Приветствую уважаемых Коллег!
Разрешите представить Вам ещё одну модель "Севастопольской" серии - линкор "Марат" (до 31 марта 1921 года - "Петропавловск").
Краткая историческая справка
Закладка российских линкоров — «Гангута», «Полтавы», «Петропавловска» и «Севастополя» — состоялась в один день — 3 июня 1909 года, причем первые два начали строиться в Новом Адмиралтействе, а вторые два — на Балтийском заводе.
Строили их такие крупные инженеры, как К. Константинов, Н. Кутейников, В. Лютер, Л. Коромальди, Л. Казин и другие. Первым сошел на воду «Севастополь», и он же первым вступил в строй 4 ноября 1914 года. А в конце декабря все четыре линкора уже стояли в Гельсингфорсе в ожидании летней кампании 1915 года.
А история создания этих кораблей берёт начало в 1907 году, когда впервые в Российской практике, Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) разослало ведущим российским заводам и иностранным фирмам приглашение принять участие в конкурсе на разработку проекта линейного корабля для Российского флота.
На конкурс был представлен 51 проект от 18 участников! Вот это был выбор – на любой вкус!
Не вдаваясь в подробности подведения итогов Конкурса (а это отдельная детективная история), получилось, что победителем по наибольшей сумме набранных баллов, стал проект, представленный германской фирмой «Блом унд Фосс».
Но тут вмешалась политика.
Франция, не знавшая достоверно условий Конкурса, сочла, что Россия намерена заказать Германии постройку четырёх линейных кораблей на деньги, которая Франция кредитовала России на вооружение Российской армии, и возмутилась по поводу финансовой поддержки своего потенциального противника.
И фирме «Блом унд Фосс» были выплачены немалые «отступные», а в разработку был принят проект линейного корабля Балтийского завода.
Конкурс – провалился.
И тем более неприятно было читать в справочнике «Jane S» по флоту Первой мировой войны, что в основу создания наших линкоров легли разработки итальянского инженера Витторио Куниберти с проектом линкора «Данте Алигьери», который был исключен из рассмотрения механическим и корабельным отделами Морского Технического комитета по причине заниженности предъявленных к рассмотрению показателей.
В результате, линейные корабли начали строиться по доработанному проекту Балтийского завода.
Имя
28 февраля 1921 года состоялось собрание команд линкоров «Севастополь» и «Петропавловск», на котором была принята резолюция с требованиями провести перевыборы Советов, упразднить комиссаров, предоставить свободу деятельности социалистическим партиям, разрешить свободную торговлю.
С этого момента все происходившие далее события, стали известны как «Кронштадтский мятеж».
В центре этого мятежа оказался и прототип моей модели – линейный корабль «Петропавловск». Ведь именно в одной из его башен главного калибра находился штаб мятежников.
Для подавления мятежа 5 марта 1921 года приказом Реввоенсовета № 28 была восстановлена 7-я Армия под командованием М.Н Тухачевского, численностью около 18 тыс. человек (к моменту окончательного штурма, численность была доведена до 24 тыс. человек).
18 марта всё было кончено. Мятеж – подавлен.
Но власти не смогли смириться с тем, что имена двух самых мощных кораблей Балтийского флота оказались на стороне контрреволюции, и 31 марта 1921 года линкор «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь весьма уважаемого большевиками французского революционера Жана-Поля Марата.
А тут как раз подошло и празднование 50-ти летия Парижской коммуны, в результате чего линейный корабль «Севастополь» был также переименован. И стал называться – «Парижская коммуна». Но об этом корабле будет другой рассказ.
Служба
Кстати, с 28.11.1916 по 02.05.1917 года линкором командовал капитан 1-го ранга Михаил Андреевич Беренс, который уже в чине контр-адмирала в январе 1921 года принял у вице-адмирала М.А. Кедрова командование Русской эскадрой в Бизерте.
Участие «Петропавловска» в Первой мировой войне ознаменовалось Ледовым походом Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт в марте – апреле 1918 года. Когда под руководством Начальника Морских сил (Наморси) Балтийского моря капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного было спасено от захвата германскими и финскими войсками 226 кораблей и судов (в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев, 12 подводных лодок), вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, запасы боевой техники.
И 31 мая 1919 года прямо под орудия «Петропавловска» эскадренный миноносец «Азард» вывел британские эсминцы. «Петропавловск» открыл огонь из 12-дюймовых, а затем и из 120-мм орудий.
В результате британские эсминцы, развернулись и ушли. Этот бой был единственным, в котором участвовал какой-либо из 4-х «Севастополей».
Осенью 1928 г. корабль был направлен на Балтийский завод для капитального ремонта и модернизации. Работы продолжались до 6 июня 1931 г. Модернизация проводилась по проекту сходному с проектом модернизации линейного корабля "Гангут" ("Октябрьская революция") и затронула силовую установку, систему управления огнем, зенитную артиллерию, конструкцию корпуса и надстроек.
В носовой части установили спроектированную с учетом опыта «Парижской коммуны» увеличивающую высоту надводного борта наделку в виде полубака, в твиндеке которого (высота над верхней палубой 1,5 м в диаметральной плоскости и 1,2 м у бортов) были размещены плотницкая мастерская и аппаратура для постановки дымовых завес. На верхней палубе разместили волнолом той же высоты, что и носовая наделка. Были изготовлены и новые якорные клюзы.
Стержневую фок мачту заменили на надстройку из цилиндрической трубы (с лифтом внутри), к которой присоединялись многочисленные площадки. Изменилась и носовая дымовая труба (ее верхний срез во избежание задымления постов на фок мачте был смещен в корму), что привело к появлению характерного силуэта.
На топе фок мачты был установлен командно-дальномерный пост КДП2 - 6, который из-за выявившейся при испытаниях вибрации пришлось амортизировать. Это усиление, расположенное перпендикулярно ДП корабля, очень хорошо просматривается на всех его фотографиях и воспроизведено мной на модели.
На корабле предусматривалось и авиационное вооружение: была установлена гидропланная лебедка с электроприводом, обеспечивающая возможность использования гидросамолета, как тогда говорили, «на стреле», то есть опускание его стрелой на воду для разбега и подъем с воды после полета. Гидросамолет-разведчик типа КР-1 мог размещаться под стрелой на крыше 3-й башни ГК.
7 августа 1933 г. в результате затяжного выстрела была выведена из строя 2-я башня Главного калибра. Угроза взрыва боекомплекта была предотвращена затоплением погребов башни, при этом погиб весь расчет башни (68 человек). Последствия аварии были устранены к середине октября 1933 г.
25 июля 1935 г. произошло столкновение "Марата" с подводной лодкой Б-3 (бывшая «Рысь») во время учений в Финском заливе. Вследствие ошибок командиров обоих кораблей вышедшая в учебную атаку на линкор подводная лодка была перерублена им почти пополам и затонула с экипажем в 55 человек (поднята 2 августа 1935 года спасательным судном «Коммуна»),
С 10 мая по 5 июня 1937 г. корабль совершил переход в Великобританию для участия в военно-морском параде по случаю коронации короля Георга VI.
Учитывая то, что модель мной делалась по состоянию на 1937 год, о дальнейшей модернизации корабля я постараюсь рассказать при строительстве модели этого же корабля, но по состоянию на 1941 год, которую в настоящее время готовит к выпуску фирма «Звезда».
Модель
Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
При строительстве модели и при написании данной сопроводительной записки использовалась следующая литература:
«Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
«Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
«Развитие типа линейного корабля нашего флота», А.Е. Колтовской, изд. "Цитадель", Санкт-Петербург, 1996 г.
«Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
…. много другой литературы и печатные материалы, находящиеся в открытом доступе в Интернете, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
И ещё, при постройке модели ориентировался фотографии как самого корабля, так и его моделей, построенных в разное время и разными людьми.
К польским же чертежам, которые изображают «Марата» по состоянию на 1937 год, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей.
Америки никакой открывать не собираюсь: под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
Башни ГК были отлиты из зубопротезного материала моим шурином по болванке, которую я сделал вручную из пластика.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!
Корпус – стандартно: ДП, набор шпангоутов, набивка пенопластом и шпатлёвка обычной строительной шпатлёвкой (Тамиевская, как оказалось, очень любит пенопласт на вкус).
Палуба - отдельная статья. Это хорошо, что на небольшом мебельном заводике оказались хорошие знакомые. Отмотали мне рулон мелкорадиального шпона толщиной всего 0,4мм, с которым они сами работать очень не любят – хрупкий очень и тяжело обрабатывается.
Ну, а для меня – в самый раз! Основание из пластика 0,75мм, на него шпон, и палуба готова!
А дальше пошло, очевидно, самое интересное из всей этой стройки: нанесение на палубу полос из мюнц-металла, которые предотвращали отрыв палубного настила при стрельбе из орудий Главного калибра.
Перепробовал много способов, но остановился на простом нанесении полосок акриловойкраски на палубный настил при помощи масок из скотча.
Ну, а потом: сборка мелких деталей, покраска, такелаж……. В общем, ничего необычного.
И в заключение хочу сказать следующее: модель мной озвучена по состоянию на 1937 год.
Прав я в этом или нет – не уверен. Просто каждую зиму, когда корабли находились на зимовке в Кронштадте, в их конструкцию и вооружение (особенно – зенитное) вносились какие-либо изменения и дополнения. Так что у меня получился, скорее, собирательный образ этого корабля на исторический период «в районе 1937 года».
И ещё (очевидно, самое главное).
При создании модели (и её «систершипов») копнул такой пласт Истории нашего флота и нашей страны, что до сих пор не могу вынырнуть оттуда.
Это и судьба братьев Беренс (оказавшихся по разные стороны революции, и до самого конца служивших России каждый по-своему),
и история нашей Черноморской эскадры в Бизерте,
и Кронштадтский мятеж,
и судьба Алексея Михайловича Щастного, который стал первой жертвой Революционного трибунала при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов (Декрет о восстановлении ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г.) и приговор А.М. Щастному был первым судебным смертным приговором в Советской России. …….
Как много я узнал, занимаясь постройкой этих моделей….. а ведь там ещё столько интересного…..
Надеюсь, что просмотр фотографий этой модели доставит Вам несколько приятных минут.
С Уважением, Алексей Лежнев.
P.S. Прошу меня извинить, но фото сессию проводил до того как исправил очень неаккуратно выполненные наплывы на корпусе модели в районе носовых казематов обоих бортов.
Поверьте на слово: уже исправлено.
К количеству звеньев придираться не буду, просто сама цепь абсолютно не похожа на ту, что на фото-видно, что цепочка от какой-то бижутерии. Форма звеньев не вытянутая, как на фото, а почти круглая, также нет абсолютно контрфорсов (перемычек внутри звена). потому-то цепь и выглядит неуместно. не в количестве звеньев дело...
Площадка перед казематом первого противоминого орудия стала как надо, все в порядке. так на фото наплыв на вторым казематом глаз режет... тоже клей?
Шов на ахтерштевне исчез, это. безусловно, улучшает восприятие модели.
так на фото наплыв на вторым казематом глаз режет
Может у меня глаз замылился, но не вижу ничего такого...... если не затруднит, то поподробнее и можно в Личку.
Исправить - ну, ещё пол часа работы.
По цепи замечание принимается, а вот до контрфорсов я ещё не дорос.....
Площадка перед казематом первого противоминого орудия стала как надо, все в порядке. так на фото наплыв на вторым казематом глаз режет... тоже клей?
Шов на ахтерштевне исчез, это. безусловно, улучшает восприятие модели.