Приветствую, коллеги по моделизму! После модели МиГ 29 9-13 захотелось собрать что-нибудь из наземной техники и при этом попрактиковаться в нанесении следов эксплуатации на нее. По этому, в плане модели для последующей сборки выбор был сделан в пользу американской самоходной артиллерийской установки (САУ) M7 Priest от Dragon. Также привлекла возможность собрать и интерьер с орудием, так как конструкцией этой машины стационарная крыша не предусмотрена.
В июне 1941 в американской армии появилась идея установить гаубицу М1А2 калибра 105 мм на шасси среднего танка М3, а получившуюся при этом машину направить для сопровождения танковых дивизий. Первые прототипы под обозначением Т32 выехали из ворот Baldwin Locomotive в ноябре 1941 года. Машины имели ходовую часть от М3 и оригинальную верхнюю часть. Испытания проводились на Абердинском полигоне и по их результатам в конструкцию были внесены некоторые изменения. Самыми заметными из них стали подмостки для экипажа у основного орудия. Так как добавленная надстройка напоминала кафедру, за которой проповедует священник, отсюда и появилось это своеобразное имя для военной машины: Priest (священник).
В феврале 1942 года прототип Т32 был стандартизован и получил новый индекс – М7 НМС, а серийное производство началось в апреле этого же года, до конца которого было выпущено 2028 машин.
Со временем требования к машине изменялись и она подвергалась модернизациям. На поздние версии ставились поддерживающие ролики от М4, некоторые имели один литой лобовой бронелист в замен трех деталей, соединенных болтами. В сентябре 1943 инженеры окончательно перешли с устаревшего на тот момент шасси от М3 на более новую конструкцию от М4А3. Также были добавлены бортовые экраны и эта модификация получила обозначение М7В1.
В январе 1945 армия получила более новую САУ М37 НМС на шасси М24, а М7 и М7В1 постепенно сняли с вооружения.
За время промышленного выпуска этой САУ инженерами и конструкторами были разработаны следующие модификации:
25pdr Howitzer Motor Carriage Т51, отличавшаяся тем, что в июле 1942 года на этой модификации экспериментально установили британскую 25-фунтовую гаубицу. Это требовалось для большего соответствия САУ английским требованиям, на данный вариант так и остался экспериментальным и в серию запущен не был.
Priest Kangsroo – это бронетранспортер, который способен перевозить 20 пехотинцев и двух членов экипажа (командира и водителя). Причиной смены назначение машины является простая рациональность, так как в Нормандии английская армия уже заменила М7 на более подходящие САУ Sexton. Не слишком трудоемкая конверсия имеющихся M7 позволит их еще немного использовать с пользой. С машин демонтировали орудие, а просвет под ствол в бронелисте закрыли броней.
Priest OP является артиллерийским корректировщиком. Вместо снятой с машин вооружения были установлены дополнительные средства связи (ралиостанции, телефоны и катушки с проводами).
Сборка данной САУ началась немного не традиционно для гусеничной БТТ: не с ванны корпуса или подвески (как предлагает инструкция), а с передней части, коробки передач и бортовых редукторов. Сходимость деталей оказалась хорошей. Немного подогнать пришлось только крепежные элементы под коуши.
Далее были собраны задняя стенка интерьера (или передняя стенка отсека двигателя) и задний бронелист.
Так как пол дан одной деталью, то он был окрашен сразу в основной цвет, а после были нанесены следы износа его покрытия до металла (XF-16 FLAT ALUMINUM) методом «сухой кисти». При этом использовалась кисть ПОНИ №1, укороченная примерно до длины в 5 мм. Понравилось то, что на поверхности пола воспроизведен рельеф «елелочкой».
Верхняя часть переднего бронелиста была дополнена необходимыми деталями с внутренней (панель приборов, ящики) и внешней (фары и их ограждения, дополнительные траки, смотровой люк) сторон, а также боковыми панелями в центральном вырезе. Из двух вариантов положения смотрового люка было выбрано закрытое положение.
Собранные элементы были отложены в сторону, и сборка продолжилась в направлении главного орудия. Приятным дополнением стал прилагавшийся точеный алюминиевый ствол. Казавшиеся в процессе сборки «ненадежные», малые по площади контакта соединения после полной полимеризации клея стали достаточно прочными и далее вопросов с ними не возникало. Орудие окрашено в основной цвет САУ, а сам рабочий механизм в Mr.Hobby H38 STEEL RED и «сухой кистью» (XF-16 FLAT ALUMINUM). Что не очень понравилось на данном этапе, так это то, что точно неуказанно, под каким углом устанавливать ствол. Хорошо, что установленный «по наитию» чуть вверх он более-менее совпал с нужным положением для соединения с опорой на полу.
Для образования всего корпуса САУ недоставало только боковых стенок, сборкой которых в виде присоединения сидений (подушки: XF-69 NATO BLACK, потертости подушек: ЗВЕЗДА №50 Пустынный песчаный акрил) и продолжился процесс.
После сборки шести тележек ходовой части с катками, настало время соединять все полученные до этого элементы воедино. К «ванне» корпуса сначала присоединяется перед с коробкой передач, далее устанавливается пол и передняя стенка отсека двигателя, потом задний бронелист, а полу свое место занимает главное орудие с опорами. Задняя часть закрывается крышкой моторной отсека, ставиться верхняя часть переднего бронелиста и боковины.
В целом по корпусу было три нестыковки:
первая нестыковка заключалась в том, что установке правой боковины мешали полки с внутренней стороны переднего бронелиста;
вторая нестыковка выявилась при попытке соединить передний бронелист и боковины. Данные элементы не хотели сами стыковаться между собой, только внатяг. Вначале пробовал соединять их обычным клеем со струбциной, но это место не совсем удобно для ее закрепления. Вторая попытка с использованием супер-клея увенчалась успехом.
суть третьей нестыковка в том, что в углах задней части образовались щели, которые устранялись супер-клеем.
Не могу с полной уверенностью перенести данные моменты на совесть производителя, так как мог и сам что-то чуть не так спозиционировать при установке деталей. в принципе эти моменты не критичны.
На фото тележки с катками держатся на корпусе за счет трения. Также для элементов интерьера использовались цвета: XF-7 FLAT RED (корпус огнетушителя, полосы на инструменте), XF-2 FLAT WHITE (полосы на инструменте), X-1 BLACK (снаряды), XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL) (выделение рельефов торцов снарядов).
Уже после формирования корпуса посетила мысль по поводу доработки фар. Не совсем понравилась их выпуклая форма. Подходящим по диаметру сверлом они были высверлены для имитации поверхности отражателей.
Из предложенных производителем вариантов окраски была выбрана однотонная расцветка темно-зеленого цвета, которая наносилась кистью №3 акрилом XF-62 OLIVE DRAB от Tamiya. Кроме того, мне кажется, что на однотонном цвете различные царапины будут более заметны, что и нужно для практики нанесения их имитации. Для более удобной покраски низа корпуса тележки ходовой части были сняты и покрыты тем же XF-62 OLIVE DRAB. Цвет резины бандажей катков воспроизведен при помощи XF-69 NATO BLACK.
После этого «сухой кистью» был нанесен первый слой XF-68 NATO BROWN. Это, как мне кажется, дает «усложнение» основного цвета. Кроме того XF-68 NATO BROWN чем-то немного напоминает как глинистую грязь, так и ржавчину.
Далее и весь корпус был окрашен в акрилом XF-62 OLIVE DRAB. Таким образом, он полностью подготовлен к следующим этапам покраски.
Из предлагаемых производителем декалей для однотонных вариантов окраски была выбрана маркировка произвольной боевой единицы (unidentified unit) США на момент 1942 года. В наборе идет итальянская декаль от Cartograf, которая на мой не профессиональный взгляд понравилась хорошей «прилипаемостью» к поверхности, прочностью и малой толщиной.
После установки шанцевого инструмента (металлические части: Mr.Hobby H38 STEEL RED, деревянные ручки: ЗВЕЗДА №50 Пустынный песчаный акрил) по корпусу была сделана«смывка» черной акварелью.
Не совсем легко на свое место встал трос. Радует, что производитель в набор включает именно стальной трос, а не нить. С другой стороны он упругий и не сразу принимает нужную форму кольца. Пришлось его изгибать, а концы обвивать на 2-3 оборота вокруг кольца.
Дальше использовался метод «сухой кисти». Был нанесен еще один слой «грязи/ржавчины» на ходовую и сколов до металла на интерьере. При этом старался, чтобы износ соответствовал возможным путям перемещения экипажа.
На поверхности корпуса было нанесено несколько слоев и цветов, поверх основного тона. Первый слой - сколы до метала (XF-16 FLAT ALUMINUM), второй слой - ржавчина (XF-68 NATO BROWN), третий стой – локальные темные пятна (XF-16 FLAT ALUMINUM + XF-63 GERMAN GREY), четвертый слой – небольшое локальное высветвление (XF-81 DARK GREEN 2 (RAF)).
В конце окрашивалась виниловая гусеница. Сначала резиновые подушки в цвет XF-68 NATO BROWN, затем боковые металлические части в основной цвет САУ, после локальное применение XF-68 NATO BROWN и финальное XF-16 FLAT ALUMINUM на гребнях для выделения мест контакта со звездочками. Также XF-16 FLAT ALUMINUM использовался для обозначения дорожек контакта с гусеницей на задних роликах и поддерживающих роликах на тележках ходовой.
Финальным моментом сборки стала установка пулемета (Mr.Hobby H38 STEEL RED, XF-16 FLAT ALUMINUM) на опоре.
Для закрепления промежуточных слоев и финальной отделки применялся лак XF-35 SEMI GLOSS CLEAR.
Сборка данной модели стала своеобразным отдыхом от авиации. В виду относительно не очень большого количества деталей сборка не утомила, а модель не «приелась». Порадовала хорошая стыкуемость деталей. По привычке почти всегда примерял детали «насухо», но в большинстве случаев можно было бы клеить сразу. Причиной наличия описанных выше сложностей соединений деталей, скорее всего, являюсь я сам. Следует отметить и проработку сварных швов, фактуры поверхностей (рельеф пола; гладкие боковины; «шершавые» крышки боковых редукторов и низа переднего бронелиста), а также мелких деталей (шестигранные болты, винты под плоскую головку).
Но есть в этой модельной «бочке меда» и маленькая «ложка дегтя»: местами инструкция не совсем наглядна и требует дополнительного изучения последующих шагов, а порядок сборки (на мой взгляд) не на 100% оптимален. В прочем, скорее всего, совсем идеальных инструкций, понятных для каждого, еще никто не изобрел…
Готов принять конструктивную критику по модели и ответить на вопросы.
С уважением, Marakar.
P.S. Сейчас на «стапеле» находится IDF SHOT Kal 1973 в масштабе1/35 от AFV CLUB.
Трос перед установкой коушей лучше было отжечь на свече докрасна. при этом он темнеет и почти не требует окраски, также становиться мягче и легче ложится.
Воспроизводить заводскую окраску траков, как мне кажется не стоило, т.к машина довольно "поюзаная" - остаться ее (краски) не должно. Мой выбор: цвет земли, пыли, ржавчины на металле, черная беговая дорожка на резине, на внешней и внутренней стороне гусеницы(к каткам это тоже относится), ну и металл, там, где Вы обозначили.
И без лака!))
MedVet, спасибо за совет по поводу троса.
На траках (в местах заводской краски) также пытался сделать следы износа с помощью NATO BROWN. Видимо надо было более сильно. Спасибо!
Тема: Dragon 1/35 M7 Priest (early production)(#7328) - обсуждение
Интересный прототип модели.