Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Хочу представить модель катера Patrol Boat River, построенную нашим польским коллегой Рафалем. К сожалению, он не делал фото в процессе работы, но дал подробное описание на словах. Ну, а я, по мере знаний и сил, перевёл этот рассказ на русский язык. Итак, слово Рафалю.

Командование ВМС США с самого начала вьетнамской компании понимало большое значение водных путей в Южном Вьетнаме. Большое количество рек, каналов, протоков общей протяжённостью около 3000 морских миль давали прекрасные возможности для использования водного транспорта. Сторона, контролирующая речные коммуникации, практически контролировала всю территорию Южного Вьетнама. Американское командование имело об этом представление и поэтому, 18 декабря 1965 года, учредило группу Task Force 116.

Это было подразделение, предназначенное для проведения запланированной операции Game Warden, которая имела целью обеспечение американцам господства на водных коммуникациях и возможности препятствовать перевозкам вооружения и боеприпасов партизанами Вьетконга.

Оснащение новообразованного соединения состояло из судов различного типа, от небольших лодок до речных мониторов, которые служили базами для вертолётов и мелких судов. Однако, настоящими «рабочими лошадками» стали катера типа PBR (Patrol Boat River). Созданные на основе прогулочных катеров, они быстро завоевали признание у личного состава. Лёгкие пластиковые корпуса и мощное вооружение делали эти суда отличным боевыми единицами для боёв в мелководных районах дельты реки Меконг.

Не так давно, я, в который раз, посмотрел фильм «Апокалипсис сегодня» и, как это часто бывает у моделистов, под впечатлением от увиденного появилось желание собрать патрульный катер времён вьетнамской войны. Так случилось, что однажды мне досталась модель PBR по невысокой цене. Недолго думая, решил приступить к сборке, пока вдохновение не покинуло меня.

Я не планировал строить модель какого-либо конкретного прототипа, а хотел создать некий собирательный, усреднённый образ. На фотографиях видно, что катера типа PBR имели достаточно разные варианты вооружения, чтобы я мог дать волю своему воображению. Поначалу, было желание приобрести набор фототравления фирмы Eduard, но после изучения инструкции и фотографий на сайте этой фирмы я решил, что в этом нет никакой необходимости. Этот набор позволяет заменить некоторые детали базового набора, но не добавляет ничего существенного в постройку. Единственное исключение – приборная панель, но приобретение целого комплекта фототравления только ради этого не имеет смысла. Принял решение, что модель будет собираться «из коробки» с самостоятельной доработкой.

Прежде, чем начать описание процесса постройки, надо упомянуть и о самой модели. Насколько я знаю, кроме Tamiya, больше ни один производитель не предлагает набор для постройки модели катера PBR 31 Mk.2 в масштабе 1/35. Модель Tamiya является безальтернативным вариантом для тех, кто хочет сделать миниатюрный патрульный катер этого типа.

Модель разработана и выпускается довольно давно, однако это не слишком заметно. Деталировка простая, можно даже сказать, упрощённая. Шпаклёвка будет нужна только в нескольких местах, да и то, в очень малом количестве. Почти отсутствуют следы стыков пресс-форм. Сборка деталей не сложная и при этом не возникает серьёзных проблем.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Постройку модели я начал необычно, от передней стрелковой установки. Здесь нет никаких проблем – всё собирается идеально. Есть только одно неудобство при устранении следов толкателей на полу установки - к ним очень трудно добраться. К сожалению, эти дефекты хорошо видны, поэтому необходимо их устранить или замаскировать. В своей модели я закрыл следы толкателей подходящими деталями из набора фототравления от другой модели. Я нигде не видел фотографий пола передней стрелковой установки, поэтому, эта небольшая импровизация не сильно «режет глаз». Во время монтажа установки, следует обратить внимание ещё на один момент - при использовании фигурки стрелка, надо учесть, что она «усаживается» на место перед монтажом спаренной установки Browning. Позже фигурку не получится туда втиснуть, даже если приклеивать руки в последнюю очередь.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

После сборки стрелковой установки, приступил к работе над корпусом катера. Следовал рекомендациям инструкции, не встретив при этом каких-либо трудностей. Сначала вклеил переднюю палубу внутрь корпуса и зашпаклевал места её соединения с бортами. После сушки и обработки, установил верхнюю часть корпуса. Стыковка была идеальной и не пришлось ничего комбинировать. Согласно инструкции, установил кожухи двигателей и выхлопной системы в задней части корпуса. На этом же этапе смонтировал заднюю установку пулемёта Браунинг. Внизу кормовой части установил выходы водомётов. Здесь оказалась полезной шпаклёвка, но Тамия сделала эти детали как будто так, что бы сильно затруднить жизнь моделиста. К счастью, после шпаклевания и шлифования, места склейки деталей стали полностью незаметны. Сразу же сделал имитации тросов управления заслонками водомётов. Мне было интересно, обязательно ли делать выводы выхлопных труб на уровне ватерлинии, но по фотографиям сложно сделать однозначный вывод. На имеющихся снимках, некоторые лодки имеют такие выводы, некоторые – нет. Я решил их не делать.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Сборка корпуса окончена. Наступила очередь рубки. Её можно собрать двумя способами. Первый заключается в сборке рубки до установки в корпус, второй – соединение деталей непосредственно в корпусе. Первый способ показался проще и я выбрал его. Единственной проблемой на данном этапе было устранение следов толкателей на внутренних поверхностях деталей. И устранять их надо до сборки потому, что потом будет затруднён доступ к интерьеру. Сама сборка проходит без проблем – все детали складываются идеально. После сборки рубка вклеивается в корпус. Здесь надо учесть, что никаких выступов для позиционирования нет, но рубку требуется устанавливать в корпус очень точно – сверху будет монтироваться крыша (каркас тента). Также следует обратить внимание на соединение передней стенки рубки с корпусом лодки. В принципе, проблем быть не должно, но, всё равно, надо проверить отсутствие там щели. В моём случае, к счастью, щели не было. В заключение, сделал мачту с радаром и растяжками и мачту навигационных огней. На основе фотографий прототипа сделал имитацию проводки с помощью проволоки – это значительно улучшает внешний вид модели и добавляет реалистичности.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Следующим шагом была сборка крыши. К сожалению, Тамия сильно упростила этот элемент и это никак не радует глаз «ортодоксальных» моделистов. Верхняя часть тента сделана очень грубо и не передаёт внешний вид прототипа. Это можно поправить и лишь сверху, но если тент не будет виден снизу. После сборки тента с каркасом, не надо спешить устанавливать этот элемент на рубку, иначе внутренняя сторона будет недоступна при окраске.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

В завершении осталось расположить различные грузы и амуницию – каски, бочки с топливом, винтовки М16, пулемёт М60, гранатомёт). Задний пулемёт Браунинг имеет слишком толстый щит, его надо заменить на другой из тонкой пластины. Просверлил стволы пулемёта и гранатомёта – это значительно улучшает внешний вид. Антенны изготовлены из кусочков литниковой рамки, растянутыми над свечой. По окончании сборочных работ установил модель на подставку.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Наступило время окраски и это дело мне нравится больше всего. Первым делом, с помощью аэрографа, нанёс на все поверхности грунт Mr.Surfacer 1000 фирмы Gunze. Для окраски я использую краски этой же фирмы. В качестве базового цвета нанесён Olive Drab. Окрасил им всю модель и, после высыхания, осветлил отдельные места смесью базового и белого цветов. Далее последовала окраска отдельных деталей внутри рубки. Потом окрасил тент смесями разных цветов, но пропорции я уже не могу вспомнить. Было желание имитировать цвет и фактуру брезентовой ткани и, возможно, это удалось. Всё делал методом, как говорится, «на глазок» и до момента, когда результат мне начинал нравится. В то время, пока высыхал корпус и крыша, окрасил отдельные детали оборудования и груза катера. Корпус ниже ватерлинии получил чёрную окраску, хотя, на фотографиях видно, что некоторые экземпляры имели зелёную или красную подводную часть, но это уже дело вкуса моделиста.

Долго примерялся, какой бы способ нанесения смывки применить. Решил, что не буду делать традиционным методом, который заключается в предварительном покрытии поверхностей модели глянцевым лаком. Вместо этого делал смывку на матовых поверхностях. Хотел получить эффект довольно грязного объекта и, поэтому, приготовил смывку из растворителя и смеси масляных красок двух цветов, чёрного и умбры. Эта смесь наносилась в больших количествах на всю модель и, в частности, на борта. После нанесения стирал ватными палочками в направлении сверху вниз. Процесс повторяется до достижения желаемого эффекта. В связи с тем, что смывка наносилась на матовую поверхность, мне удалось получить интересные изменения основного цвета.

Следующим этапом было нанесение царапин и других повреждений на поверхности отбойника, окружающего корпус. В действительности этот элемент был изготовлен из алюминия и предназначался для уменьшения ущерба, причиняемого ошибками экипажа и при контактах с другими плавсредствами. На фотографиях хорошо заметно, что сколы и царапины могли быть довольно большими, поэтому я не беспокоился о возможном преувеличении. Дефекты красочного покрытия имитировал с помощью поролоновой губки, слегка пропитанной серебряной краской Humbrol. Аккуратно «потоптал» места, наиболее подверженные повреждению. Использование губки даёт лучший эффект, нежели работа кистью, потому, что следы получаются нерегулярные и, следовательно, более реалистичные. Такая же процедура была проделана и на передней стрелковой установке, ведь и на ней, бывало, сильно повреждалась краска, как видно по фотографиям. Также, добавил царапин на деталях рубки и на листах защитного ограждения кормового стрелка, изготовленных из стали. Здесь использовал тонкую кисть и чёрную краску.

После этого, взялся за установку палубы. Все ранее окрашенные элементы оснащения судна были вклеены на свои места. От себя добавил несколько найденных в Интернете и распечатанных на принтере плакатов и картонных коробок из-под пива и сигарет. Приложил и журналы того времени. Это всё можно без проблем изготовить, требуется только иметь хороший лазерный принтер. К корпусу прикрепил, в качестве отбойников, несколько «покрышек» и брусков круглого сечения, изготовленных из дерева. Эти отбойники можно устанавливать на своё усмотрение. В самом конце приклеил над рубкой каркасом с тентом.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Последним этапом было припыливание всего катера в сборе. Для этого использовал пигменты чешской фирмы СМК светло-землистого и песочного оттенков. Нанёс их на модель довольно обильно и закрепил на поверхности спиртом. По окончании установил флаг и посчитал модель законченной.

Я не использовал прилагающиеся в наборе фигурки потому, что они недостаточно проработаны и неважно изготовлены. Кроме того, не исключаю возможность перенесения моего PBR с подставки на диораму и вот тогда я уже использую фигурки, но от других производителей.

После завершения процесса постройки, могу сказать, что этот набор очень приятен в сборке. Недостатком является заметное упрощение модели и, как следствие, небольшое количество деталей. Фототравление Eduard не компенсирует это ни в коей мере и не добавляет ничего существенного в сборку и, на мой взгляд, не имеет смысла приобретать этот набор. Модель будет гораздо лучше выглядеть, если изготовить различные дополнения своими руками. Я уже планирую приобрести ещё один катер PBR и сделать его в пятнистом камуфляже, ведь были и такие варианты. Но это пока в неопределённом будущем. А сейчас, я надеюсь, моя модель доставила вам удовольствие.

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER

Рафаль Хандрек.
Вроцлав, Польша.

» Информация о статье
Berkut916 в 19.08.2011 - 18:13
Интересная работа и статья. Даже не знал что у Тамии есть катера в 35-м. Он наверное больше не выпускается? Знает кто, есть еще что то подобное в 35-ом?
Дениска_Сергеевич в 19.08.2011 - 18:32
Он наверное больше не выпускается?
выпускается и продается много и часто (стоит около 1,5 к). НА него можно купить дополнения от Эдика, Верлиндена (если повезет найти) и кучу всякой дряни, типа пулеметов (их выпускается огромное количество).
Если делать диораму, о у верлиндена можно много чего полезного докупить (не к катеру, а к диораме)

Добавлено спустя 4 минуты 22 секунды:

http://www.verlindenonline.com/store/product_info.php?products_id=2056
http://www.verlindenonline.com/store/product_info.php?products_id=1250
http://www.verlindenonline.com/store/product_info.php?products_id=1912
http://www.verlindenonline.com/store/product_info.php?products_id=1972
http://www.verlindenonline.com/store/product_info.php?products_id=1254

Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:

Даже не знал что у Тамии есть катера в 35-м.
А у драгона? Про драгоновский-то катер Вы знаете? Тоже интересная моделька
http://www.diorama.ru/workshop/features/51/
Nazar в 19.08.2011 - 20:02
Тема: Tamiya 1/35 PBR - MEKONG RIDER
Здорово, из придиризмов, блоки мальборо маленько переразмерены, сейчас специально приладил к своей каске блок ( правда Лаки Страйка ), он гораздо меньше.
Lean в 20.08.2011 - 06:04
как живой! супер!

omega а что за фильм?
Berkut916 в 20.08.2011 - 09:03
Дениска_Сергеевич
Спасибо за ссылки, очень интересные экземпляры.
Anonymous в 20.08.2011 - 10:36
Симпатичный катерок получился, очень динамичный!
Мне больше всего понравились бутылки :mrgreen:
GFO в 20.08.2011 - 11:47

omega а что за фильм?Я не Омега но классиков знать надо. Apocalipse now.
Кстати у аффтара с обдирингом самого корпуса непорядок. Кузов у пиббера стеклопластиковый так почему фальшборт протерт до металла? И если уж заниматся обдирингом то краска (исходя из опыта общения с моторками) обдирается по граням и прочим костям корпуса особенно на носу где корпус трется по речному песку. Да характерную "ватерлинию" образованную водорослями и неравномерным выцветанием краски на воздухе и в воде неплохо было бы изобразить. А в остальном достойно.
Вячеслав_Демченко в 20.08.2011 - 12:24
Кузов у пиббера стеклопластиковый так почему фальшборт протерт до металла? Лёня, автор в статье писал, что "В действительности этот элемент был изготовлен из алюминия"... Как на самом деле, я лично не знаю. Перевёл как было.
Кстати, именно "кузов" или таки "корпус"? :wink:
Дениска_Сергеевич в 20.08.2011 - 13:23
Корпус - стеклопластик, а вот планширь - алюминий! Так что автор все прально сделал. Мне в модели не понравился в общем-то один момент: дырчатые кожухи на стволах пулеметов (дорабатывается этот момент легко) + какой-то воздухозаборник на стенке рубки (толщина стенок уж больно огромная).
GFO в 20.08.2011 - 15:05
Лёня, автор в статье писал, что "В действительности этот элемент был изготовлен из алюминия"... Как на самом деле, я лично не знаю. Перевёл как было.
Кстати, именно "кузов" или таки "корпус"? Ладно, значит я чегото в статье пропустил. Наверно правильно всетаки корпус, хотя кто этих мореманов разберет у них все вещи не по человечески обзываются...

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy