Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима

Приветствую, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию свою очередную модель, сборка которой началась в рамках GB: Флот II. Итак, прародительница всех советских ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (далее – РПКСН) – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (далее – ПЛАРБ) 1-ого поколения, проект 658, по терминологии   НАТО «Hotel-I class», масштаб 1/350, производитель – отечественная компания Flagman.

Историческая справка

Опыт, накопленный в ходе проектирования и постройки первых отечественных атомных торпедных подводных лодок, а также дизель-электрических ракетоносцев проектов В-611 и 629, позволил в середине 1950-х годов приступить к созданию первого советского подводного атомохода, оснащённого баллистическими ракетами. Корабль предназначался для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.

Для сокращения сроков реализации программы, а также снижения технического риска при создании принципиально нового класса боевых кораблей, было решено разработать первую советскую ПЛАРБ на основе конструкционных решений, реализованных на торпедной атомной подводной лодке пр.627. Фактически, ракетоносец, получивший номер проекта 658, представлял собой лодку «Ленинский комсомол» с врезанным в корпус дополнительным ракетным отсеком.

Ограниченная ширина корпуса ПЛАРБ пр.658, перенятого от пр.627, а также солидные габариты отечественных баллистических ракет, громоздкие и сложные стартовые устройства (разрабатывавшиеся по нормам проектирования артиллерийских установок для тяжёлых надводных кораблей), допускали размещение ракетных шахт на лодке лишь в один ряд. Три ракеты расположили в ограждении рубки, которая в результате этого получила необычайно крупные, весьма далекие от оптимальных (с точки зрения гидродинамики) габариты.
По сравнению с торпедной лодкой пр.627 в конструкцию ракетного атомохода был внесён ряд существенных изменений. В частности, для управления на больших скоростях были применены малые горизонтальные кормовые рули. Лодка получила малошумную и более живучую электрогидравлическую систему управления рулями. Предусматривалось продувание главного балласта воздухом низкого давления. Внедрялась автономная система пожаротушения в реакторном отсеке. Из-за требований обеспечения высокой мореходности в надводном положении, во время предстартовой подготовки и пуска ракет, пришлось отказаться от «торпедообразной» формы носовой оконечности лодки и вернуться к традиционным штевневым обводам.

Уже в ходе серийной постройки часть лодок получила шумопоглощающее покрытие наружной обшивки, выполненное из специальной резины и затруднявшее слежение за кораблем ГАС противника, работающих в активном режиме (следует заметить, что подобные покрытия были внедрены на советском флоте впервые в мире). Впрочем, покрытие первого поколения оказалось не очень прочным, и к началу 1970-х годов почти все лодки пр.658 плавали «ободранными».

Лодки пр.658 оснащались ракетным комплексом Д-2 с тремя баллистическими ракетами Р-13 (индекс 4К50, западное обозначение SS-N-4 «Sark») с надводным стартом – первыми в мире специализированными БР, предназначенными для вооружения подводных лодок. Одноступенчатая ракета стартовой массой 13.7 т несла отделяемую ГЧ, снаряжённую мощным термоядерным зарядом. Дальность пуска составляла 650 км, круговое вероятное отклонение равнялось 4 км, что обеспечивало поражение лишь площадных целей (в первую очередь – крупных городов, находящихся на побережье противника, а также военно-морских баз). Двигатель ракеты работал на «тонке» – горючем ТГ-02 и окислителе АК-27И. Так как использованная пара компонентов топлива, самовоспламеняющаяся при соединении, являлась источником повышенной пожарной опасности, было решено хранить в шахте ракету, заправленную только окислителем. Горючее размещалось в специальных ёмкостях (отдельно для каждой из трёх ракет) вне прочного корпуса подводной лодки и подавалось на ракету в ходе предстартовой подготовки.

Боевые возможности лодок пр.658 существенно ограничивались характеристиками ракетного комплекса. От всплытия ПЛ до пуска третьей ракеты проходило приблизительно 12 минут, что делало корабль, находящийся в непосредственной близости от берегов противника (что было обусловлено малой дальностью полета БР), отличной целью для противолодочных самолётов США.

Строительство первых отечественных ракетных атомоходов было начато в Северодвинске, на заводе №402. Головная подводная лодка пр.658 – «К-19» – была заложена 17 октября 1958 г., Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, вступила в строй. Всего же было построено 8 единиц этого типа.
За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».

Вот список аварий и катастроф на К-19:

  • По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
  • при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло;
  • после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
  • В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
  • 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
  • 3 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате, приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения (Было мнение в руководстве ВМФ лодку не ремонтировать, но члены экипажа по собственной инициативе тщательно её дезактивировали, отмывая каждый квадратный сантиметр вручную в течение полугода, после чего ПЛ отбуксирована в Северодвинск в середине декабря. По решению Совета Министров от 30.01.1962 принята на "Севмашпредприятие" на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21. 15 октября 1963 года спущена на воду после ремонта и модернизации, 14 декабря вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных торпедных стрельб, неоднократно с оценкой "отлично").
  • 15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
  • 24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями).
  • 15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.

В 1979 году признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи. Названа КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.

Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима 
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

Сборка

Подробно о сборке модели можно посмотреть здесь . Из дополнений использованы только подставки и выдвижные устройства, выточенные на заказа Владимиром Дударевым. Огромное ему спасибо за детали – качество просто превосходное! Чтобы не повторяться, в статье освещу только доработки и окраску модели. Итак...

Доработки

  1. Сточил до масштабной толщины задние кромки основных кормовых горизонтальных рулей (КГР) и заднюю кромку самого корпуса лодки.
  2. Прорезал в кормовой части корпуса прорезь для ходового огня. Остекление имитировал Micro Kristal Klear. Также на лобовой части рубки имитировал ходовой огонь из прозрачного пластика.
  3. Прорезал ниши для носовых горизонтальных рулей (далее – НГР). Вклеил в переднюю часть ниш трубку D = 1.2 мм для последующего монтажа НГР.
  4. Переделал нишу якоря, углубив ее и несколько изменив профиль. Использовал для этого пластик S = 0.3 и 0.5 мм
  5. Изготовил из пластикового прутка сечением полукруг D = 3,2 мм водозаборники системы 4-ого контура (система охлаждения главного конденсатора). Обточил наружную форму шкуркой а изнутри выбрал бор-машинкой. Перегородки внутри ВЗ сделал из пластика S = 0,13 мм.
  6. Изготовил страховочные рельсы на палубе АПЛ из медной проволоки D=0,3 мм.
  7. Сточил до приемлемой толщины лопасти гребных винтов.
  8. Высверлил на палубе отверстия для аварийно-спасательных буев. Сами АСБ выточил из пластикового прутка. Красные сектора перевел на них из декали, в середине высверлил отверстие D=0.63 мм и вклеил белый прозрачный БАНО 1/72 производства Elf для имитации лампочки.
  9. Увеличена длина рубки АПЛ в соответствии со схемой проекта 658М. Не факт, что у пр. 658 рубка такой же длины (возможно короче), но другой графики не было и пришлось принять такой допуск. В серединe врезана вставка из пластика S = 0,5 мм (рекомендую S = 1 мм – удобнее вклеивать будет) размером 10х17 мм (LхH). В крыше рубки прорезаны отверстия под ВУ и ходовой мостик в соответствии с графикой. Сделана палуба ходового мостика. Так же изменено расположение бортовых ходовых огней (сами обтекатели этих огней взяты из набора БАНО для авиации от Elf в масштабе 1/48). По левому борту под крышками ракетных шах из прутка полукруглого сечения D = 2,5 мм (L = 3,2 мм) сделан обтекатель приводов открывания. Зашпаклевана дверь по правому борту и прорезаны 2 дополнительные двери по левому в соответствии с графикой.
  10. Изготовлены рейлинги на рубке из проволоки D=0,3 мм.
  11. Из медицинских иголок D=0,6 мм и проволоки D=0,2 мм изготовлены кнехты на палубе АПЛ. Добавлены по 1-ой паре в носу и на корме в соответствии с графикой и фото.
  12. Из скоб No.10 для степлера изготовлены киповые планки и смонтированы на палубе АПЛ.

 Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима 

Окраска

Модель загрунтована грунтовкой Mr. Surfaser 1200. Прешейдинг черным по линиям расшивки и шпигатам. Затем накрашена белая полоса Tamiya X-2 White и скотчем 0,4 мм замаскирована WL. Alclad II (Alc-115) Stainless steel положил поверх черной глянцевой базы на комингс площадки вокруг люков на палубе и замаскировал. Затем окрашена надводная часть борта и ограждение рубки осветленным Тamiya XF-53 Neutral Grey в качестве базового. После этого базовым, осветленным еще примерно на 30 % прошелся по верху рубки и бортов. Далее сухая кисть Tamiya X-2 White, XF-53 Neutral Grey и XF-63 German Grey по бортам и рубке. Маскировка окрашенных поверхностей и окраска подводной части корпуса Tamiya TS-33 Hull Red. И для создания неравномерности окраски и износа прошелся местами жидко разведенной XF-9 Hull Red. После настал черед палубы – сильно осветленный Tamiya X-1 Black.

После окраски модель покрыта слоем акрилового глянца Mr. Hobby Clear (Н-30). Переведены декали, обработаны спецжидкостями от Microscale Set и Sol. Далее повторный слой глянца, смывки MIG (нейтральная, белая, черная, коричневая, ржавчина) и финишный слой матового лака Mr. Color Flat Clear (C-182).

 Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима 

Сравнительная оценка прототипа

По сравнению с американским аналогом первый советский ракетный атомоход обладал более высокой скоростью подводного и надводного хода, увеличенной глубиной погружения, а также лучшей боевой живучестью, уступая американской ПЛАРБ по уровню скрытности, а также по характеристикам информационных средств. Весьма существенно проигрывал пр.658 и по такому важнейшему показателю, как отношение массы ракетного вооружения к тоннажу корабля. Если на «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну ракет «Поларис» А-1 приходилось не многим более 30 т водоизмещения, то на советской лодке эта величина возрастала почти до 130 т.

Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима 
Ну вот, вроде, и все, что хотелось бы рассказать. Модель не однозначна в восприятии. С одной стороны косяки в матчасти, сложность стыковки отдельных элементов. С другой – безальтернативность выбора. В любом случае, эта лодка – наша история, история становления атомного флота державы, которой уже нет. Флота, которого уже тоже практически нет, но есть память. Память о тех, кто «В МОРЕ», о тех – кто вернулся, о тех – кто там остался навсегда… Но они все равно будут живы, пока мы их помним…
В финальной части фотосета сделал совместные фото К-3 и К-19. Оба первенцы нашего атомного флота: многоцелевая лодка-охотник и прародитель современных РПКСН-ов.

 Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима 
В написании статьи пользовался материалами сайтов:
1. Атрина
2. Вики

 Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима 
Всем отличного настроения и приятного просмотра!
 Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима
Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима

» Информация о статье
Usatiymen в 30.07.2012 - 08:51
coda69
Спасибо!
Хорнет не совсем заморожен. Просто там сейчас самый трудный момент - работа с механизацией крыла. НЧК уже перешиты, расклепаны. Закрылки отпрофилированы. Теперь надо изготовить с нуля верхние пластины и переделать кронштейны крепления закрылков к крылу - пока не получается.

Воронин
Спасибо, рад что понравилось!
DenLo в 30.07.2012 - 11:36
Классно, что я могу сказать!
Usatiymen в 30.07.2012 - 12:03
DenLo
Привет, Ден! Спасибо!
Ares в 30.07.2012 - 15:44
Тема: Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима
Мне тоже понравилась лодка. И получилась лучше К-3, может и за счет более светлого корпуса на котором видны эффекты, ну и подставки существенно лучше.
От меня +
Ares в 30.07.2012 - 15:47
Тема: Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима
Что дальше планируете.
Usatiymen в 30.07.2012 - 16:00
Если из лодок, потихоньку начал "Трешер" Микромировский собирать.
YuraVS в 30.07.2012 - 16:04
Тема: Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима
Очень приятная модель и интересная статья! С удовольствием почитал и посмотрел фотографии. Спасибо!
Usatiymen в 30.07.2012 - 18:13
YuraVS
Спасибо, Юрий, рад что понравилось!
Anonymous в 13.07.2017 - 07:13
Тема: Flagman 1/350 АПЛ К-19 проекта 658 - Русская Хиросима
Очень красивая и реалистичная модель!
Достойная работа!
Usatiymen в 13.07.2017 - 12:11
Kostya-zkv
Спасибо.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy