Приветствую уважаемых коллег. С моделями Hawker Tempest различных масштабов у меня взаимоотношения особые. В детстве, когда я не помышлял всерьез заняться моделизмом, у меня было два или три "Темпеста" в пакетиках, то ли от "Ново", то ли от "Фрога" - если честно, то уже и не упомнить, кому принадлежала честь их производства. Причем я четко знал, что именно вот этот самолет с огромной бородой радиатора под носом называется "Темпест", даром что в истории авиации я тогда тоже разбирался чуть более, чем никак. Ну а много лет спустя, по возвращении в мир пластика, красок, смолы и травленки сменился и масштаб строящихся моделей. А в 48-м конкурентов у модели пана Эдуарда попросту нет.
По моему мнению, Hawker Tempest Mk.V - квинтэссенция инженерной мысли британских авиастроителей на период окончания Второй мировой войны. Результат развития сначала "Харрикейна", потом и "Тайфуна" стал одним из лучших истребителей данного периода. Ничего лишнего, все только самое необходимое - вследствие этого машина выглядит скучновато, но от этого не менее грозно. Как говорится, a pure British thoroughbred. Да и с моей точки зрения - это один из немногих самолетов, который попросту красиво выглядит как в воздухе, так и на земле.
Написано про данную модель много. Недостатки разложены по полочкам и разобраны по косточкам. Их много, они разные, некоторые укладываются в миллиметровые погрешности (да простят меня поклонники досконального вкладывания моделей в чертежи, i'm not a rivet counter), некоторые критичны. Например, тот факт, что фюзеляж модели короче в средней части на 4 масштабных дюйма, говоря языком западных моделистов, игнорировать при постройке никак нельзя. Добавим к этому пустые ниши шасси, толстый киль, непомерно распухшие кромки крыла и стабилизаторов, весьма схематично отображенный руль направления, практическое отсутствие внутренней деталировки кокпита, неверный радиатор - впечатляет, правда?
Тем не менее, bollocks to it, подумал я, I'm building it. К счастью, корректирующий набор смолы производства фирмы Jaguar пытается бороться со многими из перечисленных недостатков, поэтому приобретение его строго желательно для тех, кто попробует свои силы в борьбе с данным набором. Мне достался старый набор выпуска, если не изменяет память, 1997 года. Как назло, после приобретения всего афтермаркета (а именно пресловутого набора Jaguar, травленияEduard и вакуумформованного фонаря Squadron) фирма-производитель надумала устроить перевыпуск "Темпеста" в варианте Profipack с дополнениями в виде смоляного кокпита и листа фототравления. Тем не менее рискну дать совет: даже приобретя новый reissue-набор, озаботьтесь приобретением смолы Jaguar. Будь я британцем, сказал бы: "It's an absolute belter, that". Деталировка у американцев на порядок лучше, чем родная эдуардовская смола. Добавим к этому правильный радиатор для ранней и поздней версий самолета, отличные выхлопные патрубки, колеса, отдельный руль направления. Итак, будучи полон радужных надежд, я приступил к постройке.
В дальнейшем я попытаюсь обойтись в описании постройки без крепких англосаксонских выражений, начинающихся на буквы F, T и C. Их русские аналоги я использовал не раз и не два, но, поскольку самолет у нас британский, то и ругаться следует соответственно. Заранее прошу прощения за отсутствие фото в процессе строительства. Постараюсь в красках нарисовать всю картину, так сказать, verbatim. Итак, начал я с того, что распилил половинки фюзеляжа пополам сразу за линией зализа крыла, стремясь вживить ягуаровскую смоляную корректирующую вставку. Напомню, фюзеляж у нас короче примерно на 4,5 мм. Blimey - смола вживаться отказалась категорически. Учитывая количество цианоакрилата, залитого в стыки для фиксации фюзеляжной вставки, процесс выковыривания оной и зачистки внутренних поверхностей деталей от суперклея занял около часа. В дальнейшем было решено заменить кривую (буквально) смоляную деталь на листовой пластик.
В процессе сборки кокпита все родные детали отправились в мусорную корзину, я не использовал ни одной - как говорят британцы, bugger all. Стыковка смоляных деталей особых проблем не вызвала, ключ к победе здесь - сухая сборка, сухая сборка и еще раз сухая сборка. Разве что пришлось чуть выбрать толщину деталей пола кабины, чтобы они не подрались за свободное место с нишами шасси. Смоляной кокпит все же чуть глубже родного. В итоге у меня сложились две половинки самолета - передняя и задняя. Без крыла - о нем история отдельная. У задней половинки фюзеляжа (необычно звучит, правда?) я снял толщину киля в первой трети хорды примерно на миллиметр в общей сложности.
Дабы еще более усложнить себе задачу, я решил сделать выпущенными закрылки. Изначально проблем здесь ничего не предвещало - я вырезал родную имитацию, уменьшил толщину кромок половин крыла и поставил травленые детали. Проблемы начались в момент установки сборки крыла на место. Да, забыл сказать, что предварительно я добавил в ниши шасси проводку и силовой набор в стратегически важных местах ниш. Крыло в итоге пришлось ставить в переднюю половину фюзеляжа. Предварительно я установил нижнюю его половину, намереваясь подогнать толщину верхних половинок по месту. В процессе выравнивания корректного угла поперечного V крыла раздался противный хруст - это сдали по клею травленые внутренности ниш закрылков. Bloody hell! Вдобавок детали еще и погнулись, что обеспечило мне пару веселых часов, проведенных в попытках привести их в порядок. В довершение всего я уронил переднюю половину "Темпеста" на пол, и хрупкий пластик попросту выкрошился в паре мест. Пришлось заделывать брак.
К задней половине самолета я пристыковал новый смоляной руль направления (на него я добавил имитацию привода триммера) и стабилизаторы. Стыковка новой пластиковой вставки и половин самолета прошла на удивление ровно. Пара вечеров ушла на заделку и выравнивание стыка. Слой цианоакрилата и пара слоев тамиевскогогрунта из баллона решили проблему. В этот момент "Темпест" решил преподнести мне еще один неприятный сюрприз: отклеился один из патрубков двигателя, заботливо вклееный ранее изнутри фюзеляжа. Пришлось вырезать квадратное отверстие в носу самолета с торца и при помощи пинцета и нецензурной брани вклеивать патрубок обратно. Отверстие в итоге закрыл кок винта. После сборки планера я установил имитацию БАНО и посадочной фары из прозрачного литника. Пришла пора окраски.
Предварительно я загрунтовал модель двумя слоями грунта Tamiya белого цвета. Затем нанес прешейдинг - снизу синим, сверху черным цветами. Основными цветами выбрал тоже Тамию - XF-81, XF-82, XF-83 для британской авиации. В процессе я решил имитировать эффект выгорания ЛКП. Чтобы не "навыгорать" лишнего, я не стал использовать светлый фильтр. Вместо этого каждый цвет был обработан отдельно: сначала красил чуть осветленным основным цветом, затем при помощи солевой техники задувал уже обычным основным. Рисунок камуфляжа наносил от руки, без масок. В довершение окраски нанес противоскользящие черные и желтые опознавательные полосы на крыло.
Вариант окраски я выбирал долго. Хотелось сделать машину, успевшую повоевать в последние месяцы войны. Я рассматривал изначально два варианта - самолет Э.Д. Макки с персональным номером EDM и "Большой Шарль" Пьера Клостерманна. В итоге от обоих вариантов пришлось отказаться, так как повоевать ни одному из них не удалось. Я выбрал "Темпест" JF-E с серийным номером NV994 - первую из четырех машин Пьера Клостерманна с одинаковой маркировкой JF-E. На ней Клостерманн сбил в одном бою два немецких истребителя FW-190D. Для нанесения серийного номера пришлось распотрошить декальAeromaster, которую я заботливо отложил для постройки в дальнейшем предшественника "Темпеста" - истребителя Typhoon. Ну да ничего, куплю новую.
В дальнейшем я собрал вместе детали травленых закрылков и стоек шасси, затем установил их на место. Дальше пошла очередь мелочевки - антенн, выдвижной ступеньки, створок хвостового колеса шасси, ПТБ. Фонарь Squadron на место вставать отказался категорически, что вызвало массу негативных эмоций. Оказалось, что он попросту шире, чем нужно. Расшивку выделил уже традиционным способом - при помощи смывок MiG. Тонирована модель пигментами Tamiya. Следы выхлопа нанес от руки аэрографом.
Результат работы в целом порадовал, особенно учитывая исходный материал в коробке. Разумеется, модель вышла не без недостатков - но идеальных моделей не бывает. В очередной раз "спасибо" хочу сказать Вячеславу Демченко за работу с фото. Ну и традиционно - отзывы и конструктивная критика приветствуются.
omega
Не-не-не, Олег, это не NV944, это NV784. Клостерманн совершал вылеты на нескольких машинах с кодировкой JF-E, так вот я выбрал "боевой" JF-E. На том фото, что ты привел, представлен "Большой Шарль" NV784, который повоевать не успел. В пользу того, что это Le Grand Charles, говорят отметки побед. Мой вариант - вот этот:
это NV784
URL картинки: http://www.asisbiz.com/il2/Tempest/MkV-RAF-3Sqn-JF-E-NV994-Clostermann/images/5-Pilot -leading-French-ace-Pierre-Clostermann-03.jpg
В пользу того, что это Le Grand Charles, говорят отметки побед. Мой вариант - вот этот:
Миша, если их нет на фото на левом борту - это не значит, что их нет на правом :wink:
omega
Там не только дело в отметках побед. До конца войны у Клостерманна никаких особых отличительных признаков не было: только обозначения в рамках стандартов RAF и черный кок винта, характерный для 2-й TAF. После окончания боевых действий появились и иконостас, и "lorraine cross" на кожухе радиатора, и герб эскадрильи на киле, и надпись Le Grand Charles на дверце - и в особенности красный кок винта. Больше того, это уже был "Темпест" NV784. Попробую еще раз найти тот форум, где обсуждались машины Клостерманна, и откуда я брал эту информацию.
omega
Если честно, с этими JF-E путаница та еще. Я честно попытался разобраться. :)
Razumov
Действительно. Надо покопать. Но в любом случае это, вероятнее всего, не NV994.
Может, вот это внесет ясность:
http://www.pierre-clostermann.com/avions.html
omega
Эти ссылки тоже попадались, когда искал информацию по машинам Клостерманна. Вообще, конечно, интересно - откуда взялась у зарубежных коллег инфа о том, что самолетов с маркировкой JF-E было именно четыре? Достоверно ведь известно только о NV994 и NV724.
ого блин! а я то раздумываю, как решиться потратить 2200 на этот с позволения сказать конплект слегка обуревшего производителя(((((
а тут еще и работы непочатый!! да уж((
за его цену он становиться совсем не интересен... если кто купил и передумал, рассмотрю вариант покупки подешевле рыночной)) или может кто уже сделал и недоволен, готов купить запоротую модель для переработки))
Спасибо! :)
omega
Не-не-не, Олег, это не NV944, это NV784. Клостерманн совершал вылеты на нескольких машинах с кодировкой JF-E, так вот я выбрал "боевой" JF-E. На том фото, что ты привел, представлен "Большой Шарль" NV784, который повоевать не успел. В пользу того, что это Le Grand Charles, говорят отметки побед. Мой вариант - вот этот: