Одним из важных этапов в работе над моделью-копией является нанесение опознавательных знаков, различных символов, эмблем, эксплуатационных надписей и пр. Для этого существуют декали, которые содержат всё (или почти всё) необходимое. Но можно крупные и относительно несложные элементы накрашивать с помощью самодельных масок. Для журнала М-Хобби написан цикл статей на эту тему и здесь, на сайте, я буду постепенно публиковать их видоизменённые варианты. В настоящий момент цикл состоит из шести частей и начнём, как полагается, с первой.
Поговорим о самом, пожалуй, простом - о накрашивании полос. Попробуем накрасить элементы быстрой идентификации, состоящие из чередующихся полос чёрного и белого цвета. Такая маркировка применялась союзниками во время высадки в Нормандии и служила для быстрого и чёткого определения «своих» самолётов и прямо называлась Invasion Stripes.
Нам понадобятся острый нож (инструмент №1 в арсенале любого моделиста!), линейка (лучше, конечно, металлическая), карандаш, пинцет, специальная самоклеящаяся маскировочная лента (Tamiya или ближайшие аналоги) и подходящая поверхность для работы. На будущее надо обзавестись шаблонами для вырезания различных фигур, а так же инструментом для вырезания крупных окружностей (специальный или доработанный циркуль).
Про поверхность для резки стоит сказать особо. Лучше всего использовать специальный коврик – это, практически, идеальный вариант. Преимущества очевидны – лезвие ножа тупится гораздо медленнее, поверхность не ворсистая, стол не повреждается. На коврике производятся ключевые операции по резке маскирующей ленты. Отрезок ленты наклеивается на поверхность коврика и по линейке нарезаются полоски нужной ширины, вырезаются элементы как по шаблонам, так и циркулем.
Наносим белый цвет на поверхность модели с небольшим запасом по краям. Всю модель окрашивать не имеет смысла.
После этого отмечаем границы перехода цветов с помощью остро заточенного карандаша.
При этом, удобно пользоваться шаблоном в виде размеченного листа плотной бумаги, ведь линейку не всегда получится расположить на сложной поверхности, да и уже нанесённая краска не повреждается.
Разметку можно сделать в виде точек в начале и конце границ, линии чертить не обязательно. По точкам выкладываются узкие полоски ленты, которые обозначат границы цветов. Полоски именно узкие, на широких возможно появление складок при облегании поверхности двойной кривизны.
Оставшееся пространство закрывается кусочками ленты уже произвольно, главное, что бы не осталось незащищённых мест (фото 7,8).
Теперь наносим наш второй, чёрный, цвет.
После высыхания краски, осторожно удаляем маски.
Получились аккуратные контрастные полосы. Теперь закрываем всё вместе масками, формируя внешние границы элементов и наносим основные цвета камуфляжа. После окраски и перед нанесением первого слоя лака, маски удаляются.
Думаю, будет полезно дать несколько общих советов.
Лезвие ножа должно быть постоянно острым, чтобы при резке лента не заворачивалась на краях разреза, не сминалась и не тянулась за ножом.
Для резки лента наклеивается на поверхность без чрезмерных прижиманий и разглаживаний, чтобы можно было снимать готовые элементы без излишних усилий.
Угол между лезвием и поверхностью желательно выдерживать в пределах 20-30 град, тогда лента не будет задираться.
Отрезанные элементы снимаются с поверхности и переносятся на объект с помощью пинцета. Касание пальцами клеевого слоя ослабит его и маска может отойти от защищаемой поверхности в самый неудобный момент. Например, когда в одной руке аэрограф, заправленный краской, а в другой – модель.
Наносить краску желательно несколькими тонкими слоями с просушкой каждого предыдущего. Крайне нежелательно наносить толстый слой в стремлении сразу получить нужный эффект за один проход. В этом случае, возможно подтекание краски под ленту и образование чётких ступенек на краях масок. И то, и другое крайне нежелательно и может привести к перекраске.
Почти во всех случаях нанесения изображений красками желательно соблюдать чёткий порядок – от самых светлых цветов к самым тёмным. Исключение – красный, его следует накрашивать в самую последнюю очередь. При этом, желательно, в качестве основы, нанести белый или серебристый цвет.
Во многих случаях удобнее накрашивать элементы до основной окраски, потом закрывая их масками. Но есть и исключения. Например, узкие полосы быстрой идентификации на передней кромке консолей крыла британских и японских самолётов периода 2МВ.
Маски наклеиваются только на хорошо просушенную краску! Это очень важно! Иначе возможны неприятные сюрпризы в виде повреждения красочного слоя, его отслаивания при удалении ленты и т.п.
Грунтование модели перед началом покрасочных работ просто необходимо.
Юра, а ты ошибаешься. :wink: Мой Бофайтер, который на фото, давным-давно заброшен. Толку от него - только эти снимки, ибо доделывать нет никакого желания. :mrgreen:
Тема: Маски для окраски-I - Как накрасить I...(#4655) - обсуждение
Теперь точно никто не догадается, чей Beaufighter с полосами вторжения будет участвовать в турнире двухмоторных истребителей :mrgreen: