Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это французская ПЛАРБ «Le Terrible» («Грозный») типа Le Triomphant, выполненная в масштабе 1/350 китайской фирмой Hobby Boss.
Прототип:
Подводные лодки типа «Le Triomphant» («Триумфальный») — серия из 4-х французских атомных стратегических подводных лодок построенных в 1989—2009 годах. Являются новым поколением французских ПЛАРБ и заменой первых 6-ти французских стратегических ракетоносцев типа «Le Redoutable». ТТХ АПЛ:
Длина: 138 м
Ширина (корпуса): 12,5 м
Осадка (средняя): 10,6 м
Водоизмещение:
надводное: 12 640 т
подводное: 14 335 т
Скорость:
надводная: 12 уз.
подводная: 25 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 300 м
предельная: > 400 м
Экипаж: 121 человек
Силовая установка: Атомная, 1 реактор K15 тепловой мощностью 150 МВт, гребной электромотор 41 500 л.с., вспомогательные дизельные моторы по 1 225 л.с., один гребной вал
Вооружение: 4х533 торпедных аппарата (боезапас 10 торпед L5 mod.3 и F17, 8 крылатых ракет Exocet SM39 запускаемых из ТА)
16 шахт БРПЛ типа M45, M51 (с дальностью поражения до 9 000 км)
Проектирование стратегических подлодок третьего поколения, предназначенных для замены стареющих лодок типа Le Redoutable, было начато в 1982 году. В 1986 году была утверждена программа развития МСЯС (Морских Стратегических Ядерных Сил) на 1987-2010 годы, согласно которой предполагалось построить шесть подлодок нового класса Le Triomphant.
Распад СССР в значительной мере повлиял на программу развития МСЯС. Количество планируемых к постройке ПЛАРБ сократилось с шести до четырех единиц. Кроме того, из-за задержек при разработке системы М5 было решено оснащать построенные лодки ракетами М45. Ракета М45 являлась глубокой модернизацией ракеты М4. В результате модернизации дальность стрельбы была доведена до 5300 км. Кроме того, была установлена головная часть TN-75 с 6-ю боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН).
По массогабаритным показателям ракета М5 практически идентична системе Trident II (D5). Этим объясняется малое различие в конструкции и размерах корпуса между кораблями типа Le Triomphant и американскими ПЛАРБ типа Ohio.
При разработке корабля типа Le Triomphant ставились две первоочередные задачи: во-первых, обеспечение высокого уровня скрытности, и во-вторых, способность раннего обнаружения средств противолодочной обороны (ПЛО) противника, что позволило бы раньше начать маневр уклонения от контакта.
Исходя из общего влияния на шумность, первоочередное внимание было уделено главной энергетической установке (ГЭУ) судна. Также как и на всех других французских АПЛ, ракетоносцы типа Le Triomphant были оснащены водо-водяным реактором (ВВР), получившим обозначение К-15. Любопытной особенностью этого реактора является естественная циркуляция теплоносителя в первом контуре. Достоинствами такого подхода являлись не только сниженная шумность паро-производящей установки (ППУ) (за счет отказа от центробежного насоса первого контура (ЦНПК)), но и повышенная надежность работы реактора. Необходимо отметить, что похожая схема была осуществлена и на ПЛАРБ типа Ohio. В этой установке парогенераторы размещены непосредственно в активной зоне (АЗ) реактора и составляют единый узел с корпусом реактора. Это стало большим конструктивным достижением французских инженеров, благодаря которому реактор стал сравнительно компактным.
Следующим, на что было обращено внимание, являлась паротурбинная установка (ПТУ). Она была спроектирована в блочном исполнении и включала в себя два автономных турбогенератора (АТГ), каждый из которых имеет свой конденсатор. Оба они установлены на единую амортизационную платформу, благодаря чему сокращается количество так называемых звуковых мостиков, благодаря которым вибрация и шум установки передаются на прочный корпус лодки. Оба АТГ работают на малооборотный гребной электродвигатель (ГЭД). Уменьшение оборотов двигателя, благодаря исключению кавитации винта, также помогает снизить уровень шумности. Кроме того, традиционный малошумный винт фиксированного шага (ВФШ) был заменен на движитель типа Pump-Jet. Кроме увеличения КПД, этот движитель снижает «винтовую» составляющую шума. Направляющая насадка движителя играет роль акустического экрана, препятствующего распространению звука, издаваемого винтом.
Шумы, которые оказалось невозможным предотвратить, заглушаются при помощи специальных шумовиброизолирующих пластин из резино-каучука или упругих полимеров. Гидродинамическая оптимизация формы лодки, снижение шума при работе внутренних механизмов и выдвижных наружных устройств, замена подшипников качения подшипниками скольжения в ряде устройств привело к снижению уровня шума в два раза по сравнению с Le Redoutable и ниже уровня шума американских лодок Ohio.
Прототипом я выбрал 4-ую (последнюю) лодку серии «Le Terrible» («Грозный») S 619.
Заложена лодка 24 октября 2000 г. в Шербуре. Спущена на воду 21 марта 2008 г. Введена в строй 20 сентября 2010 г.
Лодка обладает однокорпусной конструкцией с хорошо обтекаемыми обводами корпуса. Прочный корпус делится сферическими переборками на четыре отсека-зоны, что является уникальным в современном судостроении. В носовом отсеке размещены ракетно-торпедное вооружение, центральный пост с боевыми постами и аппаратурой радиотехнического вооружения (РТВ), и жилые помещения экипажа. Во втором отсеке расположено ракетное вооружение в шахтах, расположенных в двух эшелонах, которые разделены боевыми постами системой управления ракетной стрельбой (СУРС) и вспомогательными механизмами. В третьем отсеке находится ППУ и реактор. В четвёртом отсеке расположены ПТУ, два АТГ и ГЭД на линии вала с приводом на движитель.
Диаметр прочного корпуса увеличен до 12,5 метров в связи с возросшими габаритами ракет M5 по сравнению с М4. Шахты ракет выступают из прочного корпуса, но находятся в пределах лёгкого корпуса.
Основным вооружением являются 16 баллистических ракет М45 на первых трех лодках и 16 ракет М51.1 на последней – 4-ой лодке Le Terrible (S 619), введенной в строй в ноябре 2010 года. Благодаря новой ракете, дальность поражения была увеличена до 9000 км. Новая ракета несет головную часть TN-75 с шестью боевыми блоками мощностью 100 кТ каждый.
В настоящее время лодка находится в строю ВМС Франции.
Более подробная информация: ПРОТОТИП
Набор:
Обзор модели на нашем сайте публиковал наш уважаемый коллега Данила ака Danila77: СМОТРИМ ОБЗОР
Длина модели составляет 394,3 мм.
Сборка:
Стройку лодки вел на дружеском сайте каропка.ру
Как обычно начал все работы с корпуса. Первоначально с половин корпуса удалил следы от стыка пресс-форм, восстановил расшивку. Сделал ракетные шахты из Евергриновских пластиковых трубок D=8,7 мм. Высверлил отверстие под аварийно-спасательный буй. Его сделал из Евергриновского прутка D=2,0 мм.
На торцевых шайбах КГР из Евергриновского прутка D=1,2 мм сделал нашлепки.
После склейки половин корпуса и шлифовки стыков почти ушла расшивка, имитирующая крышки ТА. Восстановил их из фольги самоклейки.
Далее монтаж рубки, рулей и кормового оперения. На торцевые шайбы КГР добавил нашлепки из Евергриновских прутков, в остальном без изменений.
Окраска:
Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалямиTamiya, Gunze Mr. Color и АКАН.
Сначала окрасил корпус лодки, гребной винт и внутреннюю часть насадки. Она соединяется из 2х половин, так вот эти половинки я склеил только по одной стороне. Далее смонтировал винт на свое место и после этого приклеил насадку швом вниз. Зашпаклевал ее и зашлифовал. Затем окрасил, замаскировав уже окрашенный корпус.
Декали в наборе отсутствуют. Марки углубления – это обрезки декалей из запасов. Для «приварки» декалей пользовался Tamiya Mark fit Strong.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!
Игорь, отличная модель! А отдельная тебе благодарность за то, что в своих статьях ты даешь небольшой экскурс по истории создания и ТТХ прототипа, что для меня, авиатора, позволяет совместить приятное (просмотр отличной модели) с полезным (ликбез в вопросе подводного флота).
Как я понял, лодка на данный момент одна из самых "тихих" в мире. Так? Положа руку на сердец, наши лодки в плане шумности в сравнении с другими каковы?
DimaADA
Спасибо, Дима! Получается из стратегических (с баллистическими ракетами на борту) лодка самая тихая. На сколько это правда, сложно сказать. Сравнительных замеров ведь никто не делал.
Наши лодки никогда не отличались особой скрытностью, за исключением "Варшавянки" (дизельная ПЛ). Но последние наши лодки стали значительно (в несколько раз
) тише, и сами иностранные специалисты отмечают, что разрыв по этому параметру уже не столь велик, как скажем, в 60-е или 70-е годы.
Ares
Спасибо!
Oleg83ttв 02.10.2014 - 14:37 Тема: HobbyBoss 1/350 S 619 Le Terrible/Грозный
Как я понял, лодка на данный момент одна из самых "тихих" в мире. Так? Положа руку на сердец, наши лодки в плане шумности в сравнении с другими каковы?