В 1937-м году поступил в серийное производство одноместный тренировочный самолет ОКБ А.С.Яковлева УТ-1 с мотором М-11 в 100 л.с. По заключению ВВС, его характеристики можно было улучшить путем установки более мощного двигателя. Побуждаемый военными, коллектив ОКБ создал модификации УТ-1 с моторами в 140 л.с. ("Рено"-4 или МВ-4 в лицензионном варианте), 160л.с. (М-11Е), 220 л.с. ("Рено"-6 или МВ-6). Последняя модификация получила наименование УТ-21 (Я-21, 21 или 21-й самолет А.С. Яковлева).
Ввиду отсутствия отчетов об испытаниях УТ-21, хронологию его разработки можно отследить по прохождению заказа в ОКБ. Например, средства на изготовление и испытания УТ-21 выделялись сначала с 13 августа (на испытания - 19 сентября) до конца 1937-го, а затем с конца января по 2 июля следующего года. Финансирование программы разработки (доводка и завершение испытаний) самолета прекратилось в первых числах июля.
Работы велись на заводе №115 под руководством Н.Б. Кастальской.
Она пришла в ОКБ в мае 1935-го из ЦАГИ на должность инженера-расчетчика. В июле 1937-го она занималась УТ-2, а 22 сентября была премирована "за работу по выпуску машины 21" и в феврале 1939-го стала ведущим инженером.
Таким образом, можно предположить, что первый полет УТ-21 состоялся во второй половине сентября, возможно, между 19 и 22 сентября 1937 г.
На заводских испытаниях Ю.И.Пионтковский получил скорость 322 км/ч. В отчете 1-го главного управления Наркомата оборонной промышленности отмечено, что УТ-21 построили "сверх программы", он хорошо прошел заводские испытания и по назначению аналогичен лицензионному "Кодрону" С-690 с тем же мотором "Рено"-6.
В плане на 1939 г. указаны ориентировочные затраты на УТ-21 и сроки предъявления на госиспытания первой машины в октябре, второй - в декабре 1939 г. Но второй УТ-21 не был построен.
Самолет проходил госиспытания в НИИ ВВС 1939 г. При этом был обнаружен ряд существенных дефектов, требовавших конструктивных изменений машины и частичной ее перекомпоновки. Предлагалось повысить устойчивость по всем трем осям, доведя центровку с 30,5% до 26%, механическое управление тормозами заменить на пневматическое, установить жалюзи для регулирования температурного режима мотора и т.д.
По оценке НИИ ВВС установка двигателя Рено-6Q ухудшила пилотажные свойства вследствие большого разноса масс вдоль продольной оси самолета, а отсутствие во время облета винта изменяемого шага не позволяло эффективно использовать мощность мотора. При этом было предложено установить звездообразный 9-цилиндровый мотор МГ-31 мощностью 270-320 л.с.
Самолет был возвращен в ОКБ, его доводка затянулась. Впоследствии из-за предельной загрузки предприятия военной тематикой А.С.Яковлев отказался от этой работы и передал ее на завод №47.
С февраля по май 1939-го на заводе №115 действовал заказ на установку мотора на самолет №21, но его вскоре перенацелили на машину №25. В частности, заводские испытания планировались с середины мая до 21 августа 1940 г. Таким образом, УТ-21 переделали в №25, по которому в архиве сохранилась только компоновка, мало отличающаяся от УТ-21. В сводке НИИ ВВС по состоянию на 15 июля 1939 г. фигурирует учебно-тренировочный истребитель №21/25 с мотором МВ-6 и приведены выше отмеченные результаты облета УТ-21.
Самолет не был доведен из-за перегрузки ОКБ работой по военным самолетам и неотработанного двигателя, который вскоре был снят с производства.
Модель этого довольно интересного самолёта в масштабе1/72 выполнена из полиуретановой смолы фирмой «Prop&Jet» из г. Нальчика. Качество отливок, как всегда, на высоте, воздушные пузырьки в поверхностном слое смолы практически отсутствуют.
Детали требуют минимальной обработки перед сборкой. Часть мелких деталей в наборе продублирована, что весьма полезно в случае их потери или поломки. Фонарь кабины выполнен из прозрачной смолы, и имеет минимальную толщину, вполне на уровне лучших образцов вакуумформованных фонарей. Цветная инструкция по сборке модели достаточно подробно описывает весь процесс, включая цвета окраски всех деталей. Декали в комплекте набор не имеет, схема окраски проста, опознавательных знаков единственный реально построенный экземпляр не имел.
Сборка модели начинается с отпиливания литьевых приливов на крупных деталях и зачистки получившихся швов. Далее окрашивается внутренняя часть кокпита, приборная доска, сиденье пилота и неплохая имитация двигателя «Рено». «От себя» пилотское кресло было дополнено привязными ремнями, сделанными из остатков фототравления от других моделей. Крыло с центропланом, капот двигателя и стабилизатор требуют минимальной подгонки перед сборкой, но стоит обратить внимание на стыковку передней и основной частей капота для получения плавного перехода.
Сборка деталей шасси и прочей «мелочёвки» особенностей не имеет. Смоляная деталь ПВД мне показалась слишком хрупкой и была заменена на подходящую по диаметру стальную трубочку. Фонарь кабины встал на своё место с минимальной подгонкой.
Перед окраской модель была загрунтована автомобильным металликом «ABRO» и окрашена водорастворимым «Аканом», затем покрыта слоем акриловоголака – «Future». После некоторых размышлений красные горизонтальные полосы на руле направления были нанесены самодельной декалью, на мой взгляд, это сделать проще, чем маскировать весьма неудобное место скотчем.
В завершение на модели была сделана лёгкая смывка масляными красками на разбавителе «MIG» и нанесены небольшие следы эксплуатации пигментами «Tamiya» и «MIG».
В целом, работа над моделью заняла совсем немного времени и оставила о себе самые приятные впечатления.
Александр Гришин