Представляю обзор модели вертолёта Bell UH-1B Iroquois от фирмы Trumpeter в масштабе 1/35.
Вступление
UH-1 Iroquois. Вертолёт-легенда, один из символов вьетнамской войны и один из самых распространённых и популярных вертолётов в мире.
До недавнего времени модели коротких версий Ирокезов в 35 масштабе было фактически две: модель модификации UH-1B фирмы Seminar, выпущенная в 1990-м году, и модель модификации UH-1C фирмы MRC, выпущенная в 1994-м году и перевыпускавшаяся впоследствии фирмами Fijimi, Academy, Italeri, Revell. Обе модели довольно старые, модель от Seminar, я думаю, сейчас вообще не найти, модель от MRC продолжает перевыпускаться как минимум фирмой Academy и по сей день.
И вот в 2024 году фирма Trumpeter выпустила новую модель модификации UH-1B этого легендарного вертолёта.
Прототип
Об этом семействе винтокрылых машин написано очень и очень много. Поэтому я остановлюсь только на модификации UH-1B. В 1954-м году армия США объявила конкурс на создание многоцелевого вертолёта с возможностью его вооружения. Победителем конкурса стала фирма Bell, с которой в 1955-м году был заключён контракт на постройку опытных вариантов и машин для испытаний. Вертолёт получился довольно удачный, поэтому летом 1959-го года началось серийное производство первой модификации, получившей обозначение UH-1A. В 1961-м году началось производство улучшенной модификации UH-1B. Новую версию оснастили ГТД Lycoming T53-L-5 мощностью 960 л.с., позднее стали ставить Lycoming T53-L-11 мощностью 1100 л.с.. Был удлинён вал НВ, алюминиевые лопасти заменили на более лёгкие и прочные с сотовым заполнителем, которые имели увеличенную хорду. Экипаж состоял из двух пилотов. Вертолёт в транспортной версии мог поднять 7 пехотинцев или 5 раненых. Также был предусмотрен вариант вертолёта огневой поддержки, в этом случае на него устанавливались различные виды вооружения (пулемёты, гранатомёты, ракеты и т.д.). Через некоторое время фирма Bell перешла к производству модификации UH-1C, но модификация UH-1B оставалась на вооружении армии США на всём протяжении вьетнамской войны.
Более подробную информацию можно найти на обширных просторах интернета.
Модель
Модель выпущена в 2024 году в транспортном варианте. Trumpeter также заявил выход UH-1B в варианте ганшипа в 2025-м году.
Коробка и упаковка
Коробка стандартная для фирмы Trumpeter, из плотного гофрокартона, с крышкой, достаточно жёсткая. Правда, мне доставка Озона умудрилась её слегка помять при пересылке, но содержимое не пострадало. Литники, декали, травление упакованы в пакеты. Литник С — там тонкие мелкие детали — упакован в "пузыри". Литник с прозрачными деталями упакован ещё и в мягкий пористый материал. Литники в коробке лежат очень плотно, создаётся впечатление, что Trumpeter сэкономил на размере коробки, хотя, возможно, это сделано специально, чтобы литники в коробке не болтались при транспортировке.
Инструкция
Стандартный альбом от Trumpeter, напечатанный горизонтально. Печать чёрно-белая, чёткая, новомодных трёхмерных цветных изображений нет. Описание сборки достаточно подробное, на первый взгляд всё расписано как надо. Увидел только один непонятный момент: маски на лобовые стёкла предлагается накладывать после приклейки дворников (?).
Схемы окраски
Схемы окраски даны на отдельном листе с двух сторон. Вариантов два: стандартная армейская окраска, борт 03607, и камуфлированная окраска, борт 2105. Принадлежность бортов не указана, с налёту в интернете найти не удалось. Палитра красок дана для следующих производителей: Mr. Hobby (для трёх серий — Mr.Color, Aqueous Hobby Color, и новая серия Acrysion), Vallejo, Model Master (эмаль), Tamiya, Humbrol. Для окраски внутренних деталей и поверхностей цвета красок указаны в альбоме инструкции только для Mr. Hobby.
Декаль
Декаль небольшая, есть техничка и приборные панели. У основной приборной панели фон прозрачный. Изображение чёткое, смещения цветов не замечено.
Маски
Маски в наборе есть. Качество будет понятно только при использовании.
Пластик
В наборе девять литников: восемь из серого пластика, один с прозрачными деталями. Литьё отличное, облоя нет, утяжин нет. Но! Есть следы толкателей: и на крупных, и на мелких деталях. Причём, если, например, на внутренних поверхностях дверей их можно даже не заделывать, если двери делать открытыми, то следы толкателей на стабилизаторах, несущем и рулевом винте (!) в 21-м веке смотрятся как-то диковато.
Расшивка тонкая внутренняя. Заклёпки есть! Но они, как расшивка, внутренние (ямки), что для 35-го масштаба смотрится странно. Исключение — полоса выпуклых заклёпок по верху хвостовой балки. Так что членам секты Великой Заклёпки будет чем заняться, благо накладные заклёпки на модельном рынке присутствуют.
Деталировка очень хорошая. Есть довольно неплохо деталированный двигатель для любителей показывать внутреннее устройство. Кресла сделаны отлично, бронеплиты есть, а вот ремней нет (и на плате травления тоже). На стенках грузовой кабины сделана стёганка, правда, она плоская.
Приборные панели рельефные, но сами приборы в пластике отсутствуют, есть только рамки. Приборы даны декалью. По мне так приборные панели лучше заменить на Квинту, но имеющаяся декаль на UH-1C от Академа подходит частично. Будем надеяться, что Квинта выпустит декаль и на эту модификацию.
Следы толкателей
Прозрачные детали
Стёкла прозрачные, чистые, толщина пластика, на мой взгляд, вполне приемлемая. Рамы отлиты вместе со стёклами, заклёпки на рамах выпуклые. У меня, правда, на одном стекле есть довольно заметная царапина (была в запаянном пакете).
Травление
В наборе присутствует маленькая плата травления. Это решётки, лючки и т.п.. Ремней нет. Зато есть элементы трубки Пито (плоские), которые должны быть круглыми в сечении. И гнуться они будут при любом касании. Так что их однозначно надо будет делать самостоятельно.
Размеры
Размеры прототипа:
длина фюзеляжа 35 футов 5 дюймов (11,7 м) — в 1/35 это 334 мм;
диаметр НВ 44 фута (13,41 м) — в 1/35 это 383 мм;
диаметр РВ 8 футов 6 дюймов (2,59 м) — в 1/35 это 74 мм;
хорда лопасти НВ 0,533 м — в 1/35 это 15 мм.
Размеры модели:
длина фюзеляжа 340 мм — больше на 6 мм;
диаметр НВ 383 мм — идеально;
диаметр РВ 74 мм — идеально;
хорда лопасти НВ 19 мм — больше на 4 мм.
Разница длин фюзеляжа вполне, на мой взгляд, терпима: 6 мм в 35-м масштабе — это немного.
А вот размер хорды НВ великоват, хотя и не намного — это по идее уже UH-1C. Я оставлю как есть, считая, что в процессе эксплуатации винт был заменён на новый от UH-1C. Визуально эта разница практически не будет заметна, а пилить лопасть вдоль...
Заключение
В целом модель получилась почти отличная — впечатление лично мне подпортили следы толкателей на внешних поверхностях крупных деталей. Они, конечно, неглубокие, но заделывать всё равно придётся. Тем не менее рекомендую данную модель всем любителям винтокрылых машин.
Ну, и конечно, стоит учитывать, что модель не маленькая.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
По опыту общения с Трумпитером, обозначил бы главной проблемой всеж клепку. Их "знаменитый" еще с начала нулевых "адский клепальщик" по прежнему в теме ).
При этом, с увеличением масштаба модели (а значить и ее размеров) проблема, к счастью, переходит в разряд "терпимо", а вот на 48- совсем беда. Крупно и обильно.
Но есть и прогресс, имея на руках свежую Суперкобру, с удивлением отметил ювелирно отлитые Хеллфаеры, оперение которых не требует замены на травло от слова совсем.
Тема: Обзор модели вертолёта Trumpeter 1/3...(#17518) - обсуждение
Хороший обзор! Спасибо, за Ваши труды.