Так как тема бронетехники, траков, пушек и башен немного приелась, появилось желание, чтобы следующий проект был по другой тематике. Сам F-35 приглянулся мне еще из обзора этой модели от Kitty Hawk на данном сайте (только его версии с вертикальным взлетом). Данный самолет понравился сочетанием узнаваемого стиля технологии Stealth и грациозных форм аэродинамического обтекаемого корпуса.
Прототип
Самолет F-35 Lightning II является перспективным, малозаметным истребителем-бомбардировщиком V-ого поколения. Разработкой занимается американская фирма Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems). Создание Lockheed Martin F-35 Lightning II началось с победы компании Lockheed Martin на конкурсе по программе JSF (Joint Strike Fighter, совместный ударный истребитель). В результате в октябре 2010 года поднялся в воздух первый F-35 Lightning II. Всего планируется создать три типа самолёта:
наземный истребитель «CTOL» (F-35A),
палубный истребитель «CV» (F-35B),
истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой «STOVL» (F-35C).
Финансируют проект США и некоторые страны НАТО (Великобритания, Италия, Нидерланды, Австралия, Канада, Турция, Норвегия и Дания). В разработке самолета принимали участие российские конструкторы, которые ранее занимались разработкой ЯК-141. Всего планируется потратить на проект 40 млрд. долларов и начать эксплуатацию самолета в 2016 году.
За более подробной информацией можно пройти по ссылке:
Краткие технические характеристики модификации F-35A
Размах крыла, м – 10.70 Длина, м – 15.67 Высота, м – 4.33 Площадь крыла, м2 – 242.70 Масса пустого самолета, кг – 13300 Масса нормальная взлетная, кг – 20100 Масса максимальная взлетная, кг – 31800 Внутренние топливо, кг – 8382 Тип двигателя – 1 ТРДДФ Pratt Whitney F135 Тяга максимальная, кН – 1 х 111 Тяга на форсаже, кН – 1 х 178 Максимальная скорость, км/ч – 2065 (M=1.67) Практическая дальность, км – 2200 Боевой радиус действия, км – 1100 Практический потолок, м – 18288 Макс. эксплуатационная перегрузка – 9 Экипаж, чел – 1 Вооружение: 20-мм шестиствольная пушка (опционально) Боевая нагрузка, кг – 5000
Стандартно: В Stealth режиме - 2х450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку – 2х900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия. В обычном режиме используется 8 узлов подвески оружия
Модель
От модели и процесса сборке у меня остались двойственные ощущения. С одной стороны: интересный прототип, наличие имитации клепки на поверхности, большая прилагаемая плата с фототравлением, возможность сделать открытый фонарь; а с другой – часто встречающаяся в инструкции ошибка, связанная с обозначением симметричных деталей; нечеткая стыковка некоторых деталей, неглубокая расшивка.
Постройка данного проекта началась с кокпита и кресла пилота.
Кокпит собирался из следующих деталей:
ручки катапультирования (XF-69 NATO BLACK, XF-59 DESERT YELLOW);
2-3 деталей фототравления.
Боковины кресла пилота при сборке пришлось фиксировать маленькой струбциной, так как они не хотели плотно прилегать к основанию креслу. Выступающие части кресла методом «сухой кисти» были обработаны XF-19 SKY GREY.
Далее последовала сборка двигателя и выходного сопла. Детали двигателя соединились между собой без проблем (X-33 BRONZE, XF-16 FLAT ALUMINUM).
Для сопла производитель предлагает два варианта исполнения – одной деталью в пластике или сборка из трех деталей фототравления. Был выбран второй вариант: во первых, так интереснее и во вторых, результат в этом случае должен быть боле детализирован.
Готовое сопло и в правду выглядит хорошо, но при стыковке травленых «лепестков» они точно не сомкнулись и два из них наложились друг на друга. Чтобы данный момент не был сильно заметен, наложившиеся лепестки были помещены в нижнюю часть сопла. Мысль о дополнительном кольце под лепестки появилась уже после сборки и окраски.
Далее параллельно собирались передняя и задние ниши шасси, отсеки для бомб, каналы-воздуховоды двигателя (окрашены изнутри в белый цвет XF-2 FLAT WHITE). Сама сборка указанных элементов затруднений не вызвала. После этого настал момент их соединения и низа корпуса. Задние ниши шасси и бомболюки не совсем плотно прилегали своими гранями к низу корпуса, образуя щели. Пришлось приклеивать их в натяг супер-клеем.
Отложив нижнею часть корпуса в сторону, началась сборка верхней части. Вклеив деталь заправочного отсека и сравнив результат с фото, был сделан вывод о том, что это не похоже на реальный элемент конструкции.
Тут настало время первой доработки модели. Сделав отверстие в детали, в него была помещена булавка с круглой головкой для имитации заправочной горловины. Лишняя длина иголки была «откушена». Фиксация – супер-клей. После покраски (XF-2 FLAT WHITE, XF-81 DARK GREEN 2 (RAF), XF-16 FLAT ALUMINUM) заправочный отсек, конечно, не один в один с оригиналом, но стал гораздо лучше, чем, если делать «по умолчанию из коробки».
В качестве второй доработки стало имитация нагрузки на колесах. На фото среднее большое колесо без имитации нагрузки, а крайние левое и правое – с имитацией.
Работа с верхом продолжалась: наклеены травленые решетки, замки фонаря (тут, на мой взгляд, следует поблагодарить производителя за детализацию) и другие более мелкие детали.
На этом глобальная работа по верху и низу корпуса закончилась, и пришло время соединить их между собой и с кокпитом. Первая прикидка выявила их не очень хорошую стыкуемость: либо спереди соединялось, либо в задней части; в середине детали упорно не хотели сходиться. Рассмотрение причин привело к тому, что деталь заправочного отсека могла упираться и канал-воздуховод, после чего в последнем и было вырезано отверстие.
Стало лучше, но принципиально это проблему не решило. Следующим под подозрение попал сам канал и его левое/правое ответвление. Канал не совсем как надо находился в своих посадочных местах, хотя и был собран вполне точно. Верх канала и ответвлений был стесан, но проблема стыковки верха и низа все же осталась. В итоге верх и низ соединялись супер-клеем поэтапно от носа к хвосту. Оставшаяся перед воздухозаборниками маленькая щель справа и слева была залита клеем и отшлифована 3 раза с промежуточной проверкой чистоты поверхности нанесением краски. Причинами такого положения дел при соединении верха и низа, на мой взгляд, стали: несоосность крепежных элементов типа «папа-мама» на верхе и низе; возможная закравшаяся ошибка при сборке канала-воздуховода. Также стало ясно, что собранный двигатель не будет видно. Далее последовало соединение отдельно собранных крыльев и задних горизонтальных стабилизаторов.
Наступило время окраски
Производитель предлагает 2 варианта окраски: AF-06 (основной серый и светлый нос); AF-01 (основной серый, светлый нос и темные вертикальные стабилизаторы). Во время поиска информации по самолету в сети попались следующие фото:
По декалям они очень похожи на вариант AF-06, но с дополнительно выделенными светлыми элементами. Решение об окраске было принято.
Окраска производилась кистями №1 и №3 акрилом от TAMIYA. Сначала корпус целиком закрашивался в серый цвет (XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL)), а затем нос и элементы экстерьера выделялись светло-серым XF-19 SKY GREY.
Другие элементы окрашивались в следующие цвета:
внешняя сторона сопла – смесь XF-72 BROWN (JGSDF) и X-33 BRONZE;
концы лепестков сопла и внутренняя часть – XF-2 FLAT WHITE;
огни на концах крыльев - XF-7 FLAT RED, XF-26 DEEP GREEN.
Третьей доработкой модели является добавление тормозных магистралей на задние стойки из телефонного провода, изъятого из изоляции (XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL)), по упрошенной схеме без крепежных колец на стойках. Фиксация - супер-клеем.
Для ниш шасси и отсеков бомб применялась смывка черной акварелью.
Расшивка обозначалась простым карандашом, так как на фото прототипов не видно ее сильного выделения.
На данном этапе не собранным оставался фонарь кабины (на фото не приведены ответные травленые элементы замков).
Порадовало и наличие травленых петель подъема фонаря.
Изнутри переплет окрашен XF-69 NATO BLACK, а снаружи – XF-19 SKY GREY.
После установки фонаря, нанесения декалей и финишного покрытия XF-86 FLAT CLEAR проект был завершен.
Выводы
Как и было сказано в начале, ощущения которые оставил в памяти этот проект - двойственные. Модель, как мне кажется, вышла красивой и удачной, на ней впервые были применены метод «сухой кисти», добавление магистралей на стойки шасси и доработка отсека дозаправки. Другим моментом, которым запомнится этот проект стали подгоночные работы по корпусу, которые стали для меня дополнительным опытом в модельном деле.
Начинающим моделистам этот набор я рекомендовать бы не стал. Начинать надо с чего-то более легкого. Опытному мастеру не сложно будет побороть указанные сложности и внести доработки, сверх указанных здесь. Тем не менее, проект принес дополнительный опыт, положительные эмоции, а модель стоит на полке и радует своей грацией. P.S. В данный момент на «стапеле» находится бронированный бульдозер D9R от Meng в масштабе1/35.
F-35 Lightning II является малоперспективным и заметным
Вообще-то к теме обсуждения это таки не относится. Потому можно и побить. :evil:
Marakarв 29.11.2013 - 15:12 Тема: Kitty Hawk 1/48 F-35A Lightning II – Грация и невидимость
Спасибо всем за проявленное внимание к этому проекту!
Шарр, не могу не согласиться по поводу цвета полос.
Canoner, про следы толкателей на створках знаю, но пока не начал использовать шпатлевку (есть куда расти в модельном деле). Долго искал указанную вами зазубрину и только на фото обратил на нее внимание... Я не в коем случае не думал пренебрегать чужим опытом. Почему-то терпения часто бывает не хватает именно на последних этапах работы с проектом...
Рад, что вам понравилось описание постройки.
С уважением, Marakar.
шкрабв 13.06.2018 - 18:34 Тема: Kitty Hawk 1/48 F-35A Lightning II – Грация и невидимость
Коллеги, кто в теме? Делаю Китти F-35C 1/48. Что у него с пилонами? Все с разными углами наклона подвесок! А крайние, так там ракеты в небо нацелены! Кто строил, помогите, или дайте ссылку.
Не забывайте - у F-35 очень выраженная крутка крыла!!!
Собираю менговскую Ашку - сначала тоже прифигел от пилонов "врастопырку" (внешний точно под таким же углом, как показан выше), но когда приложил к крылу - все встали как по линейке :grin:
Я глубоко вопрос не копал, на Сшке крыло большего размаха, может там крутки и нет?.. А пилоны в модели остались от Ашки...
Посмотрел фото собранных - у всех внешние подвески смотрят вверх :???:
Тема: Kitty Hawk 1/48 F-35A Lightning II – Грация и невидимость
F-35 Lightning II является малоперспективным и заметным :-)