Эту модель одного из лучших японских истребителей завершающего периода Второй Мировой нечасто встретишь в собранном виде.
Попробую заполнить этот пробел
Здравствуйте, коллеги!
Несколько слов о прототипе
Морской истребитель наземного базирования N1K1-J был разработан фирмой Kawanishi на основе истребителя-гидросамолета N1K1.
В истории мировой авиации было несколько примеров "смены лица" истребителей, когда на самолет с двигателем водяного охлаждения ставились моторы воздушного (например, советский Ла-5, японский Ki-100)
и наоборот (немецкий FW-190D), а также "смены пола" - когда на самолет с колесным шасси шасси устанавливали поплавки (японский A6M Zero). В каких-то случаях получившийся самолет был удачнее, в каких-то - был заведомо обречен уступать в ЛТХ противнику.
А вот случаев передела гидросамолета в истребитель, да еще и выдающийся, нет.
За исключением, конечно, случая, когда "Сильный ветер", а именно так переводится название N1K1 Kyofu,
превратился в "Фиолетовую молнию".
Ее я получил год назад в подарок на день рождения от лучшего друга. И при приближении следующего праздника мне захотелось собрать ее, так сказать, доказать, что подарок был сделан не зря
Тамиевский набор, как всегда, порадовал отличной собираемостью, правильной геометрией и расшивкой. Детализация, конечно, не ахти, но как показала сборка, вполне достаточная.
При выборе прототипа я наткнулся на несколько довольно качественных фотографий из японского издания Famous Aircraft Of The World, посвященному этому самолету.
А так как мне уже давно хотелось построить модель без использования декалей, то я решил, что этот случай надо использовать.
Конечно, японского я не знаю, поэтому более о прототипе сказать не могу, кроме того, что это точно модель 11 (т.е. первая серийная модификация с первым вариантом двигателя и вооружения).
При выборе схемы окраски и износа я руководствовался весьма интересной статьей, из которой сделал вывод, что на этом этапе войны самолет мог не грунтоваться перед нанесением камуфляжа, в результате чего краска довольно легко могла отслаиваться, отшелушиваться, скалываться с голого металла.
Наиболее спорным вопросом для меня был цвет нижних поверхностей - они могли быть как окрашенными в серый цвет, так и оставаться неокрашенными. По фотографии я не смог достоверно определить цвет низа, но, принимая во внимание, что речь идет о первых серийных самолетах, решил выбрать схему "зеленый верх-серый низ".
Модель изображает самолет, попавший в строевую часть и прослуживший там некоторое время, достаточное для того, чтобы накопились определенные следы эксплуатации.
Итак, поехали
Я отступил от привычной схемы - "сначала кабина" - и первым дело склеил половинки фюзеляжа и крыло, чтобы определить видимость интерьеров и необходимость доработок.
Вместо пластиковых аэронавигационных огней вклеил кусочки прозрачного литника с высверленными в них отверстиями, имитирующими лампочки, обточил и заполировал их.
Задул в черный полуматовый, а за ним в XF71 интерьер, стараясь использовать черный для придания объема.
В кабину добавил казенники пулеметов с патронными ящиками и задние части приборов, которые будут видны сверху - сделал почти на все, а хватило бы верхних двух
В кресле пилота высверлил отверстия, добавил механизмы регулировки положения - сделал с двух сторон, но снова зря старался - в итоге видно только ручку.
Зато на двигателе и прицеле и я оторвался
Силовой набор и членение ниш шасси сразу вызвали желание срезать их и заменить на самодельные - во первых, набор мелкий, а во вторых заделка швов стоила бы больших усилий и нервов. Я сточил дремелем выступающие части, обклеил нишу тонким листовым пластиком, изобразил набор при помощи кусочков пластика потолще и добавил шланги гидравлики из тонкой проволоки. Той же проволокой доработал и стойки шасси.
Решетка маслорадиатора была сымитирована при помощи сетки от чайного пакетика, наклееной на тонкий пластик для удобства резки.
При сборке шпаклевка практически не понадобилась, лишь на стыке задней нижней части центроплана и фюзеляжа.
Решив с самого начала накатать клепку, я приобрел риветер RB, который, по моим расчетам должен был приехать как раз к этому моменту. ХА! Не ту- то было! Посылка весом 50г из Ирландии до Москвы доехала за 4 дня, а из Москвы до Питера плелась все 40 (СОРОК). Почта России - спасибо тебе, что не даешь забыть о бескрайних просторах нашей державы!
Возникшая пауза была заполнена "Эмилем", а когда наконец пришел риветер, то два дня ушли на накатку заклепок. Я расчерчивал линии при помощи карандаша и полосок картона разной ширины, чтобы удобнее было подобраться в труднодоступные места. Поначалу накатывал по тем же полоскам, как по линейке, а потом просто от руки - так и линию расшивки видно, и риветер не норовит залезть на картон. Процессом и результатом я остался доволен!
Окраска
Окрашивал фюзеляж и капот отдельно - так мне поначалу показалось удобнее.
Задул ниши и щитки шасси XF-16 Flat Aluminium. Затем покрыл модель серебром X-11, убрал проявившиеся огрехи склейки и шпаклевания. По счастью, их было немного.
Накрасил белые подложки Хиномару, желтые подложки для номера на киле и оранжевые полосы быстрой идентификации на передних кромках крыла. Затем накрасил сами красные круги XF-7 Flat Red с добавлением XF-19 Sky Grey. Кстати, очень полезная краска, на мой взгляд - позволяет изменить цвет в светлую или темную сторону без изменения оттенка, например, в этот же красный я попробовал добавить белый - получался розоватый, а при добавлении черного - коричневатый, а серый - только изменил яркость! Хиномару немного оттонировал более светлым оттенком, чтобы сымитировать выгорание краски - красный, как известно, очень ему подвержен.
Трафаретами, вырезанными из тамиевского скотча при помощи циркуля, прикрыл круги. Буквы для номера на киле были обведены в Corel Draw и вырезаны на плоттере.
Окрасил низ в высветленный серый XF-12 JN Grey, снова слегка оттонировал, на этот раз более темным.
Верх покрыл также осветленным XF-11 JN Green, по которому дополнительно, по панелям, прошелся более светлыми смесями с XF-19 и с XF-18 Medium Blue, чтобы придать некоторое разнообразие процессу выгорания краски. Подчеркнул неровности тканевой обшивки рулевых поверхностей.
Полоски на воздушном винте также накрашены из аэрографа. Сам винт - смесь XF-64, XF-52 и XF-7.
Аэрографом же были накрашены ограничительные линии на крыле, а тонкой кистью - иероглифы.
Перед покрытием глянцевым лаком, памятуя о предыдущих опытах с шероховатостью покрытия, я прошелся жесткой кистью, как веником, по всем поверхностям, уменьшив шероховатости матовой краски.
Сколы до серебра и выделение винтов на лючках сделал острой зубочисткой и ганзовским алюминием MC218, а заклепки на центроплане подчеркнул кисточкой и пальцами Этот алюминий быстро высыхает и осыпается, что позволило мне использовать его как пигмент, растирая маленькие мазки пальцем по поверхности. Цепляясь за неровности заклепок, он создает довольно реалистичный, на мой взгляд, эффект стирания краски на их головках (пусть даже и потайных:). Только поверхность должна быть не совсем матовой, а ближе к полуглянцу или глянцу.
Затем модель была покрыта несколькими слоями "футуры" и переведена единственная! декаль - табличка с данными самолета под стабилизатором.
Наконец-то, после стольких экспериментов, покрытие "футурой" принесло желаемый результат - не пришлось ничего полировать. Да и работать с декалями не пришлось
Смывка была сделана несколькими оттенками акварели с Фейри, причем в области выхлопа были заранее нарисованы потеки грязи. Пигменты Тамия довершили картину.
Покрыл модель тамиевским X-22 Clear с матирующей добавкой, а затем прошелся по нему зубной щеткой, а также хаотично прилеплял-отлеплял блютак, чтобы получить неравномерный полуматовый-полуглянцевый пятнистый финиш, имитирующий неодинаковое выгорания краски.
Выхлоп был нанесен при помощи масок тремя цветами - XF-71 Interoir Green изобразил выгорание основного цвета, затем - кориченвый и темно-темно коричневый. Поработав зубной щеткой по выхлопу, изобразил его стирание из-за погоды и обслуживающего персонала. По-моему, это мой самый удачный выхлоп
Копоть от пушек надул черным, а от пулеметов не стал наносить - они стреляли через удлинительные/огневые трубы - весь нагар, скорее всего, оставался там
Кромки фонаря кабины еще заблаговременно, на этапе сборки были сточены, чтобы его толщина не бросалась в глаза, а сам он был искупан в "футуре" - еще плюс к прозрачности и минус к визуальной толщине. Бронестекло сымитировано одним мазком прозрачного зеленого лака, наоборот, придавшего ему некий объем.
Наконец, были приклеены все мелкие детали - прицел, антенна радиокомпаса, сделанная из кусочка пластика и тонкой проволоки, стойки и щитки шасси, мачта антенны, сама растяжка сделана из мононити для бисероплетения.
Единственный афтемаркет - смоляные пушечные стволы и ПВД от Quickboost. Один из стволов, левый нижний,при приклеивании на суперклей, к сожалению, схватился слишком быстро и поэтому смотрит чуть-чуть вверх :(
И вот модель готова!
Приятного Вам просмотра!
Подвесной топливный бак легко снимается и ставится.
Немного макросъемки
И еще один нюанс при съемке - обратите внимание, как меняется впечатление о глянцевости/матовости модели в зависимости от освещения.
Немного изменил угол установки вспышки и снял с нее софтбокс-рассеиватель - и модель блестит! А кто-то скажет - это у тебя модель слишком глянцевая!
Спасибо за внимание,с уважением, Волков Евгений aka Canoner
Гармонично, вдумчиво, целостно и аккуратно.
Это самый банальный рецепт получения качественно результата.
Что и продемонстрировано.
Поздравляю!
Возможно, более матовой модель смотрелась бы чуть лучше.
Спасибо, спасибо!
По поводу матовости - я и так, по-моему, немного переборщил с матовой добавкой к лаку.
Возможно, модель и смотрелась бы лучше.
Но прототип-то достаточно глянцевый :) Вот, обратите внимание, как блестят верхние поверхности стабилизатора и крыла
Очень понравилась работа! Все очень качественно, кроме перехода цветов на капоте. Тут однозначный промах. Слишком рваные края.
Спасибо, что обратили на это внимание! :) Я забыл упомянуть об этом в статье!
Я сам при окраске обратил внимание на то, что у прототипа на капоте переход краски тоже рваный. Если это не бросается в глаза на картинке с разрешением 1024*768, то на более высоком разрешении это хорошо видно. Поэтому я просто порвал туалетную бумагу, намочил ее и прилепил. Задул аэрографом, а слишком выступающие неровности сгладил кисточкой.
Хотя, видимо, мне не удалось передать характер неровностей :(
Это самый банальный рецепт получения качественно результата.
Что и продемонстрировано.
Поздравляю!
Возможно, более матовой модель смотрелась бы чуть лучше.
Спасибо, спасибо!
По поводу матовости - я и так, по-моему, немного переборщил с матовой добавкой к лаку.
Возможно, модель и смотрелась бы лучше.
Но прототип-то достаточно глянцевый :) Вот, обратите внимание, как блестят верхние поверхности стабилизатора и крыла