Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель корабля, собранную в рамках GB: Флот II. Это Советский авианосец проекта 1143 "Кречет" - Тяжелый авианесущий крейсер "Киев", который являлся головным кораблем всей серии. Производитель - Trumpeter, масштаб - 1/700, каталожный номер – 05704.
Историческая справка
Опыт создания и эксплуатации первых отечественных противолодочных крейсеров пр.1123 потребовал разработки более совершенного корабля этого класса. Прежде всего, для обеспечения эффективного выполнения возложенных на ПКР задач требовалось увеличить численный состав корабельной авиагруппы, усилить вооружение, улучшить мореходные качества корабля и условия размещения личного состава.
Техпроект 1143 был разработан в крайне сжатые сроки и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 г. Основные элементы корабля и мероприятия по обеспечению его строительства утвердили в феврале 1971 г. Новый ПКР со смещённой по-авианосному к правому борту надстройкой, полётной палубой с консольным свесом смотрелся весьма эффектно и выгодно отличался от кораблей предыдущей серии.
На головном корабле пр.1143 предусматривалась возможность базирования 22 летательных аппаратов, в двух вариантах комплектации – самолётном или вертолётном. Все они хранились в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), связанном с полётной палубой двумя самолетоподъёмниками (лифтами), расположенными слева и в корму от надстройки. Первый из них служил для спуска ЛАК в ангар, а второй – для подъёма. Проектная вместимость ангара составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 г. «Киева» министром обороны маршалом А.А.Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолеты «валетом», вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК.
Первоначально планировалось по пр.1143 построить два корабля – «Киев» и «Минск». Строительство началось в 1967 на Черноморском судостроительном заводе №198 в Николаеве. Головной корпус заложен 21 июля 1970, спущен на воду 26 декабря 1972 и введён в строй 28 декабря 1975. Второй корпус заложили сразу после спуска на воду первого и ввели в строй 27 сентября 1978. Главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков рассчитывал приступить к постройке настоящих авианосцев, и третий советский авианесущий крейсер виделся ему совсем иным. Но с назначением в 1976 на пост министра обороны Д.Ф.Устинова, известного сторонника самолётов вертикального взлёта и посадки, основные усилия по-прежнему было решено направить на дальнейшее совершенствование кораблей-носителей СВВП.
Головной корпус пр.1143 вошёл в состав Северного флота, а второй и третий – в состав Тихоокеанского. В июне 1977 г. все корабли этого проекта были официально переклассифицированы из ПКР в тяжёлые авианесущие (авианосные) крейсеры – ТАвКР. Они активно участвовали в боевой службе флота, принимали участие в учениях, отрабатывали боевые задачи, в т. ч. и по реальным целям «вероятных противников». Создание кораблей типа «Киев» ознаменовало абсолютно новый этап нашего военного кораблестроения: ВМФ СССР «почувствовал» корабельную авиацию, появился богатый технический и практический опыт эксплуатации палубной авиации, который можно считать бесценным.
В 1977—1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАвКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика. Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года на самолётах Як-38 с корабля было выполнено 355 полётов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошёл средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года.
После снятия с вооружения в 1992 году СВВП Як-38 все три ТАВКР пр.1143 фактически превратились в крупные противолодочные вертолётоносцы, так как новых самолётов палубного базирования ещё не было создано. А в связи с распадом СССР и экономическим кризисом в стране на дальнейшей службе этих кораблей был поставлен крест («Новороссийск» находился в составе сил постоянной готовности всего 7 лет).
В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, после — разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей, а на самом деле под увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он является частью тематического парка.
Сборка
Сборка корабля велась в рамках «GB: Флот II» и подробно освещена на страницах нашего форума, желающие могут посмотреть ТАВКР "Киев".
В рамках данной статьи позволю себе осветить лишь доработки и самые основные моменты работы.
При первом рассмотрении набор вызвал у меня только положительные эмоции: тонкое, подробное литье - дефектов практически я не заметил. На деле все оказалось намного хуже. Все детали пришлось шлифовать, убирая с них следы от стыка пресс-форм (на мелочевке это очень удобно делать), срезать облой, шпаклевать и шлифовать утяжины и следы толкателей на надстройке, площадках и деталях ходовых мостиков. Стыковка деталей мостиков между собой и, в особенности, к основной детали надстройки просто отвратительная. Все это пришлось устранять подклеиванием полосок из пластика 0,3 мм. Аналогично поступил в месте стыковки надстройки с носовой частью, отлитой зацело с полетной палубой. Работа не сложная, но нудная и не интересная.
Доработки
в корпусе вырезаны ниши в районах сходных трапов и в кормовой части корпуса. Переборки ниш изготовлены из пластика 0,5 мм, вклеены и окрашены до монтажа основной палубы;
на корме бор-машинкой выбрал углубление, которое предназначалось для упора вспомогательного судна при швартовке, приклеил усиливающие брусья из тонкой проволоки;
изготовлены из пластика 0,3 мм основания антенн связи на углу полетной палубы по левому борту, штатные были слишком толстые и неаккуратные;
из пластика 0,3 мм имитировал корпусные подкрепления – «кницы» на горизонтальном балконе по левому борту и на кормовых балконах (на них расположены зенитные автоматы АК-630). Штатные с кормового балкона срезал, т.к. толщина была не масштабная;
гребные валы заменил стальными трубками D=0,8 мм;
из пластика 0,3 мм имитировал подкрепления горизонтальных площадок на надстройке, а также изготовил некоторые площадки под радары в носовой части надстройки;
ПУ ракетного комплекса «Ураган – 1143». Из вертикальных трапов от набора травления GMM сделал ограждение, а из проволоки D=0.1 мм сделал магистрали на всех установках;
родная подставка отправлена в закрома родины. С днищем она совершенно не стыкуется. Взял детали от набора «Адмирал Кузнецов» от Звезды. Одну из них доработал, срезав верхнюю часть и установив новую площадку сопряжения с днищем корабля;
изготовлены новые приборы (назначение не знаю), размещающиеся на полукруглых выступах мостиков на надстройке;
гюйс-шток и штанга для ходовых огней над ходовым мостиком;
изготовлено заново основание РЛС «Фрегат». Китовое то ли слишком тонкое было, то ли в травленом основании антенной решетки слишком большое отверстие;
почти полностью сделаны заново антенные посты системы управления «Гром»: от китовых остались только цилиндрические основания и малые тарелки;
доработана антенна «Привод», сделаны площадки по бокам антенны, а также т.н. «рога» из трубочек;
изготовлены пожарные раструбы;
изготовлены ветроотбойные щиты в носовой части;
изготовлены из трубочек D=0.5 мм и щетины от кисти антенны связи на палубе и надстройке.
Кроме того часть деталей заменена на более масштабные от других наборов:
антенны систем управления огнем «Турель»;
арт-установки АК-726 (их пришлось немного доработать: изготовить основания и стволы);
бомбометные установки РБУ-6000 (эту и 2 выше перечисленные запчасти помог найти наш коллега DeLoro, за что ему огромное спасибо!);
зенитные автоматы АК-630 и салютные пушки К-20;
ПУ помех.
Окраска
Грунтовка корпуса - стравленная из баллона Tamiya серого цвета. После высыхания шлифовка ушными палочками и шлифовальными тканями. После этого сделал местами прешейдинг – в основном по краям самолето-подъемников, люков и бортовых закрытий.
Грунтовка надстройки, деталей вооружения и оставшейся мелочевки – Mr. Surfacer 1200, разведенный родным растворителем. Очень понравилась, ложится хорошо, шлифовки не требует.
Окраска выполнена следующими цветами:
Подводная часть корпуса – эмальHumbrol Brunswick Green (3);
Обтекатель ГАС – Alclad II Magnesium (ALC-111), положен на ALC-304/305 Gloss Black Base;
Подставки – эмаль Tamiya 2части X-7 Red+1часть XF-64 Red brown.
После завершения покраски – глянцевый акриловый лак Mr. Color (Н30), нанесение декалей, приварка их с помощь средств от Microscale Set и Sol. Поверх опять слой глянца, смывка, добавление подтеков ржавчины и других следов эксплуатации(совсем чуть-чуть).
По эмалям WEM двоякое впечатление. С одной стороны - хорошая укрывистость, цвета очень похожи на правду, адгезия мне очень понравилась - сколько маскировал скотчем, подрывы всего в паре место и то совсем малюсенькие, сохнет быстро. С другой стороны - забивает аэрограф на раз, если разведешь не жидко, разводишь очень жидко - расслаивается, тяжко было подбирать нужные пропорции. И еще при склеивании окрашенных деталей тоже не обошлось без сложностей - при попадании Тамиевского сверхтекучего клея на краску она идет гармошкой, скукоживается. С Тамией я таких проблем не наблюдал. Разводил Тамиевким Лакер Финнером, с Тиккурилой 1050 так и не подружились у меня эти краски, постоянно расслаивались и сворачивались.
Авиакрыло
Представлено 2-мя самолетами Як-38 из набора и 7-ью вертолетами Ка-27 из дополнительных наборов авиации от Trumpeter в масштабе - 1/700. Вертолеты раскрасил в соответствии с модификацией Ка-27ПС и Ка-27ПЛ. Самолеты и вертолеты раскрашивал эмалями Tamiya, Revell и Humbrol из запасов. Старался поточнее передать камуфляж, но на полную достоверность не претендую.
Самолеты немного доработал:
изготовил из бумаги, пропитанной супер-клеем, гребни на «спине» и брюхе фюзеляжа;
приклеил на спину трубочку D=0,3 мм имитировав ВЗ, идущий к килю;
штыри, имитирующие шасси срезал и приклеил травленые стойки шасси.
Вертолеты собраны почти «изкоробочно» - заменил только несущие винты на травленые.
Бортовые номера на самолетах и вертолетах из декалей набора авиации от Trumpeter, а звезды из запасников – декаль от Звезды к «Адмиралу Кузнецову». Комплектные звезды в декали к «Киеву» имеют желтую окантовку и я их не стал использовать. Звезды же из наборов дополнительной авиации от Trumpeter визуально более красивые, но великоваты в размере и решил тоже от них отказаться.
В завершение глянцевый лак – смывка – матовый лак и выделение глянцевым лаком остекления фонарей кабин.
Недостатки набора
Собрав корабль можно отметить и недостатки набора, с которыми можно смириться, а можно и попытаться исправить. Итак, мое видение проблемных мест:
на корпусе корабля ниши сходных трапов, ниши в кормовой части только намечены углублениями, для больше реалистичности требуется их прорезать и делать внутренние палубу и переборки (из-за небольших размеров подволок я делать не стал), что при большой толщине корпуса совсем не просто;
кормовая часть корабля требует доработки, т.к. там отсутствует даже намек на нишу левого борта и углубление для швартовки судна снабжения;
стыковка половинок корпуса между собой, полетной палубы с корпусом потребует применения значительного количества шпаклевки и терпения для устранения всех дефектов;
вооружение корабля, такое как: арт-установки АК-630, АК-726, РБУ-6000, салютные пушки К-20, ПУ помех – требует замены. Китовые немасштабно большие;
стыковка деталей ходовых мостиков между собой и с основной надстройкой посредственная. Для решения этой проблемы потребовалось по всем стыкам подклеивать полоски пластика, чтобы убирать щели;
гребные винты 1 и 4 (т.е. расположенные ближе к носу корабля по левому и правому борту) задевают за корпус. Требуется увеличить примерно на 1 мм длину подкосов поддерживающих линию вала кронштейнов. Но возможно придется что-то делать и с дейдвудами во избежание перекоса оси линии вала. Я это заметил только, когда приклеил гребные винты после окраски и исправлять уже не стал;
ПУ противокорабельного комплекса «Ураган» после монтажа перекрывают рельсы (необходимые, видимо, для перемещения боезапаса или крупных механизмов по верхней палубе) и тележка там не пройдет.
Можно еще много чего найти, но это уже не так существенно или не бросается в глаза.
Вот таким был нелегкий процесс рождения этого корабля. Теперь в моем модельном флоте 2 отечественных авианосца. В сборке каждого из них были приятные и не очень (а иногда и очень неприятные) моменты. Но очень уж мне нравится «Киев» своими обводами, поэтому не считаю потраченные труды напрасными. Приятного просмотра!
Отличная модель! Аккуратно собрана и покрашена. Видно, что делал с душой. :) Исправлено большинство недоделок производителя. А рядом с Кузнецовым так вообще здорово смотрится. Беритесь теперь за "Баку" (для компании). :) Бросается в глаза слишком глубокая "расшивка" на транце (створы порта для БУГАС). Отлично получилась авиагруппа. С нетерпением ждём от Вас новых моделей! :)
Karib
Евгений, большое спасибо за отзыв. Насчет задних ворот согласен, поленился переделывать расшивку (осталась от производителя). Сейчас вот глядя уже спокойным взглядом - да, надо было зашпаклевать и нарезать тоньше.
Кстати, именно Ваш "Минск" во-первых подтолкнул меня строить эту модель, а во-вторых был эталоном во время сборки. Не раз и не два просматривал фото Вашей модели и делал так сказать "по образцу". Так что в появлении моей модели огромная и Ваша заслуга также!
Usatiymen
Доброго дня!
Я начинающий. Поправляйте, если что.
Просмотрел рождение легенды. ТАКР "Киев" - модель давней моей мечты.
Потрясен увиденным. Процесс описан Вами здорово.
Сам я с морем не связан. Разве что я радист по образованию (а также по увлечению и по духу)
и брат моей супруги служил срочную на "Киеве", когда он еще новенький находился
на КЧФ в Севастополе (это 1975 г).
Заветную коробочку под названием ТАвКР "Киев" Trumpeter 1/700 уже купил.
Сейчас изучаю все, что связано с моделированием и инструкцию.
Многое уже понятно. Однако иногда спотыкаюсь об аббревиатуру, которую встречаю у Вас.
В связи с этим, хочу у вас спросить: дополнительно покупать леера, лестницы, перила
вы советуете на сайте North Star Model - не опасно ли? Сайт какой-то англоязычный импортный.
Где это все находится, в Китае? Или наши так выпендриваются? А по сберкарте "Маэстро" можно ли
оплатить? :neutral:
Как я понял масштаб фоторавления должен соответствовать масштабу модели?
С уважением, Юрий.
вы советуете на сайте North Star Model - не опасно ли? Сайт какой-то англоязычный импортный.
Конечно опасно,в лес заведут,разуют,разденут и голым на мороз пустят. :mrgreen:
А если серьёзно,то здесь на сайте есть коллеги Sulla и Thunderbolt,у них поинтересуйтесь.Они Вам всё объяснят. :wink:
Вот Вам ещё для общего ознакомления.
Как я понял масштаб фоторавления должен соответствовать масштабу модели?
Таки да.
Если модель в 700-том масштабе,то и травление должно быть в 700-том,хотя некоторые умельцы и 350-тый приспосабливают.Дело в опыте и желании.
Kefir
Коллега, приветствую Вас. Рад, что модель понравилась Вам. Вот что Вам понадобится из травления http://www.soga-miniatures.com/index.php?productID=25450&ukey=product&did=34
Из Нортстара понадобится докупить 2х нитиевые леера. Мне тех, которые в наборе не хватило.
Удачи Вам в работе. С вооружением Вам тяжко там придется.