Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Eduard 1/48 Avia B.534

Очень симпатичный самолёт. Очень приличная модель. Собирается с удовольствием, требуя минимума доработок. Можно, конечно, начать выштамповки на капоте переделать, ступицы подправить, ещё кое-что, но особой потребности в этом нет. Только если из любви к процессу. Но целесообразнее эту любовь к А-Моделу, например, приложить. Там без неё никак. А здесь – и так очень прилично.

ПРОТОТИП


Avia B.534, классические одноместные истребители-бипланы, были важным изделием чешско-го самолетостроения в период между двумя мировыми войнами. Всего было построено 566 ма-шин. Конструктор Франтишек Новотны на неудачный прототип Авиа B.34/2 поставил другой двигатель Hispano-Suiza 12Ybrs и обозначил этот самолет B.534/1. Впервые он поднялся в воздух в августе 1933г.

Конструкция самолета имела один отсек и представляла собой биплан с разнесенными крылья-ми разного размаха. N-образные скошенные подкосы поддерживали центральную часть верхнего крыла над фюзеляжем. Крылья соединялись N-образными подкосами, а элероны были установле-ны и на верхнем, и на нижнем крыле. Двухлонжеронное клепанное стальное крыло имело полотняную обшивку, а каркас фюзеляжа из скрепленных заклепками и болтами стальных труб в передней его части был закрыт съемными металлическими панелями, а в хвостовой - полотняной обшивкой. Горизонтальный стабилизатор крепился с помощью подкосов, а раздельные стойки шасси с шарнирным креплением полуосей под фюзеляжем имели пружинно-масляный амортизатор.

Второй прототип (B.534/2) имел закрытую кабину, увеличенный руль направления и измененное шасси с обтекателями главных колес. Этот самолет 18 апреля 1934г. установил чешский нацио-нальный рекорд скорости - 365,74 км/час (227,27 миль/час). Первый серийный образец Авиа B.534-I был аналогичен проекту второго прототипа, но вместо металлического пропеллера уста-навливался деревянный, и, так же, как на первом прототипе, кабина пилота была открытой. На главных стойках шасси обтекатели колес отсутствовали. Всего было произведено 46 самолетов B.534-1. Вооружение состояло из спаренных легких пулеметов, установленных на фюзеляже, и двух пулеметов в обтекателях на нижнем крыле.

Серийное число самолетов Авиа B.534-II достигла 100 экземпляров. Эта версия отличалась тем, что все четыре пулемета монтировались с боков фюзеляжа и размещались в увеличенных специальных боковых обтекателях. Под крылом также устанавливались держатели для легких бомб. Следующими были 46 машин B.534-III, на которых имелись обтекатели колес шасси, а воздухозаборник для карбюратора был смещен вперед под носовую часть. Самолет B.534-IV имел откатывающийся назад фонарь кабины и приподнятый настил в хвостовой части фюзеляжа. Всего было заказано 253 самолета этой версии. На вооружении самолета Авиа Bk.534 имелась пушка, но в остальном он был схож с самолетами серии IV. Предполагалось, что 20-мм авиационная пушка будет устанавливаться на V-образный блок цилиндров двигателя Испано-Сюиза 12Yсrs, а ствол выходить в отверстие ступицы пропеллера. Однако в связи с нехваткой пушек многие самолеты Bk.534 оснащались тремя пулеметами: два устанавливались по бокам фюзеляжа и один на месте "моторной пушки".

В июле 1937г. на международной авиационной выставке в Цюрихе самолеты B.534 продемон-стрировали хорошие общие летные характеристики и хорошо проявили себя в состязаниях истре-бителей схемы биплан. Ко времени Мюнхенского кризиса в сентябре 1938г. из самолетов B.534 был сформирован 21 истребительная эскадрилья Чехии.

После оккупации страны Германией марионеточное правительство Словакии использовало некоторые самолеты B.534 в короткой пограничной войне с Венгрией. Впоследствии три словацкие эскадрильи участвовали в боевых действиях против Красной Армии на Украине, но к середине 1942г. все В.534 были переоборудованы в тренировочные. Зимой 1939-40гг. Болгария получила 72 самолета B.534, но они совершили первый боевой вылет только 1 августа 1943г. против американских бомбардировщиков B-24. Люфтваффе использовала остальные самолеты B.534 и Bk.534 в качестве тренировочных самолетов и самолетов-буксировщиков тренировочных планеров. Некоторые из них имели кабины с круговым обзором, а другие, имевшие тормозной крюк, использовались для отработки тренировочных посадок на палубу авианосца "Граф Цеппелин", который был спущен на воду, но в строй не введен.

Модификации

  • B.234 разработка модели B.34 с другим двигателем, не построе-на.
  • В.334 новая разработка модели B.34 с другим двигателем, не по-строена.
  • В.434 новая разработка модели B.34 с другим двигателем, не по-строена.
  • B.534 первая серийная модификация.
  • B.634 заказанный в 1935г. как вариант самолета В.534, появился с аккуратными обтекателями на балках и колесах основных стоек шасси; верхнее крыло имело большую хорду, чем са-молет В.534, в то время как хорда нижнего крыла, а также разнос крыльев были уменьшены, но это привело лишь к некоторому улучшению летных характеристик; силовая установка - рядный двигатель Hispano-Suisa HS 12Ycrs мощностью 850 л.с.; максимальная скорость 415 км/час; начальная скороподъемность 960 м в минуту; дальность 500 км; масса пустого самолета - 1710 кг; размах крыла 9,40 м; дли-на 8,35 м.

ЛТХ:

 

  • Модификация B.534
  • Размах крыла, м 9.40
  • Длина, м 8.20
  • Высота, м 3.10
  • Площадь крыла, м2 23.56
  • Масса, кг
  • пустого самолета 1460
  • нормальная взлетная 2120
  • Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza HS 12Ybrs
  • Мощность, л.с. 1 х 850
  • Максимальная скорость , км/ч 394
  • Крейсерская скорость , км/ч 345
  • Практическая дальность, км 580
  • Максимальная скороподъемность, м/мин 900
  • Практический потолок, м 10600
  • Экипаж 1
  • Вооружение: 4 синхронных 7,7-мм пулемета Модель 30 в передней части фюзеляжа,
  • 6х 20-кг бомб на подкрыльных стойках

МОДЕЛЬ

Кокпит

Грунтовка А84014, борта кабины окрашиваются XF-16. Фермы силового набора – X-11. На цианакрилат подклеиваются многочисленные ФТД, никаких проблем с их позиционированием - инструкция понятна, и не допускает неоднозначного толкования. После полного просушивания борта дважды пролиты очень жидкой акриловой XF-64, без последующей смывки. Кресло пилота окрашено XF-56, умеренно высветленной X-16.
Eduard 1/48 Avia B.534
Тонировано сухой кистью XF-11 и отмыто акриловой XF-1. Подушка окрашена R32, отмыта акриловой XF-1. Великолепные привязные ремни обжаты по кромкам кресла, предварительно утоньшённым, и подклеены цианакрилатом. Ручка собрана с использованием ФТД, «бублик» окрашен R38. Приборная доска прошлифована на плоском листе наждачной бумаги, окрашена X-11, далее собран «сэндвич» из ФТД. В приборы капнул X-22 и полюбовался результатом. Впечатляет. Всё-таки эдуардовские ФТД своих денег стоят…

Фюзеляж

Собираются радиаторы, подклеиваются на одну половину, туда же – пилотскую кабину. Сборка фюзеляжа представляет собой определённую проблему, поскольку половинки слегка поведены. Начинал с носовой части, фиксируя её на крохотных капельках цианакрилата. Последовательно продвигаемся далее, аккуратно нивелируя все огрехи изготовителя. После полной сборки фюзеляжа проливаем изнутри швы жидким тамиевским клеем. За счёт капиллярного эффекта он прекрасно разбегается по всем зазорам, не пачкая наружные поверхности.
Eduard 1/48 Avia B.534Eduard 1/48 Avia B.534
После полного просушивания ревизуем получившуюся конструкцию и обнаруживаем, что без шпаклёвки не обойтись. Необходимо подправить обечайку радиатора и подравнять перепад между деталью B20 и фюзеляжем. Впрочем, шпаклёвки уходит крохотная капелька, и подшлифовать её после сушки тоже не проблема. Закрываем фюзеляж капотом и начинаем размышлять – так оставить, или всё-таки шпаклевать/шкурить будем? Конечно, прекрасная проработка поверхностей не располагает к шпаклёвочным работам, но аккуратность пересилила. После выведения профиля линии сопряжения восстанавливаем крой, замки, заклёпки …(ну да, надо создать трудности, а потом мужественно их преодолевать – прим. Кота). Подклеиваем козырёк пилотской кабины, и сразу закрываем его масками. Закрываем пилотскую кабину ватой с Масколом, грунтуем конструкцию А84014, очень жидко разведённым, с отвердителем. Подправляем проявившиеся огрехи, и переходим к:

Шасси

Обтекатели немного выбраны изнутри, чтобы колесо можно было поставить после их сборки. Детали, долженствующие изображать ступицы с узлами крепления подкосов, необходимо собирать с минимальным количеством клея, поскольку легко можно залить хитрые профильные пазы.

Окраска

Все детали грунтуются А84014, в один слой. Передняя часть фюзеляжа красим А86004 с отвердителем. Для создания слоя металлизации акановские металлики очень хороши – прочность покрытия чрезвычайно велика (сказываются автомобильные корни), что позволяет уверенно со-скабливать слой вышележащей краски, не опасаясь повредить «металлический» слой. Брюшко фюзеляжа и нижние поверхности крыльев и стабилизатора окрашены MM1401, закреплены MM1469. Лючки на фюзеляже окрашены XF-16. Скотчем и Масколом, не забывая про окраску пе-редних кромок нижних поверхностей в основной цвет, укрываем окрашенные поверхности. Краска смикширована из XF-49 и XF-29 (не более 10%), высветлена XF-1. Всё красим на два раза, сушим. Далее – глянцевый акановский лак, в один слой.

Декали на Микро Сет/Сол. С помощью заточенного до бритвенной остроты резачка для воска имитируем сколы краски. Тонируем по глянцу смывками акриловыми красками, поверх – пигменты MiG, на 70% спирте. Когда начинает казаться, что ещё немного – и хватит, останавливаемся. В этом деле лучше недобдеть, чем пере-бдеть…Хорошо разведённый акановский полуматовый лак, с добавлением X-21, и отвердителя. Два слоя и двухсуточная сушка. Чем хороши акановские лаки, так это прочностью. Через двое су-ток сушки можешь хватать модель хоть грязными руками – протёр ваткой со спиртом, и следов не осталось.

Резина на колёса накрашена с использованием эдуардовских масок, входивших в комплектацию kit’а (оранжевая серия). Эти маски мне не понравились. Тамиевский скотч лучше – мягче, лучше облегает криволинейную поверхность. Для сравнения – фотография двух колёс.
Eduard 1/48 Avia B.534
Винт прогрунтован, окрашен А89040. Переклейка нарисована несколькими оттенками коричневых MM. Ступица – R SM365.
Eduard 1/48 Avia B.534
Резаком удалены все слои ЛКМ в местах установок крепления расчалок. Сами крепления уста-новлены на цианакрилате. Важно: сгибать ФТД необходимо на сталистой проволоке диаметром 0,75 мм. Это даст возможность проводить нить в образовавшееся кольцо.

На фюзеляже скотчем выклеены выштамповки для пулемётов и пластина, закрывающая вы-хлопные патрубки. Окрашено H27003, через 2 часа, не снимая скотча (!), заполировано ваткой. Выхлопные патрубки красим MM
Eduard 1/48 Avia B.534

Сборка

Подклеиваем предварительно окрашенный XF-1 прицел, и начинаем собирать бипланную коробку. Очень мне нравятся эти самолёты золотого века авиации, но вот эти коробки…

Возможно, кто-то знает лучший способ, но я делаю это так: подклеиваю стойки на фюзеляж, и наружные стойки на верхнее крыло. Даю посохнуть минут 10. Консоли нижнего крыла туго вставляю в пазы фюзеляжа, без клея. Потом укладываю верхнее крыло нижней поверхностью кверху, капаю клей в ответные места крепления стоек, и собираю конструкцию воедино, пользуюсь тем, что клей ещё не застыл, но и детали уже не отваливаются. Из подручных средств сооружаю подпорки, позиционирую всю конструкцию, вымеряя размеры. Потом всё это чудо сохнет до утра. При необходимости добавляю зубочисткой клей. После того, как вся конструкция осмотрена, углы выверены, жидкими тамиевским клеем проливаются линии сопряжения консолей нижнего крыла с фюзеляжем, и вся конструкция оставляется минимум на двое суток.

Расчалки сделаны из витебской нити, в инструкции прекрасно показана схема их проводки. Работа кропотливая, но несложная. Просто не спешить, и поаккуратней.

Шасси встали на место легко, углы выставились без особых проблем, вся конструкция поверх обычного клея подфиксирована крохотными капельками цианакрилата. В обтекатели задвинуты колёса, сами обтекатели установлены на ступицы, углы установки потребовали незначительной коррекции.

Стабилизатор с подкосами установлены без затруднений, при установке подкосов в положенные места стабилизатор встаёт строго в размер.

Места установки стоек, расчалок, подправлены соответствующими красками, хвостовой костыль окрашен XF-9. Края пилотской кабины (кстати, кожаный валик прекрасно сделан паном Эдуардом) окрашены под шикарную вишнёвую кожу R38. Вклеен воздушный винт. Всё.
Eduard 1/48 Avia B.534Eduard 1/48 Avia B.534Eduard 1/48 Avia B.534

Резюме моё

Очень симпатичный самолёт. Очень приличная модель. Собирается с удовольствием, требуя минимума доработок. Можно, конечно, начать выштамповки на капоте переделать, ступицы подправить, ещё кое-что, но особой потребности в этом нет. Только если из любви к процессу. Но целесообразнее эту любовь к А-Моделу, например, приложить. Там без неё никак. А здесь – и так очень прилично. Понравилось безупречность размеров деталей, определяющих сборку бипланной коробки. Никакой подгонки, всё строго в размер. В общем, две недели отпуска потрачены недаром, удовольствие от сборки и результата изрядное.

Резюме Кота

Ну, наконец-то! Первая модель, «с нуля», на новом месте. А то я уже волноваться начал. Всё обзоры какие-то, непонятное бормотание над залежами коробок… А модель, модель - хороша. Из тех, работа над которыми – удовольствие, а не героический подвиг. Традиционно без-образные фотографии. Ну не дано ему это искусство. Хотя инструкцию на фотокамеру надо найти и подсунуть – пусть насчёт баланса белого почитает. А вообще, жизнь хороша! Кормят регулярно, хозяин оклемался, в доме красками пахнет – жизнь налаживается.
Eduard 1/48 Avia B.534

Ждите новых работ, а пока – Ч-А-А-О!

» Информация о статье
EvilElf в 16.10.2007 - 12:31
Тема: Eduard 1/48 Avia B.534(#550) - обсуждение

модель хороша! аккуратно, грамотная тонировка
фотка с котом-вообще шедевр))
Макс в 16.10.2007 - 14:07
Тема: Re: Eduard 1/48 Avia B.534
Добрый вечер Олег.
Хоршая модель и подробная, интересная статья. Вот только фото не очень получились, ну не ощущается на них всей той красоты и восторга от результата. Кот все таки прав, нужно прочесть инструкцию к фтоапарату:)
P.S. Кот испугался вспышки, или зевал?
Pavelat в 16.10.2007 - 15:04
Да. Статья как обычно хороша. А вот фото ... Свет. Мало света. И в режиме макросъемки зум на минимум и не трогать. Регулировать приближением/удалением фотоаппарата. Тогда глубина резкости больше (о какие я слова знаю ;) ). И вопрос. Какой у Вас фотоаппарат ? А то бывают экземпляры, которые от рожденья мыльница-мыльницей ...

Добавлено спустя 4 минуты 52 секунды:

Да. Чуть не забыл. Вспышка - это спец. инструмент. Его еще применять надо уметь. Это сложно. Я вот так и не научился. Предпочитаю поиграть кол-вом лампочек да выдержкой/диафрагмой. Главное чтобы руки не дрожжали, а то штавом так и не обзавелся :oops:
Костя в 16.10.2007 - 15:22
Здравствуйте. Интересная историческая справка, пока дочитал - уже (не видя фотографий) представлял себе самолет :) . И описание сборки подробное, я для себя наконец-то выяснил, чем закрывать кабину пилота при окраске (вата), а то сам как-то не догадался :oops: Теперь обязательно воспользуюсь на практике советом. Кот отличный! А не опасаетесь так близко его с моделью располагать? :)
Спасибо
ТарасовскийВладимир в 16.10.2007 - 17:54
Здравствуйте, Олег. Очень понравилась подробная статья по истории, матчасти, и особенно развернутое описание сборки. Отличная модель: чуть улучшить фотографии, и она проявится во всей полноте.

С ув., Владимир.

P.S. Привет Коту.
Pavelat в 17.10.2007 - 15:48
Уф. Sony Cyber-shot DSC-F717 - судя по тому, что нарыл яндекс, камера хорошая. Но к ней надо руки прикладывать. Особенно с столь сложных случаях, как съемка моделей. Но в руках не держал, что-то конкретное по ней сказать не могу. Вечером пожалуй пощелкаю что-нибуть подходящего размера, может общий подсказки получатся. Своих-то моделей еще ни одной не сделал, придется игрушками или еще чем обойтись :oops: . Но вдруг поможет.

Добавлено спустя 12 часов 17 минут 52 секунды:

Пощелкал что подруку подвернулось, в результате выяснил 2 момента.
1. Фотографировать модели я не умею :(.
2. Света у меня маловато будет.
Впрочем есть смутная надежда, что я просто уставший :)

Куча мелких деталей, которые просто не видно на экране при уменьшении картинки.
Надо думать над освещением. Того что есть хватает только на мелочи типа болтика от компьютера.
Впрочем ему достаточно настольной лампы в 10-15 см. от него.

Нда. Ну буду учится. Чтож делать.
N9i9k в 17.10.2007 - 17:40
Тема: Re: Eduard 1/48 Avia B.534
Прочитал комментарии и сделал вывод: мало собрать модель, статью написать, нужно сделать к тому же и качественные фото что лично у меня до сих пор не получается (руки не оттудда растут что ли?) . А модель у Олега получилась на должном уровне. Поздравляю.
Anonymous в 27.10.2011 - 18:26
Тема: Eduard 1/48 Avia B.534(#550) - обсуждение
Понравилась модель настолько, что решил собрать себе в коллекцию, а вот тамии х-29 насколько я знаю в природе не бывает. Сам запал на словацкий вариант - Операция Барбароса.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy