Итальянский истребитель в Лапландии... Согласитесь, забавно. И, главное, воевал вовсю.
Нельзя сказать, что Fiat G.50 в 48-м масштабе был вовсе обойден вниманием производителей. Фактически существует три разных модели – редкий и дорогой смоляной Фиат от Italian Classics, целое семейство Фиатов на базе модели фирмы Sector датируемое началом 90-х и относительно новая модель от Special Hobby о которой и пойдет речь в данном обзоре.
Учитывая современные тенденции эпохи перепаковки, я коротко остановлюсь на всех известных мне Фиатах, выполненных в пластике, чтобы избежать путаницы. Итак, модель Sector была выпущена достаточно давно и к ней было озвучено много претензий по поводу копийности – примитивный двигатель, неправильный капот, мелкая ниша шасси и неправильное крыло. Тем не менее, этот пластик был выпущен еще и Хасегавой под своим брэндом. Со своей стороны итальянский Misterkit (видимо подразделение одноименного модельного магазина) выпускал комплект крыльев с правильной нишей и отдельными рулевыми поверхностями. Третьей фирмой, выпустившей в продажу модель от Sector была Pacific Coast Models, добавившая в комплект смолу, которая включала кабину, исправленный капот, новый киль с отдельным рулем, правильные лопасти винта. Судя по списку дополнений, Sector-овский Fiat G-50 в перепаковке Pacific Coast Models да еще и с крылом от Misterkit мог бы вполне удовлетворить даже требовательного моделиста, ну если не затрагивать вопрос доступности самой модели и, особенно, полной недоступности крыла от Misterkit. А вот тот же «голый» Fiat G-50 под эмблемой фирмы Hasegawa – вряд ли можно назвать интересной покупкой, тем более, что он сам по себе тоже порядочный раритет.
Ситуацию на рынке Фиатов G-50 исправила известная чешская Special Hobby выпустившая новый пластик по технологии «Limited run», эту же модель пакует и итальянская Flying mashine (подразделение все того же Misterkit). Как и с семейством Фоккеров D-XXI, налицо «международное разделение труда» - Special Hobby продает финский вариант, а все остальные модификации достались итальянцам. В итоге получился спектр моделей Fiat G-50 на любой вкус и цвет:
Special Hobby SH 48086 Fiat G-50 “Finnish version”
Flying Machines FLY48002 Fiat G.50 Bis/A.S
Flying Machines FLY48003 Fiat G.50 I serie («испанский» с полностью остекленной кабиной)
Flying Machines FLY48004 Fiat G.50 II serie
Итак, «ближе к телу»:
Fiat G-50 от чешской Special Hobby упакован в коробку традиционной для фирмы расцветки, отличным рисунком и «правильным» верхним открыванием. В наличии три больших литника полистирольных деталей и два маленьких литника с хвостом и стабилизатором, это хозяйство дополняет упаковка со смоляными деталями и небольшой листок фототравления.
Качество литья оставляет очень хорошее впечатление – четкая расшивка, накладные элементы, придраться особо не к чему. Единственное, что на мой взгляд, может вызвать проблемы – стыковка деталей фюзеляжа, который для сборки разных модификаций полностью «раздербанен» - кроме основной части, отдельными деталями даны хвост, гаргрот и верх фюзеляжа от кабины к мотору.
Впечатление, что этот момент чехи подсмотрели у смоляной модели Italian Classics, на фотографии которой фюзеляж расчленен аналогично:
Учитывая финскую специфику набора, третий большой литник содержит лыжное шасси финского производства, обтекатели стоек и заглушки ниш.
Огорчает отсутствие отдельных рулевых поверхностей и особенно закрылка, который, судя по фотографиям настоящего самолета, на земле часто был отклонен, и в этом вопросе модель явно проигрывает итальянской смоле.
С учетом того, что технология не позволяет отлить в пластике мелочевку с хорошим качеством, в комплект вложен целый мешок смоляных деталей. Во-первых, это капот двигателя, отменного качества с очень тонкой задней кромкой жалюзи охлаждения. Во-вторых – ниша основных стоек шасси, но тут как раз особых изысков не наблюдается.
Кроме того, в смоле даются два варианта воздухозаборника маслорадиатора, нижняя часть приборки, различная мелочевка для кабины и экстерьера, а также смоляной двигатель Fiat A-74, на котором я остановлюсь подробнее.
Дело в том, что в свое время для италеривского Fiat CR-42 я приобрел двигатель той же марки, отлитый из смолы фирмой Вектор и у меня появился соблазн сравнить один и тот же двигатель в исполнении разных производителей. Итак, что мы имеем:
На мой взгляд, сравнение в очередной раз подтверждает, что уровень проработки смоляных деталей, изначально входящих в комплектацию моделей класса «Limited run» и «Resin kit» практически всегда хуже, чем у выполненных лидерами отрасли афтермаркета отдельных наборов, что в принципе понятно – производители моделей должны укладыватся в определенную себестоимость модели.
Касательно данного движка Фиат А-74 – изделие Special Hobby явно упрощено и проигрывает по деталировке, двигатель короче чем у Вектора, цилиндры сделаны более примитивно, отстутсвуют патрубки. Единственное достоинство – наличие фотоэтчеда проводки.
Но несмотря на все выше сказанное, для себя я сделал неожиданный вывод – заменять двигатель я не буду. Фиат А-74 от Special Hobby вполне приемлемо выглядит для вида спереди и, если не ставить задачу показать раскапотированный мотор (а я ее и не ставлю), заменять его на Вектор особого смысла нет.
Остекление выполнено хорошо и имеет сразу три фонаря на все модификации Фиата G-50 – и полностью закрытый фонарь первых серий и два варианта открытого фонаря.
Традиционно для Special Hobby, модель комплектуется небольшим фототравлением с минимумом деталей – в основном ремни плюс приборка и проводка двигателя. Уже не первый раз вижу, что шкалы приборов на фотопленке практически не будут видны – очень темные.
Инструкция вполне стандартна – фактически четыре странички А-4 и особых вопросов не вызывает. Но есть и одна особенность – из-за отличий самих финских истребителей между собой уже до начала сборки необходимо точно определится с конкретным бортом и само-собой выбрать колесный или лыжный вариант шасси. В соответсвии с вариантом окраски уже и собирается нужный вариант хвоста, кок винта, антенна, шасси и маслорадиатор.
Декаль невелика по размеру и отпечатана фирмой Aviprint на голубой бумаге. Смещения нет, свастики сделаны наборными, качество выглядит вполне достойным. Даны номера на три финских Фиата G-50 – FA-1, FA-25 и FA-33. С этими номерами связана единственная замеченная мною проблема – на некоторых вариантах окраски они должны быть не черными, а полупросвечивающими из-под желтой полосы на фюзеляже, в другом варианте часть номера, попадающая на черное пятно камуфляжа должна быть зеленой. Этот момент отражен в вариантах окраски, но проигнорирован на декали.
Цветная вкладка с вариантами окраски просто отличная и наглядно иллюстрирует возможность собрать из данного набора весь спектр окрасок финских Фиатов G-50. Несмотря на наличие всего трех серийных номеров предложено собрать 9 вариантов этих машин, причем отличается не только окраска, но и конструктивные элементы – два вида килей, два типа воздухозаборников маслорадиатора, два вида кока винта или его полное отсутсвие, лыжное или колесное шасси, антенна радиостанции в двух вариантах, причем все это могло отличатся не только на разных машинах, но и на одном и том же борту. Единственное, что немного удивляет – в попытке поплотнее скомпоновать эти окраски на листочках – они получили хаотичные номера, никак не привязанные к изменению окраски конкретного борта.
Например, возьмем борт FA-1 (заводской 4738)
Январь 1940 (Зимняя война) - в итальянском пятнистом камуфляже на лыжах, без кока винта, из обозначений – только опознавательные знаки и FA-1;
Июнь 1941 – тот же камуфляж, но уже на колесах и с желтыми полосами по типу Люфтваффе и тактическим номером «1».
Март 1942 – перекрашенный в стандартный черно-зеленый камуфляж с установленным желтым «тупым» коком винта, отметками побед на хвосте и полузакрашенной FA-1.
Начало 1943 – черно-зеленый, но с закрашенными тактической «1» и отметками побед, восстановленной FA-1, черным коком винта с желтым черепом и измененной антенной радиооборудования. Самолет явно после серьезного ремонта – вместо нормального «высокого» хвоста, получил «низкий» киль и короткий воздухозаборник маслорадиатора.
При этом, вместо логического последовательного обозначения на вкладках они разбросаны и обозначены как С, G, D и H соответственно, а после добавления камуфляжей остальных самолетов возникает полный хаос.
Борт FA-25 (заводской 3614) можно собрать в двух достаточно сложных вариантах
Март-июль 1942 – черно-зеленый с желтыми полосами и одной консолью крыла в итальянском пятнистом камуфляже. Этот вариант имеет облупленную свастику с одного борта из под которой виден опять таки оригинальный итальянский камуфляж. Самолет в обоих случаях имеет «острый» кок винта и «низкий» киль, а в этом случае еще и короткий воздухозаборник маслорадиатора.
Осень 1942 – после перекраски или основательной подкраски – изменилась линия перехода от камуфляжа к нижней части самолета, «итальянские пятна» на левой консоли частично полностью закрашены черным, частично просвечивают из под зеленого, тактический номер 9 сменен на 1 и кок винта частично окрашен в желтый. Изменилась антенна. Длинный воздухозаборник маслорадиатора.
Борт FA-33 (заводской 4745) имеет три варианта окрасок:
Апрель 1940 – «чистый итальянец» только с опознавательными знаками и FA-33, на колесах и без части створок шасси, «тупой» кок винта серебристый с черный кончиком
Август 1941 – добавился тактический номер «8» на хвосте, желтые законцовки плоскостей и полоса на фюзеляже. Окраска кока винта изменилась на желто-черную.
Февраль 1942 – к все тому же «итальянскому» камуфляжу добавился желтый капот, кок винта сменен на «острый» черного цвета, самолет поставлен на лыжи.
Имея под рукой книгу польского издательства «Militaria» № 59 Fiat G-50 мне захотелось сравнить модель с имеющимися там чертежами подходящего 48-го масштаба. Должен сказать, что прикладывать к чертежу огрызок фюзеляжа без хвоста, гаргрота и верха передней части оказалось не продуктивно, с крылом было попроще – скопировав чертеж приложил крыло по передней кромке и обвел – результат виден на фотографии. Вот только никаких выводов по поводу неточности модели я делать не буду по следующим причинам. Во-первых, неизвестно насколько данные чертежи точны вообще, во-вторых, на них отсутсвует масштабная линейка и я не могу исключить, что в длинном процессе от рисования даже абсолютно правильного чертежа до полиграфической машины масштаб не уплыл на 1-2 %, что и соизмеримо с расхождением крыла модели и данного чертежа. По крайней мере, лично для меня такое поверхностное сравнение далеко не повод ударяться в жестокий перепил модели.
Мои выводы относительно модели Special Hobby 48-086 Fiat G.50 «Finnish Version» - это конечно не идеал, мне лично не хватает отдельных поверхностей управления и полностью смоляной кабины в качестве Aires, напрягает «хасегавский» подход к фюзеляжу с его безумной расчлененкой. Но в целом – достойная модель достойного самолета.
Дмитрий Шевчук (dagger)
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Вячеслав_Демченков 27.08.2010 - 06:55 Тема: Обзор 1/48 Special Hobby Fiat G.50 Fi...(#3201) - обсуждение
Хороший обзор! Развёрнутый.
У меня подобный Фиат, но упомянутый в статье от FM (кстати, на коробке написано, что тоже сделано в Чехии), который я начал собирать и потом плавно перевёл в разряд недолгих долгостроев. :)
Попробую дополнить обзор со стороны практической.
Со сборкой фюзеляжа из фрагментов особых проблем нет, за исключением самой задней части в районе оперения, где пришлось наложить изрядное количество шпаклёвки. А вот крыло с фюзеляжем, действительно, плохо "женятся" и там надо не только подгонять - шпаклевать, но и пускать в ход тонкий полистирол.
Ещё отвратительно становятся на своё место ниши основных стоек шасси. Не понимаю смысл делать их отдельной деталью из смолы! Они простые до примитивности, а установка совсем непростая. К тому же, вырезы в крыле и контур ниш местами не совпадают и, при этом, становится заметна изрядная толщина пластика. Выходов два. Или подгонять с утоньшением пластика по краю вырезов. Или элементарно забить на это и не показывать потом нижнюю сторону модели. Но это не наш метод! :)
Приборка да, неважнецкая. Но она находится в глубине кабины и почти не видна после сборки фюзеляжа. Да и вообще, вырез кабины довольно мал и упрощённый интерьер тоже не будет заметен, только кресло пилота и привязная система как на ладони.
Стойки шасси, лучше всего, сделать заново. Колёсья мне тоже не понравились, хотя, для ЛНД они отлиты весьма недурственно. Но я приобрёл замену им от True Details. Тоже не "ах", но несколько лучше.
Что ещё? Вроде, пока всё. Планирую продолжить сборку, но не в самое ближайшее время. Тогда будут и новые впечатления.
Но, в общем и целом, модель неплохая. Для ЛНД, разумеется. Но Fiat G.55 от того же SH мне понравился гораздо больше...
Евгений_Пигусовв 27.08.2010 - 08:16 Тема: Обзор 1/48 Special Hobby Fiat G.50 Finnish version
Спасибо за обзор.Меня наличие в комплекте деталей из смолы и металла всегда радуют,пока не начну с ними общаться ближе...Лежит их Штука с корявыми деталями,причем корявыми в прямом смысле.
Добавлено спустя 1 минуту 43 секунды:
Вячеслав_Демченко
Спасибо,я так понял модель для неспешной сборки в течении нескольких лет.
я так понял модель для неспешной сборки в течении нескольких лет.
Да как сказать... Зависит от того, кто как быстро собирает. Этот Фиат можно и за месяц собрать. И собрать достойно. А можно и с Тамией развезти бодягу на несколько лет. :)
Глаза боятся, а руки, как ни странно, делают. :grin:
Добавлено спустя 2 минуты 5 секунд:
наличие в комплекте деталей из смолы и металла всегда радуют,пока не начну с ними общаться ближе...
В данном случае, смола довольно неплохая по качеству. И пролито нормально, и собирается пока без особых проблем. Ниши шасси неприятное исключение.
У меня есть эта модель от Pacific Coast, вот только не помню брал я смоляные крылья или нет, посмотрел обзор и чего-то мне перехотелось брать Special Hobby, членение фюзеляжа практически аналогичное.
У меня есть эта модель от Pacific Coast, вот только не помню брал я смоляные крылья или нет, посмотрел обзор и чего-то мне перехотелось брать Special Hobby, членение фюзеляжа практически аналогичное.
Дык FM/SH сделаны из Сектора и сделаны, просто несколько его облагородили да добавили смолы.
Дык FM/SH сделаны из Сектора и сделаны, просто несколько его облагородили да добавили смолы.
Сейчас модели нет под рукой, но мне показалось по фотографиям обзоров, Сектер это литьё не под низким давлением и поверхность у него более качественная, да и вроде в задней части фюзеляжа у SH, что то они там немного изменили.
Сейчас модели нет под рукой, но мне показалось по фотографиям обзоров, Сектер это литьё не под низким давлением и поверхность у него более качественная, да и вроде в задней части фюзеляжа у SH, что то они там немного изменили.
У меня есть оба. Сектор действительно литье под высоким давлением, поверхность/расшивка в основном приличная, за исключением части фюзеляжа перед козырьком, где она дана тараншеями аля старый Мачбокс, и все полотно дано такой же внутренней расшивкой. Насколько я понимаю SH просто вышкурили Сектор в ноль, зашпаклевали внутренний крой, перекроили и нарезали полотно, заменили капот на смолу и вырезали ниши (у Сектора очень мелкие и отлиты вместе с крылом). В остальном модели идентичны, в принципе FM/SH выглядит посимпатичнее.
Хороший обзорчик!
С большим вниманием прочитал отзывы уважаемых коллег! Есть над чем подумать, ну в смысле приобретать не приобретать!
С уважением, Павел.
Тема: Обзор 1/48 Special Hobby Fiat G.50 Fi...(#3201) - обсуждение
Хороший обзор! Развёрнутый.
У меня подобный Фиат, но упомянутый в статье от FM (кстати, на коробке написано, что тоже сделано в Чехии), который я начал собирать и потом плавно перевёл в разряд недолгих долгостроев. :)
Попробую дополнить обзор со стороны практической.
Со сборкой фюзеляжа из фрагментов особых проблем нет, за исключением самой задней части в районе оперения, где пришлось наложить изрядное количество шпаклёвки. А вот крыло с фюзеляжем, действительно, плохо "женятся" и там надо не только подгонять - шпаклевать, но и пускать в ход тонкий полистирол.
Ещё отвратительно становятся на своё место ниши основных стоек шасси. Не понимаю смысл делать их отдельной деталью из смолы! Они простые до примитивности, а установка совсем непростая. К тому же, вырезы в крыле и контур ниш местами не совпадают и, при этом, становится заметна изрядная толщина пластика. Выходов два. Или подгонять с утоньшением пластика по краю вырезов. Или элементарно забить на это и не показывать потом нижнюю сторону модели. Но это не наш метод! :)
Приборка да, неважнецкая. Но она находится в глубине кабины и почти не видна после сборки фюзеляжа. Да и вообще, вырез кабины довольно мал и упрощённый интерьер тоже не будет заметен, только кресло пилота и привязная система как на ладони.
Стойки шасси, лучше всего, сделать заново. Колёсья мне тоже не понравились, хотя, для ЛНД они отлиты весьма недурственно. Но я приобрёл замену им от True Details. Тоже не "ах", но несколько лучше.
Что ещё? Вроде, пока всё. Планирую продолжить сборку, но не в самое ближайшее время. Тогда будут и новые впечатления.
Но, в общем и целом, модель неплохая. Для ЛНД, разумеется. Но Fiat G.55 от того же SH мне понравился гораздо больше...