Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Провозглашённая доктрина «вихрь-антидолгострой» кажется потихоньку приносит свои плоды. Одним из таких вот «плодов» стала модель известного всем, кто интересуется военной исторей, танкостроением или может видел в игре «мир танков», не знаю, представлена ли там эта машина - немецкого танка Pz.kpfw.IV Ausf.G.
Танк Pz.kpf.IV Ausf.G
Как обычно, не могу не сказать пару слов о самой машине. Хотя, я думаю, наиболее полно и кратно о ней говорит название моей статьи. Вопреки расхожему мнению о стадах «тигров» и «пантер», плотными коробками, аки наполеоновские солдаты, на наши батареи при Бородино, ломящихся на наши позиции, думаю, не будет ошибкой сказать, что на протяжении всей войны, основным танком оставался именно Pz.Kpfw.IV в различных модификациях. Общее число выпущенных машин всех модификаций составило порядка 8686 машин. Кроме того, шасси этой машины, хорошо отработанное, освоенное производством, стало базой для множества специализированных машин различного назначения: это и штурмовое орудие StuG IV, противотанковая САУ Jagdpanzer IV, штурмовая САУ Brummbar, САУ Hummel, Nashorn, Hornisse, ну и… нельзя не сказать про зенитные танки Wirbelwind и Ostwind. Плюс всевозможные подвозчики боеприпасов, ремонтные машины и различные перспективные образцы.
В годы войны танк постоянно модернизировался, получая всё более толстую броню, более мощное вооружение. Некоторые изменения претерпевала и силовая установка.
Изначально предполагалось, что танк Pz.IV будет всё-же решать в большей степени задачи поддержки пехоты, а бороться с танками противника предлагалось противотанковой артиллерии, танкам Pz.Kpfw.III с их длинноствольными орудиями малого калибра и авиация.
Жизнь всё быстро расставила на свои места: противотанковую артиллерию постоянно где-то носит, к тому же бороться с танками у неё получается не особо хорошо, и вместо неё это делают тяжёлые зенитные орудия, «штуги» ползают не пойми где, танки Т-3 (особенно ранних серий) вообще мало против чего эффективны, ну а штурмовая авиация хоть и эффективна, но её же не заботят проблемы одного отдельно взятого танка… Такая ситуация действовала на всех угнетающе, да так, что даже губная гармошка не спасала. Поэтому, было принято решение о необходимости модернизации танков Pz.IV, вооружавшихся до этого орудием KwK 37 L/24, имевшим длину 24 калибра, и начать выпуск машин уже с орудием KwK 40 L/43, длиной уже 43 калибра, которое позволило бы машине эффективно бороться с советскими танками.
Танки такого типа именовались Pz.IV ausf.F2, и поступать в войска стали в начале 1942 года. Будет ошибкой сказать, что новое орудие произвело фурор, но тем не менее, оно позволило уже эффективно бороться с советскими танками Т-34, и при некоторой удаче противостоять танкам КВ, эффективность в борьбе с которыми всё-же не была так очевидна. Танки модификации G стали дальнейшим развитием решения задачи создания машины, способной противостоять советским танкам, и отличались увеличенной лобовой бронёй за счёт установки дополнительной плиты толщиной 30 мм в лобовой части и ослабления бронирования бортов путём упразднения накладных плит в этой части машины. Кроме того, машины поздних серий получили орудие длиной уже 48 калибров и противокумулятивные экраны shurtzen.
Моя машина представляет собой танк Pz.Kpfw.IV ранних серий, оснащённый орудием KwK 40 L/43, не имеющей ещё экранов, и оборудованный новым устройством для создания дымовой завесы: двумя мортирками для 90-мм гранат на башне.
Модель
Свою машину я построил из набора от Dragon №6363. Уже в ходе работы над ней я пришёл к неутешительному выводу: ВСЕ прототипы, предложенные в схеме окраски, можно найти на архивных фото. ВСЕ, кроме выбранного мной – машины №332 из танковой дивизии СС «мёртвая голова». Я искал фото в интернете, на форумах, спрашивал у коллег – всё тщетно.
Так что, пожалуй, ближе к концу работы я допустил ряд вольностей, о которых речь пойдёт ниже.
В работе кроме основного набора принимало участие фототравлениеEduard 35452 (далеко не полностью), дымовые мортирки от Griffon Models, гусеницы от Friulmodels, ABERовская антенна 2-хметровая, тросы от Eureka XXL и канистры TAMIYA из запасов. Также, модель доработана самостоятельно различными материалами. Так как каких-либо сколь-бы то ни было серьёзных доработок не было, на этот раз я просто кратко опишу, какой объём работ был проделан, какие возникали трудности и дам оценку использованным материалам.
Обзор набора, я думаю, Вы сможете найти в интернете, а также полистав, например, wiki на сайте scalemodels.ru... От себя скажу, что набор очень высокого качества, и фактически может быть собран просто из коробки. Я оставил пластиковый ствол орудия 75-мм из набора, но вот стволы пулемётов следовало-бы или заменить на точёные, или посильнее развальцевать пламегасители.
Антенну – 100% в мусорку или стачивать «шкуркой» до приемлемой толщины. Я лично заменил на ABER, а из «китовой» делал для прочих моделей буксировочные пальцы. Как раз по масштабу подходит
Доставило хлопот то, что посадочные штифты для катков конической формы. Из-за этого катки норовят пойти «кто в лес, кто по дрова». Кроме того, видимо было маленькое смещение форм, еле заметное, но в результате – щель на корме на стыке вертикальной плиты «коробки» и нижней части корпуса, на которой монтируется глушитель. Я заранее это увидел, в итоге, вклеив внутрь несколько слоёв пластинок из полистирола, которые как-бы прижали части корпуса друг к другу, и облегчили заделку мелкой, но неприятной щели на стыке.
Традиционно, я заменил все крепежи шанцевого инструмента и навесного оборудования на травлёные.
Травление Eduard 35452
Скажу сразу: не берите. На рынке есть множество изделий более высокого качества. В итоге все зажимы для шанца «clamps» я использовал из остатков набора от Aber. Часть деталей на себя не похожа, крепление ножниц по металлу напрочь не соответстует тому, котрое было на машине указанной модификации. Крепление ножниц изготовил в итоге сам. Из набора травления взял крепления для огнетушителя, домкрата, запасных траков и что-то ещё по-мелочи.
Наборы с антеннами и мортирками для дымовых гранат тоже описывать смысла нет: всё идеально встаёт на свои места. Мортирки, наверное, имеет смысл ставить когда хочется показать пустые и заряженные на одной модели, в моём случае особых преимуществ они не дали. Гусеницы от Friulmodels идеально ложатся на звёздочки, проблем с ними не возникло.
Сделан также ряд доработок от себя из подручных материалов:
добавлена проводка к фарам и конвойному фонарю;
добавлены свитые из тонкой проволоки пружинки на передние и задние откидные грязевые щитки вместе с креплениями этих пружин;
всю оптику «застеклил» плёнкой, нарезанной из старой дискеты;
добавил из запасов цепи на «пальцы» в передних буксировочных устройствах и изготовил заново буксировочный палец для кормового, добавив к нему цепочку;
добавил цепочку на горловину слива антифриза;
цепь фиксации буксировочных тросов с элементом крепления к корпусу (на модели она расстёгнута и не обхватывает тросы, это сделано в угоду тому что тросов установлено 2, они представляют собой весьма объёмную конструкцию, и я решил что будет интересней показать её просто болтающейся на глушителе – вроде как, поленились фиксировать тросы, мол, и так не упадут);
решил добавить элементы «творчества экипажа»: изготовил маленький ящик для полезных мелочей на левой надгусеничной полке.
Ящик сделан из остатков какой-то полукубической конструкции, листового пластика и остатков травления на петли и замочек;
реквизировал из набора травления для звездовского мотоцикла с коляской 3 навесных замка (вообще-то 4, один я потерял но не беда, вояджер там их вообще даёт 8 штук…) и повесил на новый и на забашенный ящики, продев в ушки тонкие проволочные петли в случае с забашенным ящиком, и просто продев его во вставленное заранее ушко с отверстием в случае с самодельным ящиком;
кто бы мог подумать, что… из остатков набора фототравления от эдуарда для ягдпантеры, а именно из двух рамок для шанца можно выгнуть и склеить такой вот ящик для ровно трёх канистр на корму? Идея пришла сама собой, результат её – перед Вами В ящик вставил 3 канистры: одна с водой и две – с бензином. Вроде и полезно, и… прострелят и взорвутся – всё безопасней чем всем известные ряды канистр на крышах
крюки для тросов на корме сразу же заменил на выгнутые из толстой проволоки, о чём ни разу не пожалел: пластиковые бы гарантированно сломались;
заменил неопределенное количество ручек и т.п. на выгнутые из проволоки.
Окраска и тонировка
Модель была задута грунтом Fine surface primer от Tamiya из баллона. Далее – сделан прешейдингкраской Nato Black, затем – окраска в немного осветлённый XF-63 с парой капель синей краски. Выделил выступающие части осветлённым базовым цветом, затем фильтрыMig. Покрыл модель футурой, нанёс декали, сделал смывку «миговской тёмной». Затем полуматовый лак от Vallejo. Изобразил так называемые «двухуровневые» сколы и повреждения лакокрасочного слоя: сначала сильно оветлённая базовая краска, затем – внутри сколы до металла новой тамиевской Dark Iron. Кстати, весьма понравилась мне эта краска. Дополнительно “металлизировал” трущиеся части и грани простым карандашом и миговским металликом GunMetal. Для имитации грязи впервые использовал тамиевский состав Diorama texture paint – DARK EARTH. Очень понравилось с ним работать.
Разводил растворителем для акрила Х-20А, наносил старой кистью. В итоге он даёт мелкую фактуру самой грязи, и весьма масштабную на мой вкус. Расход очень маленький. На всю машину у меня ушло не более 1/9 банки, или даже меньше, это при том, что днище также покрыто грязью. Единственное - после нанесения я задул грязь матовым лаком. У неё есть такое свойство… иногда от жёсткой кисти видимо стирается краска с этих вот мелких фактурных песчинок и они становятся белыми. Затем уже тонировал под грязь всевозможными пигментами земляных тонов.
Аналогично – катки, ведущие колёса и ленивцы. Пробовал экспериментировать с имитацией «сколов грязи»: например, основным цветом грязи на катки делать Dry Mud, а на местах отвалившейся при движении грязи – темнее, к примеру Russian Earth. Получилось не очень выразительно и почти незаметно, но если присмотреться – видно.
Жидкостью от миг имитировал таже потёки ГСМ на канистрах для бензина и от горловин топливных баков на борту. Правда, надо было мне эти горловины очистить посильнее от грязи…
Также, любимое «выбивание смазки из ступицы катка» представлено на некоторых катках, в небольших количествах и как раз в районе мест «осыпания грязи». Я конечно ни имею в виду, что масло бьёт так, что грязь слетает, просто именно в этих местах данный эффект должен быть заметней. Не могу не отметить особо, что все гусеничные траки, в т.ч. и запасные – тонированы жидкостью Metal Burnishing от AK interactive. Я не стал делать их похожими на кусок ржавого мусора, тем не менее есть немного цвета натуральной ржавчины и втёртого пигмента землистых тонов. На запасных траках, меняя интенсивность и время пребывания в растворе, добился некоего разброса цветов. Гусеницы машины были также зачернены в этом растворе, затем всё той же пастой и пигментом имитировал грязь, после чего я отполировал наждачкой гребни.
Глушитель покрашен акрилом Vallejo (вроде Mahogany Brown) и натёрт пигментом Mig. Кстати, не совсем насухо: в этой работе я многократно использовал нанесение пигмента на поверхность, слегка смоченную матовым акриловым лаком. Глушитель привода поворота башни – аналогично, но цвет ржавчины потемнее.
Глушители, возможно, на чей-то вкус будут однотонными, но честно говоря, такая задача и ставилась применительно к данной модели. Тросы я покрасил чёрным металликом, затем тонировал пигментом Dry Mur и валекховскими металликами, пигментами Mig и простым карандашом. Сейчас понимаю чего им не хватает, возможно ржавых тонов, но… в принципе, внешний вид их меня устраивает. В крайнем случае, есть уверенность что этот трос не развалится при попытке вытащить на нём танк весом порядка 23,5 тонн.
Ну вот вроде и всё. Модель перед Вами, как обычно будет интересно услышать Ваше мнение и ответить на возникшие вопросы! С уважением, Kais.
Отличная, на мой взгляд работа. Смотрится вполне гармонично.
Что не очень понравилось - глушитель действительно яркий и фотографии не очень понравились.
Работа хорошая, понравился танчег. Внушает количество переделок.По травлу я вляпался в grifon для brummbar, тоже хрень полная, перезаказал вояджер. :grin:
Спасибо всем за Ваши отзывы и замечания.
Про глушитель конечно услышал уже много слов, и признаю полностью этот косяк :)
Как-нибудь на самом деле возьму и переделаю, ведь... в принципе сверхестестенного в этом ничего нет,
он не особо (мягко говоря :)) контактитурет с танком...
Работа хорошая, понравился танчег. Внушает количество переделок.По травлу я вляпался в grifon для brummbar, тоже хрень полная, перезаказал вояджер. :grin: - а вот по поводу травления - странно... мне например нравятся (пока) наборы от гриффон, а вот вояджер - как раз наоборот, я беру только там где уж прямо сильно мне хочется что-то заменить а больше никто этого не делает и я не могу это сделать сам. Хотя... Набор на набор не приходится, если честно, у всех есть не лучше наборы... Возможно как раз тот случай...
Не нравится что вояджер порой меняет травление из набора на своё: ну вот зачем например было давать травлёные щитки на 2-см зенитку от драгона, когда в наборе уже есть отформованный щиток? :) Он лучше даже! ну и т.п. А вот эдуард последнее время... правда, вообще не радует... В части БТТ.
если есть aber,беру его,если нет voyadger.
А грифон дал инструкцию от балды и неправильный крой некоторых элементов и вообще бестолковое травло, а ихние полки это ппц для меня.Если клеить то может быть и можно собрать, а пайкой...короче в топку)
Спасибо всем за отзывы!
По корме конечно трудно сказать, там... грязь обильно на грязевые щитки конечно нанесена, со внутренней стороны, надо мне конечно было добавить пару-тройку фото просто деталировки отдельных мест, а так... старался конечно по-меньше грязи на корме, ибо подумал что при не сорванных грязевых щитках она как-то и не должна сильно лететь...
Я сейчас вот смотрю правда и понимаю, что грязь она такая у меня... такая грязь: на крышки, закрывающие трубы, входящие в глушитель - попала, а на глушителе... попала и отвалилась?! :) Но решил что лучше - меньше, и оставил-таки так :)
Что не очень понравилось - глушитель действительно яркий и фотографии не очень понравились.