Из всех германских танков Второй Мировой Войны мне больше всего нравится Т-3. Симпатии к нему мотивируются не его боевыми качествами, а только внешней эстетикой. Не могу объяснить! Все в нем гармонично и немного романтично - бронеплиты расположены не под рациональными углами наклона, а по принципам рубленых линий - такая эстетика свойственна только германским танкам...
В коллекции все основные боевые модификации «троек» (эксперементальные машины мне не интересны). Подумал, что важным элементом в «линейке» будет эвакуационная машина.
Я посмотрел в сети и выяснил, что самая доступная конверсия - набор чешской фирмы СМК (есть еще американский фирмы precision model, но он на нашем рынке не представлен, нужно заказывать за границей - цена около 30 евро без пересылки). Чешский набор стоит 1000 рублей и еще за пересылку платить надо рублей 100. Коллеги-друзья сказали: «А возьми да и сделай сам!» Хватит, мол, клавиатуру тискать в поисках конверсионных наборов.
Я подумал:" Что я не моделист, что ли ?!"
Ну, сразу же явилась Модельная Муза. Есть, наверное, такая у каждого моделиста. Она садится рядом, незримо присутствует, томится в ожидании творчестваи вдохновляет. Ко мне иногда является на пару с подругой – тогда одновременно строишь несколько моделей. Как она выглядит – не знаю – она же Муза! Но её присутствие ощущается и результаты её вдохновения перед Вами, коллеги! «тройка»-эвакуатор была построена за три дня и две ночи. В течении недели покрасил. И пару дней заняло изготовление новой лебедки – при отсутствии инженерного образования первый вариант вызвал поток оскорбительных эпитетов и обидных аллегорий в мой адрес со стороны друзей-«технарей».
Итак!
Bergepanzer III— немецкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина, предназначенная для эвакуации боевой и транспортной техники весом до 30 тонн. Переделывались снятые с производства PzKpfw III (использовались танки, прибывшие на заводы для капитального ремонта). Всего переделано с марта 1944 по март 1945 года 176 машин.
март 1944 - 15 ед.
апрель 1944 - 11 ед.
май 1944 - 43 ед
июнь 1944 - 20ед.
июль 1944 - 20 ед.
август 1944 - 18 ед
сентябрь 1944 - 11 ед.
октябрь 1944 - 17 ед.
ноябрь 1944 - 12 ед.
декабрь 1944 - не производились
январь 1945 - 5 ед.
февраль 1945 - 1 ед.
март 1945 - 3 ед.
Переделка заключалась в демонтаже башни, установки на ее место деревянного короба для оборудования, являющегося и рабочим местом ремонтников. Монтировался подъемный механизм на съемной треноге. В качестве дополнительного оборудования устанавливался якорь Sd Ah 40 на одноосном шасси для фиксации машины на месте при вытаскивании повреждённой машины.
В сети фотографий не много и в основном они общих видов, то есть не дающих представления о способе крепления короба. Поэтому в качестве источника использовались инструкции к чешскому конверсионному набору и фото с иностранных сайтов, но в которых освещалась сборка модели!
В качестве базы выбрана тамиевская "тройка" номер по каталогу 35215 .
Короб сделан из лежавшего у меня в запчастях кузова от звездинского ЗИС-5, который был перепилен: срезаны крепления бортов к днищу кузова, перекроены размеры бортов - где надо обрезаны, а где наращены. Короб в масштабе 61х61 мм (кстати, возможны допуски в большую сторону на 1-3 мм в пересчете в масштаб 1:35). В полу вырезано отверстие 22х22 мм (в пересчете на масштаб).
Для ускорения работы в местном модельном магазине «Искусство» были куплены наборы балок и швелеров американской фирмы Evergree scale models: номера наборов по их каталогу 213,266,284,292,294.
С надгусеничных полок нужно удалить домкрат с креплением (с левой стороны) и антенный ложемент и бронированный ввод (справа). С нижнего кормового листа удаляется колпак доступа к ручной заводке двигателя (не его месте будет располагаться буксирный рым).
Далее изготовляется каркас короба из пластиковых уголков. Из пластиковых швелеров нужно сделать опоры короба для крепления к корпусу.
Углы оснований усиливающих треугольников можно срезать, а можно оставить - военных на фотографиях встречаются оба варианта. Когда высохнет клей нужно обработать всю собранную конструкцию наждачной бумагой, удалить клеевые потеки, заусенцы и пр.
Заключительный этап изготовления короба – постройка колодца люка-лаза. Поскольку п-бразного швелера у меня не было применил уголок. Сделал направляющие для установки стенок колодца. На стенки пошел пол кузова от раздолбаного ГАЗ-АА фирмы ТОКО (сейчас его выпускает Звезда). Вообщем, все видно на фото: после установки стенок колодца из 0.3 мм полистирола закончил формирование п-образного профиля, уголком усилил углы.
На корме эвакуатора монтируется рым, что и было сделано из н-образного швеллера и найденой в запчастях сцепки.
Подумал, пусть базой будет PzIIIJ позднего выпуска, а посему были сделаны экранировки выхлопных труб.
Нетерпелось увидеть целостное творение - приклеил к корпусу короб.
Верх и низ корпуса не стал склеивать, так легче монтировать и красить гусеницы. Верх и низ у тамиевской "тройки" стыкуются идеально, думаю их склейку оставить на финал, после покраски.
На кожухах системы охлаждения двигателя нужно смонтировать опоры стойки крана. На крыше моторного отделения крепятся фиксаторы опор основной стойки крана. Их можно изготовить из 0.5 мм полистирола. Главный недостаток Тамивской тройки - отсутствие защитных сеток на кожухах охлаждения. Я изготовил их из сеточкти от Тамиевкого "Кромвеля" и полосок 0.3 мм полистирола. Сеточку лучше клеить к корпусу "суперклеем", а отбортовки - обычным модельным клеем. Когда конструкция высохнет - зашлифовать шкуркой.
Пока сохнут опоры, установил гусеницы - старые «драгоновские», из запасов. Гусеницы 38-см с грунтозацепами в виде уголков. То есть такие, которые появились на четверках и тройках, а также самоходках на их базе в середине 1944 года.
Ведущие колеса съемные, верх корпуса не приклеен. Перед покраской гусеницы будут демонтированы и покрашены отдельно. Думаю, модель, пусть не законченная, но на гусеницах, смотрится солиднее.
На фото показаны полистироловые бонки приклеенные на надгусеничную полку. Это сделано, чтобы опоры основной стойки крана образовывали прямой угол с бронекожухами вентиляции. Без них опоры зафиксируются не параллельно крыше моторного отделения и основная стойка будет завалена наружу.
Для изготовления опор крана использовались полистироловые трубки фирмы Evergreen scale models , их применение очень ускоряет работу. Длина каждой из двух опор 68 мм, основной стойки 60 мм в масштабе. Вылет стрелы 70мм. Усилительные пластины основной стойки сделаны из 0.3 мм полистирола. Концы стоек сточены с двух сторон, в них просверлены крепежные отверстия и из полосок полистирола выполнены отбортовки.
Для более полного представления об особенностях изготовления и крепления крана помещаю подробные фото.
Жена отнеслась к моему проекту философски. Она заметила, что ремонтная машина с кучей инструментов и запчастей в кузове без людей будет выглядеть, как она сказала "одиноко и неинтересно".
Фигурки
Полез в свои закрома в поисках подходящих фигурок. И нашел! Достаточно старый тамиевский набор (по каталогу 35180) с двумя ремонтниками, двигателем и небольшим набором инструментов. Сейчас ищу -где-то были от него стол и лестница. Ну двигатель не пригодится. А вот пара ремонтников и набор инструментов - так это даже очень. Фигурки ремонтников начаты были быть окрашенными мной в середине 90-х годов, так что это не финальная покраска. Сейчас, естественно, покрашу их достойно!
Где-то должен быть у меня италовский древний набор ремонтного оборудования (там инструменты, газовые баллоны и по-моему небольшой рамочный кран). Поиски оригинального италовского не выявили, но нашел его же, но в перепаковки Тамии.
Подумал, нужен какой-то штрих! Добавил столик для слесарных работ (моя придумка, так сказать импровизация, но скорее всего такие или подобные столики монтировали и германские ремонтники. Во всяком случае, если бы я служил на такой машине, обязательно бы сделал)
С подъемным блоком вышла ошибка. Первый вариант я сделал по образцу инструкции к чешскому конверсионному набору. Но друзья с техническим образованием разъяснили, что то , что создали чехи работать не будет. Первый вариант ушел в помойку, как и второй, и только с третьего раза я соорудил что-то убедительное. Это однако, не спасло меня от язвительных аллегорий со стороны друзей и коллег на тему неверного устройства организма у "гуманитариев" (особенно пространственного воображения и рук)
Итог сборки
Вот что получилось в итоге трехдневной работы:
Окраска
Модель окрашена краскамиАКАН (думаю, пояснять какие краски по каталогу АКАНа использовались не стоит - все наверное уже знают. Вначале вся модель окрашена черным тамиевским полуглянцевым аркилом, потом последовательно - от темно-желтого к песочному нанесен базовый цвет. По нему патна красно-коричневого и оливково-зеленого. Пигментами Евгения Гречаного сымитировано загрязнение.Покрасил, оттонировал подъемный блок. МИГовской жидкостью ("масло, топливо") сымитировал смазку блоков подъемного механизма лебедки.
Собранную гусеницу красил вначале глянцевой черной краской, не важно, акриловым или эмалевым, главное, чтобы черный (темно-серый), но обязательно глянцевый. Краску следует наносить толстым слоем, чтобы траки блестели как рояль. Далее, после просушки (час-два), наносится металлик, желательно яркая сталь, не тусклая (тусклая не дает такого контрастного эффекта и теряется под тонировкой). После просушки (полчаса-час), если хочется сделать легкую ржавчину, то надо покрыть жидким составом МИГ (ржавчина жидкая). Либо жидкую ржавую смывку приготовить из художественного уайт-спирита и масляной краски ярко-коричневого цвета (пропорции состава 1 часть краски на 10 -12 частей уайт-спирита). Наносится жидкая ржавчина тонким полупрозрачным слоем. После высыхания - 20-30 минут - наносится сухой пигмент в цвет грунта (цвет подбирается или в зависимости от диорамы или интуитивно в землистые оттенки).Пигмент фиксируется специальным составом для фиксации пигмента испанской фирмы МИГ (нашего аналога пока нет - по запаху это тот же хорошо очищенный уайт-спирит, но с каким-то фиксатором (может лак, не знаю). Опять просушка-не менее получаса. В завершении полусухой кистью по гребням траков наносится серебрянка, какая-нибудь полированно-яркая (по названиям краски или "полированная сталь, либо хром «очень яркий"). В общих чертах такова технология.
Опытно для меня оптимальные для базового цвета гусениц, при условии тонировки: краска "сталь" фирмы Alclad или яркая оружейная сталь АКАНа (эмаль) № 86033 или №86028 (первая лучше), для полированных гребней траков тамиевская эмаль Х-11 "хром силвер" или модель-мастер №1780Е "полированная сталь" (густая под кисть) модель-мастеровские жидкие металлики №14… (жидкие, под аэрограф) не дают такого эффекта.
Бревно для самовытаскивания подарил друг из вояджеровского конверсионного набора. ДЛя создания эффекта "рабочего" бревна прокрасил его нескольк ими слоями смывки на уайт-спирите - от темно-серого с бежевому.
Итак, финальная стадия сборки - машина покрашена и загрязнена. Сымитирована фактура древесины на коробе. Отделка не окончательная! В кузов будут помещены инструменты и ремонтное оборудование. Итоговым штрихом станет размещение инструментов и оборудования в кузове.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас учесть, что я только учусь "работать" фотоаппаратом, поэтому прошу снисхождения у мастеров художественного фото.
Чуть позже, после сессии в университетах, завершу укладку ремонтного оборудования.
Да,забыл сказать, что цепочки для крана были взяты от тамиевского "Абрамса" с минным тралом. Абрамс собирался на заказ без трала, вот цепочки и пригодились. Второй деревянный брус условно не показан.
Судя по виденым мною фотографиям "тройки"-эвакуаторы дивизионных эмблем не имели, а несли только знаки государственной принадлежности - "тевтонские" кресты.
Тема: Конверсия Tamiya 1/35 Bergepanzer III...(#6385) - обсуждение
Чуть позже, после сессии в университетах, завершу укладку ремонтного оборудования.
Да,забыл сказать, что цепочки для крана были взяты от тамиевского "Абрамса" с минным тралом. Абрамс собирался на заказ без трала, вот цепочки и пригодились. Второй деревянный брус условно не показан.
Судя по виденым мною фотографиям "тройки"-эвакуаторы дивизионных эмблем не имели, а несли только знаки государственной принадлежности - "тевтонские" кресты.