Коллеги, разрешите представить свою модель Томкэта, которую собирал в рамках групповой постройки F-14.
ПРОТОТИП
Представленная модель изображает командирский F-14D эскадрильи VF-31 “Tomcatters”, борт 164342 по состоянию на начало 2006 года, в ходе крайнего боевого похода Томкэтов на авианосце USS Theodore Roosevelt. В октябре того же года F-14 были списаны с боевой службы. Желающим подробнее ознакомиться с историей последнего перехватчика флота, прошу сюда http://www.airwar.ru/enc/fighter/f14d.html
МОДЕЛЬ
Модель фирмы «Хасегава» достаточно известна, и на сегодняшний день все еще остается, на мой взгляд, самой точной и деталированной моделью Томкэта в 72-м масштабе. Даже новинка 2011 года от фирмы HobbyBoss не переплюнула ее в деталировке и точности. Набор (каталожный 00831) из так называемой «лимитированной серии», представляет собой F-14A с дополнительными платами для модификации D и декалью от Cartograf на две машины из эскадрильи VF-31 “Tomcatters” – командирскую AJ-100 Bu.no 164342 и AJ-101 Bu.no 164603 замкомандира эскадрильи. Вооружение традиционно отсутствует, дана только стандартная плата с деталями контейнеров AN/AAQ-14 (не используется) и AN/AAQ-13 “Lantirn”, типичных для Томкэтов в крайние года службы. Отливки имеют следы ремонта прессформ, «замыленности» расшивки в некоторых местах, небольшие дефекты поверхности – все-таки форме больше 20-ти лет.
СБОРКА
Для кабины использован кокпит фирмы“Aires”, каталожный №7220. Кокпит отлит отлично, дефектов не обнаружено. Он довольно точно передает оригинал, достаточно сказать, что даже количество и расположение переключателей на стенках кабины совпадает с фото (не поленился посчитать). Для установки кабины в фюзеляж пришлось сточить практически до прозрачности боковые стенки носовой части. И все равно, после установки, проем под кабину стал чуть шире фонаря, но этого при открытом фонаре не видно. К тому же, пол смоляной кабины пришлось сточить до минимальной толщины, иначе не становилась на место передняя ниша шасси. Окрашен кокпит красками Gunze, смывка и тонировка – эмалямиRevell. Дисплеи в кабинах сначала покрашены серой глянцевой Ганзой, потом пролиты жидко разведенной прозрачной Тамиевской краской зеленого цвета. Брезентовые защитные чехлы также окрашены эмалями «Ревелл».
Козырек фонаря оживлен различными деталями – корпусами приборов, проводкой, и с помощью той же прозрачной, жидко разведенной зеленой краски имитирован характерный зеленоватый оттенок силикатного бронестекла. Откидная часть фонаря украшена травлением из комплекта кабины – зеркалами (причем зеркал для задней кабины должно быть два, в травлении дано три, пришлось одно зеркало аккуратно удалить) и травлением из набора (внутренние боковины фонаря), добавлены патрубки обдува стекла, из доширакостирола сделан каркас задней части фонаря.
В передней нише весь рельеф с боковых стенок удален, стенки увеличены по высоте на 1,5 мм, затем по фото сделана «начинка» ниши – трубопроводы, проводка, агрегаты, различные коробки и силовые элементы. Далее ниша окрашена в белый глянец Ганзой и сделана смывка. Потом - художественная роспись всего хозяйства в разные цвета и вклейка ниши на место.
В основных нишах сделано практически то же самое, только проводки и трубок намного больше, к тому же пришлось заделывать дыры в боковинах ниш и формировать квадратные «окна» на стенках в соответствии с фотографиями.
На стойки шасси добавлены трубопроводы, пружины и разные мелкие деталюшки, на передней стойке узел крепления существенно переработан, расширен, высверлены отверстия облегчения. Из литника выточен корпус фары, внутрь вставлен рефлектор из фольги, стекло сымитировано несколькими каплями лака Х-22.
Створки передней ниши шасси сточены до масштабной толщины, на них добавлены усилительные накладки и решетки вентиляции отсека. Сначала было вырезано овальное отверстие под решетку, потом сделаны пропилы, и в них вклеены перемычки из тонкой жести. На створки основных опор был добавлен рельеф из тонкого пластика, различные замки и деталировка.
В наборе даны створки сопла под двигатель F-110, собираемые из шести частей, внешний корпус и форсажная труба двигателя с имитацией последней ступени турбины. Сопла изнутри имеют следы толкателей, на них отсутствует имитация внутренних створок сопла. Пришлось делать внутренние створки самостоятельно - было сделано на каждое сопло по 36 створок из тонкой (0,2 мм) нержавейки, предварительно отожженной в пламени для получения характерного эффекта «побежалости», и имитация тяг привода сопла. Все это вклеено внутрь и сверху покрыто светло-серым фильтром для придания характерного «белесого» оттенка створок. Удлинительная труба форсажной камеры собирается из двух половинок с внутренним рельефом, причем при сборке образуется ступенька, которую очень заметно. Понадобилось очень долго подгонять половинки, шпаклевать и выводить стыки. Окраска – Ганза светло-кофейного цвета, аэрографом на минимальном распыле имитированы характерные кольца нагара в трубах. Стабилизаторы пламени были выпилены из сопел италовского МиГ-29, доработаны по фото и окрашены в цвет жаростойкой эмали, также попытался сделать смеситель потока из тонкой фольги, но его слишком сложная форма мне плохо удалась (хорошо, что его не очень видно).
Поначалу казалось, что сборка планера обойдется без проблем – отличная расшивка, деталировка особых сложностей не обещали. В итоге, практически ни одна деталь не была установлена без существенной подгонки и доработки, к примеру, в заднюю часть деталей ВЗ пришлось вставлять распорки из стальной проволоки, чтобы избежать ступенек на стыке ВЗ и фюзеляжа. В носовой части доработаны ниши стремянки и подножек, сделан заново механизм подвижных панелей клина ВЗ, сделаны из разноцветного пластика и вклеены на место различные БАНО, откорректирована по форме «борода» телескопа и ИК-датчика в носовой части, добавлена антенна спутниковой навигации на «горбу» фюзеляжа. По фотографиям добавлена недостающая расшивка и лючки.
Консоли крыла в модели можно сделать в двух положениях – с убранной и выпущенной механизацией. Только, если делать выпущенную механизацию, то между консолью и закрылками должна быть щель, которая отсутствует. Пришлось самостоятельно изготавливать кронштейны навески закрылков, подвижные панели, закрывающие эту щель, и усиливать крепление закрылков стальными штифтами. Попутно вылез еще один дефект – на верхней и нижней поверхностях консолей расшивка не совпадала. При предлагаемой производителем схеме крепления этого не было заметно, но при появлении щели, кронштейны навески, установленные по расшивке верхней части, с нижней частью имели расхождения до 2 мм. Пришлось перерезать расшивку нижней части и корректировать верхнюю – с реальностью она имела мало общего.
Стабилизаторы остались практически без изменений – только обозначил антенны на задней кромке. Кили были подогнаны к фюзеляжу, оснащены БАНО и дополнены имитацией резинового уплотнителя из тянутого литника на нижних торцах. Сразу же загрунтованы, окрашены глянцевой черной Ганзой, переведены декали и вскрыты глянцевым лаком – я решил их устанавливать после окраски всего борта.
Как уже упоминалось, в наборе вооружение отсутствует, но для моего варианта его как раз много и не надо. Для себя выбрал такой вариант – 2 AIM-9M на пусковых балках LAU-138, 1 AIM-7P на левом подкрыльевом пилоне, прицельный контейнер и два бака, Фениксы к тому времени уже не использовались. Бомбы решил не вешать, замки оставить пустыми и максимально их доработать. После осмотра доп. набора вооружения от Хасегавы решил его не брать – мне не понравилась проработка ракет, толстое оперение и «куцые» рули у Сайдвиндеров. «Сайды» взял от Ревельного «Еврофайтера» - там проработка деталей замечательная. Спэрроу выточил из литника, оперение - из листового пластика с последующей профилировкой. Контейнер «Лантирн» дополнил сетками и проводкой, пилоны и замки под бомбы сделаны из листового пластика и тянутого литника, окрашены и пролиты темно-серой краской для выделения элементов. На подвесных баках попытался сделать сварные швы из тянутого литника, вклеенного в предварительно сделанные канавки, но мне кажется, литник надо было брать тоньше.
ОКРАСКА И ПРОЧЕЕ
После сборки основных частей, модель была загрунтована серой тамийской грунтовкой и нанесен прешейдинг черной краской. Потом задул низ «осветленной» светло-серой Ганзой №308 FS36375, и обозначив «колбасками» из пластилина границу цветов, задул верх Ганзой № 73. Вообще – то цвету FS36237 соответствует Ганза № 317, но мне она показалась темной даже после существенного осветления, а слегка осветленная № 73 как раз оказалась подходящей.
И тут, благодаря, помощи коллег, выяснилось, что цветов должно быть все-таки три, согласно так называемой схеме TPS. Пришлось перекрашивать низ, красить боковые поверхности в темно-серый, дополнительно, был сделан более «агрессивный» прешейдинг на нижней части, для имитации грязи. В итоге, переход от темно-серого на боках к нижнему серому цвету почти не виден. В принципе, на реальном самолете граница цветов тоже не сильно видна( я ее сначала и не заметил), выделяется переход только на носовой части.
После вскрытия лаком нанес декали. Они легли без вопросов, приварились и втянулись в расшивку, после очередного слоя лака самые крупные элементы слегка зашкурил наждачкой с водой. Некоторые элементы пришлось брать с других декалей – Картограф пожадничал дать все необходимые элементы технички.
Проливку расшивки сделал эмалью «Ревелл» на уайт-спирите, следы эксплуатации – мелками от Тамии и растертым грифелем от художественных карандашей.
ИТОГ
Коллекция пополнилась еще одной моделью, я получил кучу удовольствия. Для себя сделал некоторые выводы:
- Я слишком рано покрасил планер, надо было сначала доделать стойки шасси, щитки, и прочие элементы и подогнать их. В итоге делать это пришлось на уже покрашенной модели, хватаясь руками за окрашенные поверхности.
- Внимательнее надо подбирать окраску, чтобы не ошибаться с цветами окраски и расположением границ цветов.
Спасибо за отзывы!
а откуда замки под бомбы брали? самодел?
если да, то можно пару фото с которых "ваяли"?
Самодел, фото из книжки "Дако" по14-му и с сайта по Томкэту.
[url=http://postimage.org/image/q48rnacvz/][/url]
Хотел спросить по поводу предкрылков. В корневой части, как мне показалось, Хася их делает неверными в 72. В выпущенном положении образуется большая щель в связи с неверным углом среза. В 48 та же хася их делает более правильными в этом месте. Или мне это только кажется? Сейчас тоже собираю А-шку и обратил на это внимание.
Хотел спросить по поводу предкрылков. В корневой части, как мне показалось, Хася их делает неверными в 72. В выпущенном положении образуется большая щель в связи с неверным углом среза. В 48 та же хася их делает более правильными в этом месте. Или мне это только кажется? Сейчас тоже собираю А-шку и обратил на это внимание.
Спасибо!
Да вроде как срез и щель соответствуют фото, в крайнем случае предкрылок можно двигать вдоль размаха консоли, конструкция позволяет.
а откуда замки под бомбы брали? самодел?
если да, то можно пару фото с которых "ваяли"?
Самодел, фото из книжки "Дако" по14-му и с сайта по Томкэту.
[url=http://postimage.org/image/q48rnacvz/][/url]