Теперь уже ни для кого не секрет, что российская компания ООО «Звезда» выпустила в свет очередную новинку – немецкий самолёт-истребитель Messerschmitt Bf 109F-4 в масштабе 1/48. Как и в предыдущей версии - Bf 109F-2, практически все детали модели были спроектированы с учётом сохранившейся заводской документации. Это позволяет надеяться, что высокая планка, заданная компанией в своих предыдущих наборах: советском истребителе Ла-5, вертолете Ми-24, предыдущей версии «Мессершмитта» - осталась на том же уровне. Конечно, прежде всего это модель, и как и любая другая модель она не лишена недостаков, как обусловленных технологическими причинами, так и недосмотром консультантов, коими мы и являлись. Тем обиднее будет об этом говорить, но говорить надо. Но обо всём по порядку...
КОРОБКА
Коробка модели на этот раз отличается от той, в которую была упакована двойка и по стилю схожа с оными для Пе-8, Ми-24 и другими новыми продуктами Звезды.
На верхней крышке изображен самолет Макса-Хельмута Остермана, по которому провел атаку ЛаГГ-3. На нижней крышке напечатаны фотографии модели в сборе: сам самолет, оснащенный подвесными гондолами пушек MG-151/20 и сбрасываемым баком на 300 литров, а рядом с ним ассортимент подвесного вооружения, предлагаемый в наборе – бомба калибром 250 кг, четыре полусотенные бомбы и их пилоны с механизмом подвески.
Забегая вперед следует отметить, что в отличии от своих предшественников, Фридрихи не несли одновременно подвесного вооружения и подвесного бака (в отличие от более поздних Густавов), впрочем, теоретически такая возможность существовала.
Коробка выполнена из плотного лакированногокартона и сделана таким образом, что детали модели не пострадают ни при перевозке, ни при случайном или намеренном повреждении коробки.
ИНСТРУКЦИЯ
Инструкция также не претерпела изменений, вполне себе информативная и нареканий по сборке модели не вызывает. Как мы уже заметили выше, моделисту, среди прочих, предлагается и вариант одновременной подвески топливного бака и пары подкрыльевых пушечных гондол. Такая комбинация была скорее присуща Bf109G с его более мощным двигателем. Более правильным со всех точек зрения будет либо установка пушек, либо ПТБ. О данной недоработке мы сообщили в КБ и следующие тиражи модели будут оснащаться инструкцией, в которой покупателю будет предложен выбор одного из указанных вариантов.
ДЕКАЛЬ
Как и инструкция, декаль в целом не отличается от декали на предшественника и несет в этот раз два варианта. Оба принадлежат одному и тому же пилоту Люфтваффе – обер-лейтенанту Максу-Хельмуту Остерману, командиру 8./JG54. Этот пилот за время войны сбил 102 самолета противника, был сбит 9 августа 1942 года и погиб. Первый соответствует самолету Bf 109F-4 W.Nr.13114, на котором он летал после 10 мая 1942 года. Второй самолёт - W.Nr.13088, но в комбинированном зимнем камуфляже, используемым М.-Х.Остерманом до этой даты.
ПЛАСТИК
Как и в прошлый раз, литники изготовлены из полистирола cерого цвета, не хрупкого и весьма приятного в работе. Он хорошо обрабатывается и режется.
Комплект литников представляет собой пять отливок под литерами «A, B, C, D, F». Чтобы не было разногласия в обсуждаемых деталях за основу возьмём инструкцию с её литерами-обозначениями. Литник «A» полностью повторяет соответствующую отливку от Bf109F-2, без каких-либо изменений.
У литника «B» доработке подверглись детали №№1 и 2, имитирующие верхнюю поверхность консолей крыла. На них появилась расшивка, характерная для крыла типа F500/501 и F56/F57 (фридрих и густав соответственно, через дробь указана номенклатура левой и правой консолей) - три линии, для удобства назовем их внутренняя, внешняя и средняя. Такое деление было характерно для крыла, применяемого на модификации Bf109G (F56/57), а на Bf109F-4 использовалось крыло F500/F501 с двумя линиями расшивки – внутренней и средней. Таким образом получается, что линию расшивки, расположенную ближе к законцовке крыла придётся шпаклевать. Ошибкой производителя это назвать нельзя, т.к. следующей моделью будет Bf109G и на ней можно будет использовать уже сделанную пресс-форму, не удорожая стоимость модели - подобным путём пошла известная японская компания «Hasegawa», когда проектировала свою линейку Bf109F-2/F-4/G-2. Есть еще один момент, по которому у авторов возникли разногласия чуть-ли не дошедшие до драки - положение средней линии. Её нужно передвинуть на 0.6 мм ближе к корневой нервюре. Мы не можем сказать, является-ли это технологическим недостатком, как считает Мансур, или геометрической ошибкой, как считает Саша – скажем одно, на общий вид прототипа это никак не влияет.
Литник «С» остался без изменений, что несколько огорчает – поднутрения, без которых детали нельзя вынуть из формы остались на месте.
Литник «D» - нижняя поверхность крыла. Изменениям здесь подверглась деталь №1 - cогласно конструкции Bf109F-4 были доработаны вырезы в нижней обшивке крыла под пневматики шасси.
Литник «F». Этот литник является абсолютно новым произведением и на нём надо будет остановиться подробнее.
Под №№1,2 даны две половины хвостовой части фюзеляжа, на которых отсутствуют дополнительные усилительные стяжные ленты, более характерные для Bf109F-2. Как вы помните хвостовая часть для двойки находилась на литнике B, следовательно моделист сможет собрать как F-4 с усилительными накладками, так и без них (а как вы уже поняли и F-2 c круглыми нишами.)
Детали с №№3,4,8,13 позволяют собрать бомбу SC250, которая крепится на бомбовый пилон ETC500/IXb, представленный деталями №№28,40,41,42. Кроме того, под №14 даётся панель приборов ZSK244A, она устанавливалась в кабине под приборной доской по центру последней. Сам пилон правильный по форме имеет несколько неверно воспроизведённый вырез под толкатели бомбы.
В качестве альтернативы предлагается второй бомбовый пилон ETC50/VIIId (детали №№15,16,23), рассчитанный на подвеску четырёх бомб SC50 (детали №№29,30). Третьим вариантом подфюзеляжной подвески является 300-литровый подвесной топливный бак (детали №№19,20), который крепится на пилон (деталь №44).
Для всех трёх подвесок даётся новая подфюзеляжная панель (деталь №17), которая имеет сегментообразное отверстие для правильной центровки подвесного оборудования.
Под №№5,7,31 дан новый маслорадиатор Fo870 и его обтекатель – «ванна». Эта увеличенная «ванна» характерна для версии Bf109F-4/Z и более поздних Bf109G.
Под №№6,34,35 предлагается новый воздухозаборник нагнетателя двигателя – его чертил Саша. Из деталей №№10,11,12 можно собрать для него тропический фильтр. На нём пока отсутствует какой-либо рисунок поверхности фильтрационных боковых окон, но на заводе заверили, что обязательно доработают эту деталь под комбинацию немецкого пылевого фильтра.
Под №9 дан новый винт VDM9-12010A с более широкими лопастями.
Деталь №18 имитирует новую спинку кресла с задней стенкой кабины пилота, характерную для Bf109F-4. Под №21 предлалается ещё одна стенка кабины пилота, которая идёт в комплекте с креслом №22. С этим креслом вышло досадное недоразумение. Дело в том, что когда его проектировали, то пользовались только фотографиями кабины Bf109F-4. На этих фото, как правило, в кадр попадала только спинка самого кресла. Сама же «чашка» сидения оставалась скрытой от объектива камеры в недрах кабины. Поэтому точно сымитировать её не получилось. Когда 3D модель этого кресла была готова и запущена в производство, выяснилось, что это кресло вероятно является точной копией того, которое использовалось на модификации Bf109E, правда, с дополнительной деталью на спинке сидения и без механизма регулирования по высоте. К сожалению, менять что-либо на литнике уже было поздно, поэтому в серийное производство было запущено то, что получилось. Вдобавок к этому кресло оказалось уже, чем положено. Это наш недосмотр.
Двумя деталями №№36,37 даны новые нижние крыльевые панели с небольшими вырезами под установку подкрыльевых пушечных гондол (детали №№24,25,26,27,43). Данные гондолы выполнены с обтекателями лотков гильзовыбрасов пушек MG151/20. Эти обтекатели более характерны для гондол, применяемых на Bf109G. Согласно сохранившимся фотографиям, на Bf109F-4 применялись гондолы без этих обтекателей, только с лотками гильзовыбрасов, а иногда даже и без лотков, так что их придется отрезать. Скажем прямо – изначально предполагалось, что гондолы и обтекатели гильзовыбросов будут идти отдельными деталями, но в серии оказалось легче отлить их вместе.
Двумя деталями №№33,34 представлен новый кожух моторпушки с укороченной хвостовой частью. Деталями №№38,39 дан новый правый капот двигателя, характерный для Bf109F-4. Главным его отличием от капота версии Bf109F-2 было отсутствие маленького воздухозаборника позади отверстия для гнезда инерционного стартёра. Правда, первые 1000-2000 отливок пойдут в продажу со старым капотом, на котором выколотку под этот воздухозаборник придётся зашпаклевать.
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Несмотря на то, что модель, как и положено любой модели, не лишена недостатков – последние являются легко устранимыми – она на текущий момент является наиболее точной моделью из всех ранее выпускавшихся. Спасибо за это надо сказать не только конструкторам КБ Звезды, но и Славе Бережному – стоявшему у основания данной модели. А Владимир Камский помог с тем, чтобы разобрать путаницу в окрасках Остермана и приблизить варианты к реальности. Таким образом получается, что из данного набора можно без особых доработок собрать...
Bf109F-4 в истребительной модификации.
Истребитель-бомбардировщик Bf109F-4/R1 с 250 кг бомбой.
Истребитель-бомбардировщик Bf109F-4/R2 с четыремя 50 кг бомбами.
Дальний истребитель Bf109F-4/R3 с 300 л. подвесным топливным баком.
Тяжёлый истребитель Bf109F-4/R7 с двумя 20-мм пушками MG151/20 в подвесных подкрыльевых гондолах.
Кроме того, данную линейку «стодевятых» можно дополнить тропической версией Bf109F-4/Trop и специальным высотным вариантом Bf109F-4/Z..
Ну и любители смогут сделать Bf 109F-2 c круглыми нишами.
Ну, и напоследок скажу, что наши друзья из компании Authentic Decals не дремлют и готовят декаль, содержащую около 20 вариантов мессершмиттов, каждый из которых можно собрать из деталей нашей модели.
Эта статья написана в соавторстве с Александром steinhoff Павловым
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Да ладно :). Не то, чтобы я собрал много моделей, но это лучшее, что я собирал.
Собираю второй F-2, и уже затарился третьим, F-4. И останавливаться не намерен. Чередую с их же "Лавочкиными". Тоже хороши, но в мелочах неосязаемых проигрывают чутка (имхо).
Приветствую!
Пушечные контейнеры снизу получились у Звезды как-то...в общем возможны разночтения.
Не богат ли кто графикой на сей девайс?
(нам бы схемку аль чертёж, мы б затеяли вертёж..)