Производство моделей развивается стремительно – то, что лет 20 назад было предметом вожделения и многотрудных поисков, сегодня «ширпотреб». Так, в начале 90-х годов прошлого века многие модели японской Tamiya казались шедеврами, и их покупка была предметом гордости счастливого обладателя. Как говорили в те времена далекие времена, модели не «покупали», а «доставали».
Многочисленные фарцовщики предлагали их в провинции по ценам невообразимым, отвечая на удивленные вопросы покупателей историями про «исключительную редкость на нашем рынке», или «у меня последняя, больше не предвидится», а еще практически беспроигрышный вариант: «у меня просят ее трое (четверо, пятеро…), но отдам тебе потому, что ты истинный коллекционер». Наверное, с тех давних времен у меня закрепилась привычка копить модели впрок. Поедешь, бывало, в Москву и накупаешь до десятка коробок. А как иначе! Не каждый месяц ездишь в Первопрестольную, и то, что сегодня купил по приемлемой цене в другой раз может подорожать или вообще оказаться недоступным (по различным причинам).
А покупка красок, клея, инструмент… Или предела мечтаний - аэрографа (да еще японского или германского!) и компрессора. А оказавшийся в руках счастливого обладателя каталог Monogram или Hasegawa засматривался «до дыр»
Вот так копились коробки с моделями, многие из них уже морально устарели. Но лежат в укромных уголках «моделистских закромов», время от времени извлекаются и мечтательно рассматриваются.
Одной из таковых в моей коллекции является Т-IV D фирмы Tamiya. На сегодня это далеко не лучшая и уж тем более не единственная модель «четверки». Из соображений создания запасов в свое время были куплены а ж три «комплекта». И вот недавно одну решил собрать – пора бы уж, выдержка модели равнялась по времени выдержке доброго коньяка или виски.
Но просто «из коробки» собрать не очень хотелось. Решил устранить главные , бросающиеся в глаза недостатки и упрощения. К таковым определил катки с неестественно узкими грузошинами, гусеничную ленту на опорной поверхности траков присутствуют грунтозацепы в виде «уголков», да и сама гусеница состоит из траков 40-см ширины, характерных для конца войны (устанавливались примерно с мая-июня 1944 года). Нужны были 36-см траки, да и под них нужно было уменьшить расстояние между дисками ведущего колеса и уменьшить толщину зубьев. Установка фар фирмы Elf вместо литых в одну детальпластиковых даже не обсуждалась – однозначно, да! Ну и окраска в цвета Африканского корпуса –основная тема моей коллекции. То есть, техника противоборствующих сторон – как стран Оси, так и западных союзников.
Опорные катки нашлись очень быстро – в тамиевском наборе 35209 остаются опорные катки, и на них устанавливаются колпаки раннего типа, которые в моем наборе №35096.
Траки насобирал из драгоновских «троек» - от четырех наборов траков остаются лишние, которых хватает еще на одну модель, при условии не ставить запасные траки.
Сборка модели трудностей не взывает – несмотря на значительный возраст пресс-формы модель «складывается» буквально за вечер. Полагаю, что японцы обновляют пресс-форму: мои модели 20-летней давности ничем не отличаются от выпущенных сегодня - нарочно сравнивал!
Для удобства установки гусеницы лучше не склеивать верхнюю и нижнюю половины корпуса. На представленной модели они не склеены. Из мелких деталей заменены рымы для демонтажа башни и пара рымов в передней части корпуса. Они могут быть заимствованы из тамиевской же «тройки» №35215, №35290 или самоходок на ее базе №35197, №35281, №35310 (литники ходовой части во всех наборах, кроме 35281, идентичны)
Ступицы на модели ранней «четверки» толще нежели на усовершенствованных наборах, поэтому отверстия под ось в катках требуется рассверлить.
Вторым «стратегическим» этапом создания модели стала покраска – хотелось какую-нибудь оригинальную. Принял решение воспроизвести некачественную покраску пустынным желто-коричневым по базовому темно-серому. Ну, как будто, машину плохо помыли и покрасили небрежно, вот краска и стала облезать. Но экипаж извлек из этого пользу, так как в начале боевых действий в африканской пустыне рекомендован был камуфляж из желто-коричневого и серого цветов – последний должен был оставаться на 1/3 поверхности танка. Экипаж, единственно, подновил тактический номер.
Для создания такого эффекта применил технику нанесения масок при помощи поваренной соли. Соль разводится небольшим количеством воды до состояния манной каши. Модель предварительно окрашивается методом цветовой модуляции в германский танковый темно-серый цвет. Места, где «отлетела краска» покрываются полученной кашицей из соли. Когда она высохнет, модель окрашивается в желто-коричневый цвет техники Германского Африканского корпуса (метода цветовой модуляции придерживался). После чего солевая маска удаляется я делал это зубной щеткой с мягкой щетиной. Можно удалить солевую массу и тепло водой, то зубной щеткой эффективнее.
Окраску грузошин опорных и поддерживающий катков осуществляю водорастворимым АКАНом (темно-серый цвет).
Деревянные части шанцевого инструмента окрашены в коричневые, светло-коричневые оттенки – здесь допустил историческую недостоверность, все деревянные части инструмента окрашивались в темно-серый или желто-коричневый цвета, как и весь танк. Но в первом случае модель смотрится более выразительной, а не однотонной
Далее под нанесение фильтров и смывок модель покрывается слоем полуглянцевого лака (я использовал лак все той же Tamiya). После высыхания лака наносятся декали. Они вновь покрываются слоем полуглянцевого лака.
Гусеница окрашивается черной глянцевой краской, потом «сталью» британской фирмы Alclad. Эта краска очень «чувствительна» к поверхности и будучи нанесенной на пластик менее блестит, чем нанесенная поверх черной глянцевой краски.
Запыление модели выполнено «Мастер-пигментами». Кожух выхлопной трубы лучше не красить ржаво-коричневым цветом, в жизни интенсивно выгорает труба выхлопа, а не весь кожух.
Работа над моделью заняла четыре дня – один вечер сборка, три дня окраска и просушка.
Спасибо, коллега! На днях собрал еще одну "четверку" из оставшегося резерва. Переделки аналогичные, но машина буде из состава 7 ТД периода французской компании.
Тема: Tamiya 1/35 Pz. IVD - Модель 20-летне...(#6823) - обсуждение
20 лет... Да, как давно это было..! :roll:
Поздравляю с завершением проекта! ...не каждый день пьешь коньяк двадцатилетней выдержки! :grin: :wink: