Здравствуйте, коллеги!
Посетило вдохновение -- решил поделиться опытом окраски и загрязнения гусениц. Эта статья в первую очередь ориентирована на начинающих танкостроителей, но надеюсь, и более опытные камрады откроют для себя что-то новое.
Итак, начнем. Перво-наперво собираем гусеницы. Тут, думаю, вопросов ни у кого нет -- все предельно просто.
Далее надо красить. Как? чем? Ну, для начала я рекомендовал бы определиться, как будем делать танк: чистый или грязный. Если вы выбрали чистый вариант, то задача довольно проста: 2-4 цвета -- и будет счастье. Хотя, если брать в качестве примера некое подобие памятника, то вообще нужен 1 цвет -- черный Кузбасс лак: он же черный почти глянец. Но это скучно и не интересно. В качестве примера покажу, как я красил траки от Т-90 от фирмы Meng.
Внешнюю сторону задул акриловойкраской под тусклый металл. В данном случае это Mr.Color H18. Аналог от Tamiya X-10. Хотя, по правде говоря, тут может почти любой темный цвет: от серого до алюминия.
Так как танк у меня в процессе эксплуатации, то ржавчину на траках я обошел стороной, т.е. не изображал. Беговая дорожка на траках после небольшой езды (если траки не снабжены обрезиненной дорожкой) быстро "полируются", так сказать, опорными катками. Это следующий этап окраски. Тут я воспользовался эмалевым металликом (металлайзером) от Gunze Mr.MetalColor №214: им задул внутреннюю часть гусеницы, а заодно беговую поверхность ленивцев.
После высыхания беговой дорожки отполируем её ватной палочкой по ширине опорного катка, а ленивцы -- обычной бумажной салфеткой. Получился очень реалистичный результат: и не так ярко, и есть нужный блеск. В общем, рекомендую. Заменить можно каким-нибудь не очень ярким металликом, например XF-56 от Tamiya. Зубцы ведущего колеса покрасил SuperMetallic Mr.Hobby SM03 SuperIron
У нас остались не окрашенными гребни траков. Они обычно полируются до характерного блеска катками танка. Этот блеск я изобразил используя SuperMetallic Mr.Hobby SM06 ChromeSilver. Просто кисточкой.
Теперь даем этому всему высохнуть 30-60 минут и можно начинать грязнить.
В качестве грязи выступают разномастные пигменты (для цвета), алебастровая шпаклевка (для объема) и спирт в качестве растворителя.
Почему спирт? он хорошо текуч, и у меня есть доступ к нему)) на воде получается хуже, ибо текучесть не такая. Можно использовать какие-нибудь растворители вместо спирта, но тут надо смотреть на агрессивность растворителя к краске. Кстати дорогостоящие фирменные пигменты можно заменить на пастельные мелки натертые и перемешанные до нужного цвета. Обо всем по порядку. При грязнении гусениц следует учитывать, что они должны быть загрязнены в таком же стиле и оттенках, как и весь танк -- это важно! Иначе будут смотреться как от другого танка.
Берем небольшую емкость (я использую пробку от пластиковой бутылки без внутренних ребер, бортов и т.д.), в нее засыпаем небольшое кол-во пигмента. Тут надо учитывать один момент: кол-во пигмента придет с опытом, я всегда делаю на глаз. Чем больше пигментов на пробку в отношении к спирту тем гуще получиться смесь. На разных этапах нам надо будет получать разной густоты смесь, но обо всем по порядку. Можно смешать несколько оттенков пигментов, чтобы получить нужный нам оттенок грязи.
Этап первый: заливка. Делаем базовый тон для грязи. Для этого делаем относительно жидкую смесь. Берем ненужную кисточку. Перемешиваем смесь в емкости и начинаем делать заливку. Просто макаем кисточку в смесь (не забывайте периодически перемешивать, иначе пигменты быстро выпадут в осадок) и капаем на траки в углубления. Чем гуще смесь, тем интереснее может получиться эффект. На танках, которые катаются по грунту, как правило углубления траков плотно забиты спрессованный грунтом - это и можно изобразить густой смесью. Если смесь протекла на внутреннюю сторону - это даже интереснее. Хаотичные эффекты наше все)
Даем высохнуть. Имейте в виду, что после высыхания смесь светлеет. После высыхания процедуру можно повторить более жидкой смесью другого оттенка. Остатки смеси можно использовать для запыления ходовой части и корпуса танка.
Этап второй. В аналогичную смесь добавляем алебастр, гипс или другой наполнитель, хоть песок. Наполнитель нужен для придания объема и структуры грязи. Оттенок пигментов используем отличающийся от базы. Берем ту же кисточку, размешиваем смесь. Далее нам нужен аэрограф. Подносим кисточку к внешней стороне траков и воздухом из аэрографа сдуваем смесь на траки. Будьте осторожны и положите под траки газету, ил коробку из-под модели. Чем больше на кисточке смеси, и чем ближе кисть к поверхности, тем крупнее будут капли и лужи грязи. Я обычно начинаю с крупных капель, постепенно переходя к более мелким, путем промокания смеси с кисти о борт емкости. Потом постепенно перехожу к совсем мелким каплям.
Тут важно соблюсти меру и проявить фантазию. Нанеся некоторое количество грязи на поверхность (траки, борта корпуса итд), в готовую смесь добавляю пигменты более светлого или более темного оттенков и продолжаю хаотично накидывать грязь.
В конечном итоге получается нечто подобное:
Этой же смесью имитирую загрязнения на самом танке
После высыхания нашей грязи, можно пройтись пальцем по выступающим частям траков, чтобы содрать грязь и получить легкий металлический блеск.
Здесь приведу пример нижней части корпуса танка:
Грязь сделана вышеописанным способом, но в финале добавил чуть брызг AK Interactive AK017 (Earth effects) и AK Interactive AK016 (Fresh Mud). По большому счету эти жидкости представляют собой аналогичные готовые смеси, как описано выше. Единственное, последняя сатиновая. Что бы изобразить "мокрую" или "Влажную" грязь и пыль, не обязательно покупать готовые смеси (хотя с готовым продуктом всегда проще работать), вместо них можно использовать жидко разведенный глянцевый или сатиновый лаки. Капать и брызгать ими по необходимости.
В финишной отделке траков, уже на готовой модели можно добавить куски грязи, травинки и другие природные артефакты. Эти маленькие детали придадут больше реалистичности вашей модели.
В заключение скажу: не бойтесь экспериментировать. Смотрите фото оригинала. Не старайтесь повторить грязь один-в-один, она всегда по-разному ложиться на технику. Степень загрязнения машины можно довести до куска грязи вместо машины (и такое в жизни бывает). Смотрите сами.
В любом раскладе, если вы следовали моим советам (смесь на спирту), то высохшее всегда можно смыть, и повторить с нужным эффектом.
Я постарался показать способ, а не конкретную инструкцию. Способ крайне прост в применении, и на мой взгляд очень эффективен.
Спасибо за внимание, и за то, что дочитали до конца. Надеюсь, статья была полезна.
За информацию по материалам спасибо. Только мне кажется отбивать беговые дорожки логично после запыления и грязи, а не до них. Иначе пропадает весь эффект.
sadesign, не совсем согласен. Так как в процессе езды по грязи пыльгрязь на беговую тоже попадает.
Да, Вы правы. Но это какой-то промежуточный вариант.
А обычно или так:
или так:
Но это по-моему. Надо будет повнимательнее понаблюдать...)
Если кому интересно не художественное состояние ходовой части танка,посмотрите хотя бы танковый биатлон(где траки видны во всей красе со следами износа и естественным цветом стали).