Эсминцы типа 36mob были одними из крупнейших кораблей в своем классе. Немецкие конструкторы пытались создать корабль с высокой скоростью и мощным вооружением, который мог бы выполнять часть функций легких крейсеров. Фактически получился большой корабль с очень ненадежной двигательной установкой, плохой мореходностью, небольшим радиусом действия и неудачной артиллерией.
Эсминцы типа 36mob были одними из крупнейших кораблей в своем классе. Немецкие конструкторы пытались создать корабль с высокой скоростью и мощным вооружением, который мог бы выполнять часть функций легких крейсеров. Фактически получился большой корабль с очень ненадежной двигательной установкой, плохой мореходностью, небольшим радиусом действия и неудачной артиллерией. К сильным сторонам пректа можно отнести традиционно высокую "немецкую" живучесть.
За время войны немецкие эсминцы потопили два броненосца береговой обороны, легкий крейсер, 2 эсминца, тральщик, три сторжевых корабля, шесть вспомогательных и торговых судов. На минных полях, выставленных эсминцами погибло три эсминца, девять вооруженных траулеров и 72 торговых судна.
Из сорока немецких эсминцев погибло 25. Из которых в сражениях с надводными кораблями погибло 15 кораблей, шесть кораблей погибло на минах, два корабля потоплено авиацией и еще два исключены из-за тяжелых повреждений и невозможности ремонта.
Эсминец Z39 вступил в строй в декабре 1943 года, до февраля 1944года действовал в балтийских проливах и Восточной Балтике. 23.06.1944 поврежден советской авиацией на стоянке в Палдиски, отправлен в Германию на ремонт, а 24.07.1944 дополнительно получил повреждения при налете британской авиации на Киль. За время ремонта прошел перевооружение по программе "Барбара" - усилено ПВО за счет отказа от одного 15см орудия. в Апреле мае действовал снова в Восточной Балтике, поддерживая приморскую группировку немецких войск. Во время одной из стрельб по береговым целям произошел взрыв в стволе третьего орудия, до конца войны оно не было отремонтировано. Корабль капитулировал в Копенгагене, по репарациям передан США, где получил обозначение DD939. В1947г передан Франции, в строй не вводился, был разобран на запчасти и окончательно утилизирован в 1958 году.
Вот несколько фотографий корабля, которые могут быть полезны при постройке:
Модель корабля фирмы Дрэгон воспроизводит внешний облик корабля как раз на последние месяцы войны, с усиленным ПВО.
Детали в коробке производят очень приятное впечатление, радует наличие травленки. Мной дополнительно был прикуплен небольшой набор фирмы OrangeHobby, который содержал смоляные плотики, стволы для всех калиброви небольшой листик травленки с деталями радаров, лееров, вьюшек и плотиков.
Однако в сборе детали не настолько приятны, как на литниках. Корпус в надводной части имеет очень коварные незметные утяжины, которые у меня проявились после покраски - пришлось шкурить и шпаклевать "поживому". Со скрипом вставал на место кормовой сегмент палубы. Детали 37мм пушек расположенные на двух одинаковых рамках имеют одинакоый брак - непролит пламягаситель на одном из стволов. Немного расстроил подход к воплощению 3Д модели в пластик - видимо, основной задачей дизайнеров было насыщение корабля мелкой деталировкой, а об удобстве сборки никто особо не задумывался. Особенно это заметно на примере 37мм и 4х20мм установок. Будете использовать изкоробочные детали - отнеситесь к этим элементам особенно внимательно. Детали рангоута кормовой мачты очень тонкие, видимо в соответствии с масштабом. Из-за этого моя мачта не выдержала усилий при устройстве штагов и сломалась. пришлось сооружать замену из трубочек. Кормового флагштока в модели нет в принципе, носовой имеет очень неудачное крепление к литнику, из-за чего обработать его после отделения весьма проблематично. Очень большие сомнения вызывает геометрия 2х20мм установок и одиночных 150мм установок. Первые просто огромны, а вторые как-то неестественно малы. Травление Дрэгона в работе оказалось неудобным: нетехнологичное и толстое. Казус наблюдался со всеми "велосипедными" сиденьями зениток: сделанные "в-масштаб" детали сидушек иногда с трудом закрывали торцы пластиковых деталей, имитировавших поддерживающие штанги. травленые детали "сеточек" прицелов зенитных автоматов толстые, похожи больше на маховички. Забыли сделать в травлении винт на катер. И в пластике тоже не сделали... в-общем, много досадных, но не критичных мелочей. В плане окраски корабля инструкция является сплошным косяком. Дело даже не в том, что там даны какие-то другие оттенки цвета, просто в инструкции совсем "левая" схема окраски, не соответствующая ни единому фото корабля.
Практически то же самое можно сказать про набор Оранжа: красиво, не дорого но бестолково. 20мм стволы для Фирлингов и Цвиллингов различаются по длине и существенно, хотя в этих установках стоял одинаковый автомат.
15см орудия на кормовые установки и носовую башню тоже различны. Смоляных плотиков не хватает что бы заменить все пластиковые. Их не хватает даже если использовать только в качестве "лицевых" на стопочках плотиков. Количество вьюшек в наборе не соответствует количеству в пластике, кильблоки для паравана абсолютно неправильные, Леера данные для ограждения кормового мостика не раскроены по форме площадки, более того, они никак не похожи на то ограждение прототипа.
Сборка модели
Корпус с днищем сошлись на "5-" кое-где небольшие щелки и ступеньки я подшпаклевал тамийным грунтом из баночки, а потом зашкурил. Первый раз просверлил и открыл все окна и иллюминаторы. После финишного покрытия матом они были застеклены глянцевым лаком. Сделал валы винтов и игл от одноразовых шприцов. Будете собирать корпус - обратите особое внимание на кончик носа - там есть малозаметная при сборке утяжина.
Надстройки собирал не совсем по инструкции - сделал свои подсборки, которые на мой взгляд удобнее красить. Стоит обратить внимание на травленые жалюзийные решетки под первй трубой - изкоробочное травление не влазит на отведенное ему место. Пришлось подрезать. На стенках ходового мостика сделал консольки для крепления такелажа. Под крылья кормового мостика соорудил пиллерсы, про которые напрочь забыл Дрэгон.
Мачту немного доработал по фотографии, но реи не стал менять на проволоку, так как на них было довольно много посадочных мест для мелких деталек - аниометра, флюгера и еще чего-то. Стоит проверить расположение оборудования на прожекторной площадке - я сначала собрал ее по инструкции, а потом, когда стал вешать гирлянду, заметил, что консолька, на которую она должна приходить, занята. Пришлось погрешить против истины и сделать гирлянду с другой стороны. Такелаж на мачте очень развитой, поэтому на крупных фото видно утолщения на концах рей. Но тут уже ничего нельзя было сделать. Реи хоть и немасштабно толстые, а дырку 0.3мм в них не просверлить: для такой дырки они сильно тонкие. Изоляторы на такелаже сделаны из трубочки 0.4мм. Радары поставил из набора Оранжа - они были деталированнее и тоньше в сравнении с изкоробочными.
Дрэгоновским травлением были доработаны трубы. Мне понравилось.
сам сделал две корзины для плотиков: одну за первой трубой (инструкция предлагает просто приклеить туда стопочку плотиков) и корзинку между кормовыми 15см. пушками.
Надстройки были окрашены, залакированы и смыты до установки на корабль.
Торпедные аппараты собрал и покрасил глядя на эту фотографию:
В принципе, они могли быть не черными , а темно-серыми, в цвет ватерлинии. Но тут точно никто не скажет.
20мм и 37мм зенитки собрал по инструкции. Но было сложно. Отдельно доставляло сверление дырочек для монтажа 20мм точеных стволов, но я решил, что мне следует через это пройти для получения бесценного опыта. Благо 20мм стволов всего 12штук было. Очень трудно было впихнуть в фирлинг четыре ствола, что бы они все были параллельны. Я с этой задачей не очень хорошо справился.
Лафеты и стволы окрашивались раздельно, после сборки установки были залакированы футурой и смыты темной миговской смывкой, после чего задуты матом из баллона.
На орудия главного калибра оранж дает точеные стволы и детали "корзин" для спасательных плотиков. В-общем, больше ничего и не нужно - башни и щиты отлиты превосходно.
NB Кормовую щитовую установку надо ставить до монтажа кормовой надстройки, иначе ее на место не поставить.
Лодку собрал практически изкоробочно - добавил только из закромов травленое перо руля и весла. Внутреннюю часть лодки окрасил тамиевскимакриловм Deck tan, залакировал и оттонировал жидким коричневым пигментом АКАН-а.
Катер собирался сложнее. Травление предлагает на него аж две детали - два поручня на бак. Мне пришлось самому подобрать из старых запасов ограждение на ют, переплет ветрозащитного козыртка, винт, и четыре рыма для крепления стропов крана.После того, как катер был окрашен и оттонирован коричневым пигментом, я привезал к рымам стропы, которые затем, при укрупнительной сборке были привязаны к имитации крюка крана.
Грот мачта дана в пластике очень тонкой. Она не выдержала в процессе установки штагов и сломалась. Пришлось сделать металлическую из трубочек. Первый блин не вышел комом. Мне понравился результат, да и мачта стала надежной. Выдержала и натяжение штагов, и потом, антенны.
Из трубочек и прутиков были сделаны флагштоки. В наборе дается только один носовой флагшток. Он тоненький, изящный, но питатель подходит к нему четко по середине и толще флагштока раза в три. В-общем, я подумал, что вместо того, что бы мучаться с зачисткой пластика, мне будет удобнее сделать этот девайс самому. Кормового флагштока в наборе нет в-принципе.
Спасибо!
Что-то я упусти фото с М42.
Еще есть фото с мачтой - оно не вставилось почему-то в статью.
Насчет ватерлинии, на мой взгляд широковата.
На мой взгляд она излишне широкая.
Я не нашел фото эсминца в доке, и поэтому покрасил по инструкции. На фото больших кораблей эта полоса традиционно широкая.
На Ойгене я ее вооще широченную сделаю, от обмотки размагничивания ;)
Поздравления!