Звезда хоть и не спеша, но продолжает нас радовать моделями отечественных гражданских самолётов. В туполевской линейке после Ту-154М и Ту-134 появился долгожданный Ту-204. Для начала – в «почтовой» коробке и «почтовой» окраске, с не совсем корректной надписью «Ту-204 ГРУЗОВОЙ САМОЛЁТ». И появились в продаже эти модели только в почтовых отделениях. Позднее появилась модель Ту-204-100, да и грузовик появился в обычной коробке и в другой окраске, но к этому времени многие (и я в том числе) уже обзавелись «почтолётами».
О том, какая модель какой именно модификации Ту-204 лежит в этой коробке и что вообще из неё можно собрать, поговорим чуть позже, а пока хочется остановиться на одном интересном моменте. При подготовке к написанию статьи я полез искать по интернетам альтернативные модели. Ведь помню же, что Звезда в этом вопросе не была первопроходцем – RusAir лил из смолы нескольких представителей этого семейства в масштабе 1:144. И с удивлением обнаружил, что в «широкой» продаже смоляных Ту-204 теперь нет. А это уже говорит о многом.
1. Источники мудрости.
Ту-204 достаточно современная машина – выпуск самолётов этого семейства, хоть никогда и не бывший массовым, продолжается по сей день (в Казани). Это стало причиной интересной особенности: с одной стороны в печати и Интернете можно найти достаточно много информации о самолётах этого семейства, с другой – полную и достоверную историю в одном источнике найти сложно. Хотя бы уже потому, что оная история продолжается. Тем не менее, большие обзорные статьи всё же попадаются. Наиболее полные истории создания раньше существовали в основном в исполнении Владимира Ригманта. Такие статьи выходили в 2000-х в Авиации и космонавтике (№ 8 2000, стр.29-39, №1 2009 стр.2-10) и в журнале Крылья-дайджест №17 (это в принципе очень интересный источник про все самолёты КБ Туполева). Однако путными монографиями это назвать сложно – там рассматривается только история создания, про эксплуатацию почти ничего нет, отличия модификаций рассматриваются совсем не с той точки зрения, которая интересна моделистам. И тем не менее, если Вы интересуетесь историей самолётов семейства Ту-204, пренебрегать перечисленными выше журналами не стоит. Проблема в том, что ни в одном из перечисленных выше журналов нет нормальных чертежей. Проекции встречаются, но настолько мелкие, что пытаться увеличить их и использовать для оценки модели даже не хочется.
Праздник на нашей улице наступил благодаря М-Хобби. Николай Поликарпов сумел где-то найти достойного автора, в результате чего в трёх номерах (№10-2018, 1-2019 и 2-2019) была опубликована статья Ивана Митина (работает в КБ Туполева) с чертежами Ту-204-100, Ту-204С и Ту-204-300 соответственно. С рассказом о некоторых нюансах модификаций, сечениями фюзеляжа и крыла, картинками для сравнения. А чуть позже полноценная история развития семейства Ту-204 была опубликована в девятом выпуске альманаха «Легенды и мифы авиации». Там рассмотрено больше нюансов отличий модификаций и история эксплуатации, но чертежей и детального фотообзора нет совсем.
Ну и конечно очень помогают качественные фотоотстрелы. Лучший из найденных по живому грузовику лежит тут: http://www.pas-decals.ru/forum/17-walkaround/5725-tu-204s-aviastar-tu
И ещё один, где много снимков внутренностей: https://dron-sd.livejournal.com/27274.html
Фотографии из этих обзоров использованы в обзоре. И конечно же, на airliners.net и russianplanes.net пришлось сходить не один раз – там есть снимки почти всех машин этого семейства, способные помочь с нюансами конструкции и расположением антенн.
Так что источников много, но единого и универсального нет. Рекомендую обзавестись всеми.
2. Точность графики.
Поскольку путный набор чертежей всего один (хоть и растянут неравномерно на три журнала) сравнивать с реальной жизнью будем только чертежи из М-Хобби. Первое же сравнение со сделанным на длинном фокусе снимком брошенного в Норильске 64021 повергло в шок:
Такого совпадения (исключая руль направления, но об этом ниже) я не встречал ни разу. Поискал по сетям чужие снимки для контроля. Нашёл на russianplanes.net ещё один подходящий по ракурсу снимок этой же машины, но в бытность её ещё в лётном состоянии:
Ну, Вы видите. Совпало всё, включая двигатель, иллюминаторы и двери. Вот что значит графика, выполненная сотрудником КБ!
Сравнение вида спереди показало похожий результат:
Некоторое несовпадение профилей объясняется искажениями при съёмке и… нюансом, не учтённым при разработке графики. Крыло под весом заправленного керосина на земле ощутимо провисает вниз относительно своего «теоретического» контура. Вот интересно, решится ли кто-нибудь сымитировать это на модели?
С видом сверху тоже всё хорошо:
За фотографией для сравнения опять пришлось прогуляться на russianplanes.net (и сходить туда по ходу обзора придётся ещё не раз), но результат того стоил. Не смотря на некоторое несовпадение ракурса, видно, что графика совпадает с самолётом чуть более чем полностью, включая места установки двигателей и обтекателей рельсов закрылков.
Так что если Вам нужны чертежи Ту-204, то все три номера М-Хобби стоит приобрести, однозначно. Благо в электронном виде они стоят недорого.
3. Модель. Что лежит в коробке.
Упаковка традиционная для Звезды – большая коробка из гофрокартона с крышкой и клапаном, втиснутая в цветной накоробник. Собственно коробка удобная и практичная, а накоробник достоин немедленной утилизации, т.к. вся польза от него – цветной рисунок и три фотографии прототипа, что явно не стоит мороки со снятием/надеванием оного или хранением его отдельно.
Накоробник оформлен в едином стиле с серией продаваемых в почтовых отделениях тематических игрушек, хоть и не содержит отдельного логотипа Почты России. Комплектация как у «подарочного набора», т.е. в коробку засунуты баночка клея и четыре баночки акриловойкраски (все по 5 мл, белая (№17), красная (№12), черная (№20) и светло-серая (№30)), а так же кисточка №2 (в моём случае – колонок).
Инструкция формата А3, чёрно-белая, на мелованной бумаге:
Декаль на подложке из голубой бумаги, что существенно упрощает поиск и идентификацию белых элементов:
Порадовала идея дать некоторые из участков, имевших на прототипе цвет металла, в виде серебристой декали. Интересный ход, упрощающий этап окраски.
И собственно литники, упакованные в не особо прозрачные пакеты из полиэтилена.
Пять рамок из синего пластика и одна из прозрачного.
Непонятно, зачем разработчики модели сделали перемычку между задними кромками лобового стекла. И вдвойне непонятно, почему не упомянули о необходимости удалить оную перед вклейкой на место. Ведь она просто не позволит установить деталь так, как надо! Но не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает.
Выделение фюзеляжа и крыла в отдельные рамки:
Позволяет надеяться на появление в ассортименте выпускаемых моделей остальных представителей семейства Ту-2Х4. Первая ласточка в лице Ту-204-100 уже нарисовалась. Без особых проблем компания производитель может сделать Ту-204-300 и Ту-214. С подвидами Ту-204-120 придётся сложнее, но это открывает простор для деятельности производителей смоляных конверсионных наборов. Да и на почве воспроизведения ранних модификаций им есть, где развернуться.
Оценку точности модели начнём с размеров. За которыми (применительно к самолёту) придётся залезть в главу 6 техописания и главу 2 РЛЭ. В результате получается вот такая таблица:
Видно, что основные геометрические размеры неплохо совпадают с данными из техдокументации. Основные вопросы возникают с размерами дверей и люков, но эти вопросы во многом являются следствием лукавости формулировок. Например, размеры проёма двери/люка в самолёте в общем случае совсем не совпадают с размерами собственно люка – из-за стыка «в клин» и нахлёста внешней обшивки собственно люк может оказаться существенно больше. Высота проёма тем более не совпадает с размером люка, измеренного с учётом изгиба. И даже в документах бывают забавные несоответствия: например, ширина багажных люков в РТЭ обозначена как 1620 мм, а в РЛЭ – как 1162 мм…
Тем больше поводов сравнивать модель с фотографиями. Или с графикой. Чем вот прямо сейчас и займёмся.
Фюзеляж совпадает с чертежами очень хорошо. Крыло можно сравнить лишь частично, т.к. в случае с верхними половинками трудно угадать угол, под которым их надо снимать (крыло имеет заметную V-образность). Но нижняя часть крыла отлично совпала с графикой. То же самое получилось и с мотогондолой. Т.е. чисто геометрическое совпадение с графикой, в свою очередь совпадающей с самолётом, однозначно имеет место быть.
Не успокоившись на достигнутом, я вырезал несколько шаблонов по имеющимся на чертежах сечениям и приложил их к фюзеляжу. О результатах можете судить сами:
Расшивка на модели аккуратная внутренняя. Детали планера поперву произвели впечатление напрочь лишённых фирменного звездовского «целлюлита»:
Облой после долгих и тщательных поисков всё же нашёлся, но в очень ограниченных количествах:
Толщина задних кромок крыла и хвостового оперения хоть и может быть уменьшена, но даже в исходном виде вполне приемлема.
Более пристальный взгляд позволил найти и уже упомянутый фирменный «целлюлит», уменьшившийся в размерах и наиболее явно проявляющийся в труднообрабатываемых местах пресс-формы (на снимке – стык киля и фюзеляжа, верх и низ фюзеляжа):
Модель изобилует мелкими деталями. Конечно, приёмников полного давления (ППД) и части антенн нет, но на щитках ниш показан внутренний рельеф, правда местами не очень похожий на то, что видно на фотографиях (обратите внимание на места, на которые указывают стрелки):
А сами щитки даны в двух вариантах – для выпущенных и убранных опор.
В очередной раз убеждаюсь, что опоры шасси для современных авиалайнеров проектируют вредители. Это жуткая мешанина из амортстоек, тележек с хитрыми тормозными и пружинными тягами, подкосов, цилиндров уборки/выпуска, управления разворотом и прочих нужных и полезных деталей, обильно опутанных гидравлической и электрической проводкой, идущей к тормозам, концевикам, датчикам вращения и т.д. и т.п.
Но разработчикам модели удалось практически невозможное! Состоящая из 10 деталей модель основной опоры (включая 4 колеса и щиток) довольно точно воспроизводит стойку!
На колёсах изображены даже сборки тормозных дисков на внутренней стороне, обычно игнорируемые производителями моделей!
Профиль колёс:
Неплохо соответствует профилю колёс прототипа, на дисках намечены даже гайки и вентиляционные отверстия на колпаках! Но отсутствует протектор (в силу технологических ограничений при выбранной форме отливки). Есть и другие недоработки. На прототипе тележка соединена со стойкой двумя стабилизирующими амортизаторами (на них указывают красные стрелки):
А не одним, как это изображено на модели. На стойке придётся воспроизвести петлю подвески замка убранного положения (синяя стрелка на снимке выше), упрощённо показано крепление щитка ниши к опоре шасси, нет отверстий в половинках двузвенника. Рельеф на задней стенке ниши:
На модели просто проигнорирован, а стенка смещена к краю ниши:
Жуткую мешанину трубопроводов, обильно опутывающих стойку и часть ниш шасси, как и тяги, крепившие выступающий угол выреза под нишу к «потолку» этой самой ниши:
Моделисту так же предлагается изображать самому.
Передняя опора шасси в модели состоит из 10 деталей (включая нишу и её створки):
Тут всё немного хуже, чем в случае с основными опорами. Помимо проводки (что вполне естественно) проигнорированы отверстия в оси колёс и двузвеннике, а так же подножки над цилиндрами разворота опоры:
Фары совершенно напрасно отлиты на опоре из непрозрачного пластика. А самое главное, разработчики модели, как и большинство моделистов, «зевнули» один интересный нюанс. Дело в том, что на Ту-204, как и на многих современных ему самолётах, при выпущенной передней опоре шасси створки ниши закрываются не до конца и между ними остаётся заметная щель. Соответственно и к фюзеляжу оные створки прилегают не плотно:
Причём это происходит не только на земле, но и в полёте:
И тем не менее, не смотря на многочисленные недостатки, в целом опоры шасси на модели получились замечательно. Сделать лучше без применения травления может и можно, но сложно. Так что остаётся только сказать спасибо разработчикам модели.
Интерьер кабины пилотов:
Воспроизведён достаточно подробно. Можно, конечно, поискать недостатки и несоответствия и в нём, но ИМХО это бессмысленно – в кабине воспроизведено гораздо больше, чем можно будет увидеть через остекление, включая миништурвалы и кресла пилотов. Надо только всё аккуратно собрать и правильно покрасить.
Переходим от интерьера к экстерьеру. Некоторые важные отличия конкретных самолётов друг от друга рассмотим во второй части статьи, а по (в основном) общим для всех деталям пройдёмся уже сейчас.
Традиционно для всех моделей гражданских лайнеров Звезды выступающие на обтекателе РЛС наружу полоски молниезащиты изображены углублениями, да и то не все. Иллюминатор на двери выглядит немного переразмеренным по высоте. Выпускающаяся фара АВПФ-2 на левой половинке фюзеляжа изображена выступом на пластике, а фара подсветки выхода (за дверью) обозначена расшивкой, но при этом переразмерена. Зато на двери правильно обозначены петли и ручка открытия, фара подсветки передней кромки крыла дана прозрачной деталью, грузовой люк показан очень подробно. Расположенная перед фарой подсветки передней кромки крыла и чуть ниже оной овальная пластина с отверстиями приёмников линий статического давления (на самолёте сохраняет цвет металла) на модели обозначена расшивкой.
На задней части фюзеляжа так же проигнорирована фара аварийной подсветки выхода.
На правой половинке фюзеляжа всё похоже на левую, АВПФ-2 так же обозначена выступом на фюзеляже. Светильник аварийного освещения выхода САО-1А так же изображён расшивкой. На багажном люке изображено только прямоугольное окошко декомпрессионного лючка, а рукоятка открытия замка, как и все лючки над местами наземного/технического обслуживания на нижней части фюзеляжа проигнорированы. Это игнорирование обусловлено технологическими ограничениями при литье модели, так что ставить это в вину создателям модели явно не стоит.
На месте аварийных выходов из салона у Ту-204С установлены так называемые крышки-заглушки. Они есть справа и слева по борту. Собственно крышки-заглушки на модели выделены расшивкой, что в принципе правильно. А вот заглушенные на этих крышках вырезы под существовавшие некогда рукоятки открытия проигнорированы. Зато закрытый точно такой же заглушкой и сопоставимый по видимости на прототипе фонарь подсветки аварийного выхода (САО-1А) показан расшивкой…
Ну и ещё один забавный нюанс. На самолётах, которые сразу выходили с завода как грузовики, вместо иллюминаторов стоят заглушки. Лишь возле грузовой двери (и на ней самой) обшивка заменена полностью и вырезов под иллюминаторы нет. Но в остальных местах вырезы под иллюминаторы сохранились, и на полетавших самолётах их порой можно различить. На модели же этот нюанс полностью проигнорирован. Правильно это или нет – решать каждому (эти заглушки чаще не видны, чем заметны!), но законченным перфекционистам есть, где развернуться.
В задней части, помимо уже упомянутого игнорирования ручки открытия люка багажника, стоит отметить весьма упрощённое изображение отверстия выходного клапана системы САРД (виновата в этом, опять же, технология литья модели), по исполнению очень похожего на то, что было на Ту-154. Кстати, очень похожее отверстие клапана, расположенное возле шпангоута 30, на модели и вовсе проигнорировано, но об этом чуть ниже. Ну и пропадающую на нижней части зализа крыла расшивку довольно крупного люка ветряка аварийного гидропривода стоит упомянуть.
Отсек ВСУ на модели выполнен просто великолепно. Показаны все лючки и «жабры» жалюзи, кроме разве что замков капота да водостока над ковшами воздухозаборника ВСУ. Жаль только, что с поверхности этого отсека придётся стачивать целлюлит, и при выполнении этой процедуры существенная часть столь великолепной и точной расшивки может пострадать. Кстати, производитель не забыл и жаровую трубу ВСУ (деталь С56). В ней даже углубление сделано, чтоб не рассверливать на всю глубину. Эта деталь приклеивается после склейки фюзеляжа. Ещё один небольшой недостаток – на прототипе между рулём направления и отсеком ВСУ есть весьма заметная щель, а на модели эта щель изображена углублением типа расшивки, да ещё и какой-то нарост под рулём направления на фюзеляже угадывается.
Единственное место на нижней части фюзеляжа модели, на которой подробно изображена расшивка – это отлитый зацело с крылом (с дополнением в виде отдельной детали) центроплан.
К сожалению, найти снимки этого места на самолёте в подходящем ракурсе и разрешении мне не удалось, так что пришлось сравнивать всё с чертежами. Так вот, расшивка на этих двух деталях очень точно воспроизводит изображённую на чертеже. На первом снимке выше сверху – прямоугольная крышка люка для подхода к бортовым штуцерам заправки и слива жидкости из гидросистемы (стрелка с цифрой 1), ниже - два круглых лючка горловин слива топлива (стрелки с цифрой 2). Два круглых лючка под линией расшивки (стрелки с цифрой 3) – это крышки над штуцерами подключения шлангов заправки топливом, под ними – крышка люка панели заправки (4), чуть левее – крышка люка панели наддува гидробаков азотом (5). С правой стороны детали круглая крышка доступа к масловлагосборнику (6), прямоугольная крышка люка для проверки и контроля гидросистемы (7) и в самой нижней части – сложной формы крышка люка для подхода к штуцеру наземного кондиционирования (8). На следующем снимке на детали всего два люка: это люки доступа к агрегатам системы кондиционирования (стрелки с цифрой 1). А маленький почти круглый лючок (2) – это на самом деле вовсе не лючок, а вырез под проблесковый маяк. Если будете его воспроизводить, то клеить его надо именно сюда.
И чтобы закончить с фюзеляжем, пробежимся вкратце по тем деталям, которые есть на живом самолёте и отсутствуют на модели.
Непосредственно перед недозакрытыми створками ниши передней опоры шасси расположен люк технического отсека №1 (размер люка 600Х440 мм). Чёрные точки на стыке обтекателя РЛС с фюзеляжем – это дренажные отверстия. Виден и один из двух замков этого обтекателя.
На левом борту:
Расположен флюгер датчика угла атаки ДАУ-85 (стрелка с цифрой 1), два приёмника полного давления ППД-1М (стрелки с цифрой 2), датчик толщины льда ДТЛ-1 (3), датчик обледенения ДСЛ-40ТВ (4) и выпускаемая посадочно-рулёжная фара АВПФ-2 (5). Чуть крупнее эти датчики видны на снимке борта RA-64032.
А вот на RA-64052, который помимо прочего предлагается собрать из набора, нет датчика ДТЛ-1, зато появился лючок панели слива отбросов (на него указывает зелёная стрелка).
На правом борту:
Расположен второй датчик угла атаки ДАУ-85 (стрелка с цифрой 1), приёмник полного давления ППД-1М (2), лючок подхода к штуцеру зарядки кислородом (3), второй датчик обледенения ДСЛ-40ТВ (4), крышка подхода к щитку аэродромного электропитания (5), сливной насадок (6) и лючок водозаправочной панели (7). Фара АВПФ-2 в снимок не вошла, но она есть и справа. Из всего этого богатства на модели обозначена только правая фара АВПФ-2, да и то лишь выступом на фюзеляже. Кстати, на первых машинах лючка подхода к щитку аэродромного электропитания не было, разъём размещался в нише шасси.
Дальше (аккурат между 11 и 12 шпангоутами) находится люк техотсека №2 (точно такой же, как люк техотсека №1) и антенна АШС-УМ МВ-радиостанции.
Всё это в модели проигнорировано. Дальше идут пять круглых антенн радиовысотомеров и люк техотсека №3 (между шпангоутами 27 и 28):
Примерно на этапе 2002-2005 годов на летающие за границу самолёты начали устанавливать систему предупреждения столкновений в воздухе (TCAS). Внешне это выразилось в появлении направленной и ненаправленной антенн этой системы (они могут выглядеть по-разному, в зависимости от производителя системы). Часто они выглядят так (обозначены стрелками с цифрами 1 и 2):
Стрелка с цифрой 3 показывает на закрытую заглушкой плиту приёмников статического давления, расположенную между шп.19 и 20, а стрелка с цифрой 4 – фару ФПК 250 подсвета передней кромки крыла. Эта фара изображена на модели прозрачной деталью, но тут видно, что под большим прозрачным обтекателем собственно фара сдвинута в нише вперёд по полёту. Стрелка с цифрой 5 показывает на приёмник температуры торможения П-104М. На левом борту есть точно такой же и в этом же самом месте. А ещё на этом снимке хорошо виден рельеф люка багажного отсека и расположенные на нём технологические надписи.
Шестая антенна радиовысотомера расположена за люком техотсека №4.
А ещё на этих снимках видно расположенное возле шпангоута 30 отверстие выхода воздуха из переднего клапана системы автоматического регулирования давления (САРД) и люк техотсека №3, расположенный между шпангоутами 27 и 28. По виду и размерам он такой же, как и люки техотсеков №1, 2 и 4.
Проблесковый маяк расположен на зализе крыла, левее центра фюзеляжа.
Видимый на этом же снимке воздухозаборник полностью закрыт подвижной створкой (она есть в наборе) только на земле при неработающей системе кондиционирования. В полёте эта створка открыта, и может немного выступать за пределы углубления воздухозаборника.
В задней части фюзеляжа достопримечательностей гораздо меньше.
Люки седьмого и восьмого технических отсеков (стрелки с цифрами 1 и 2, расположены между шпангоутами 78-79 и 83-84), размером 540Х544 мм и 588Х544 мм соответственно. По конструкции они заметно отличаются от люков техотсеков 1-4 (замки по периметру и нет гнезда для установки съёмной рукоятки). Антенна «изделия» (системы госопознавания), стрелка с цифрой 3. Лючок панели заправки маслом ВСУ (4). И до кучи – пара сливных насадков (стрелки с цифрой 5). Эти насадки есть не на всех грузовиках (об этом далее), зато один из них отлит отдельной деталью (С7) на модели. Он в любом случае пригодится: его можно будет приклеить в передней части или скопировать и размножить, если на воспроизводимом самолёте таких насадков больше одного.
На верхней стороне фюзеляжа никаких лючков нет. Зато в изобилии водятся антенны и есть проблесковый маяк.
Антенна системы госопознавания (стрелка с цифрой 1), направленная антенна TCAS (2, представляет из себя немного выступающий над поверхностью фюзеляжа «блин» белого цвета), антенна АШС-УМ МВ-радиостанции (3), пара антенн системы глобального позиционирования (4, похожи на направленную антенну TCAS, но меньше по размерам), ненаправленная антенна TCAS (5, она же антенна ответчика ОрВД). Последние три антенны расположены аккурат напротив большой грузовой двери. В задней части фюзеляжа находится проблесковый маяк (6) и антенна аварийного радиомаяка (7). Из всего этого в модели сымитированы антенны МВ-радиостанции и аварийного радиомаяка, но абсолютно одинаковыми деталями (С12), что не совсем правильно: антенна радиомаяка чуть меньше по размерам и отличается по форме от АШС-УМ. И ещё – расположено всё это богатство далеко не всегда строго по центру фюзеляжа.
Киль модели изобилует богатой правильной расшивкой. Правильной в том смысле, что если на модели есть линия расшивки, то она есть и на прототипе.
Проблема в том, что расшивка на модели часто выглядит слишком утрированной. И воспроизведена не полностью. В результате то, чего в жизни почти не видно – на модели есть. А лючки в основании киля, которые вполне можно было бы воспроизвести, отсутствуют. Нет и шести стекателей статики на задней кромке (что в принципе правильно – слишком уж сложные для воспроизведения в пластике детали) и дренажного отверстия топливного бака. Да-да, у Ту-204 в киле есть топливный бак (следствием чего стали овальные лючки на правой его стороне) и соответственно у этого бака есть дренаж, выведенный с обеих сторон на поверхность киля.
Слева ситуация аналогичная:
Так же проигнорированы лючки в основании и дренажное отверстие (тут на самолёте можно рассмотреть даже подтёк за ним, направленный назад по полёту). Ну и про большую щель между рулём направления и фюзеляжем я уже писал выше.
И ещё один интересный момент для любителей химменосовщины и аутентичности окраски.
У Ту-204 нет тепловой противообледенительной системы передней кромки крыла и хвостового оперения. Поэтому оная передняя кромка может быть не цвета металла, а просто окрашенной в цвет фюзеляжа или крыла. Иногда небольшую металлическую панель всё-таки оставляют, или краска может просто обдираться с передней кромки. Но по размерам некрашеный участок очень невелик. И самое интересное – он примерно на треть не доходит до основания киля. Потому что носок киля в основании не металлический, а композитный, т.к. под ним спрятана антенна ДКМВ радиостанции. И соответственно красится серебрянкой или облезть до металла этот участок не может в принципе.
Стабилизатор по исполнению очень похож на киль. Так же проигнорированы по пять стекателей статики возле законцовки, так же глубоковата расшивка.
Так называемая «шторка» стабилизатора, закрывающая щели в фюзеляже, необходимые для обеспечения изменения угла установки, на модели отлита на фюзеляже. Ничего страшного в этом нет, главное помнить, что на реальном самолёте она «ездит» вместе со стабилизатором, в результате чего при установке оного в крайние положения между нижним краем шторки и фюзеляжем появляется щель – плоский сегмент фюзеляжа, обеспечивающий сопряжение со стабилизатором, не слишком велик. Ну и потёки грязи на этой шторке в жизни не редкость.
А ещё перфекционистам от моделизма стоит помнить, что на стабилизаторе установлены фары подсвета эмблемы (на обеих половинках).
На модели они обозначены расшивкой.
На верхней поверхности крыла модели правильно отображены все поверхности управления (четыре секции предкрылка, верх задней секции закрылка, элерон, пять секций интерцепторов, две секции воздушного тормоза). Не забыты лючки доступа к топливомеру.
В целом всё очень похоже на прототип.
Ну, разве что настораживает почти симметрично расположенный дефект расшивки (на левом крыле напротив стыка 3 и 4 сегментов интерцептора, на правом – напротив стыка 4 и 5 сегментов). Не пропущена главная достопримечательность в виде выступающей накладки на обшивке у корня крыла.
Снизу всё гораздо сложнее. Начиная с того, что профиль крыла самолёта имеет в хвостовой части прогиб в сторону внешней обшивки. Посмотрите на стык крыла с обтекателями механизма уборки закрылка:
К чести разработчиков модели стоит сказать что, как и все нюансы, касающиеся геометрии прототипа, этот так же не обойдён вниманием:
Стык верхней и нижней половинок крыла идёт не по задней кромке, а по линии расшивки (стыка с выдвижным хвостовым отсеком) на закрылке. Это с одной стороны дало возможность сделать заднюю кромку более острой, а с другой создало потенциальную проблему при склейке: надо следить за тем, чтобы в месте стыка половинок не образовался уступ. В масштабе 1:144 он будет весьма заметным! Так что потщательнее примеряйте половинки и при необходимости подгоняйте их перед склеиванием.
Расшивка на обтекателях механизма уборки закрылка похожа на прототип. По крайней мере, в тех местах, в которых её можно было воспроизвести. А вот к эллиптическим лючкам, служащим для доступа в кессон, есть вопросы. Во-первых, на участке от законцовки до внешнего обтекателя на самолёте их можно насчитать десять, а в модели изображено восемь с половиной:
Во-вторых в промежутке от первого от корня обтекателя механизма уборки закрылка до фюзеляжа на самолёте два лючка, а в модели – три:
Лишним оказался ближайший к обтекателю лючок: ни на одном снимке живого самолёта мне его рассмотреть не удалось. Но остальные два на модели расположены верно, так что тут можно просто зашпатлевать оказавшийся лишним. В третьих сами лючки имеют заметные внешние отличия. Первые четыре от законцовки лючка крепятся меньшим количеством винтов, чем остальные (т.к. находятся в негерметичной части кессона), а в пятом от законцовки лючке имеется вырез воздухозаборника дренажа топливных баков. Ничего подобного в модели нет.
Кстати, на чертежах Ивана Митина между законцовкой и крайним обтекателем десять лючков, из них первые четыре от законцовки чуть меньше остальных по размеру, а между первым обтекателем и фюзеляжем – три.
«Заломанные руки» (загнутые вверх законцовки крыла) отлиты отдельными деталями.
Выглядят они немного грубовато. Обрезанная на нижней половинке крыла часть лючка на законцовке отсутствует. Равно как прозрачный обтекатель БАНО-11 в передней его части (он обозначен расшивкой), и пять стекателей статики на задней кромке. Обтекатель хвостового огня на внутренней стороне изгиба отлит на крыле. А ещё на этих снимках видно, что расшивка на законцовках практически незаметна.
И ещё один интересный нюанс для любителей достоверности окраски. Секции предкрылка на внешней части крыла отделены одна от другой белыми фторопластовыми вставками, достаточно заметными даже с большого расстояния.
А сам предкрылок не обогреваемый, и потому может быть не серебристым, а окрашенным в цвет крыла.
Двигатель с мотогондолой собирается из восьми деталей.
Причём членение направлено не столько на упрощение отливки и сборки, сколько на обеспечение возможности раздельной окраски деталей (до сборки в единый узел). Например, внутреннее кольцо (детали С47 и С48) позволяет затереть шов между половинками до окраски и вклейки в мотогондолу, что очень удобно. Правда при этом на кольцах обечайки воздухозаборника, так же отлитых отдельно, сделана глубокая расшивка, по размерам превосходящая упомянутый выше шов:
Её лучше зашпатлевать – на самолёте она не настолько заметна.
Расшивку на мотогондоле я бы назвал даже излишне подробной:
Обратите внимание – некоторые имеющиеся на отливке линии на двигателе совершенно не видны. Зато справа пропущена небольшая выколотка на пилоне и стык с неокрашенной панелью (последнее не страшно – сама панель дана декалью) а так же маленький воздухозаборник на пилоне над ней. Слева так же пропущена выколотка, зато показан отсутствующий на прототипе круглый лючок, судя по техописанию служащий для доступа к заправочной горловине маслобака. Последнее для меня удивительно – это должен быть один из самых популярных лючков на мотогондоле, и оттого потёртый и заляпанный, со следами подтёков. Но ни на одной фотографии мне его рассмотреть не удалось…
Вентилятор отлит одной глухой деталью:
Никаких щелей между лопатками нет (а на прототипе они весьма велики и при взгляде не строго спереди через них хорошо просматриваются потроха двигателя). Зато количество лопаток и направление вращения совпадает с прототипом и не забыта бандажная полка. Кстати, заменить это правильной фототравленной деталью будет непросто – лопаток 33. Придётся делать минимум три диска и совмещать их друг с другом.
Центральное тело выглядит немного переразмеренным. Законченные перфекционисты могут добавить в воздухозаборник три датчика, отсутствующие на модели (на них показывают красные стрелки).
Сзади в двигатель нельзя смотреть без содрогания.
Мешанина стоек, смеситель потоков, куча торчащих в поток датчиков температуры за турбиной вентилятора, которую тоже хорошо видно. Как и лопатки спрямляющего аппарата, за этим вентилятором расположенные…
Разработчики модели, на мой взгляд, сделали максимум возможного. Изображён стекатель и смеситель потоков, количество изгибов которого совпадает с прототипом. Да, смотрится немного грубовато, но отлить в пластике лучше вряд ли возможно. И даже в таком виде при взгляде сзади двигатель будет куда больше похож на себя, чем на звездинском же Ил-86. Ну а перфекционистам и производителям смоляных наборов для доработки есть, где развернуться.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Если соединить обе статьи - можно, наверное, какой нить профильный диплом написать (* но это не точно).
+
Про керосин понравилось, не спец, но интересно.
В принципе описано все корректно, но самолеты с Роллс-Ройсами никогда не комплектовались западными ВСУ. Только ТА-12-60. Отличия отсека только в том, что с первой китайской машины (64030) отсек ВСУ уже был перепроектирован под требования АП-25 и европейские нормы CS-25. И к тому-же уже изготавливался из титановых панелей.
Насчет анлийского движка (модификации -120) : гондола короче и диаметр чуть больше, а пилон под него отличается от такового на "сотках" с ПСами и даже от такового на Б.757.
Пилон также короче и другой формы т.е. простым заимствованием для "привередов" от ш57 тут не обойтись.
И грустно то, что 5 каирских машин с Роллсами уже теперь нет.... распилили на металлолом.
Остались из этой серии только на заводе недостроенные 64033 в цветах TNT и второй китайский 64031. Был еще и 3й (64036), но его забросили еще раньше....
kishchukв 17.04.2021 - 14:11 Тема: Звезда 1/144 Ту-204-100С - Почтолёт под лупой, часть 1
Спасибо!
Пользуясь случаем, а есть у кого какая инфа по этому товарищу?
Andrey130469в 17.04.2021 - 18:50 Тема: Звезда 1/144 Ту-204-100С - Почтолёт под лупой, часть 1
МОЛОДЕЦ!!! Здорово. По больше бы таких грамотных обзоров.
В принципе описано все корректно, но самолеты с Роллс-Ройсами никогда не комплектовались западными ВСУ. Только ТА-12-60.
Спасибо, не знал. ИМХО очень неправильное решение, учитывая действующие ограничения по этому мотору (малая высотность запуска, запрет на запуск на снижении).
И грустно то, что 5 каирских машин с Роллсами уже теперь нет.... распилили на металлолом.
Тоже не знал. Действительно грустно.
Был еще и 3й (64036), но его забросили еще раньше....
64036 достроили как первый кубинский грузовик (204СЕ). Но он вроде строился как 204-200 (отчего как и 037 имеет отличное от соток расположение люков багажных отсеков), а не как 204-120.
Добавлено спустя 15 минут 39 секунд:
Пользуясь случаем, а есть у кого какая инфа по этому товарищу?
С января по декабрь 2010г простоял арестованным в аэропорту Лапу-Лапу (ЮВА). В декабре перелетел на КАПО для ТО 2К и выполнения работ после простоя. Вернуться в Аэростарз до приостановки СЭ компании не успел. Стоял на хранении на КАПО. 11.02.2014 выиграл конкурс на право быть поставленным АНТК им.Туполева за 600000000 руб. В роли продавца выступило ОАО "Независимые технологии". Покупался для переделки в лётно-моделирующий комплекс (ЛМК-214). 27.12.2018 впервые после переделки взлетел (с "острым носом").
Ulyss227в 19.04.2021 - 08:15 Тема: Звезда 1/144 Ту-204-100С - Почтолёт под лупой, часть 1
Великолепная статья.
Прекрасный обзор, давно такого не было.
Автору - десять плюсов!!!
Тема: Звезда 1/144 Ту-204-100С - Почтолёт ...(#14930) - обсуждение
замечательно!
очень толковые статьи. Спасибо!