С февраля 1944 года самолеты Spitfire Mk. IX начали поступать в СССР. С лета 1944 г. LF IXC и LF IXE получил 26-й гвардейский полк ПВО Ленинграда, под командованием Василия Антоновича Мациевича.
О пилоте Мациевич В.А.: в условиях ленинградской блокады вера в свои силы, в победу становилась могучим оружием. Именно эта вера помогала побеждать в тяжелых, неравных схватках. Еще в 1941 году Мациевич вел бой, после которого летчики спрашивали: "Как же это вы, товарищ командир, решились парой атаковать десятерых?" - "Как решился? - переспросил Василий Антонович. - А я, признаться, не думал: решаться мне на это или не решаться. Надо было".
Правда, и самолету Мациевича порядком досталось. Был пробит бак. С головы до ног летчика залило бензином. Каждую секунду машина могла загореться. А Мациевич летел. Повредило карбюратор мотора и разворотило фюзеляж. Мациевич летел. А когда надо было идти на посадку, оказалось, что в бою повреждены еще и шасси. Выпустить удалось только одно колесо. Но Мациевич сумел посадить машину.
4 апреля 1942 года группа Мациевича перехватила над Финским заливом немецкие бомбардировщики. Четыре из них были сбиты. Вдруг пулеметная очередь сшибла с самолета Мациевича фонарь. Поврежденный мотор заглох.
А внизу уже тронувшийся лед Финского залива. Весна. И снова Мациевич сделал невероятное: посадил самолет на плавающую льдину. Добраться до берега помогли подошедшие на лодке бойцы. Потом удалось подогнать льдину к берегу и снять с нее самолет.
Когда заканчивался ремонт истребителя, Мациевич попросил техников поярче подрисовать бортовой номер. Пусть фашисты знают, что самолет № 14 существует! И уже через несколько дней его "ишачок" штурмовал немецкий аэродром.
Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970
Смоляные колеса-копия колес Ultracast (использовались копии производства Сан_Саныч)
Смоляные патрубки Quickboost
СБОРКА
На деталях было много утяжин, которые были устранены шпаклевкой и зашкурены. Вырезана дверь.
Кокпит: кокпит, в основном, собирался из деталей фототравления.
Т.к. штурвал в наборе дан с квадратной ручкой, решил его полностью переделать. Также заново сделан компас, его крепление и прицел. Приборная доска со шкалами дана в фототравлении 2-мя деталями, которые окрашены в черный цвет, затем сухой кистью выделены циферблаты и шкалы, подкрашены другими цветами лампочки и приборы. В заключении в каждый прибор нанесена капелька футуры для имитации остекления.
Дверь полностью собрана из подручных материалов и деталей фототравления. Окрашена в цвет кокпита.
Кокпит окрашен аэрографом водорастворимой краскойАКАН 70007 , мелкие детали окрашены водорастворимыми красками АКАН кистями. Бензином с маслом сделана смывка и покрыто полуматовым лаком.
Фюзеляж и крылья: по неопытности, перед сборкой, в половинки фюзеляжа вклеены на суперклейсмоляные патрубки. Это повлекло ряд хлопот. При работе с моделью патрубки неоднократно задевались, часть отломилась, основание отклеивалось. Необходимо было все это подклеивать. Покраску отделенных патрубков проводить легче и в случае неудовлетворительного результата краску всегда можно смыть, не подвергая этому модель.
Сборка половинок фюзеляжа затруднений не доставила, единственное, над чем пришлось поработать – верхний капот двигателя. Для ровного стыка детали верхнего капота с фюзеляжем была подточена разделительная перегородка. На сухую сборку все было идеально. Однако, жидкий клей сильно размягчил пластик и при склейке капот «утонул» в перегородку. Нижняя часть капота состоит из двух деталей, которые хорошо стыкуются. Следующим препятствием стала стыковка собранных крыльев с фюзеляжем - образовалась ступенька нижнего капота и крыла, щель между правым крылом и фюзеляжем
Для устранения этих недостатков применил шпаклевку TAMIYA PUTTY. Но не учел, что она дает сильную усадку, по ней плохо резать расшивку. Чтобы выровнять неровности, наложено несколько слоев шпаклевки, при этом каждый слой выравнивался.
Во время сборки крыльев были имитированы АНО и сигнальный фонарь из прозрачного пластика от зажигалок, вклеены детали фототравления. В отверстия для пулеметов помещена двухкомпонентная шпаклевка TAMYA, которая послужила основанием и крепежным материалом для медицинских игл-пулеметов.
Радиаторы заслуживают отдельного разговора. Решил собрать их с открытыми створками из деталей фототравления. Сетки радиаторов также из деталей фототравления, которые по ширине не помещались под кожухом, кроме того, из-за близкого расположения сеток к створкам приклеить последние было невозможно. Для решения этих вопросов срезал часть основания на крыльях и утопил покрашенные сетки, щели заделал двухкомпонентной шпаклевкой. На открывающихся створках имитировал механизмы. После окраски в цвет нижней плоскости склеил собранные радиаторы с крыльями. Образовались щели между краями радиаторов и плоскости крыла. Они были устранены шпаклевкой и заклеены фольгой для имитации соединения.
Стабилизаторы твердо крепились насухую к фюзеляжу, но между ними образовывалась щель, которая заделана двухкомпонентной шпаклевкой.
Шасси: Стойки шасси даны в наборе достаточно качественными. Немного их доработал фототравлением и проволокой. Из пивной жести сделаны замки. По методу В. Демченко из проволоки изготовлены крепления тормозных трубок.
Антенна: пытался усилить пластиковую антенну медицинской иглой, но при сверлении деталь загубил. Изготовил новую. За основание взял медицинскую иглу необходимого диаметра, в острие поместил скрученную из проволоки петельку и согнул под 90 градусов. Двухкомпонентной шпаклевкой изготовлено тело антенны, в которое поместил основание. После сушки деталь обработана наждачной бумагой и надфилями. В киле просверлено отверстие под обломок сверла.
Фонарь: детали фонаря отполированы абразивными материалами и искупаны в футуре. Места стыка козырька фонаря «зализаны» шпаклевками и выделены фольгой.
Немного фольги: кроме радиаторов и козырька фонаря фольгой выделены дефлекторы пулеметов и пушек, сигнальная фара, место под который высверлено неточно по расшивке. Благодаря фольге этот недостаток легко устранил.
ОКРАСКА
Грунтовка: после наложения масок на фонарь, АНО и сигнальную фару нанесена грунтовка Тamya. Первый слой выявил ряд недостатков, в основном зализы крыла. Также, при удаленности аэрографа при распылении образовалась шероховатость. Попытка удалить зубной щеткой не принесла результата, но наждачная бумага сделал свое дело.
Сточенной медицинской иглой необходимого диаметра нанесены замки капотов и крепления щитков шасси, прорезана недостающая расшивка. Углублять заводскую расшивку не стал. По чертежам нанес клепку.
Окраска: для начала, нанес белый АКАН 78001 на фюзеляж, киль и кок винта. Затем, изготовлены маски стрелы путем сложения широкого тамиевского скотча пополам с прослойкой сигаретной фольги, на который наклеен шаблон и вырезан. Маски наклеены на фюзеляж. Белые плоскости замаскированы тамиевским скотчем. Нанес базовый цвет водорастворимым АКАН 70017 с добавлением белого, однако при просмотре книг и фото, принято решение о добавлении вместо белого голубого. После укладки колбасок из патафикса на основании фото нанесен камуфляж АКАН 70020 с добавлением белого и шарового цвета, чтобы придать зеленому немного синевы. Также колбасками разграничена поверхность под нижний камуфляж, цвет которого- АКАН 70016 с добавлением белого.
Для дальнейшей покраски стрелы, с нее сняты маски, тамиевским скотчем закрыт белый кант и окрашен красным лаком АКАН 73041. После полировки границ стрелы шкуркой № 2500 кисточкой окрашены патрубки. Стойки шасси окрашены в цвет нижней поверхности.
Декали: поверхность модели покрыта двумя слоями разбавленной футурой, на которую нанесены декали ICM. Планировалось использование английских технических надписей, но при просмотре фотографий советских Spitfire их замечено не было. Тем более, учитывая то, что в 1945 г. самолеты поступали по ленд-лизу напрямую с завода изготовителя уже с советскими ОЗ в технических надписях отпала необходимость. Качество декали ICM желает лучшего. При нанесении они развалились на несколько частей, приходилось собирать, на жидкости SET и SOL не реагируют, после подрезки взял их только раствор AGAMA HYPERSOL STRONG, любезно предоставленный Сан_Санычем, кроме того, деколи просвечиваются. Знаки гвардии были испорчены, взамен использовал деколи «Бегемот». Знак Гвардии расположен на основании фото. Смывка, тонировка, сколы: для смывки использовал сначала масляные краски, разведенные бензином. Этот вариант меня не устроил, т.к. расшивка неглубокая, раствор долго сохнет и стирается вместе с излишками. После нескольких пыток все стер и отложил в сторону. На следующий день попробовал вместо бензина пинен (очищенный растворитель для масленых красок №4). Результат меня порадовал - быстро сохнет (если оставить на сутки - вообще не стирается), излишки стираются лучше и после работы остаются вокруг расшивки остатки краски, похожие на фильтр. Масляными красками имитированы подтеки масла на штоках шасси и капотах в нижней части фюзеляжа, доработан цвет резины колес.
Тамиевскими пигментами нанес грязь, пыль, следы нагара. Сколы наносил на основании фотографий английских и советских самолетов светло серой краской. Техника изображения сколов интересна и еще требует много тренировки!
Окончание: в конце вся модель покрыта полуматовым лаком Tamiya-смесь Х-21, Х-22 и Х-20. Пропорции-1/3 и 1/1.5 разбавлено. Самое интересное, что на верхних поверхностях первый слой лака оставил глянец, а второй уже немного матовость. А на нижних поверхностях сразу появилась матовость. Думаю, это зависит от глянцевости поверхности - матовость проявилась на тех местах, где были нанесены фильтры, после которых не покрывал футурой. С такой консистенцией получился матовый лак, но поверх футуры-полуматовый.
Натянута антенна – бисерная нить.
ВЫВОДЫ:
модель ICM для новичка не подходит. Неопытность и постоянное устранение недостатков производителя с добавлением своих недоработок может убить оптимизм постройки. Кроме того, стремился сделать хорошую модель, похожую на прототип, что в совокупности с вышеуказанным затянуло постройку. Этот подводный камень – все и сразу, отметили ряд моделистов еще в начале постройки, но я не прислушался. К концу работы я и сам это осознал. Также пришел к выводу, что необходимо использовать минимальное количество информации по прототипу. Вначале собрал целую коллекцию различных фотографий самолета, а в результате рассматривал около десятка нужных, остальные просто мешали.
Что касается фототравления - работать с ним понравилось. Буду и в дальнейшем, при необходимости, его использовать. Хороший инструмент помогает сэкономить нервы.
Про водорастворимый АКАН- сначала мне не понравились краски в работе с аэрографом- сопла постоянно забивались. Но потом понял свою ошибку - готовить краску необходимо в отдельной посуде, хорошо размешивая. Смешивать краски различных производителей под аэрограф, несмотря на одинаковый разбавитель, нежелательно. Конечно, сравнить мне не с чем, но я доволен работой АКАНом. Краски отлично подходят под кисти. Перед использованием финишного лака вся модель должна иметь одинаковую по состоянию поверхность. В следующий раз попробую финишное покрытие от АКАН.
БЛАГОДАРНОСТЬ:
всех моделистов, которые помогали мне в постройке модели советами, фото, критикой! Отдельное спасибо Сан_Санычу за не только моральную поддержку, но и помощь в инструменте и материалах, Вячеславу Демченко за советы по технике работы и личный пример!
Молодец, Рома!
Долго "вынашивал", но, всё-таки, "родил". :)
И Спит получился очень даже приличный. Не без недостатков, конечно, но для начала очень хорошо.
Только больше не зарывайся в глобальные переделки, стремясь охватить максимум. Надо постепенно наращивать сложность, от модели к модели. Так будет и быстрее, и интереснее, и результативнее.
Что следующее будешь собирать? ;)
Привет всем! :grin:
Спасибо за отзывы! Старался сделать как можно лучше! И в тоже время, отдельное спасибо Славе, Саше и Мише "Кочегару" за критику и отрезвление от максимума (иначе еще долго бы делал-косяков много и я их знаю!:wink:)! Саш! Модель на выходных привезу-посмотришь.
Следующее-bf-109 f-2 Звезда в 48, Анзиделя- 3/GJ3 (сбит у нас, под Сталинградом), но нет на него декалей, не знаю что с этим делать. :wink: Как всегда-мы легких путей не ищем! :grin: Думаю Мансуру задать ряд вопросов по окраске. Будет тема по тренировке окраски и кошка по имитации провисшего полотна на и-16 в 48 от Академи-для сына-очень ему хося! :grin:
Брат сегодня был в гостях-он у меня полковник. Заказал Як -1 Баранова или что-нибудь русское на рабочий стол (вообще хотел лагг-3). У меня есть от ICM -лагг3 1-4 серия, но опять переделки и доделки!!!!! :twisted: В общем, можно еще ла-5 фн от Звезды,но думаю тема-Сталинград. Пока- кошка для меня и самолетик для сына! :grin:
Роман, поздравляю! Замечательный результат! Уж не знаю, какие Слава недостатки углядел, мне понравилось практически всё. :wink: Может быть надо было получше вывести стык крыла с фюзеляжем, ну да ладно, не последняя... :smile: Удачи в будущих работах! :smile:
Моя же работа сделана. :grin: Статья готова и вышла в свет. Жду откликов. :grin: :grin: