На мой субъективный взгляд, этот самолет является вершиной эволюции истребителей немецкого конструктора Курта Танка под общим обозначением Fw 190 и самым красивым из них. Стремительный силуэт, длинные тонкие крылья… И в некотором смысле я даже рад, что этим красивым аппаратам так и не довелось толком повоевать в той войне.
К слову сказать, мне почему-то всегда Fw 190-ые нравились гораздо больше, чем другие германские самолеты Второй мировой. Больше даже, чем более именитый «худой» Bf-109. Потому, когда на форуме scalemodels.ru проскочила информация о готовящейся модели от ART-Model, сразу решил, что непременно буду брать. Отдельное спасибо Евгению (HOOLY_GUN), который прямо от производителя из Запорожья привез мне парочку этих моделей.
Обзор планировал написать сразу, но тут подвернулась очень интересная работа над декалью на ЛаГГ-3 (обзор на которую мне еще предстоит написать) потому эпистолярный жанр пришлось отложить до окончания работ. И вот наконец настал тот час… Впрочем, я снова отвлекся.
Немного истории
…К осени 1942 г. стало ясно, что ВВС США намеревались собрать на Британских островах крупные силы бомбардировочной авиации для действий непосредственно против Третьего Рейха. Более того, если уже В-17 создавал проблемы для немецких перехватчиков, то разведданные говорили о серьезных попытках США запустить в серию еще более мощный В-29 с гермокабинами и еще большими скоростями и высотой полета. В результате возникла острая необходимость в высотном истребителе. Фокке-Вульфу и Мессершмитту было предложено выдвинуть свои идеи по так называемому «суперистребителю» с большим потолком, также способному выполнять роль высотного разведчика.
Программа предусматривала два этапа — «срочный» с истребителем на базе существующих машин с максимальным использованием узлов предшественников; и «отложенный» — c созданием специального высотного истребителя и разведчика. По первому этапу «Фокке-Вульф» выдвинула предложения создать Fw.190Ra-2 и Rа-3 с использованием двигателя Jumo-213 и планера Fw.190d, а «Мессершмитт» — вариант Вf.109 с большим размахом крыла. Для второй фазы работ «Фокке-Вульф» предложила Fw.190Ra-4D, отличавшийся значительными изменениями в конструкции планера и улучшением аэродинамики; «Мессершмитт» же предложил Ме.155b. Предложения были приняты Техническим департаментом. В августе 1943 г работу по Ме.155b были переданы на «Блом унд Фосс»…
К этому времени престиж и влияние Танка достигли такой высоты, что еще в чертежах проекты получили обозначение «Та» вместо обычного «Fw», хотя довольно сильное отличие Rа-2 и Rа-3 от своих предшественников и так обусловило изменение названия. В результате еще до конца 1942 г самолеты получили обозначение Та.152…
Несмотря на сильное давление Танка на РЛМ, чтобы немедленно запустить Та.152 в серию, министерство не хотело ломать налаженного производства — общность конструкции нового самолета с Fw.190 была небольшой. Следовательно, требовалась в первую очередь модернизация уже выпускающихся машин. Программа Та.152 еле теплилась до весны 1944 г, когда была сделана серьезная попытка наладить производство истребителя на заводе в Зорау.
Всего со сборочной линии в Котбусе сошли 150 Та.152h-1 пока производство не прекратилось из-за подхода Красной Армии. Нет никаких данных, что какая-либо группа была полностью перевооружена на Та.152h. Несколько эскадрилий использовали их вместе с Fw.190d и другими типами в основном в качестве штурмовиков. Другие, вроде штабного звена JG-301, использовали их для прикрытия взлетов и посадок Mе.262, но большинство Та.152 были уничтожены на земле раньше, чем их успели принять в люфтваффе. Небольшое число Та.152h-1 использовалось в программе «Мистелей»…
Впрочем, всех желающих обратиться к первоисточникам, рекомендую почитать тут.
Приступим к обозрению самой модели.
Коробка
Размер: 235Ч155. Верх из обычного плотного картона, низ – из твердого гофрокартона. Для транспортировки и хранения лучше не придумаешь. Так что никаких нареканий.
А вот боксарт несколько разочаровывает. На лицевой поверхности изображен Та 152 Н-1 оберфельдфебеля В. Решке б/н 9 из состава звена JG301 на фоне двух В-17. На первый взгляд, это 3D-рисунок среднего качества. Совсем не Dragon со своими коробками-шедеврами, одним словом.
На ней также размещены логотип компании и надпись Focke Wulf Ta 152 H-1. Масштаб и номер модели по каталогу указан на торцах. На одной из боковин указаны боковики с вариантами раскраски, на другой – стандартная информация для покупателя.
Внутри коробки в пакете с закрывающимся клапаном обнаруживаются четыре рамки с деталями (в том числе одна – прозрачный литник и смоляные колеса в отдельном конверте), инструкция, цветной вкладыш с вариантами раскраски и декаль. Забота производителя о сохранности модели не может не радовать.
Инструкция
Представляет собой распечатку на листе формата А4, сложенная вдвое. Содержит развернутое описание прототипа с ТТХ на английском и русском языках, схему литников, а также инструкцию по сборке. Все предельно ясно и лаконично.
Инструкция по нанесению декалей с вариантами раскраски дается на отдельном цветном вкладыше формата А5. Очень хороший ход по отношению к покупателю. Единственное упущение, на форуме была обнаружена неточность в схеме окраски:
kppot: эх, схема окраски не верная! крылья 75–83, фюзель 81–83, низ 76
А в схеме указания следующие: крылья 82–83, фюзеляж 81–83, низ 76.
Серый шероховатый пластик. Кое-где встречается небольшой облой, что для ЛНД не такая уж и редкость. А вот что стоит отметить, так это тонкий внутренний крой. Для ЛНД смотрится очень даже неплохо. Проработка деталей на крупных деталях, таких как фюзеляж, крылья и рулевые поверхности, радует. Особенно впечатлила цепочка круглых лючков на нижней поверхности крыла. Также присутствует имитация клепки, а рулевых поверхностях – имитация провиса.
На фюзеляже несколько смущают прорези под патрубки. То ли они несколько неровно прорезаны, то ли дело в облое… Потому выглядят несколько грубовато. Еще не совсем понравилось место крепления воздухозаборника компрессора (детали 28, 29, 30 на плате С) на фюзеляже. Оно какое-то неровное, а шпаклевать его будет довольно сложно.
Крыло понравилось тем, что производитель в районе ниш шасси изначально заложил утоньшение пластика для имитации масштабности. Также производитель пытался оживить ниши шасси. Стоит отметить и тот факт, что низ крыла дано одной деталью, из-за чего нет необходимости править угол. Мелочь, казалось бы, а приятно. Впрочем, не совсем пока ясно, как поведет себя данная конструкция в процессе сборки. Возможно, могут возникнуть сложности с сопряжением крыла с фюзеляжем. Но это станет ясно уже при сборке. Как по мне, при изготовлении ниш стоит все же обратить пристальное внимание на афтемаркет.
Но вот сам пластик несколько удивил. Во-первых, в нем имеются какие-то посторонние темные вкрапления. Возможно, использовался вторичный пластик. Во-вторых, может, это мне так «повезло», но мне достался пластик, на котором деталь №43 (плата С) с каким-то коричневым налетом. То ли это смазка с формы на пластик перешла, то ли очередные примеси в пластике. Деталь, конечно, размещается внутри крыла, будет предварительно окрашена, и вряд ли будет хорошо просматриваться, «но осадок все же остался».
Мелочевка дана отдельной платой. Она наоборот, толстая и без заметной деталировки. Довольно грубовата. В частности, совсем не понравилась приборка и боковые панели. Они выглядят просто кусками пластика, на которых кто-то попытался безуспешно нацарапать подобие приборов. Кроме того, приборка имеет скругленные края на торцах.
Также не совсем понравились лопасти винта. Острая кромка не на всех моделях пролита до конца, потому я лично встречал модель, в которой лопасти оказались уже необходимого. Причем из-за недолива разные по ширине на одной плате. Одним словом, впечатления ниже среднего.
Потому что касается мелочевки, а именно кабины, ниш шасси и лопастей винта, желательно все это заменить на афтемаркет.
Фонарь толстый с заметным искажением. Но вроде бы без видимых недостатков литья. Также предпочтительнее заменить на вакуумный.
Высказывания коллег на форуме: Kppot: это как было сказано – драгон. расшивка тонкая, облоя мало, но выглядит несколько грубее, чем ДМЛ, примерно на уровне спешл-хобби…
HOOLY_GUN: Афтермаркета на «Та-шку» — горы: большой лапоть травла от «Эдика», патрубки от «Москит» (еще можно найти), смоляные колеса, и т.д.
Декаль
Без видимых на глаз смещений и на матовой подложке. Предлагается два варианта, причем оба на Та 152 Н-1 оберфельдфебеля В. Решке б/н 9 из состава звена JG301, апрель 1945 г. При этом в литературе встречаются и другие б/н, потому такое искусственное ограничение в выборе вариантов в стиле Weekend Edition не совсем ясно. А вот что не может не радовать, так это присутствие техничка. Кстати, вполне читаемая. Присутствует и разрезанная надвое свастика.
Из упущений стоит отметить приборки и боковые панели на ядовито-зеленом фоне.;-(
По этому поводу на форуме народ тоже высказался: HOOLY_GUN: дека у ART — на удивление получилась простенькая, с «веселым» зеленым цветом кабины (зная, какие выпендросы может делать производитель, в данном случае — незачет). Но в следующей партии литья модели цвет кабины на декали будет заменен на RLM 66.
Соответствие чертежам
Материалов на Та 152 на просторах Интернета вагон и маленькая тележка, включая фотографии, боковики, техническое описание и довольно подробные чертежи (см. небольшой список литературы в конце обзора). Потому с материалами на самолет проблем возникнуть не должно. Кстати, большое спасибо Андрею SilverGhost-у за предоставленные материалы.
Для моделиста примечателен еще и тот факт, что реальный размах крыла Та 152 составляет 14,40 м, что в пересчете на 1/72 масштаб составляет ровно 20 см. Так что проверить соответствие модели чертежу (или чертежа модели) – пара пустяков.
При первом приложении модели к чертежам грубых несоответствий в размерах не обнаружил. При более детальном рассмотрении обратил внимание на следующие недочеты:
1. Верхняя часть киля скруглена, хотя там должен быть ровный участок. Высота киля позволяет при минимальных затратах поправить этот момент.
2. Аналогичная проблема с законцовками крыла: они скруглены, хотя на чертежах просматривается ровный участок. В этом случае для корректировки придется сточить концы крыльев и нарастить пластиком 1,1,5 мм, чтобы поправить форму крыла. В принципе, даже для моделиста среднего уровня такое исправление покажется не слишком большой проблемой.
3. Нижняя часть крыла отрезана короче на 3 мм, чем крой на чертежах. После склеивания половин крыла придется щель шпаклевать и перешить крой в нужном месте.
4. Щитки основных стоек шасси в передней части имеют несколько иную форму. Плюс к тому же скругленные торцы. Данный неприятный момент не очень просто исправить, т.к. если попытаться сточить щитки для удаления скругления, то вместе с ним удалится вся та мелочевка, которую так старательно пытался изобразить производитель.
5. Лопасти винта немного короче и имеют более плавное скругление, чем на чертежах. Наращиванием тут вряд ли делу поможешь из-за сложной формы деталей. К тому же, в корневой части их форма также отличается. Потому лучше искать замену.
6. Колеса имеют меньший диаметр, чем требуется.
7. При сравнении с литературой выяснилось, что расшивка неполная и не везде соответствует действительности. Некоторые панели и лючки просто отсутствуют, а некоторые имеют иную форму. Так что тем, кто щепетильно относится к подобным вещам, придется немного повозиться с исправлением расшивки. Аналогично по клепке: в некоторых местах она имеется, в других отсутствует.
Сравнение с другими моделями
При обсуждении модели на форуме само собой зашел разговор о сравнении продукции ART-Model с другими производителями. Как выяснилось, в масштабе 1/72 Ta 152 H-1 производили Frog, Aoshima и Dragon. Первый давно стал жутким раритетом, потому в рассмотрение даже не берется. Впрочем, и модель Aoshima тоже уже большая редкость. А вот Dragon до сих пор можно встретить в большинстве модельных магазинов, хотя данной модели тоже уже лет двадцать.
Впрочем, цена на Dragon в три раза выше, чем на модель ART-Model, потому покупать его только для сравнительного анализа моделей я не рискнул. Просто попросил у продавца раскрыть коробку и хорошенько рассмотреть. Что и сделал… Пока у продавца не лопнуло терпение.
Фотографии пластика Aoshima (взяты на сайте panzer.7bb.ru):
Фотографии пластика Dragon (взяты на сайте panzer.7bb.ru):
Вот некоторые выводы по данному поводу. Крылья у всех трех моделей разделены практически одинаково. Модель от ART-Model больше напоминает упрощенный Dragon. В частности, лопасти тоже даны отдельно. Также дается один вариант фонаря (у Aoshima их два, открытый и закрытый). А вот фюзеляж у ART-Model больше напоминает Aoshima, т.к. у Dragon имеется возможность раскапотировать двигатель, а у ART-Model, как и у Aoshima, такой возможности нет. Aoshima дает нишу шасси вместе с нижней частью крыла, а ART-Model и Dragon на внутренней поверхности верхней половины крыла. Еще обратил внимание, что Aoshima единственная дала в своем наборе ПТБ.
Декали на всех трех моделях разные. Aoshima дает всего один вариант, б/н 4, а Dragon не стал сильно заморачиваться с вариантами, а просто дал цифры от 2 до 4 в трех цветах (желтый, зеленый и красный), предоставив моделисту самому выбирать б/н по вкусу.
Какая модель из трех названных больше соответствует чертежам, не имея самих моделей для анализа и сравнения, сказать крайне затруднительно. Потому этот момент я с вашего позволения скромно пропущу.
Что касается качества литья Dragon… Впечатления, конечно, совершенно иные, чем с моделью от ART-Model. Пластик заметно лучшего качества. Имеется хоть и небольшая, но платка травления. Тут, конечно, нельзя сбрасывать со счета и возможность раскапотировать двигатель. Да и проработка мелочевки совершенно иного уровня… Впрочем, повторяю себе, как мантру: «В три раза дороже… В три раза дороже… В три раза дороже…» Зато хоть хорошо себе представляешь, за что именно платишь такие «недетские» деньги.
Кстати, вот что по данному поводу высказали коллеги на форуме:
Othal: Я держал в руках пластик данной модели. Да, это драгон, без фототравления и со смолянными колёсами. Исправлена форма наплывов над крыльевыми пушками. Двигателя нет, половинки капотов сделаны вместе с половинками фюзеляжа. Исправлены ещё некоторые мелочи, но навскидку не вспомню.
HOOLY_GUN: Сегодня взял запорожский Та-152. Также есть и Dragon. Положил рядом, есть выводы:
Реально, ART-Model «драл» «таху» с китайской модели. НО:
-доработаны наплывы на крыле — над оружейной частью (+1 в пользу ART)
-капоты движка отлиты заодно с фюзеляжем, движка нет (тем самым есть отмазка от китайцев по поводу авторских прав)
-главная доработка — это все управляющие плоскости: ликвидированы «ребра» китайской модели, сделана расшивка и легкие углубления (имхо +1 в пользу ART)
— колеса — смоляные, очень даже неплохая деталировка (у Dragon в наборе лежит лишь жалкая имитация колес).
ВСЕ остальное = 1:1 как у китайцев. За свою цену — прекрасная модель! Cамые лучшие рекомендации!
Вывод
Знаете, в плане вывода Евгения HOOLY_GUN относительно «За свою цену — прекрасная модель!» тут я полностью с ним согласен. Странно было бы за те деньги, что просят за модель ART-Model, ожидать качества и комплектации от Dragon. А вот как раз те деньги, что за нее просят, она окупает с лихвой. Неточности имеются во всех моделях: любая модель требует доводки. И Та 152 Н-1 от ART-Model в данном плане не исключение. Но за 79 грн я готов попробовать сделать из «ташки» лялечку, подвергнув его перепилу, перерезке и перешивке… В крайнем случае, если не выйдет – куплю еще. А купить за 209 грн Dragon лишь для того, чтобы раз в год снять коробку с антресоли, смахнуть с нее пыль, повздыхать и снова засунуть обратно… Что-то меня такая перспектива не сильно прельщает.
Литература
Война в воздухе 82, Focke Wulf Fw 190 D, Ta 152.
Monografie Lotnicze 21, Marian Krzyzan, Fw 190 D & Ta152
Focke Wulf Jagdflugzeug, Peter Rodeike, FW-190A, FW-190 Dora, Ta-152H
Profile Publications, Aircraft Profile 94, Focke-Wulf Fw 190d / Ta 152 Series
Lotnictwo Wojskowe, 5/2000, Focke Wulf Ta 152 niespetniona nadzieja Luftwaffe
Monogram Close Up 24, Ta 152
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Коллеги, хочу присоединиться к вашему обсуждению. Статью прочёл ещё ночью, как только она появилась на сайте. Прочёл не единожды, так как уж очень интересна мне эта машина (Та-152Н1) Для начала выражу мнение по самой статье. В целом статья нужная и полезная. Написана в доступной и удобной форме, читается легко. Далее на меня можно обижаться или нет, воспринимать то что я скажу, как критику, или считать тролизмом. Прошли практически сутки, на осмысление прочитанного в статье и в обсуждении. Было достаточно времени на обдумывание. Скажу прямо, что думаю Историческая справка не является секретом, но вот с такой постановкой вопроса не соглашусь:К этому времени престиж и влияние Танка достигли такой высоты, что еще в чертежах проекты получили обозначение «Та» вместо обычного «Fw» Дело не в престиже (модное словечко) и влиянии, а в заслуженном признании профессионализма Курта Танка. В 1943 году Курту Танку присвоено звание профессора в Брауншвейгской технической школе. Отныне все типы машин, разработанных под его руководством, стали обозначаться Та. Это не принципиальный вопрос, однако "престиж" и "влияния" звучат в данном месте как-то дёшево. ИМХО
Ещё момент.
Всего со сборочной линии в Котбусе сошли 150 Та.152h-1 пока производство не прекратилось из-за подхода Красной Армии.
Нет подтверждённых данных о том, что с конвеера сошло такое количество Та-152, даже всех модификаций.
я встретил информацию что:
V1 250001 Ta-152 A-1 не построен
V2 250001 Ta-152 A-1 не построен
V3 260001 Ta-152 H-1 не построен
V4 260002 Ta-152 H-1 не построен
V5 260003 Ta-152 H-1 не построен
V6 110006 VH+EY Ta-152 C-0 первый полёт 12.12.44 двигатель DB 603E
V7 110007 CI+XM Ta-152 C-0/R11 первый полёт 08.01.45 двигатель DB 603E
V8 110008 GW+QA Ta-152 C-0/EZ первый полёт 15.01.45
V9 110009 Ta-152 E-1 заказ отменён 05.01.45
V10 110010 Ta-152 C-1 заказ отменён 18.10.44
V11 110011 Ta-152 C-1 заказ отменён 18.10.44
V12 110012 Ta-152 C-1 заказ отменён 18.10.44
V13 110013 Ta-152 E-1, должен был готов к полётам на момент 25.12.44. После 19.10.44 как Ta-152 C-1/R11 с LWG K3 autopilot, дата готовности к полётам - 06.02.45
V14 110014 Ta-152 E-1, заказ отменён 05.01.45
V15 110015 Ta-152 C-2/R11 с автопилотом LWG K23 вместо PKS 12, новая дата приведения в полётопригодное состояние 14.02.45
V16 110016 Ta-152 C-3, планировался: мотор DB 603LA/MV 50, планировался быть доведённым до пригодного к полётам состояния приблизительно в марте 1945
V17 110017 Ta-152 C-3, планировался: мотор DB 603LA/MV 50, планировался быть доведённым до пригодного к полётам состояния приблизительно в марте 1945
V18 110018 Ta-152 C-3, планировался: мотор DB 603LA/MV 50, затем Ta-152 C-4/R11, заказ отменён 28.12.44
V19 110019 изначально Ta-152 C-5, затем Ta-152 B-5, должен был готов к полётам в апреле 1945
V20 110020 изначально Ta-152 C-5, затем Ta-152 B-5, должен был готов к полётам в мае 1945
V21 110021 изначально Ta-152 C-5, затем Ta-152 B-5, должен был готов к полётам в мае 1945
V22 110022 Ta-152 C-4 заказ отменён 18.10.44
V23 110023 Ta-152 C-4 заказ отменён 18.10.44
V24 110024 Ta-152 C-4 заказ отменён 18.10.44
V25 110025 Ta-152 H-1, строительство прототипа остановлено, построенное крыло с 4-мя топливными баками использовано для Fw-190 V 32/U1
V26 110026 переделан Ta-152 H-0 для испытаний MK-103
V27 150027 Ta-152 C-3, мотор DB 603 E
V28 150028 Ta-152 C-3, мотор DB 603 E, планируемая дата готовности к полётам на 18.02.45
Так же там упоминается по интересующей нас модификации:
Ta-152 H-0 заводские номера: WNr. 150001 - 150018, производились с декабря 1944 по январь 1945 года - всего произведено 18 самолетов.
Ta-152 H-1 заводские номера: WNr. 150019 - 150168, производилась с января по конец апреля 1945 года - всего произведено 25 самолетов.
Все самолеты выпускались на заводе Focke-Wulf (FWS) в местеке Зорау.
Впрочем, всех желающих обратиться к первоисточникам, рекомендую почитать тут (http://www.airwar.ru/enc/fww2/ta152h.html)
Саша, извини пожалуйста, но называть сайт airwar.ru первоисточником никак нельзя. Думаю, что здесь ты слегка погорячился.
Теперь непосредственно о самом наборе и сравнительном анализе по нему. Это и есть то самое, почему я всё откладывал написание своего мнения, пытался понять в чём же по настоящему проблема и успех этой модели и почему что-то, из всего сказанного в статье, не укладывается в моей голове.
И понял, но об этом по порядку. Для начала попробую сделать некоторые уточнения и дополнения. Я понимаю, у Саши нет модели от Дрэгона и потому, всё изложенное не кажется ему странным. А я читаю и....
К делу.
Во-первых хочу более чем утвердительно сказать, что модель от АРТ - это передёр Дрэгона (я читал обсуждение новинки и помню, что об этом говорили, но как-то так, сквозь пальцы) Доказательств этому предостаточно. Начиная с проверки соответствия и взаимозаменяемости деталей и заканчивая идентичности ляпов нарезания расшивки и кривости клёпки. Мало того, так и не совсем затёртые на модели АРТ следы от толкателей пресформ совпадают с толкателями от Дрэгон. Да и ещё много чего.... Так что это копия.
Согласен, копия, но не совсем. Есть и отличия.
Для моделиста примечателен еще и тот факт, что реальный размах крыла Та 152 составляет 14,40 м, что в пересчете на 1/72 масштаб составляет ровно 20 см. Так что проверить соответствие модели чертежу (или чертежа модели) – пара пустяков.
Я проверил. АРТ - 199мм, Дрэгон - 200мм. Перепроверил несколько раз. Но так и не дотянул украинский немец до 200 мм. К сожалению сейчас не могу скинуть фотографии на комп и предоставить доказательства, но если будут сомнения, то обязательно найду способ.
Верхняя часть киля скруглена, хотя там должен быть ровный участок. Высота киля позволяет при минимальных затратах поправить этот момент.
Я совместил фотографию модели с чертежом, который Мансур Мустафин опубликовывал на этом сайте. Кстати, чертёж позиционируется, как заводская документация.
Аналогичная проблема с законцовками крыла: они скруглены, хотя на чертежах просматривается ровный участок.
Согласен с выводом. И добавлю. У Дрэгона это место более скруглённое, чем у АРТ. Да и сравнивая крой на моделях видно, что это место, очевидно, корректировали. Но учитывая, что АРТ меньше положенного в размахе, придётся наращивать пластиком. Здесь Дрэгон в более выигрышной ситуации, хоть и не сильно.
Далее в пунктах статьи 3-7 указываются сплошные недостатки этой модели. Причём не всё относится к Дрэгону. Многое - недостатки, добавленные АРТ. Недоливы на лопастях появились, смоляные колёса вопрос не решили. Так что всё равно в магазин за афтермаркетом.
И со щитками шасси производитель ничего старательно не делал, не счёл нужным. Можно смело всё сносить, заменить на травлёные или сделать самому.
Фонарь. У обеих моделей можно менять на вакуум формованный. Однако у китайской модели в разы лучше и достигнуть с ним хороший результат можно.
Провисание консолей вниз, которое есть у Дрэгона, АРТ не сочло нужным убрать.
А вот фюзеляж у ART-Model больше напоминает Aoshima, т.к. у Dragon имеется возможность раскапотировать двигатель, а у ART-Model, как и у Aoshima, такой возможности нет.
Мне видится ситуация несколько иначе. Отдельная носовая часть у Дрэгона - это не признак раскапотирования. АРТ так же можно раскапотировать, было бы желание. Такое членение у Дрэгона в связи с оглядкой на Та-152С. У него капоты другие, а фюзеляж одинаковый. Он есть у меня, я сравнивал. Платы идентичные, за исключением характерных деталей.
В обсуждении этой новинки звучало, что ерунда, без двигателя обойдёмся, лишь бы подешевле. Очевидно такую позицию и деятели с АРТ заняли. Лишь бы подешевле. Нет, я понимаю, в условиях кризиса надо выживать.... Но на Fw190D и Та 152Н это принципиальный вопрос. В нишах шасси должен быть двигатель, а не какие-то заглушки. И вот у меня вопрос. А где брать двигатель? Покупать смоляной? За какую цену? А ведь его то там видать то только тыльную часть и всё что с ним связанно. Вот где стоит репу чухать. Да и интересно у нас получается, мелкие недостатки обязательно видим, а отсутствия куска самолёта не замечаем. Этот мой камень не в сторону Саши. Это огромный булыжник в сторону АРТ. Если уж делаете (воруете) модель, так не удаляйте нужное.
С HOOLY_GUN в отношении вывода по управляющим поверхностям не согласен. На прототипе такие чудовищные провисы, да ещё и с точной обводкой кроем отсутствуют. Как раз китайцы изобразили очень правильно.
[url=http://radikal.ru/F/s002.radikal.ru/i199/1003/3a/e51b72ea77f5.jpg.html][/url]
Придётся зашпатлёвывать. Учтите, на фотографии убитая временем и жизнью машина. Естественно перкаль в первозданном виде имела более натянутый вид.
К разговору о куче афтермаркета на эту модель. Да, учитывая, что это в своей основе Дрэгон, можно смело что-то покупать. Однако и здесь не всё так гладко. У Дрэгона есть двигатель, потому что-то в этом плане найти будет сложно. Эдуард выпускает травлёнку. Она есть у меня. Изучил её и вот к какому выводу пришёл. Сделана по мотивам. То есть, кокпит в этом масштабе ещё пойдёт, хоть и не совсем всё верно, а вот с закрылками полнейший минус. Закрылки они сделали по типу Fw190 (металлические), а фотографии Та-152 показывают, что они совершенно другие. Но закрылки ведь можно и не опускать. Однако счёл нужным об этом сказать.
Резюме.
Воровство - это большой грех. Он никакой низкой ценой не оправдывается. С другой стороны китайцы именно так у всего мира воруют с переменным качеством. Так что здесь не зачёт обоим. Низкая или высокая цена - понятие относительное. И не только из-за самой стоимости. При низкой цене потеряна комплектация, причём очень необходимая, которая влечёт за собой проблемы копийности. К слову, мой друг Владислав Рывкин, узнав, что я не могу в Украине купить себе Та-152С-0, тут же пробил заграничные магазины и нашёл мне его. На вопрос какова цена, я ответ получил:" Да фигня, копейки, я тебе его уже заказал, так что жди подарок".
В этом дополнении к обзору никого не хотел обидеть. Постарайтесь понять, что писал лишь то, что думаю и считаю.
Саша, извини, пожалуйста, если что-то не так, я тебя очень уважаю, но правда дороже.
Александру спасибо за обзор. Сергею за комментарий! Без мотора модель 152-го - игрушка.
SilverGhost, вы по моему, хотели брать тримастровскую модель 152-го? Если я не ошибаюсь, то там нет мотора и неверно сделаны ниши, и только поэтому его не стоит брать.
Драгон бы все равно пришлось бы пичкать смолой-травлом, тогда зачем переплачивать?
Андрей, откуда такие выводы? Как раз то с Драгуном можно обойтись без всего этого фуфла......единственная проблема это радиатор и то решается при желании.
Подписываюсь под словами Thunderbolt.
К автору обзора вопрос - а несимметричность крыла тоже у DRAGONа содрали? У меня подсобранный 152H стоит уже несколько лет. Собрал а теперь мои глаза бы на это безобразие не смотрели (((
[там левая консоль имеет более ТОЛСТЫЙ профиль. На виде спереди жостко режет глаз]
Двигатель-двигатель! Блиин(( у меня уже это зубовный скрежет вызывает. Увы лень и нехватка времени. Хочется сделать 3D и заказать на 3D принтере. Лежат тамиевские заготовки D9 и драгоновская 152С. Что делать с ними не знаю.
PS на Great models увидел:
http://www.greatmodels.com/~smartcart/cgi/display.cgi?item_num=LO72004
Loon Models. Но ценник негуманный ниразу. Зачем крыло в комплекте - непонятно.
Нашёл я в доступном мне магазине. Так посмотрел, ради интереса. Стоит он там 10,8 доллара - это получается 91,8 грн. С учётом, что без моторамы, на мой взгляд, то Дрэгон не так уж и плох.
Ещё забыл одно место обсудить. Это закабинная панель под фонарём, та, что с люком. АРТ этот вопрос вообще прошли мимо, попросту забыли про неё. Ну да, на Дрэгоне в пластике её тоже нет. Она на маленькой плате фототрафления. И вот здесь интересный момент. Производители травлёнок для Та-152 от Дрэгон об этом знают и в свои дополнения эту деталь не включают за ненадобностью. Выкрутиться конечно можно. Так же можно и напомнить себе, что ведь за такую цену..... Но это если хотим игрушку собирать. А если нет? То тогда что....?
Никак не могу понять, чего ты передо мной все время извиняешься? За то, что в некоторых моментах не согласен с моими выводами? Так на то оно и обсуждение, чтобы высказывать свое мнение. Тем более, что в основном твои критические замечания относятся к самой модели, а не к моему обзору. Смысл мне на это обижаться? :mrgreen:
Саша, извини пожалуйста, но называть сайт airwar.ru первоисточником никак нельзя. Думаю, что здесь ты слегка погорячился.
Тоже не вижу ничего криминально. Историческую справку я взял с airwar.ru, но не указать источник информации я не мог. Возможно, я не прав, обозвав его первоисточником. Потому извиняться не за что. :wink:
Sulla
Угу, желание брать пока еще не пропало. Ибо других нет, а по геометрии у него вроде косяков нет. вроде бы...
Насколько я знаю проблемой ниш и мотора грешат многие 190-е в 48-м. кроме Эдика пожалуй. а Эдик грешит другим...
Движков на выбор много - Verlinden, Aires, CMK - где то и моторамы в комплекте есть. поэтому найти и поставить не проблема. Еще ручками придется подработать. капоты я все равно открывать не буду.
А вот смоляных ниш верных, увы пока не видел. СМК мне показались неверными. А на Айрес еще не успел посмотреть.
П.С. все написанное - имеет отношение к 48-му.
brendy197131
Слава, нет предела совершенству. особенно в нишах и кокпите.
У меня сейчас на столе лежит Tamiya 1/72 FW-190D-9 - вроде и модель не старая. А деталировки уже не хватает... А вот F4U-1D - наоборот ею порадовал.
foxbot
Саша, привет. Я рад, что ты здраво воспринял написанное мною. Однако я согласился с констатацией только тех фактов, которые касаются модели. А вот с выводами твоими я полностью не согласен. Если хотеть сделать лялечку из этого набора, то денюжку таки придётся тратить. Или кучу убитого времени на восстановление потерянного при копировании. А Дрэгон, как сказал Слава, можно и не большой кровью до ума довести. Однако не хочу выяснять кто из нас прав или нет. Не в этом вопрос. Каждый моделист в праве делать выбор. Надеюсь, что своими выводами мы им помогли. А значит выполнили конечную цель обзора.
Напоминаю любителям 48-го масштаба о том, что здесь обсуждаем обзор по модели от АРТ!
Ещё момент.
Всего со сборочной линии в Котбусе сошли 150 Та.152h-1 пока производство не прекратилось из-за подхода Красной Армии.
Нет подтверждённых данных о том, что с конвеера сошло такое количество Та-152, даже всех модификаций.
я встретил информацию что:
V1 250001 Ta-152 A-1 не построен
V2 250001 Ta-152 A-1 не построен
V3 260001 Ta-152 H-1 не построен
V4 260002 Ta-152 H-1 не построен
V5 260003 Ta-152 H-1 не построен
V6 110006 VH+EY Ta-152 C-0 первый полёт 12.12.44 двигатель DB 603E
V7 110007 CI+XM Ta-152 C-0/R11 первый полёт 08.01.45 двигатель DB 603E
V8 110008 GW+QA Ta-152 C-0/EZ первый полёт 15.01.45
V9 110009 Ta-152 E-1 заказ отменён 05.01.45
V10 110010 Ta-152 C-1 заказ отменён 18.10.44
V11 110011 Ta-152 C-1 заказ отменён 18.10.44
V12 110012 Ta-152 C-1 заказ отменён 18.10.44
V13 110013 Ta-152 E-1, должен был готов к полётам на момент 25.12.44. После 19.10.44 как Ta-152 C-1/R11 с LWG K3 autopilot, дата готовности к полётам - 06.02.45
V14 110014 Ta-152 E-1, заказ отменён 05.01.45
V15 110015 Ta-152 C-2/R11 с автопилотом LWG K23 вместо PKS 12, новая дата приведения в полётопригодное состояние 14.02.45
V16 110016 Ta-152 C-3, планировался: мотор DB 603LA/MV 50, планировался быть доведённым до пригодного к полётам состояния приблизительно в марте 1945
V17 110017 Ta-152 C-3, планировался: мотор DB 603LA/MV 50, планировался быть доведённым до пригодного к полётам состояния приблизительно в марте 1945
V18 110018 Ta-152 C-3, планировался: мотор DB 603LA/MV 50, затем Ta-152 C-4/R11, заказ отменён 28.12.44
V19 110019 изначально Ta-152 C-5, затем Ta-152 B-5, должен был готов к полётам в апреле 1945
V20 110020 изначально Ta-152 C-5, затем Ta-152 B-5, должен был готов к полётам в мае 1945
V21 110021 изначально Ta-152 C-5, затем Ta-152 B-5, должен был готов к полётам в мае 1945
V22 110022 Ta-152 C-4 заказ отменён 18.10.44
V23 110023 Ta-152 C-4 заказ отменён 18.10.44
V24 110024 Ta-152 C-4 заказ отменён 18.10.44
V25 110025 Ta-152 H-1, строительство прототипа остановлено, построенное крыло с 4-мя топливными баками использовано для Fw-190 V 32/U1
V26 110026 переделан Ta-152 H-0 для испытаний MK-103
V27 150027 Ta-152 C-3, мотор DB 603 E
V28 150028 Ta-152 C-3, мотор DB 603 E, планируемая дата готовности к полётам на 18.02.45
Так же там упоминается по интересующей нас модификации:
Ta-152 H-0 заводские номера: WNr. 150001 - 150018, производились с декабря 1944 по январь 1945 года - всего произведено 18 самолетов.
Ta-152 H-1 заводские номера: WNr. 150019 - 150168, производилась с января по конец апреля 1945 года - всего произведено 25 самолетов.
Все самолеты выпускались на заводе Focke-Wulf (FWS) в местеке Зорау.
Впрочем, всех желающих обратиться к первоисточникам, рекомендую почитать тут (http://www.airwar.ru/enc/fww2/ta152h.html)
Саша, извини пожалуйста, но называть сайт airwar.ru первоисточником никак нельзя. Думаю, что здесь ты слегка погорячился.
Теперь непосредственно о самом наборе и сравнительном анализе по нему. Это и есть то самое, почему я всё откладывал написание своего мнения, пытался понять в чём же по настоящему проблема и успех этой модели и почему что-то, из всего сказанного в статье, не укладывается в моей голове.
И понял, но об этом по порядку. Для начала попробую сделать некоторые уточнения и дополнения. Я понимаю, у Саши нет модели от Дрэгона и потому, всё изложенное не кажется ему странным. А я читаю и....
К делу.
Во-первых хочу более чем утвердительно сказать, что модель от АРТ - это передёр Дрэгона (я читал обсуждение новинки и помню, что об этом говорили, но как-то так, сквозь пальцы) Доказательств этому предостаточно. Начиная с проверки соответствия и взаимозаменяемости деталей и заканчивая идентичности ляпов нарезания расшивки и кривости клёпки. Мало того, так и не совсем затёртые на модели АРТ следы от толкателей пресформ совпадают с толкателями от Дрэгон. Да и ещё много чего.... Так что это копия.
Согласен, копия, но не совсем. Есть и отличия.
Для моделиста примечателен еще и тот факт, что реальный размах крыла Та 152 составляет 14,40 м, что в пересчете на 1/72 масштаб составляет ровно 20 см. Так что проверить соответствие модели чертежу (или чертежа модели) – пара пустяков.
Я проверил. АРТ - 199мм, Дрэгон - 200мм. Перепроверил несколько раз. Но так и не дотянул украинский немец до 200 мм. К сожалению сейчас не могу скинуть фотографии на комп и предоставить доказательства, но если будут сомнения, то обязательно найду способ.
Верхняя часть киля скруглена, хотя там должен быть ровный участок. Высота киля позволяет при минимальных затратах поправить этот момент.
Я совместил фотографию модели с чертежом, который Мансур Мустафин опубликовывал на этом сайте. Кстати, чертёж позиционируется, как заводская документация.
Аналогичная проблема с законцовками крыла: они скруглены, хотя на чертежах просматривается ровный участок.
Согласен с выводом. И добавлю. У Дрэгона это место более скруглённое, чем у АРТ. Да и сравнивая крой на моделях видно, что это место, очевидно, корректировали. Но учитывая, что АРТ меньше положенного в размахе, придётся наращивать пластиком. Здесь Дрэгон в более выигрышной ситуации, хоть и не сильно.
Далее в пунктах статьи 3-7 указываются сплошные недостатки этой модели. Причём не всё относится к Дрэгону. Многое - недостатки, добавленные АРТ. Недоливы на лопастях появились, смоляные колёса вопрос не решили. Так что всё равно в магазин за афтермаркетом.
И со щитками шасси производитель ничего старательно не делал, не счёл нужным. Можно смело всё сносить, заменить на травлёные или сделать самому.
Фонарь. У обеих моделей можно менять на вакуум формованный. Однако у китайской модели в разы лучше и достигнуть с ним хороший результат можно.
Провисание консолей вниз, которое есть у Дрэгона, АРТ не сочло нужным убрать.
А вот фюзеляж у ART-Model больше напоминает Aoshima, т.к. у Dragon имеется возможность раскапотировать двигатель, а у ART-Model, как и у Aoshima, такой возможности нет.
Мне видится ситуация несколько иначе. Отдельная носовая часть у Дрэгона - это не признак раскапотирования. АРТ так же можно раскапотировать, было бы желание. Такое членение у Дрэгона в связи с оглядкой на Та-152С. У него капоты другие, а фюзеляж одинаковый. Он есть у меня, я сравнивал. Платы идентичные, за исключением характерных деталей.
В обсуждении этой новинки звучало, что ерунда, без двигателя обойдёмся, лишь бы подешевле. Очевидно такую позицию и деятели с АРТ заняли. Лишь бы подешевле. Нет, я понимаю, в условиях кризиса надо выживать.... Но на Fw190D и Та 152Н это принципиальный вопрос. В нишах шасси должен быть двигатель, а не какие-то заглушки. И вот у меня вопрос. А где брать двигатель? Покупать смоляной? За какую цену? А ведь его то там видать то только тыльную часть и всё что с ним связанно. Вот где стоит репу чухать. Да и интересно у нас получается, мелкие недостатки обязательно видим, а отсутствия куска самолёта не замечаем. Этот мой камень не в сторону Саши. Это огромный булыжник в сторону АРТ. Если уж делаете (воруете) модель, так не удаляйте нужное.
С HOOLY_GUN в отношении вывода по управляющим поверхностям не согласен. На прототипе такие чудовищные провисы, да ещё и с точной обводкой кроем отсутствуют. Как раз китайцы изобразили очень правильно.
[url=http://radikal.ru/F/s002.radikal.ru/i199/1003/3a/e51b72ea77f5.jpg.html][/url]
Придётся зашпатлёвывать. Учтите, на фотографии убитая временем и жизнью машина. Естественно перкаль в первозданном виде имела более натянутый вид.
К разговору о куче афтермаркета на эту модель. Да, учитывая, что это в своей основе Дрэгон, можно смело что-то покупать. Однако и здесь не всё так гладко. У Дрэгона есть двигатель, потому что-то в этом плане найти будет сложно. Эдуард выпускает травлёнку. Она есть у меня. Изучил её и вот к какому выводу пришёл. Сделана по мотивам. То есть, кокпит в этом масштабе ещё пойдёт, хоть и не совсем всё верно, а вот с закрылками полнейший минус. Закрылки они сделали по типу Fw190 (металлические), а фотографии Та-152 показывают, что они совершенно другие. Но закрылки ведь можно и не опускать. Однако счёл нужным об этом сказать.
Резюме.
Воровство - это большой грех. Он никакой низкой ценой не оправдывается. С другой стороны китайцы именно так у всего мира воруют с переменным качеством. Так что здесь не зачёт обоим. Низкая или высокая цена - понятие относительное. И не только из-за самой стоимости. При низкой цене потеряна комплектация, причём очень необходимая, которая влечёт за собой проблемы копийности. К слову, мой друг Владислав Рывкин, узнав, что я не могу в Украине купить себе Та-152С-0, тут же пробил заграничные магазины и нашёл мне его. На вопрос какова цена, я ответ получил:" Да фигня, копейки, я тебе его уже заказал, так что жди подарок".
В этом дополнении к обзору никого не хотел обидеть. Постарайтесь понять, что писал лишь то, что думаю и считаю.
Саша, извини, пожалуйста, если что-то не так, я тебя очень уважаю, но правда дороже.