Один из их создателей - талантливый британский авиаконструктор Джеффри де Хэвилленд (Sir Geoffrey de Havilland), лётчик-испытатель и предприниматель, основатель de Havilland Aircraft Company всю свою жизнь посвятил небу. Оба его сына - летчики-испытатели, и оба погибли в авиакатастрофах. Наиболее известный его проект - скоростной бомбардировщик de Havilland D.H.98 Mosquito, ставший наравне со Спитфайром символом Британской империи во Второй мировой войне. Но успех пришёл не сразу, первые шаги к его достижению были сделаны де Хэвиллендом во время Первой мировой войны начиная со своего первого удачного истребителя – D.H.2.
История
D.H.2 – одноместный истребитель, получивший в войсках за плотное переплетение многочисленных «веревочек» прозвище «Авоська», стал вторым истребителем конструкции Джеффри де Хэвилленда, строившийся большой для того времени серией (было построено 450 аэропланов) и сыгравший заметную роль в воздушных боях Первой мировой войны.
На фронт самолеты D.H.2 попали в начале 1916 года, и сделали они это очень вовремя - в воздухе господствовали немецкие монопланы конструкции Фоккера, оснащенные двумя пулемётами с синхронизаторами и англичане считали обстановку настолько серьезной, что по этому поводу даже заседал британский парламент с единственным вопросом на повестке дня – «что делать с Фоккерами?». Были запрещены любые одиночные полеты над линией фронта и в прифронтовой зоне. На разведку и бомбардировку предписывалось вылетать группами не менее чем из трех-четырех машин для взаимного прикрытия.
Появление истребителей D.H.2 на фронте позволило англичанам установить равновесие, которое было сохранено до конца 1916 года. Но к началу 1917 года конструкция аэропланов D.H.2 с толкающим винтом стала архаичной, их стали переводить в учебные части и окончательно D.H.2 сняли с вооружения британских ВВС осенью 1918 года.
Прототип
В качестве прототипа для постройки модели был выбран аэроплан кавалера Креста Виктории капитана Лионела Рииса (Rees, Lionel Wilmot Brabazon).
Сын офицера, он закончил училище сухопутных войск и был приписан к гарнизонной артиллерии, где получил репутацию превосходного стрелка. Безупречная карьера артиллерийского офицера была ему гарантирована, но увлечение небом и полётами не давало ему покоя. Лионел уходит из артиллерии и за свой счёт учится летать в частной авиашколе. В 1913 году он закончил обучение и получил свидетельство пилота. Карьеру военного лётчика Лионел начал в 1915 году на истребителе Vikers F.B.5 Gunbus и уже через несколько месяцев стал асом. За свою службу в Королевском воздушном корпусе Риис получил множество наград, но самой значительной стала высшая награда Британской империи – Крест Виктории, который он получил за бой 1 июля 1916 года - 10 против 1.
Будучи командиром 32-ой эскадрильи, летавшей на истребителях D.H.2, Риис сопровождал эскадрилью бомбардировщиков за линию фронта. На обратном пути, выполнив задачу, он увидел чуть выше и впереди 10 аэропланов, идущих в тыл англичан. Риис решил сопроводить их, приняв за свои бомбардировщики, тоже возвращающиеся с задания. Сблизившись, он обнаружил, что это немецкие двухместные Roland C.II, и тут же атаковал их, несмотря на подавляющее преимущество немцев.
В начале боя Риис с ходу сбил два аэроплана противника. При атаке на третий, перезаряжая пулемёт и, получив в это время ранение в бедро, он выронил последний оставшийся у него диск к пулемёту «Льюис». И, тем не менее, периодически теряя управление самолётом, Риис не вышел из боя, достал револьвер и своими агрессивными маневрами рассеял эскадрилью немцев, заставив их повернуть обратно. Только после этого Риис вышел из боя и благополучно посадил аэроплан на своей территории.
Модель
Модель аэроплана D.H.2 в масштабе1/48 выпускается довольно давно чешской фирмой Eduard. Несмотря на то, что модель далеко не новинка, моделисту, обратившему внимание на эту модель, практически всё в ней понравится – традиционно высокое для Eduard качество пластика, отливок, декалей, оформление коробки, инструкция. От сборки модели D.H.2 начинаешь получать удовольствие, как только откроешь коробку. Единственным узким местом является пустая кабина, которую также по традиции, приходится наполнять самодельным интерьером.
Выбранный прототип не блистал яркостью окраски, поэтому для придания рельефа использовалась техника «постшейдинга», когда на окрашенное крыло вдоль нервюр наносится тамиевский «смоук».
Конструкция самолёта позволяет показать открытый двигатель Gnome 9 Monosoupape во всей своей красе. Поэтому было решено использовать смоляную продукцию фирмы Vector, за что ей отдельное спасибо – трудозатраты минимальны, а результат меня весьма порадовал.
Наибольшие треволнения перед началом работ над моделью у меня вызывал процесс расчаливания, т.к. количество расчалок, тяг и весьма разнообразных веревочеГ в самых неожиданных местах могло вызвать «зависание» у любого моделиста. Но благодаря активной помощи коллег на форуме все прошло благополучно.
Модель строилась в рамках ГБ «Крылья Британской империи», результат перед вами. Отдельное спасибо за фото Андрею Янчику (AndreykA).
Надеюсь, просмотр фотографий доставит вам удовольствие, а меня, после завершения постройки «авоськи», можно считать полноценным «верёвочниГом» ))))).
С уважением, Дмитрий aka Spit.
А ты его видел? ())))) Я его видел. Он у меня был. Я его делал. Я его не смог сделать... У меня в биографии всего три или четыре самолета,которых я не смог ( не захотел,не сделал плохо,не отложил на пару лет), а не смог сделать.
Вообще,я видел только модель А.Рогозина на Дише,и то он сам пишет,какое это бревно.
Ну, как из чего - "блю чего-то там" :roll: