Здравствуй, дорогое сообщество! Наверное, как и подавляющее большинство, в далеком детстве я собирал нехитрые безымянные модели, не брезгуя при этом использовать в качестве модельного клея хоть жвачку, хоть медицинский БФ, хоть момент. На модель уходило максимум 2 дня, а то и пара часов, вопрос с окраской, вообще, никогда не ставился. Одним словом , уровень всем известный. По прошествии же некого количества времени, обзаведясь женой, детьми, работой и прочими атрибутами взрослой жизни, случайно ковыряя ночами интернет, как-то забрел на scalemodels.ru. И все, итог заранее известен. Я - сектант!!! Собрав на кривую, дилетантскую руку Ла-5 от Звезды и «Ишачка» от Эдика, я почему-то решил, что я мэтр, не имеющий равных и заявился с с «Пешкой» на стартовавший в те далекие дни ГБ «Красные звезды-2».
Сцена первая – «Что нам стоит "Пе" построить»!
Основным фактором при выборе модели послужила ее относительно не сильная распространенность на форуме (по крайней мере, на тот момент мне казалось, что их гораздо меньше, чем любых Яков, Илов, МиГов, Лавок). И вот, запасясь энтузиазмом и уверенностью в успехе (ведь я считал тогда, что после двух первых поделок я все знаю и все умею), я начал весело махать «рашпилем». Забегая вперед, скажу, что весело махал я не долго, вопросы по матчасти самого прототипа и моих модельных навыков возникали с завидной регулярностью.
Сцена вторая – На старт! Внимание! Марш!
Слегка проштудировав теорию, пришел к выводу, что при постройке мне будет довольно сложно удержаться в рамках какой-то конкретной производственной серии. Уж слишком много их было. Поэтому свою постройку я определил как серии 205, 205+. Начал с кокпита. Собрав вначале мостик, как положено по инструкции, следующим образом:
После чего, знающие люди объяснили, что все, что предлагает нам производитель, очень далеко от жизни. И на самом деле, нужно делать так:
Исправился. Из куска "левого" пластика вырезал новый "фальш-пол", имитируя при этом входной люк методом "бутерброда".
После чего водрузил на него мостик, а на половинки фюзеляжа приклеил имитацию приборов, добавил проводки, ну и так, по мелочи. Ориентироваться старался на фотографии. Из набора использовал только то, что желтого цвета (т.е. смоляное кресло и какую-то панель приборов по бортам). Все остальное - комбинация «левых» деталюшек или пластика преимущественно от остатков Звездовской Лавочки.
Далее пришла очередь «носовых» пулеметов. В моей 205 серии с правой стороны должен быть УБ, с левой – ШКАС. Долго промучавшись как выйти из положения (в наборе это место вообще никакое) пришел к выводу, что особых деталей внутри будет не разглядеть и решил поступить следующим образом. Взяв два ШКАСа от Вектора (большое спасибо Сергеею KSL), на правом борту, там, где должен быть УБ, я решил просто вставить в один из ШКАСов более длинную и толстую иглу в сравнении с левым бортом, где ШКАС остается полноценным. Из двухкомпонентной тамии слепил нечто изображающее казенник около левого ШКАСа, а под правым УБ небольшая полочка, на которой он крепится в оригинале. Все загрунтовал, окрасил воднымаканом А-14 (73040), тот, который как бы для интерьера; оружие и приборы закрыл черным и прошелся везде сухой кистью. Все залил глянцевым лаком и планировал смывку. И вот тут-то меня ждал очередной удар. Для смывки решил использовать тонировочный пигмент акан, серый (98019). Сразу же оговорюсь, смывку еще ни разу не пробовал и хотел это делать впервые, и спустя день боев так и не сделал!!!!!! Весь мат вспомнил!!! В итоге смывка у меня так и не вышла, все попытки удалил. Успокоился лишь тем, что приложив половинки фюзеляжа, пришел к выводу, что она особо и не видна была, если бы получилась. Но ведь так хотелось ее осилить (попробовать), тем более, в различных видео мастер-классах японские мужики так просто ее делают, и так у них круто все оживает!!! Эх, жизнь моя жестянка...
Чтобы разнообразить серый фон нутрянки, было решено пройтись по линиям силового набора более темной краской. Но так как опыт не велик, и краска не простит ошибок, решил зарядить аэрограф все тем же тонировочным пигментом, которым не вышла смывка. Стерев пару неудачных попыток, оставил более-менее удовлетворяющий меня результат.
Получилось неплохо, НО очень уж контрастно и темно. Для того, чтобы сгладить эту проблему решил "надуть" сверху чуть-чуть финишного покрытия с осветляющим эффектом (АКАН 74025), предварительно закрепив все это дело лаком.
Уже после того, как все было сделано, коллега freeman надоумил меня: «Силовые элементы надо было сделать светлее основного тона. Это придало бы объем. Тем более, когда все это соберется, внутри будет темно и краски будут выглядеть еще темнее». Но я решил уже ничего не переделывать, а просто поставить себе галочку на лбу, на будущее.
Навозившись с внутрянкой, склеив фюзеляж и достав рубанок побольше, я принялся мастерить планер. Там, конечно, образовались классные щели везде, где только можно, но это в принципе мелочи.
Когда дошла очередь до фары, расположенной на крыле, решено было поступить следующим образом :
Думаю, нет нужды что-то объяснять, на фото все предельно понятно. Скатал маленький шарик из двухкомпонентной тамии и просто воткнул в него небольшую палочку. Получился условный рефлектор. Наверное, можно было сделать все это по другому, но просто хотелось попробовать именно этот способ, который я вычитал в брошюре «Советы моделиста» (или секреты, не помню).
Собрав планер, занялся мотогондолами. Как было неоднократно подмечено на форуме, в наборе они даны слишком узкие, и по- хорошему их нужно чуть расширить. Я определил это «чуть»примерно в спичку.
Из-за расширения половинок круглое сечение (торец) превратилось в овал.
Но толщина пластика и надфиль позволили это дело исправить.
Далее по мелочи. "Долепил" из тамии двукомпонентной воздухозаборники нагнетателей (получилось может быть и не на 100%, но то что дается в наборе, вообще, шлак). Срезал пластиковую имитацию выпускных каналов радиаторов, заменив их на жестяные. И отпилил задние плоскости управления, которые были даны одной деталью. Как-то они мне показались очень "безжизненными" и я решил их чуть оживить, отрезав и приклеив чуть-чуть в отклоненном положении.
Справедливости ради скажу, что в это время я уже на 300% знал, что к финишу ГБ я не успею ни при каких обстоятельствах. Поэтому не так много фото дальнейшего процесса. Ветка по постройке померла. Впереди оставалось вышкуривание, нанесение расшивки, клепка, покраска….
Сцена третья – «Дорогой, через 3 года и 9 месяцев мы сможем обналичить материнский капитал!
Переварив такое известие, стало понятно, что приоритеты в семье очень сильно поменялись. Бесконечные ремонты к радостному событию, переезды и опять ремонты практически на полтора года задвинули моделизм на дальнюю полку.
Сцена четвертая – «Возвращение джедая..»
Потихоньку возвращаясь в строй и стыдливо поглядывая на полку с образовавшимся долгостроем, зрело политическое решение о необходимости закончить проект. В конце концов «Тварь я дрожащая или право имею?»
Вышкурил. Перерезал расшивку. Подозреваю, что местами не правильно, но то, что она ближе к истине, чем то, что предлагалось я уверен. С качеством кроя, конечно, пока не все ладно, но это дело наживное. Моделей через 5-10 освоим. Хотел нанести клепку, но тут случилось следующее. В голову пришла дурная идея проклепать уже после покраски. Думал, а вдруг получится? И тогда одни плюсы – не зальется слоями ЛКП, можно не «заливать» ее смывками, т.к. она и так будет смотреться отлично… Но в итоге, после покраски, проведя по нижней плоскости крыла «колесиком», я понял, что расклепать всю модель, не убив при этом всю покраску просто не реально. По крайней мере, мне.. пока. Просто работа без права на ошибку. Так вот моя Пешка и осталась без клепки.
Так же соорудил из латунных трубок бомбодержатели (производитель почему-то проигнорировал их). Много времени ушло на «зализы» из фольги. Тем обиднее, что 100 слоев ЛКП наглухо похоронили эту фольгу.
По поводу покраски хотелось бы сказать следующее. Пользуюсь водным Аканом. Краска хорошая (прежде всего своей палитрой), но очень укрывистая. На первых своих поделках, делая прешейдинг, я делал его, как метко выразился Вячеслав Демченко, потому, что типо так положено! И само собой, потом наглухо закрывал его основным цветом. В итоге, о том, что есть прешейдинг, знал только я. Но прочитав статью Вячеслава «Прешейдинг - Мифы и практика», я стал думать, что это все- таки возможно (когда-нибудь) сделать даже мне и даже Аканом. Повторить полностью предложенную автором методику мне не позволил союз кривых рук, китайского аэрографа и Акана. Поэтому, пришлось ее чуть «модернизировать» под свои кривые «реалии».
1. Первым слоем я наглухо закрыл основным цветом окрашиваемую поверхность.
2. Затем, по уже окрашенной поверхности сделал тот самый прешейдинг.
3. Оставалось нанести сверху тонкий, полупрозрачный слой. Но сильная укрывистость Акана на 100% закрыла бы все предыдущие старания (я рассматриваю вариант равномерного нанесения краски на ВСЮ поверхность. Как предлагает Вячеслав, красить по «ячейкам», образованных линиями расшивки и заклёпочными рядами, нанося точечно, по принципу "чем ближе к центру, тем плотнее цвет" у меня пока явно не хватит таланта). Остается развести «пожиже». Но тогда встает вопрос о надежности адегезии. Я решил использовать для разведения не воду (я работаю водным Аканом), а основу для краски Акан №74023. Т.е. в эту бесцветную основу добавил основного цвета, до полупрозрачной консистенции. И о чудо, он (прешейдинг) получился даже у меня. От огромной радости он получился даже слишком навязчивым и сильным. Но меня на столько «взбодрил» сам факт его «присутствия», что он все- таки получился, что его гипертрофированность мне даже нравилась. К сожалению, фото этой стадии нет.
Здесь должен сказать, что от этого продукта (Акан №74023) остались какие-то двоякие впечатления. С одной стороны, он позволил мне все- таки добиться того, что раньше у меня не получалось. А с другой, продукт в работе очень не приятный. Да простит меня товарищ Аканихин, пользую его продукты в 95% случаях, но здесь я пришел к выводу, что эта основа-это обычный лак, который можно колеровать любой краской Акан (естественно, на водной основе). А вот как раз лаки Акан – это ахиллесова пята ув. Александра Аканихина. Аэрограф намертво забивается «на раз». И в случае с этой основой все то же самое.
Схему окраски выбрал 40 БАПа. Полк как раз был оснащен 205 серией. И камо я хотел трехцветное.
Еще оговорюсь по поводу сколов, кусков грязи и прочих «обгадингов» - НЕ МОГУ! Не порядок это! В диараме – ДА! Но как модель «одиночка» - НЕТ! Максимум – винт поцарапать, но не умею.
Вроде бы и все. БАНО, антенны. О многих проблемах по матчасти и реализации я знаю. Это и фонарь не той формы, и внутренние створки у заднего колеса, и куча «насосавшейся» пыли внутрь, и «лохматый» переплет…. и куча всего. Но должен признаться, что начал немного уставать от этой модели. И пришел к выводу, что ее уже нужно просто доделать особо не мудрствуя, иначе она навечно останется на «стапеле».
Пара слов по фотосессии. Фотограф я тот еще. Но старался как мог. Отснять модель при дневном освещении не имею возможности. Снимал в темное время, поэтому над моделью стоят две настольные лампы. Отсюда на фото появляется небольшой блеск, которого в реальности нет. Модель достаточно матовая.
Прошу простить меня за то, что статья получилась такой громоздкой. Но поймите меня правильно, я ведь должен был кому-то выговориться, радостью своей поделиться. Праздник у меня. Победа!!! Я же не могу прийти на работу и сказать: «Мужики, я три года самолет пилил, пилил и выпилил!» Меня ж сразу комиссуют!
С уважением, Вадим.
Здесь должен сказать, что от этого продукта (Акан №74023) остались какие-то двоякие впечатления. С одной стороны, он позволил мне все- таки добиться того, что раньше у меня не получалось. А с другой, продукт в работе очень не приятный. Да простит меня товарищ Аканихин, пользую его продукты в 95% случаях, но здесь я пришел к выводу, что эта основа-это обычный лак, который можно колеровать любой краской Акан (естественно, на водной основе). А вот как раз лаки Акан – это ахиллесова пята ув. Александра Аканихина..
У кого-то - пята, у кого-то - не спрямлённые руки :mrgreen:. Так они и шли по жизни - обнявшись.
Я бы позволил себе малюсенькую ремарку. № 74023 - это не лак. Материалы 7 серии - это Тиккурила, со всеми вытекающими вопросами о пятках - туда.
АКАН - проблема этого бренда в том, что выпуская дофига всего (в каталоге более 1300 наименований) для моделей, вот лениться он писать обо всём подробно для нашего брата-моделиста, и разъяснять, что не всё так плохо, как хотелось бы некоторым (не о вас речь, Денис).
Ну а раз такая проблемка существует, то позволю дать небольшой совет, хотя уже и был он ранее озвучен, и это было - талантливо! http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=49741 Вот молодец, Харуныч, и всё тут!
Добавлю, что этот разбавитель позволяет разбавлять краски 7 серии в любой пропорции и для получения прозрачных слоёв - это приветствуется. № 74023 - к большому сожалению Тиккурилы, не имеет в последнее время стандартной вязкости. Для цвета краски это не имеет значения, но аэрографы - не довольны и их обладатели - гневаются. Вывод - не ругаться, а краску разбавлять № 74000 до "малярной готовности", а именно - стекания капельками с острия зубочистки (например). То есть, макаете зубочистку в краску, вынимаете её и смотрите на стекание краски. Она не должна литься ручейком (а почему бы и нет :mrgreen:) и интервал между капельками не должен давать вам выспаться.
Модель - понравилась, но не без ошибочек. Денис, критиковать не буду, а надо бы. Но - некогда. Да и лишний пяток минусов не украсит меня.
Эйеропланв 13.12.2013 - 10:00 Тема: МРМ 1/48 Пе-2 - Третий раз в первый класс
Доброго...
Статья- топ шедеврале, впрочем как и перепил. Просто "ПЕдвиг джедая".
зы: книга, по которой можно сделать фару, называется "Условные рефлексы моделиста".
Мои поздравления от такого же "трёхгодника".
С уважением, Владимир.
Коллеги, всех благодарю за реакцию.
Мне, как «стажеру» этого дела, положительные оценки приятны вдвойне.
Zemelya, Вам спасибо за совет, зарубку на лбу на будущее поставил.
Waldmor
Вадим, поздравляю! Собранных Пешек в 48-м - единицы, за многие годы.
А как ты решил их проблему с входными туннелями водорадиаторов?
Я делал так:
Сбасибо. коллеги.
Waldmor
А как ты решил их проблему с входными туннелями водорадиаторов?
К стыду своему, я ее не решил никак. Когда я собирал крылья, то думал, что не стоит заморачиваться с этим сейчас. Имея в загашнике пару отличных травленок сетки, думал, что после окраски (на финише) не составит труда их туда "приладить". На самом же деле, "приладить" их туда на финише не вышло (по крайней мере так, чтобы это смотрелось достойно).
Вообще, я заметил такие ситуации возникают при постройке довольно часто (по крайней мере, у меня), когда думаешь, что потом придет какое-то озарение, вдохновение и ты запросто сделаешь некое проблемное место, которое сейчас сделать не можешь (не знаешь).
Подобная ситуация сложилась у меня и с УБ турельным, и с нижним люком для стрельбы, и со внутренними створками ниши заднего колеса.
Так вот я понял, что никакого "потом" не будет. Потом может придти только полное нежелание вообще возиться с этим местом и желание закончить побыстрее эту модель потому, что руки чешутся уже при взгляде на другую.
Поэтому, для себя решил стараться больше не оставлять никаких "потом".
Waldmor
Добрый день!
Я потому и спросил про тоннели, что, помню, кучу времени на них потратил...
Ничего, раз ты доделал эту "Пешку", а это бо-о-о-о-о-льшие трудо-нервозатраты, значит прошел серьезный этап в своем становлении.
Еще раз поздравляю, и заслуженный плюс от меня!
У кого-то - пята, у кого-то - не спрямлённые руки :mrgreen:. Так они и шли по жизни - обнявшись.
Я бы позволил себе малюсенькую ремарку. № 74023 - это не лак. Материалы 7 серии - это Тиккурила, со всеми вытекающими вопросами о пятках - туда.
АКАН - проблема этого бренда в том, что выпуская дофига всего (в каталоге более 1300 наименований) для моделей, вот лениться он писать обо всём подробно для нашего брата-моделиста, и разъяснять, что не всё так плохо, как хотелось бы некоторым (не о вас речь, Денис).
Ну а раз такая проблемка существует, то позволю дать небольшой совет, хотя уже и был он ранее озвучен, и это было - талантливо! http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=49741 Вот молодец, Харуныч, и всё тут!
Добавлю, что этот разбавитель позволяет разбавлять краски 7 серии в любой пропорции и для получения прозрачных слоёв - это приветствуется. № 74023 - к большому сожалению Тиккурилы, не имеет в последнее время стандартной вязкости. Для цвета краски это не имеет значения, но аэрографы - не довольны и их обладатели - гневаются. Вывод - не ругаться, а краску разбавлять № 74000 до "малярной готовности", а именно - стекания капельками с острия зубочистки (например). То есть, макаете зубочистку в краску, вынимаете её и смотрите на стекание краски. Она не должна литься ручейком (а почему бы и нет :mrgreen:) и интервал между капельками не должен давать вам выспаться.
Модель - понравилась, но не без ошибочек. Денис, критиковать не буду, а надо бы. Но - некогда. Да и лишний пяток минусов не украсит меня.