Доброго времени суток. всем читающим. Итак, приступим. Модель подлодки выпущена в январе 2011 года. Собиралась с 5 по 12 августа 2011 года. Статья писалась в Word(е) параллельно сборке. Все моменты процесса сборки показаны "по горячим следам".
Об историческом прототипе
Строительство
Водоизмещение н/п (т): 1621/1819. Габаритные размеры (м): 76,7 х 8 х 6,32. Макс. скорость на поверхности/под водой (уз): 15,6/17,2. Дальность хода (миль): 15500 (10)/340 (5). Время пребывания под водой без выдвинутого шноркеля: 60 часов (по другим данным 75 часов). Вооружение: 2х2 20-мм автомата, 6 533-мм НТА (23 торпеды или 29 мин ТМС или 14 торпед и 12 мин ТМС). Глубина погружения рабочая/ максимальная (м): 135/280. Время погружения: 18 секунд. Экипаж: 57-60 человек. Вооружение экипажа: 1 пулемет и 10 винтовок.
Благодаря новой гидравлической системе перезарядки торпед подлодка могла сделать за 20 минут 3 6-ти торпедных залпа. На подлодках типа VII перезарядка 1 торпеды занимала порядка 10 минут.
Все подлодки типа XXI строились 8-ю отдельными секциями на разных заводах, после чего доставлялись по рекам для сборки на верфь. Благодаря чему срок пребывания на верфи резко сокращался, что очень важно, учитывая полное превосходство Союзников в воздухе.
U-2540 заказана 6 ноября 1943 года. Номер заказа: М52062. Заложена 28 октября 1944 года на верфи "Blohm und Voss" (Гамбург) в эллинге №9 3-я линия спуска. Стапельный номер: 1621t. Спущена на воду 13 января 1945 года. Передана флоту 24 февраля 1945 года.
Деятельность и модернизации
Входила в состав 31-й флотилии (Фленсбург). В боевых походах не участвовала. Затоплена экипажем 3 (4) мая 1945 года близ Фленсбурга.
Перед сборкой
Имеем
1) Модель Немецкой подлодки U-2540 типа XXI с интерьером от Revell в масштабе 1/144;
На картинку и фотографии ряда узлов на боку коробки можно смотреть чисто из любопытства.
Длина модели 53,1 см.
Обычно Revell замазывали внутреннюю табличку на корпусе. Здесь они этого не сделали и на правом борту в носовой части четко читается: "Revell AG 1992". То есть использован старый литник, только с вырезанным левым бортом корпуса и частью боевой рубки.
В модели 163 детали и 80декалей, так как показан интерьер. При чем более 70 декалей являются частью внутреннего убранства подлодки.
Сборочная инструкция традиционна для Revell. Мне она очень понятна. Моя самая первая модель (подлодка U-69 типа VIIC в масштабе 1/72) была от Revell. Всего: 55 пунктов.
На литниках есть немного мелкого облоя.
Пластик качественный. Было приятно с ним работать. Декали Подложка с декалями сделана неудачно. Декали сильно скучены. Одна декаль, как правило, состоит из цветных и прозрачных элементов. Чтобы увидеть ее границы надо близко поднести ее к яркому свету, чтобы увидеть отблеск границ прозрачного элемента. Даже мне с моим плохим зрением и светильником с энергосберегающей лампой 20 Вт, находящимся непосредственно над левым плечом, пришлось туговато. К качеству самих декалей претензий нет. От подложки отходят за 20-25 секунд и надежно укладываются даже на очень неровную поверхность переборок, на которых нанесены очертания коммуникаций. ЭТО НЕ DRAGON (в память о плевках с декалями на палубе авианосца CVL-22). Декали для одной и той же переборки или стены сгруппированы в одной зоне подложки. Есть декали из двух маленьких черных точек, а есть декаль в размер всей переборки. Я не могу найти объяснения подобному непоследовательному подходу.
Декаль на внешней части корпуса в кормовой части по правому борту подлодки сделана монолитом, но если обвести ее вокруг выхлопной трубы, то отметка "0" не будет на уровне днища. Когда обрезал декаль, все сошлось.
Декаль флага от Begemot.
Пятна на табличке появились после прохода лаком по модели.
Далее описание буду вести по процессу сборки от носа к корме по водонепроницаемым переборкам. В среднем сборка одного отсека занимала 2 дня. Корпус Окраска внутренних бортов, потолка и водонепроницаемых переборок производилась краской Revell эмаль №371 (satin, light grey). Не путать с белой краской, которая несколько светлее. Краску не разводил.
Надводную часть подлодки Revell предлагает красить №57, но ее качество (не убираемые разводы краски) меня не удовлетворяет на столько, что именно она является основной причиной моего перехода год назад с эмали Revell на акрил Tamiya. При этом краски Revell еще много в наличии. Надводную часть корпуса красил XF-20.
Подводную часть красил аэрографом краской XF-24. Заодно успешно испытал новый (третий) аэрограф Hobby line AB-116 куркового типа.
Покрасил потолочные светильники в XF-3. Производитель решил этого не делать вовсе.
Сделал отверстие в нижней части корпуса для подставки. Для этого в нужном месте корпус изнутри имеет меньшую толщину.
В сборочной инструкции в пункте №9 Revell предлагает установить подставку к правой половине корпуса, но в пункте №10 подставка пропадает и появляется только в пункте №55. Если подставку установить, то невозможно будет поместить внутрь корпуса интерьер и установить левую половину корпуса.
Внешние крышки средних торпедных аппаратов по желанию могут быть открытыми или закрытыми.
Носовые рули глубины оставлены подвижными. Из-за плотной подгонки деталей движение осуществляется с натягом. В данном случае рули выдвинуты. Во время сборки с ними надо быть особо аккуратным потому, что правая половина корпуса лежит в основном на них.
Палубу, она же потолок внутренней части корпуса, установил сразу к правому борту корпуса.
Полы во всех отсеках включая пол в боевой рубке окрашены цветом XF-63.
Винты и все кормовые рули установил в последний момент. Кормовые рули глубины устанавливались с таким натягом, что обошелся без клея. Боевая рубка Не слишком удачно сделан разрез боевой рубки. Вставка с интерьером слишком глубокая, из-за этого чтобы склеить 2 половины рубки надо зажать их с двух краев самозажимными пинцетами и забыть про нее на несколько часов. Как дополнительный результат: мертвое зажатие двух башен зениток, которые изначально были оставлены подвижными.
В пункте №21 предлагается сразу установить боевую рубку на палубу. Я изначально воздержался от этого шага. Ограничился простой примеркой. В течение дальнейшего периода сборки я много работал с правой половиной корпуса и мог попросту разбить всю оснастку на боевой рубке.
Слегка доработал внутри перископ покрасив ручки и визир в черный цвет.
Боевую рубку установил на место на самом финише, когда все уже было готово. После ее установки оказалось, что колонна перископа не достает 2-3 мм до крыши вставки боевой рубки. Из положения вышел плотным прозрачным клеем Revell в тюбике. Торпедный отсек Декаль №8 на переборке между торпедным и кубриком почему-то сделана монолитом с прозрачной зоной, хотя ее поверхность разделяется ступенями в 3-х местах. Ступени это часть отливки переборки. Я разделил декаль на 3 фрагмента и в добавок сами фрагменты пришлось подрезать модельным ножом Olfa. Это не заняло большого труда и времени.
Revell не указал красное кольцо на переборке торпедного отсека. Я заметил это уже после сборки отсека. Из-за стеллажей с 12-ю торпедами подобраться к месту было сложно, но мне это удалось.
Revell предлагает покрасить все боевые части торпед в красный карминный цвет №36, то есть все торпеды самонаводящиеся на шум. Я разнообразил номенклатуру торпед. Покрасил боевые части других торпед в синий (прямоидущая, XF-18) и зеленый (маневрирующая, XF-13) цвета. Корпуса всех торпед покрашены в XF-56.
Полный боекомплект 23 торпеды: 16 - на стеллажах, 6 - в аппаратах и 1 - под полом. Здесь 12 запасных торпед.
Две длинные трубы идут от средних торпедных аппаратов к открытым внешним крышкам на корпусе. Носовой кубрик, кормовой кубрик, умывальня и каюта командира.
Кубрики хотя и находятся по разные стороны от центрального отсека и камбуза, но я решил их объединить.
В литье пластика Revell не указал дверь, видимо в кладовку, в носовой части кубрика. Декаль №11 для нее есть и в сборочной инструкции показано место установки.
За носовым кубриком есть отсек умывальни. Там же расположен душ.
За умывальней расположена каюта командира. Кормовой кубрик заметно меньше носового кубрика и отсутствует умывальня. В верхней части переборки между кормовым кубриком и центральным отсеком сделал 2 выемки под 2 толстые трубы, которые идут из машинного отделения от дизелей в центральный отсек.
Покрасил в кубриках и каюте командира спальные места в коричневый №85 и подушки в белый цвет XF-2. Производитель подушки красить не стал.
Стены кубриков и каюта командира окрашены в песочный или темно-желтый цвет. В данном случае это XF-60.
Под кубриками находятся аккумуляторные батареи. Центральный отсек и камбуз Основное место в отсеке занимает внушительная колонна перископа. Панель, с большим количеством различных приборов на заднем плане, даже теряется за ней.
На нижнем ярусе расположены 2 лестницы, ведущие наверх через квадратные люки. Нижние пазы вставки лестницы, находящиеся ближе к носу, расположены неверно. Слишком далеко. В результате чего лестница не вставляется в пазы верхнего яруса. Кое-как выкрутился приткнув лестницу к другому краю квадратного люка. С кормовой лестницей такой проблемы нет.
Есть отверстия для круглых люков, ведущих на нижний ярус, но нет самих люков. В результате, если входишь через люк переборки в центральный отсек (камбуз) из кормового кубрика, то попадаешь в открытый вниз люк. Сомнительное удовольствие ощущения полета. В моих запасах ничего похожего для замены не нашлось.
Центральный отсек отделен от камбуза простым дверным проемом.
В камбузе на переднем плане показана электрическая плита с разделочным столом. В глубине находится кладовая для продуктов. Возможно нижний ярус центрального отсека используется как холодильник. Машинное отделение Когда входишь через люк из кормового кубрика в машинное отделение, попадаешь в отсек дизелей. Перед каждым дизелем находится приборная панель управления. Дизели стоят не параллельно друг другу, а образуют небольшой клин.
За отсеком дизелей находится отсек электродвигателей. Декаль приборов на перегородке выполнена единым целым. На входе в отсек находятся 2 панели управления электродвигателями, перед которыми находятся стулья вахтенных. Панель зеленого цвета для правого электродвигателя и красного - для левого. Лицевые стороны обеих панелей выполнены в виде декалей.
Привод на гребные винты находится на нижнем уровне машинного отделения под электродвигателями.
Крепление машинного отделения к кормовому кубрику в сборочной инструкции показано просто шикарно. Так, что абсолютно ничего не видно. Крепление находится с обратной стороны переборки. Отдельного вида не предусмотрено.
Две дугообразные трубы выхлопной системы Revell предлагает сделать с выгибом наружу. Но если так сделать, то интерьер не встанет внутрь корпуса. Благо я сначала примерил интерьер внутрь корпуса увидев это и только потом установил трубы выгибом внутрь. Дугообразные трубы не дотянулись от ответных труб возле переборки. Выкрутился плотным прозрачным клеем Revell в тюбике. Пока происходила склейка, трубы удерживались в нужном положении ватной палочкой, лежащей на дизелях. Дело было вечером и я оставил склейку до утра. У меня отпуск.
Валы, непосредственно идущие на винты под полом нижнего яруса машинного отделения, Revell решил почему-то не вести до переборки. Хотя в связи с изменением уровня пола виден обрыв. Довел валы до переборки с помощью 0,5 мм пластиковых стержней.
Задняя переборка в модели слабо продумана. Она вообще по сути висит в воздухе, держась за полы машинного отделения. Это не мешает, но и опустить ее не возможно. За задней переборкой находится гальюн и небольшая ремонтная мастерская с токарным станком, но они в модели не показаны. Леера и такелаж В "Война на море №36" есть чертежи U-2540. Там есть леера по правому борту, но просмотрев журнал, я не увидел ни одной подлодки типа XXI с леерами до капитуляции Германии и находящейся в базе приписки. Поэтому решил их тоже не устанавливать.
Такелаж на подлодках представлен двумя черными нейлоновыми нитками от кормы до правого борта боевой рубки и от носа до передней части боевой рубки.
Доработки
Основную массу незначительных доработок можно найти в тексте выше.
Увеличил вырез левого борта для лучшего показа верхней части интерьера. Поскольку ничего подходящего, кроме кухонных ножниц, у меня нет, пришлось работать ими. Затем вырез зачистил шлифовальными камнями Lixin, бокорезами и надфилями. Вышло не слишком ровно, но на то он и местный разрез.
После увеличения выреза левого борта корпус потерял свою геометрию в верхней части. Склейка двух половин корпуса происходила в два этапа: сначала оконечности и нижняя часть корпуса и потом верх корпуса.
Общее впечатление от сборки модели подлодки
Впечатления смешанные. В то же время качественный пластик с очень хорошей сходимостью деталей и в противовес этому явно "сырая" модель.
Сильное нарекание вызвали очень маленькие узлы вставки полов и переборок. Щели в переборках для вставок полов сделаны с натягом. Стоит попасть туда небольшому количеству краски, когда красишь переборку на литнике, и во время вставки отсека можно произнести много интересных слов. Из положения выкрутился растачиванием щелей алмазными борами Tamiya с дрелью на батарейках Tamiya.
Зачем Revell сделал очень большие вырезы под торпедным отсеком и машинным отделением, показав пространство под ними, я так и не понял. Там ничего нет.
Благо это Revell, а не Dragon. Точно была бы куча деталей в зонах, которые не видны после установки интерьера внутрь корпуса.
Фото
Все фотографии процесса сборки модели делал своим мобильником. Фотокамерой делал снимки только уже полностью готовой модели. Было сделано более 60 снимков. Убрано несколько всплывших ляпов.
Судьба исторического прототипа
Использовалась, как маяк. В 1957 году поднята, отремонтирована с модернизацией и 1 сентября 1960 года включена в состав ВМС ФРГ под названием "Wilhelm Bauer". С 1971 года в резерве. С 1984 года музей в Бремерхафене. Прежний вид, к сожалению, ей так и не вернули.
Прикольная "селедка"....
Немного смущают стыки форм на торпедах...и если добавить легкой смывки я думаю смотрелось бы контрастней.
Извиняюсь за придирки ( в подлодках не силён).
Добавлено спустя 54 секунды:
:wink:
U-bootв 16.08.2011 - 13:28 Тема: Revell 1/144 Субмарина U-2540 тип XXI с интерьером
Действительно интиресная модель получилась!! Понравилось.
в 1/35 такие не видел, а вот в 1/72, правда "семерку", в разрезе видел!
http://www.scalealliance-shop.ru/katalog/CMKFLTCST072/
З.Ы. Согласен с Костей, в 1/35 не маленькая такая она получается, лично мне ее тоже бы ставить некуда было ))
А нет вот и 1/35 есть
http://scalemodels.ru/articles/7157-Bronco-models-1-35-German-U-XXIII-Type-Submarine. html
http://www.ebay.com/itm/U-BOOT-type-XXIII-SCALE-1-35-/321366906544?pt=LH_DefaultDomai n_186&hash=item4ad2f5d6b0 Бронко делает!
Тема: Revell 1/144 Субмарина U-2540 тип XXI...(#4385) - обсуждение
Прикольная "селедка"....
Немного смущают стыки форм на торпедах...и если добавить легкой смывки я думаю смотрелось бы контрастней.
Извиняюсь за придирки ( в подлодках не силён).
Добавлено спустя 54 секунды:
:wink: