Я не очень люблю писать длинные статьи, почти никогда не делаю этого. Но в этот раз меня хватило на более-менее внушительный по размеру текст. Все-таки модель для меня неординарная и не рядовая, по многим причинам.
О прототипе говорить не нужно, о нем сказано и написано много и везде. Самолет популярный, известный, эстетически очень красивый, и эффективный в применении. Посему, сразу о модели. Если брать конкретный рассматриваемый прототип, то это самолет с бортовым номером 16377 из VFA-192 Golden Dragons. Нашлось две фотографии прототипа, правда не очень качественные.
Модельный рынок не обделен Хорнетами. Практически каждая крупная фирма в мире выпускает, или выпускала ту или иную модификацию этого самолета в 72-м масштабе. Самые доступные из них – Hasegawa, Italeri, Fujimi. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Модель корейской фирмы Academy – последняя, появившаяся на рынке, со всеми вытаекающими последствиями – она в разы превосходит по уровню проработки все ранее выпущенные. К недостаткам я бы отнес только небольшую шероховатость поверхности, но это в принципе нетрудно исправить шкуркой. А вот деталировка и расшивка – тут все на пятерку. Правда, не обошлось без небольших утяжин на створках шасси – тут понадобилась шпаклевка.
Еще только планируя постройку, я сразу захотел сделать эту модель с открытым обтекателем РЛС и отсеками электроники. Вследствии чего, были смоляные приобретены наборы чешской фирмы Aires, причем не только вышеуказанные, но и основные – кабина, ниши шасси и сопла двигателей. Кроме того, в наличии была травленкаEduard (тоже для Хасегавы), и декаль американской фирмы Aeromaster. Вся смола, кроме сопел, была «заточена» под Хорнет фирмы Hasegawa, что повлекло за собой ряд неприятных моментов. Почти всё пришлось подгонять по месту, особенно основные ниши. Самым сложным местом оказалась носовая часть фюзеляжа, где нужно было установить и кабину, и носовую нишу, и отсеки БРЭО. Выход был один – стачивать изнанку каждой детали практически до нулевой толщины. Только в этом случае половинки фюзеляжа стыковались без щелей. Кроме того, боковые отсеки пришлось еще и шпаклевать по контуру, поскольку у японской модели они имеют иной размер. Закрылки отпилил, разделил на две части каждый (у Хорнета они двухщелевые), и приклеил в отклоненном положении. После всех этих шкурильно-шпаклевальных работ, планер был благополучно собран, где нужно отшкурен, в некоторых местах восстановлена расшивка. Больное место практически всех моделей реактивных самолетов – это отсутствие каналов воздухозаборников. Каждый решает эту проблему по-разному – кто-то делает каналы из трубок, кто-то покупает смоляные наборы, кто-то закрывает входные отверстия заглушками. Смоляной набор, выпущенный недавно НеОмегой для академовской модели, увы, появился гораздо позже начала работы. К тому же, мой Хорнет явно должен находиться на стоянке, и я решил пойти по простому пути – сделать тряпичные чехлы-заглушки для воздухозаборников. Правда, сделаю я их позже, пока не придумал технологию изготовления. Тем более что с этой моделью у меня запланирована мини-композиция на подставке.
Когда планер был собран, я загрунтовал его грунтовкойMr.Surfacer фирмы Gunze. Грунтовка эта очень хорошая, шкурится и полируется отлично. Решил немного поэксперементировать с окраской, и покрасить самолет не обычной нитрой, а специальными модельными красками, благо под рукой оказались нужные цвета Mr.Color. Из модельной химии, пожалуй, это наилучший вариант. Краски по свойствам напоминают нитроэмаль, но по укрывистости и адгезии гораздо лучше. Окрасив модель в два серых – верх и низ, я нанес с помощью масок черные элементы – гаргрот и кили. Желтые полосы я сначала хотел накрасить, но потом решил прибегнуть к декали Aeromaster – для этого варианта там были все желтые элементы. К слову, декаль оказалась весьма неплохого качества. На первый взгляд, не очень эластичная, но после обработки жидкостью Microsol, вполне себе ничего. Затем настал через делать смывку – ее я делаю до нанесения всех мелких декалей, тем самым избегая попадания краски под подложку. Смыку делал двумя специальными составами от фирмы Mig Productions – нейтральная и темная. К слову, темную использовал только в местах особого загрязнения – нижняя часть фюзеляжа в районе двигателей, а также линии, отделяющие рулевые поверхности. Все остальное – нейтральной. После смывки перевел все остальные декали, основные обозначения взял из Aeromaster, технические надписи же – из родной, «изкоробочной». Мне они показались четче и насыщеннее. Также использовал для обозначения всяческих потёков сухие пигменты фирмы Tamiya. Их наносил зубочисткой с намотанной на нее ватой. В заключении задул планер матовым лаком Mr.Color, добавив немного глянцевого лака той же фирмы.
Всю мелочевку я обычно делаю и крашу после полной сборки планера. Поэтому, отложив его в коробочку, я взялся за остальное. Доработал стойки шасси – сделал из тонкой проволоки проводку, на носовую стойку добавил фару от Эльф, немного изменив ее форму. Также пришлось немного подточить штифты, иначе стойки не смоги бы нормально встать в обозначенные отверстия в смоляных нишах. Отсеки электроники расписал тонкой кистьюакрилом от Vallejo, им же окрасил боковые панели кабины пилота. Установил на место тарелку радара, сделав на ней надпись с помощью травленого трафарета, который давался в смоляном наборе. Кстати, надо сказать, очень удачное решение. Колеса решил поставить пластиковые, попутно убрав с них следы толкателей. Покрышку красил кистью, опять же валлеховским акрилом. Из вооружения решил ничего не подвешивать – на самолете с открытыми отсеками такая картина смотрелась бы не очень правильно. Установил только топливные баки, и прицельную систему FLIR на правом борту фюзеляжа. Изюминкой стала подвеска ленточек Remove Before Flight, их в виде цветного фототравления выпускает Eduard.
Собрав все мелкие детали в кучу, я неспешно установил их на самолет. Теперь модель готова. Может быть, при таком количестве всего открытого, реактивный истребитель и теряет всю свою красоту и стремительность, но пару моделей в таком ключе на полке иметь надо. Для разнообразия, так сказать.
Спасибо за внимание.
Отличная модель!
Несколько раз перечитал и пересмотрел, очень понравилось! В результате заказал себе коробочку с таким набором. :mrgreen:
Начну делать, буду на Ваш Хорнет подсматривать.
coda69
Спасибо за лестную оценку моего труда.
На самом деле, пластик и вправду хорош. В геометрию я сильно не вдавался, хотя говорят, что у него нос неправильный по углу наклона. Но носовая часть - вообще больное место у всех моделей "Хорнетов". Вроде на собранной модели, тем более с открытым обтекателем РЛС, это и не заметно. А по собираемости модель очень хороша, несмотря на большое количество деталей. Ну и расшивочку чуть углубить повсеместно.
Александр, отличный Хорнет получился, окраска как всегда на высоте - очень достойная модель! А вот ступенька на месте стыка лепестков сопел с фюзеляжем несколько портит вид, также полоски на посадочном гаке немного не ровные получились.
Usatiymen
Спасибо. да, ступенька там увы, имеется. Но вживую она не такая заметная, как на макро-фото. Но все равно не следовало мне этого допускать. А я поторопился, и не примерял сопла до покраски :(
Usatiymen
Спасибо. да, ступенька там увы, имеется. Но вживую она не такая заметная, как на макро-фото. Но все равно не следовало мне этого допускать. А я поторопился, и не примерял сопла до покраски :(
Бывает, у самого на последней работе (статья должна выйти завтра) ляп из этой же серии, только с гребными винтами корабля получился. А видно это только на макро, на общих планах не заметно совсем. :smile:
Да ступенька вообще постоянно образуется когда смолу ставишь, без разницы какой набор и какой маштаб. :grin: Вечная проблема.
Модель хорошая вышла. :wink:
Да-да, я его давно хотел залить черной краской. На днях сделаю это. Спасибо за замечание.