Добрый день, уважаемые коллеги!
На вопрос: «Что тебе подарить?», друг мне ответил: «Сделай мне еще одну модель». Ранее ему была подарена модель Ла-5 ФН в 48-м масштабе, стало быть, в пару к «лавке» нужен «немец». Выбор пал на звездовский массер Bf-109 F-2 в том же 48-м масштабе.
Странная модель у меня получилась. Начиналась сборка сразу после выхода этого релиза в рамках групп-билда по мессерам. Было уделено достаточно много времени доработке кокпита. Потом, ввиду отсутствия времени и возможности «моделить», 109-й в полусобранном виде «лег на полку» и пролежал там 4 года. По просьбе друга модель закончена в качестве подарка в очень жесткие сроки. Так что, доработанный кокпит закрыт наглухо фонарем, а снаружи – собранная на скорую руку модель…
О Мессершмитте Bf-109 F-2 рассказывать не вижу смысла по нескольким причинам. Во-первых, тем, кто интересуется авиацией, эта машина хорошо известна. Во-вторых, я – далеко не самый большой специалист по этому самолету. Тут на сайте есть куда более знающие люди. Тем же, кто все-таки захочет утолить жажду познания, так сказать, для глубокого погружения, я порекомендую вот эту тему форума.
По поводу модели Bf-109 F-2 от Звезды я уже ранее высказывался в своем обзоре. Модель хороша и однозначно стоит своих денег. Хотя, есть некоторые замечания по сборке и инструкции, которые я хотел бы упомянуть. У моей модели (из первой партии) были немного деформированы верхние плоскости крыльев. Попытка выровнять их при помощи горячей воды привела к плачевному результату: крылья хаотично деформировались и не подлежали восстановлению. К счастью, производитель без вопросов прислал мне литник с крыльями, взамен испорченных деталей.
Второе замечание – утяжины. Все бы ничего, но утяжины находятся в тех местах, где от них сложнее всего избавиться...
Есть претензии и к декали. И дело не в том, что она скудная на техничку (этим Звезда грешила всегда), а в том, что она неверна. Есть ошибки также и в инструкции по окраске. Отмечу только то, что касается машины Ханса-Экхарда Боба, которую я попытался изобразить, и которую я немного изучил.
В инструкции кресты показаны не на том месте – нижние надо клеить ближе к центроплану, верхние наоборот – ближе к законцовкам. Сами кресты, как мне показалось, немного меньше, чем нужно, особенно – верхние. Еще в инструкции цвет винта и кока указан как черный. По факту, полагаю, все-таки, имел место темно-зеленый цвет RLM 70. Так называемый «моттлинг» в инструкции предлагается сделать одноцветным (пятна RLM 74), по факту же он должен быть как минимум двуцветным, что хорошо видно даже на черно-белых фотографиях. Я сделал «моттлинг» с чередованием пятен RLM 74 и RLM 75. Еще эмблема группы (красная чертова рожица) дана зеркальной для правого и левого борта. В действительности, рожица должна быть обращена носом влево для обоих бортов фюзеляжа. В инструкции также дано неверное местоположение этой эмблемы: она должна быть немного дальше от носа. Эмблема цветовой идентификации (желтая волна) по левому борту имела некоторую «ободранность» черной окантовки, в модели этого нет. Лечится обрезанием черного канта в нужных местах перед наклейкой декали. Ну, еще чувствуется нехватка декали для обводки подножек… Возможно, я что-то пропустил, но и этого достаточно чтобы сказать, что для серьезной модели «родная» декаль не годится.
Теперь, собственно, о самой сборке.
Как я уже писал, модель была начата давно. Предполагалось делать всё основательно с доработкой упущений и упрощений модели. В кокпите были сделаны следующие доработки:
сделаны ремни фиксации пилота (фольга и проволока), ремни на педалях;
имитированы провода, тросики и цепи;
чтобы сымитировать прозрачную трубку, из прозрачного тянутого литника сделан новый топливопровод.
В принципе, по кокпиту всё. Остальное – изкоробочное.
После четырехлетнего лежания в коробке в полусобранном виде было решено сделать в подарок именно эту модель. В том числе и по причине её «полусобранности». Делать модель с нуля было бы дольше, да и от долгостроя надо избавляться. Поскольку время сильно поджимало, то об основательности сборки и открытом капоте пришлось забыть. Дальнейшая сборка велась очень быстро. Из внешних доработок отмечу следующие:
доработан до большей «похожести» на себя воздухозаборник компрессора;
заменена чрезвычайно ломкая трубка ПВД (тонкая игла от шприца и проволока);
использованы выхлопные патрубки из корректирующего набора «Комплект ЗИП» (те, что «в сборе»);
добавлены тормозные трубки и шланги на стойках шасси;
добавлена перемычка на капоте маслорадиатора и тяга на створке (которой, впрочем, не видно);
сделаны обтекатели на радиоантенну и сама антенна.
Была выбрана окраска самолета Боба, как наиболее интересная и наименее трудоемкая, на мой взгляд. Уже потом, при наклейке, замечены неточности декалей. В принципе, для подарка ошибки не столь критичны. А вот для себя, любимого, однозначно буду приобретать декаль стороннего производителя.
Для окраски использована грунтовка Тамия, белая, стравленная из баллона. Краски – водорастворимые АКАН, пигменты жидкие – АКАН.
Технология окраски обычная: грунт; предварительное тонирование черной краской (по-нашему – прешейдинг ); RLM 27 (желтый), маски на желтый цвет; RLM 76, маски на него; RLM 75, маски на него; RLM 74. Потом – снятие масок с боковин фюзеляжа; нанесение «моттлинга». После снятия всех масок, по трафаретам накрасил белое поле под свастику и желтые поля под знаки, т.к. мне желтые декали показались слишком прозрачными на просвет (что и подтвердилось при наклейке). Вырезались маски из скотча на основании официальной схемы окраски, а для подложек – по декалям. Процесс, думаю, понятен по фотографиям. Кратко примерно так: помещаем картинку (схему или декаль) в прозрачный файл, наклеиваем на него скотч, смотрим на просвет и маркером рисуем на скотче контур будущего трафарета, переносим скотч на монтажный коврик, режем по разметке, переносим на модель.
После покрасочных работ – «футура» кистью. Потом: наклейка декалей, смывка и прочие художества, небольшое осветление «выгоревших на солнце» поверхностей. Надо было бы после декалей еще раз покрыть «футурой», но времени на это уже не хватило. В конце – т.н. «флат-футура» («футура» плюс тамиевская база Х-21) в качестве финишного покрытия для придания матовости. Все окрасочные работы проделаны за 5 дней, так что было не то что не до переделки огрехов, но даже, не до полной просушки слоев. Что получилось – то получилось.
Еще я считаю, что для подарочной модели нужна подставка. Опять же, сделно по-быстрому. Фотография (а точнее – графика) аэродромных плит распечатана на фото бумаге. По линиям плит сделано теснение, сверху присыпано мелким «песочком» (по факту - земля) через особо мелкое сито. «Песок» прихвачен лаком «Прелесть». Всё задуто т.н. «флат-футурой». В конце нанесено немного клея ПВА по стыкам «плит» и посыпано «травой» для диорам. Всё это вставлено в рамку. Снизу подставки – отпечатано название модели и имя пилота.
Всё! Вот модель, которая завтра поедет на поезде в другой город. Надо еще сделать ей подходящий коробок, чтобы довезти в целости и сохранности.
Строгим блюстителям полного соответствия моделей их прототипам должен сказать, что ввиду жесткого графика сборки, изначально не было цели достичь полной идентичности. Модель сделана, так сказать, «по мотивам».
цвет стоек шасси не очень смахивает на RLM 02.
Цвет взят из палитры АКАН. Вообще, RLM 02 на некоторых фото (не моих, а живых машин) варьируется от серого к зеленому. Я сам пока ориентируюсь только на АКАН...
Антенна толстовата получилась, нет?
Возможно, Олег. Вообще, с антенной получилась довольно интересная тема. Я как-то купил в магазине тканей нить для подшивки (или как там она называлась, уже не помню). Эта нить эластичная, расслаивается до любой толщины, цвет - серо-серебристый. Пользуюсь этой нитью впервые. Расслоил я нужный кусок. "В серебре" смотрелось нормально, а после покраски в черный цвет стала смотреться толстовато. Перекрашивать новый кусок не было времени. Мало того, нить после расслоения получается плоской, поэтому я её скрутил, и стало еще толще. Но, если присмотреться к фото крупным планом, то видно, что она похожа на тросик. В живую смотрится классно! Всем рекомендую попробовать.
Есть подозрение, что передние кромки крыла окрашивались в RLM04. На ч/б фото заметна явная граница.
Возможно, Александр. Я не вдавался в матчасть этой машины. Цветные боковики, известные мне, не без греха. Так что, возможно и такое.
Если соберусь сделать себе этого же мессера, то обещаю вникнуть в матчасть поглубже.
Еще раз всем спасибо! Ожидал, что критики будет куда больше :oops:
Вот в этой коробке модель доехала до потребителя.
Александр, однако транспортировка так же на высшем уровне :lol:
Подсмотрел у кого-то. Пенопласт плюс поролоновая губка. Всё приклеено на ПВА и пришпилено булавками. В крайний мой переезд все модели перебрались таким вот макаром на новое ПМЖ без повреждений, вот и воспользовался этим методом вновь. Всем рекомендую :)
Илья_Велижанинв 06.10.2015 - 19:27 Тема: Звезда 1/48 Messerschmitt Bf-109F-2
Красивый мессер! И технологии толково описаны. К слову о Бобе, летом посмотрел кино, как он тестировал Спитфайер, будучи уже пожилым человеком. Занятно.
Тема: Звезда 1/48 Messerschmitt Bf-109F-2