунту - 10 км/ч. При эксплуатации сильно сказывалось его сельскохозяйственное происхождение: из всех отечественных машин этого назначения он имел самую плохую проходимость, небольшую удельную мощность, узкую колею, малый клиренс, недостаточные сцепные возможности гусениц с мелкими грунтозацепами высотой всего 35 мм, значительное удельное давление на грунт из-за малой ширины траков, сильную продольную раскачку при движении на больших скоростях .На зимних обледенелых дорогах сцепления гусениц с грунтом было недостаточно для устойчивого движения. При этом, тягач вышел достаточно выносливым и ремонтопригодным. Выжившие во время войны машины, трудились потом в народном хозяйстве до начала 50х годов.
В артиллерийских частях РККА они буксировали артсистемы массой до 3400 кг, в том числе 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы, а также 76-мм (позже и 85-мм) зенитные орудия. СТЗ-5 стал наиболее распространенным и доступным артиллерийским тягачом, успешно работавшим во всех климатических зонах СССР.
Теперь, о самом наборе от Звезды, выпущенного в 2022 году. Мне набор очень понравился фактически идеальной сходимостью деталей, отличной детализацией, прекрасными стеклами и в целом пластикомлитников. Отличное сочетание цена/качество. Собирать его было интересно и увлекательно. Набор достаточно сложный , рекомендую его моделистам с опытом выше среднего.
Хотелось бы отметить очень высокое соответствие модели с прототипом.
У меня не обошлось без досадного косяка при сборке ходовой части. Я перепутал местами левую и правую задние тележки. Заметно это по расположению округлой крышки осиколесной тележки (она должна быть направлена в другую сторону).
К сожалению, мою ошибку разглядел коллега Михаил «Котовский» на достаточно позднем этапе, когда мне осталось установить только кузов тягача. Для исправления, пришлось бы, фактически, разломать половину ходовой. Решил оставить, «как есть», но подчеркнуть этот момент в статье, на что следует обратить внимание при сборке. Использовался дополнительный набор фототравления от Микродизайна.
Окрашивал красками Тамия, Пацифик 88, тонировка и везеринг маслом, смывка- панелайнер от АК.Лак полуматовый от Пацифик (ходовая и кузов), кабина обошлась, вообще, без лака, так как, консистенция застывшей краски от Пацифик, оказалось супер крепкой,гладкой и ровной и обладала фактически идеальной полуглянцевостью для имитации кабины из металла.
Пошаговая стройка показана на форуме в разделе "Броня крепка!" http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_87378.html
Там же можно посмотреть очень интересные фото реконструкции СТЗ-5 от Лаборатории Шиманского и фото из музея представленные коллегой slimpermen за, что ему огромное спасибо.
Всем спасибо за внимание! И финальная фотогалерея:
Тема: Звезда 1/35 СТЗ-5 Самый симпатичный трудяга войны.